Наполеон и евреи

В момент провозглашения ”Декларации прав человека и гражданина” во Франции проживало более 30 тыс. евреев. Тем не менее, в Париже  их практически не было. В 1797 году французскую армию возглавил молодой генерал Наполеон Бонапарт. Он получил от Директории санкцию на проведение военной кампании на Ближнем Востоке. В том числе в Египте, Сирии и Палестине.

В том же году в одной из парижских газет, ровно за сто лет до того, как  идею создания независимого еврейского высказал Теодор Герцль, была опубликована статья под заголовком «Письмо еврея к своим собратьям». В письме содержалось обращение ко всем евреям мира начать переговоры с турецкими властями на предмет создания в Палестине еврейского государства.

Наполеон Бонапарт не встречал евреев ни в детстве на Корсике, ни в отрочестве во Франции. Его первое соприкосновение с организованной еврейской общиной состоялось в городе Анкона, взятой им 9 февраля 1797 года во время первой итальянской кампании.

В середине 1798 года Наполеон захватил Египет. Затем, пройдя через весь Синайский полуостров, вторгся в Эрец-Исраэль. Взяв город Яффо, его армия двинулась на север и начала осаду Акко.

-Однако ни Анкона, ни Мальта не могут сравниться с прокламацией Бонапарта, изданной им под стенами осажденной крепости Акко 20 апреля 1799 года о создании самостоятельного еврейского государства в Палестине, за 118 лет до Бальфурской Декларации и 149 лет до провозглашения Государства Израиль. В прокламации, в частности, говорилось:

 "Израильтяне! Законные наследники Палестины! Воспряньте духом, о изгнанники!
Великая нация французов не торгующая людьми и государствами, как те, кто «продал вас сыновьям эллинов, чтоб удалить вас от пределов ваших», зовет вас не завоевать, но лишь вернуть свое отечество, отнятое у вас. С помощью и при поддержке Франции вы навеки останетесь хозяевами и защитниками своего отечества от вторжения иноземцев"

Этой прокламации не было суждено осуществиться. Бонапарт был уверен, что после падения Акко он войдет в Иерусалим и оттуда возвестит всему миру о восстановлении Израиля. Но Акко не пала вследствие вмешательства английского флота, и Бонапарт, вынужденный вернуться в Египет, должен был отказаться от своего плана.

Как-то проезжая во главе входящих в город победоносных полков, Бонапарт заметил, что среди радостно встречавшей его толпы стояли люди в желтых головных уборах, в желтых нарукавниках с шестиконечными звездами. Он спросил одного из офицеров об их значении и узнал, что это евреи, а шапки и нарукавники служили опознавательными знаками их вероисповедания, если с заходом солнца они не возвращались в гетто.

Бонапарт немедленно приказал нарукавники снять, а желтые шапки заменить обыкновенными. Он также открыл ворота гетто и объявил, что отныне евреи вправе жить там, где им хочется, и соблюдать свою религию.

 Вот ещё пример отношения Бонапарта к евреям: 19 июня 1798 года по пути в Египет французы взяли остров Мальта. Тут Наполеон узнал, что мальтийские рыцари жестоко преследуют местных евреев, продают их в рабство христианам и туркам и запрещают соблюдать свои традиции. Он сразу же приказал открыть синагогу и восстановил гражданские права евреев Мальты.

Во Франции усиленно циркулировали слухи, будто бы Наполеон обещал евреям вернуть Иерусалим. Сам император подобные утверждения категорически опровергал. Он неоднократно заявлял, что никогда не имел намерений завоевать государство для евреев. Хотя и всегда относился к ним вполне лояльно.

По этому поводу сохранились исторические документы. В частности, воспоминания личного врача французского императора. В одной из бесед в последние годы жизни Наполеон как-то сказал: «… Я всегда покровительствовал евреям. Надеялся, что они будут воспринимать Францию как Эрец-Исраэль. Париж – как Иерусалим, а меня – как царя Соломона. Или, по крайней мере, как царя Ирода».
    
Поход Наполеона на Восток никак не повлиял на создание в Палестине еврейского государства. Однако для самих евреев определённые последствия всё же имел. Прежде всего, в Британии. Большая группа известных британских политиков, религиозных деятелей, писателей, журналистов, людей искусства поддержала идею еврейского возрождения в Эрец-Исраэль.

Среди них были лорд Линдсей, лорд Шефтсбур, лорд Манчестер, Дизраэли, премьер-министр Великобритании в 1880-84 годах, лорд Пальмерстон и много других не менее известные личностей. Они писали, выступали в парламенте и прочих общественных местах, разрабатывали программы британского содействия возвращению евреев в Эрец-Исраэль. Были даже такие, кто требовал у британского правительства выкупить у Турции Палестину и передать её евреям.
 
 В 1831 году египетский правитель Мухаммед Али отвоевал Палестину у турок. Девять лет он управлял страной из Египта. И что удивительно, мусульманские власти не отвергли идею возвращения евреев в Палестину. Однако, несмотря на благосклонность правителя и  множество конкретных панов, девяти лет для их практической реализации явно не хватило.

А уже в 1841 году турецкая власть опять вернулась в Палестину. С турецким правительством проблема создания еврейской автономии в Палестине также неоднократно обсуждалась. Рассматривались различные проекты, предлагаемые правительствами Британии и Франции. К сожалению, результатов не последовало.

И всё-таки еврейская жизнь в Эрец-Исраэль все эти годы активно продолжалась. В 1869 году семеро репатриантов из Европы решили выйти за пределы Старого города Иерусалима. Они основали первый жилой квартал вне его стен.

Свои дома евреи построили на пустоши среди диких скал, где раньше обитали только шакалы. Со временем застройка разрослась и превратилась в еврейский квартал Нахалат шиваа (Наследие семи). Теперь это центр Иерусалима. Находится он между улицей Яффо, площадью Сиона и государственным банком Израиля.

В 1870 году недалеко от города Яффо в поселении Микве-Исраэль была открыта первая в стране современная сельскохозяйственная школа. Другая группа евреев в 1878 году пересекла Иудейские горы и заложила первое современное по тем временам еврейское сельскохозяйственное поселение.

Назвали его Петах-Тиква. Оно стало «матерью» всех подобных поселений. В эти же годы были основаны ещё два еврейских земледельческих поселения: Джермак и Гей-Они. Создавались новые еврейские промышленные предприятия. Типографии, ткацкие фабрики, механические мастерские.

На конце XIX столетия (с 1882 по 1903 гг.) пришлась крупная волна иммиграции европейских евреев. Эта волна репатриантов в дальнейшем была названа Первой «алиёй». К 1903 году число евреев, живших в сельскохозяйственных поселениях, достигло 25 тысяч.

Они жили в близком соседстве с полумиллионом арабов на правах подданных Оттоманской империи. На стыке XIX-XX веков произошло ещё одно печальное для еврейского народа событие. Турция, преследуя свои чисто политические цели , буквально подарила Египту Синайский полуостров, с библейских времён считавшийся составной частью Эрец-Исраэль. Площадь Синая – 25 тысяч кв. км, т.е. больше всей территории современного Израиля.

Невольно возникает вопрос: что побудило Бонапарта встать на защиту гонимого народа? Подобная позиция, да еще не увенчанная успехом, не сулила ему ни политической, ни военной выгоды. Напротив, она могла лишь помешать его растущей популярности и послужить его противникам и соперникам.

Здесь следует вспомнить, что Наполеон был корсиканцем и до последнего дня своей жизни им оставался от беспредельной дружбы - вражды с освободителем Корсики Паскалем Паоли до неоправданной веры в великодушие английского правительства после разгрома под Ватерлоо.

Корсиканец не забывает ни добра, ни зла. Таким был и Наполеон; и не исключена возможность, что симпатию Бонапарта к евреям можно объяснить и тем, что где-то в его подсознании сохранилась память о том, что в свое время мэр города Аячио еврей Жан Жером Леви спрятал его в своем доме от преследовавших приверженцев Паскаля Паоли, и тем самым спас его.

Не менее интересна опять-таки малоизвестная беседа Наполеона со своим врачом, ирландцем Барри О’Мира на Острове Св. Елены 10 ноября 1816 года. Когда О’Мира задал уже больному императору прямой вопрос, почему он неизменно поощряет и поддерживает евреев, тот ответил: «Я всегда хотел видеть евреев равноправными подданными, какими являются остальные народы моей империи.

Я желаю, чтобы к евреям относились как к братьям, как если бы все мы являлись частью иудаизма. Это было бы выгодно и для Франции, потому что евреи иммигрировали бы в нашу страну со своим богатством. Если бы не мое падение, большинство европейских евреев переселились бы во Францию, где их ждали бы свобода, равенство и братство».

Придя к власти, Наполеон сделал евреев полноправными подданными своей империи не ради выгоды - евреи не имели никакого политического веса.

Меттерних-Виннебург, австрийский консул в Париже, писал в одном из своих докладов в Вену: «Во Франции находятся всего лишь около сорока тысяч евреев, из них около тысячи - в Париже. Но все они без исключения видят в императоре своего Мессию!»

После сокрушающей победы под Аустерлицем Наполеон продолжал настоятельно действовать в пользу полного освобождения евреев от гражданских ограничений несмотря на яростное сопротивление антисемитских кругов во Франции и за рубежом - под предводительством Папы Римского и русского царя Александра, одного из самых яростных гонителей евреев.

Отношение императора к евреям вызвало всплеск антисемитизма. Но изменить взгляды Наполеона было не так-то легко. Он сказал: «Еврейский вопрос решается не так. Я никогда не приму мер, обязывающих еврейский народ оставить Францию, потому что для меня еврей равен любому другому гражданину страны. Изгнание их из Франции явилось бы доказательством слабости, в то время как для их интеграции требуется сила».

Сорванный англичанами план создания еврейского государства в Палестине Наполеон заменил другим, не менее грандиозным - восстановлением Синедриона, верховного органа еврейского духовного законодательства, упраздненного римскими завоевателями Иудеи в 73-м году новой эры и вновь созванного императором Наполеоном I в 1734 г. после смерти разрушителя Иерусалимского Храма Тита Флавия. Первая сессия открылась 9 февраля 1807 года в Париже и продолжалась ровно месяц.

Новое мероприятие подверглось ожесточенному протесту царя Александра, назвавшего Наполеона «антихристом и врагом Б-га», что, впрочем, не помешало ему через полгода подписать с тем же «антихристом» Тильзитское соглашение, сопровождавшееся объятиями и уверениями в вечной дружбе, продержавшейся пять лет до вторжения Наполеона в Россию.

Идея восстановления Синедриона, как и идея возрождения еврейского государства в Палестине, остались кратковременными эпизодами. Пройдет еще полтораста лет, пока свершится то, что молодому провидцу привиделось

Источник: Викапедия.


Рецензии
ДВУЛИКИЙ ЯНУС
................

ВЗЯТО ИЗ ИНТЕРНЕТА(
(на Э.К. не обращать внимания-
не убирается)

Наполеон и евреи 2
BY ANATOLIY ZELIKMAN ON 08.16.2011 МНЕНИЕ
Наполеон и евреи

У наших коллег, в »Форуме», в еврейской газете на русском языке для семейного чтения № 353 опубликован за подписью Й. Милостивый небольшой, но ёмкий материал на тему »Наполеон и евреи». Милостивые господа из радакции уважаемой газеты, надеюсь, что Вы с пониманием воспримите мою короткую реплику, в связи с упомянутой публикацией.

Во-первых. Статья эта появилась на свет около трёх лет тому назад в ряде интернет – сайтов, автор Эммануил Пирутинский Прата. Представляется, что упоминание первоисточника в данном случае было более, чем желательно.

Во-вторых. Наполеон не только приобрел репутацию лучшего друга евреев в глазах населения европейских стран, но и сами евреи в большинстве случаев воспринимали эти шаги с энтузиазмом; в честь Наполеона сочинялись гимны, нередко исполнявшиеся в синагогах. Легенду о Наполеоне как освободителе и благодетеле еврейского народа не поколебала даже такая резко антиеврейская мера, как его декрет от 17 марта 1808 г., по которому евреям (за исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд) запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов, выставлять себе замену для отбывания воинской повинности (в отличие от остальных французских граждан). В статье достаточно цитат, подтверждающих то, что Наполеон многое сделал для улучшения положения евреев во Франции. Приведенные высказывания радуют, ласкают наш слух. Но будем объективны. Столь любимый нами диктатор не всегда благосклонно относился к нашему народу. Симпатизировал ли Наполеон евреям? Едва ли, скорее он испытывал к ним осторожное равнодушие. Но видел в них благодатный материал, который при сложившейся обстановке может принести ему ощутимую пользу. Когда, на его взгляд, требовали обстоятельства, как, например, в эльзасском кризисе, он мог выступить и с антиеврейской речью. Приведу текст из обращений императора к Государственному совету 30 апреля и 7 мая 1806 года в связи с жалобой крестьян Эльзаса на ростовщичество евреев. Понимаю, что антиеврейская риторика и антисемитизм Наполеона будут не очень приятны нашему еврейскому самосознанию. Будем однако объективны. В этом враждебном для нас мире, среди именитых было (и есть) достаточное количество недругов. К сожалению.

*****

Они (евреи – А.З.) главные возмутители в современном мире… Они стервятники человечества… Они образуют государство внутри государства. Несомненно, они не являются законопослушными гражданами… Зло в них исходит не от отдельных личностей, но от коренной природы сего народа… Деятельность еврейской нации со времен Моисея, в силу всей её предрасположенности, заключалась в ростовщичестве и вымогательстве… Французское правительство не может равнодушно смотреть на то, как низкая, опустившаяся, способная на всякие преступления нация захватывает в своё исключительное владение обе прекрасные провинции старого Эльзаса. Евреев приходится рассматривать, как нацию, а не как секту. Это нация в нации… Я бы хотел на определённое время лишить их права выдавать займы под заклад, потому что слишком унизительно для французского народа быть обязанным этой низкой нации. Целые сёла обобраны евреями, они снова ввели рабство; это настоящие стаи воронов. Вред, причиняемый евреями, не происходит от отдельных лиц, но от всего этого народа в целом. Это черви и саранча, опустошающие Францию. Я решил исправить евреев, но я не хочу их иметь больше чем их есть в моём государстве. Я делаю всё, чтобы доказать моё презрение к этой подлейшей нации мира. Евреи являются нацией, способной к самым ужасным преступлениям. Я хотел сделать из них нацию граждан, но они негодны ни к чему, кроме торговли подержанным добром. Я был вынужден провозгласить закон против них за их ростовщичество и крестьяне Эльзаса передали мне свои благодарности…Философскими учениями жидовского характера не изменишь, для них нужны исключительные специальные законы…К жидам относятся с отвращением, но надо признаться, что они действительно отвратительны; их также презирают, но ведь они и достойны презрения.

Наполеон предал Корсику не только тогда, когда выступал против её защитника Паоли. Он предавал её независимость много раз, когда мог, будучи императором, обеспечить её отделение от Франции. Он не был верен родине, а лишь своему семейному клану. Его корсиканское достоинство осталось в его юности. Оно было принесено в жертву Французской империи. Умирая, он надеялся спасти душу, и потому оставил деньги тем, кто когда-то спас его тело от оружия корсиканских патриотов. Среди этих людей был еврей Жан Жером Леви. Наполеон был обязан этому еврею, этому человеку, но никогда ничем не считал себя обязанным еврейскому народу, который он хотел растворить во французской нации. Евреи как народ должны были, по Наполеону, исчезнуть. Еврейский народ ничем не обязан Наполеону Бонапарту.

Эдуард Кукуй   07.02.2019 14:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.