Нечистая сила в Вареновке. Глава 7

Нечистая сила в Вареновке. Глава 7



Ещё распознать ведьму можно по тому, что ведьма, хотя и городская, но более всё ж деревенская, оборачивается в колесо. Может, вы того и не знали, а расскажу я вам историю!

Дед мой, славный казак вареновский...

-Знаем, знаем, - скажете, - врал ты нам ужо про деда своего, как жеть, слыхали!

Вы-то, может, чего и слыхали, да слыхали в пол-уха! А толькоть не знаете, что дед мой Семён, славный казак вареновский, самоличностно пострадал через ведьм да с той поры до того осерчал на всю ихнюю вражью нечисть, что прослыл наипервейшим на ведьм  охотником и по всем ихним делишкам пакостным известным выявителем! Понимал дед мой в ведьмах, почитай не хуже самого Гоголя!
Энто евойный крик: " Эге-гей, православные! Вона она, ведьма!" - чаще иных гремел в церкви по воскресным дням и пужал дьяка Григория вплоть до дрожи в коленках и нервического заикания! 

"Держи ведьму! Гляди-ка, собака,  прикинулась кем!.."- часто слышали крик деда моего неистовый вареновские жители и спешили прочь, куда подальше, лишь бы на тот самый момент истины не попасться под зоркий дедов глаз!

А случилося как-то деду моему возвращаться домой с гулянки. Дело было в летнюю пору, накануне Петрова дня, в неделю, когда кончается летний свадебный сезон и начинаются прополки и подготовки к сенокосу. А, как известно, накануне больших Праздников завсегда происходит по всей земле сатанинское мракобесие. Активизируется вся диавольская свора, и до того жеть разгул нечисти разнообразной наблюдается, что доброму християнину шага невозможно ступить без того, чтобы не споткнуться об колдуна или ведьму.

В энти летние ночи и мне случалось выйти из хаты до какой своей надобности.  Случалось...  Выйдешь ты вот так, вечерком погулять на огороде, а как запрокинешь  голову, посчитать звёзд небесных количество, глядь... а про меж них движется ступа! А в ступе летит, ясное дело, ведьма. Машет ведьма метлой, будто веслом гребёт лодочным, и такие пируэты, такие пляски бесовские ступа ейная выделывает, что поглядеть любо-дорого! Иной раз взмывает вверх и до самых дальних звёзд, а оттудова срывается в штопор, крутит ведьма в ступе, крутит чертовка  "мёртвые петли" и "бочки", и прочие фигуры над селом выделывает, чисто твой Чкалов! Ты-то заглядишься на такое чуднОе представление, рот раззявишь, а тем временем налезут в хату сторонние коты, наведут полный беспорядок! А, может, об тую самую ночную  пору собрался ты перекусить чего: блинков со сметаною или тама гусём жареным пообедать, кулебяки отведать с расстегаями, колбаски с сальцем... Очнёшься, услыхав в хате грохот, ринешься ужин свой спасать, а уже поздно! Крынки с мисками на столе перевёрнутые, от сазана толькоть хвост с костями остался, гусь тожеть изведён напрочь... Животная твоя лапами в стороны разводит: "А я, мол, что? Заколдовала и меня проклятая ведьма, чтоб ей пусто было, будто во сне летаргическом пребывал, пропустил орды вражеской на ужин нашествие!".

А ты видишь, что и не больно-то пропустил - усы у Кота в сметане, морда от рыбьего жира лоснится, в темноте фосфоресцирует! А ругать Животную у тебе рука не подымается, потому понимаешь: чары на Кота наложила анафемская ведьма, нету его здеся никакой кошачьей вины. А покудова ружьё схватишь, патроны с картечью медвежьей забьёшь в ствол, обратно выбегишь на огород, а ведьмы уж и след простыл. Толькоть остался от ступы инверсионный след, хитрыми петлями закрученный в нехорошее слово, да с небес доносится чертовки поганой насмешливый хохот! Да что говорить, небось,  видали и сами вы не раз такие происшествия!

А случилось как-то заполночь деду моему возвращаться домой с гулянки. Дело было в летнюю пору, где-то накануне Петрова дня, а до того ночь стояла лунная, что не надобно никакого тебе электричества: всё скрозь видать, как при утреннем свете, точно призрачной лампой сверху деревню нашу подсветил кто. Сады благоуханием упоительным напитали ночной воздух, хаты в энтом дивном сиропе абрикосовом, яблочном плывут. Утопли хаты деревенские в аромате яблочных садов, аж по самые камышовые свои  крыши, толькоть трубы печные кое-где торчат по-над плывущими в призрачном тумане деревенскими хатами, да золотые кресты над церковными куполами, над селом спящим возвышаются. Звёзд в небе золотых-серебряных неисчислимое количество рассыпано, будто крупного гороху (невольно представишь себе разиню, несшего на мельницу мешок прохудившийся), а через всё небо лиловое хрустальное текёт речка Млечная, текёт небесная Сливянка и в реке тихой отражается. И такое жеть дивное благоухание в воздухе и великолепие наблюдается, что не можно передать чувств энтих никакими человеческими словами! Нету, нету  художника, чтобы намалевал дивную такую благолепную картину. Может толькоть Гоголь... Да. Гоголь, тот бы один и сумел великолепие энто описать, а боле никто!

"Это ж чёрт знает, какая красота на моей земле восстановилася, это ж неподвластная уму человеческому поэзия делается! И до того красота природная и тишина стоит благословенная - ни одна собака не взбрехнёт!" - идёт по спящему селу мой дед и размышляет.

"Где толькоть мне бывать не случалося, в каких краях и землях чужедальних, вона взять одну Японию, а такой красоты, такой благости и великолепия, таких дивных ароматов и благоуханий медовых нигде, как на родимой моей сторонушке мне не встречалося! Ни за что, ни за какие богатства, хучь ты мне сто пианин и роялев орехами набитых предложи, а сверху положь на них новенькие яловые сапоги да километровые красные портянки из чистого панбархата - и за то бы не променял я свою милую сердцу казачьему, сердцу православному Вареновку! Нет. Ни за какие сокровища не отстал бы я от своей Родины! Здеся на свет Божий я народился, здеся моё местожительство, здеся я, Бог даст, с миром и умру!" - размечтался дорогой мой дед.

Размечтался, а под ноги ему, откудова ни возьмись, чёрная кошка! И напужала неожиданным своим появлением славного казака вареновского. "Ах ты, бесовская тварь! Анафемская аномалия! Вот и помяни нечистого, а он уж тут как тут. А лети-ка ты, вона, по-над садами-огородами, обозревай окрестности!" - таким напутствием сопроводил кошку пришедший в себя от испуга казак, слегка поддев животину носком сапога. И пошёл дальше гулять по улице, между себя рассуждая, откуда выпрыгнула на него проклятая кошка.

"Ишь жеть, и откудова она только выскочила? Бисова детина! Энто ж напугала... Как напугала, чертовка! Проходу, слышь-ка, нету никакого от проклятых энтих котов! Хорошо никого не было рядом в эту самую минуту, а не то засмеяли бы меня деревенские девки! Да и парни надо мною немало бы потешились!.. А не мешало бы взяться за энтих кошек. Чтобы не пужали добрых казаков и православных християн. Да. Именно. Завтрева за ихнее изведение я с утра и примуся! И хотелось бы знать мне..."

А что хотелось узнать в ту ночь моему деду так и осталось неизвестным, потому как дедовы размышления прервались самым невероятным образом.

Поднял дед мой глаза,  глядь, а на него улицей едет громадное колесо от телеги! До того жеть огромадное колесо, ростом в семь локтей, а может и более. Может и до верха плетней рост его доставал! И дажеть до самых крыш хат деревенских! А как бы не до колокольни оно над дедом  возвышалося! Но до колокольни энто навряд ли. Навряд ли достало бы колесо энто до церковного купола. А так не так было то колесо чёртово деду не менее, чем по плечо, а рост у моего деда имелся значительный. Увидал дед колесо энто самокатное, удивился немало тому, что колёса в такую пору бездельно по улице шляются. Ладно бы катилось колесо при телеге да в торговый день, на ярманку...

"Да чего в  деревне нашей не случается... - рассудил дед. - Хотя и странно. Весьма странный случай, когда колёса сами по себе заполночь ездют!".

Хотел было дед посторониться, дать колесу "зелёную", беспрепятственную, так сказать, дорогу, метнулся к плетню, ан не тут-то было! Едет колесо самокатное, скачет-подпрыгивает на ухабах и кочках, целится прямиком на славного казака. Перекрестился дед, что за диво? Перекрестился, а видение странное не исчезает. Кинулся на другую сторону улицы, прижался к забору. И опять колесо на него наехать грозит! Вовсюда кидался мой дед, отважный вареновский казак, и бегал по улице, а колесо сатанинское не отстаёт! Держит курс проклятое колесо прямиком на доброго християнина.

И тут-то дед мой смекнул, что в деле энтом поразительном чегой-то нечисто. Наблюдается то есть некоторая неясная аномалия. Потому не должны колёса, хотя и самокатные, за християнами по улицам гоняться!

"Чистое жеть бесовское обстояние! Это жеть какой дьявол, прости Господи..."- ругается дед и бегом бегает от плетня к плетню.

А колесо не отстаёт, грозится раздавить славного казака.

Попробовал дед крестное знамение наложить на сатанинское колесо, да бестолку. Скрипит гадское колесо и на деда наезжает.

"Ага! Так то - ведьма!"- понял дед причину такого невероятного обстоятельства. - Ну, теперича дело энто мне ясное!".

Стал тогда дед на гармошке играть плясовые мелодии. Потому ещё его дед, мой значит, прапрадед, сказывал, что от колёсного оборотня первым делом надо гармошкой обороняться. Ежели того крестное знамение не берёт, конечно. С тем, чтобы  ему, оборотню,  закружить напрочь голову.
 
Перво-наперво с "Яблочка" начал дед. Растянул гармонь и вдарил по клавишам:

"Ой, яблучко, куди ж котишься? Пусти, мати, на вулицю, гулять хочеться!".

И ещё так:

"Эх, яблочко, катись парами, будем рыб кормить комиссарами!

Эх, яблочко, да соку спелого, слева красного бей, справа белого!

Эх, яблочко, да на тарелочке, погибай офицер в перестрелочке!".

Хотел дед ещё Бродского приплести, где "под вопли вихря враждебного, яблочка, ругань кормчего, как перо шуршит",  да не полезло такое творчество гадское унылое на плясовой лад.

А ведьме, в колесо тележное оборотившейся, видать, дедова игра на гармони пришлася по вкусу. Понравилась песня старинная украинская, песня матросская оборотню.

Скачет колесо, скрипит, прыгает на кочках и на ухабах, безо всякой, значит, остановки. То вкруговую себя обернётся, то с ног на голову встанет. Танцы такие оборотень выкаблучивает, любо-дорого. Страшно  деду моему стало:

"Ну, положим, час-другой, третий гармошкой я от ведьмы, колесом обротившейся, сумею оборону держать. А как пальцы занемеют? От клавиш непрестанного нажатия? А как кончатся знакомые мелодии? Тогда чего? Задавит жеть, задавит насмерть проклятая ведьма! Погубит православную душу зловещий оборотень! Не, энто не дело! Не пойдёт такая казака славного недобрая живота кончина!".

Играет дед на гармошке одной рукой, сам про себя молится, а другой, между тем, назади себя кол в плетне расшатывает. Вынает кол из плетня дед потихонечку. "Сейчас ужо проучу я тебя, поганая ведьма, как над християнами православными, как над казаками добрыми измываться!".

Выхватил дед кол из плетня, отбросил гармонь в сторону и кол-то промежду спиц и просунул. Просунул кол промеж спиц с молитвой: "Получай, нехристь, попробуй-ка на вкус православной молитвы и осинового кола!". Повалилось колесо на бок. А покудова ведьма анафемская не очухалась и чего иного сотворить не удумала, схватил дед колесо и - рр-раз! Поднял над головой и наткнул его ловко на забор. Тем самым местом наткнул на дрын, из плетня торчащий, через какое всякое другое колесо на ось верчения одевается! Висит колесо на плетне, скрипит-крутится, а дед ни жив ни мёртв от такого страшного сражения. Привалился к забору и дажеть козью ножку свернуть не в силах! Отдышался казак, для верности через спицы привязал ведьму ремешками от гармони до плетня, наложил крестное знамение троекратное, на всяк случай сверху присыпал доброй махоркой  и пошёл к дьяку Григорию, рассказать тому об таком удивительном случае.

"А, энто...- сказал, почесав макушку дьяк, - энто может быть. Слободно! Потому всякая вражеская ведьма колесом оборачиваться могёт! Бывали, бывали случАи!"
А когда на другой день всем миром, всей деревней, после обедни, пришли поглядеть на то страшное колесо, так никакого колеса там не оказалося! А заместо его пронзённая прямо в сердце колом осиновым висела на плетне чернобровая молодая казачка.

"Вишь ты, какой случай! Какая оказия! - удивился дед мой. - Да ведь энто соседка моя, через три огорода, Саламея! То-то я гляжу, она меня всё в гости к себе зазывала! То на вареники, то пироги с гусятиной... Как мимо её хаты не иду, так она у плетня ошивается, будто дела другого у ней дома никакого не имеется, на меня глядит Саламея своими чёрными глазами и шутки со мной всё срамные шутит. Погубить, значит, казака удумала проклятая ведьма! Да не будет! Нетути!".


С тех пор, с того самого злосчастного дня дед мой и открыл охоту на колдунов и ведьм. И до чего жеть знатный был охотник! Прославился дед мой не толькоть в деревне нашенской, а и в самом Петербурге! Вызывали как-то его в столицу, в Пальмиру северную для раскрытия одного неясного таинственного дела. Сам начальник петербургской сыскной полиции Путиловский деду телеграмму отбил: "Так , мол и так, приезжай срочно дорогой мой добрый друг, славный казак Семён, потому дело тута одно имеется для меня не вполне ясное по происхождению. И без тебя, боюся  не раскрыть мне энтого преступления. А вместе, глядишь, как-то управимся...". Да. Но про то громкое дело петербургское, известное в узких весьма кругах, я ужо доскажу как-нибудь другим разом.
 
Извёл дед мой всех ведьм подчистую в Вареновке и во всей округе! А первым делом... Перво-наперво, дед  изловил всех чёрных кошек и перетопил их в Сливянке. Другое. Как завидит дед мимопроезжающую телегу или бричку, кричал: "А ну, станови! Станови коней! Вылази, сволочь, на землю! Сейчас колёсы будем отверчивать, на предмет, значит, полной таможенной проверки!". Оно, конечно, крестьяне да купцы очень недовольные были таким деда моего методам ведьм выявления. А особенно благородные дамы. Потому он не толькоть колёсы оборотнические выявлял, но солью проверки выстраивал. В том смысле, на хвост чтобы ведьме соли крепко сыпануть. Да.

Но супротив охотника знатного идтить было трудновато. Потому очень страстно дед мой горел нечисть из деревни нашей навсегда повывести! Долго после того ведьмы Вареновку стороной обходили! Потом, конечно, не без того, завелися в будущие годы, потому без ведьмы у нас ни в одной деревне, хотя и в самом собачьем каком паршивом хуторе не обходится...



окончание  Гл.8  http://www.proza.ru/2015/03/19/1630


Рецензии
Суровый дед. Достаточное, видно, количество соли извел на проверки. И опять-таки, на чужих колесах не прокатишься, с таким-то рвением таможенным. Да...

Елена Гвозденко   24.03.2015 08:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.