Бард Александр Лобановский и песня моей юности

О чём-то дальнем, неземном, о чём-то близком и родном...

   Эту песню я впервые услышал году в 83. Я заканчивал первый год своей учёбы в Университете и был наполнен до краёв всеми чувствами и переживаниями 18 летнего юноши, только-только вступившего в новый необыкновенный мир студенчества, мир преданной дружбы и страстной любви. Прошло немногим более полугода пребывания в этом мире, как раз столько времени, чтобы новые знакомства переросли из простых приятельских отношений сокурсников в нечто, гораздо большее, волнующее душу и мысли, заставляющее вдруг делиться самыми сокровенными переживаниями с кем-то, кого ещё недавно совсем не знал и кого почему-то вдруг начинаешь считать своим лучшим другом. Как-то незаметно, само-собой и, в то же время, неумолимо вокруг тебя образуется круг самых близких, самых любимых людей из огромной массы студентов, вместе с тобой посещающих занятия. И начинает казаться, что не будет в твоей жизни людей ближе и роднее, чем эти, вновь обретённые друзья. И начинаешь мечтать о том, что никогда с ними не расстанешься и страстно желаешь до конца дней прошагать с ними бок-о-бок.
    Одним из таких ближайших и любимейших стал Витя. Он появился в нашей компании, не сразу обратив на себя внимание. Небольшого роста, тихий и в переносном и в прямом смысле, - голос у него тоже был тихий, да и говорил он мало.
    В нашей университетской компании как, наверное, и в любой хорошей компании, где собираются молодые люди, наполненные чем-то ещё, помимо вполне свойственного юному возрасту, повышенного интереса к вопросам пола, был интерес к гитаре. Играли почти все. В разной степени, но играли и любили выступать друг перед другом. Техника исполнения была во многом схожа - пять, семь аккордов, почти одинаковый для всех бой и пара переборов. Но, зато, у каждого был свой достаточно оригинальный репертуар и непревзойдённое мастерство подачи именно этого репертуара. Кто-то приводил окружающих в полный восторг, незамысловатым, но очень схожим с оригиналом, боем "под Высоцкого", и, стараясь подражать и в манере пения, оглушал всех мощной подачей "На реке ль на озере работал на бульдозере". Другой же удивлял лиричным, проникновенным исполнением и "виртуозным", с точки зрения остальных, перебором, напевая негромко "О чём поёт ночная птица" или "Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант".
    Когда заиграл Витя, все были ошарашены. Пел он очень тихо, словно стесняясь, но необыкновенно душевно. Поражала игра на гитаре, - такого гитариста мы еще не встречали не то что в своих компаниях, но, пожалуй, и на концертах профессиональных бардов! Его манера игры и техника были сродни манере и технике Александра Дольского, одного из немногих бардов, виртуозно владеющих гитарой. И полилась песня, новая, прежде не слышанная, но, как будто, знакомая, словно, мотив в раннем в раннем детстве, надолго забытый, но не умерший, а уснувший в глубинах души, до поры до времени ждущий своего часа пробуждения и, вновь, проснувшийся, разбуженный чудесным звуком гитарной деки и волшебным голосом струн, запевших под пальцами мастера. И слова, простые, мелодичные и необыкновенно романтические:
 
"О чём-то дальнем, неземном, о чём-то близком и родном, сгорая, плачут свечи"
 
   Эту мелодию и эти слова мы потом часто просили Витю повторить, и он повторял для нас снова и снова. И дивными общежитскими вечерами, сидя за общим столом со сковородкой, полной жареной картошки с луком, посередине и стопками дешёвой "андроповки" перед каждым из нас. И в колхозе, или стройотряде, в лесу, у ночного костра, в обнимку с любимыми девчонками под чёрным звёздным августовским небом над головами.
 
    Прошло 20 лет, и вот в моём доме прямо передо мной сидит с гитарой в руках Александр Лобановский. Невозможно поверить, что этому легендарному барду, автору той самой песни, 67 лет! Он выглядит на сорок! Длинноволосый, словно юноша-хиппи 70-ых, крепко сложенный. Говорит много и громко, точно студент в университетской компании убеждает своих друзей в чём-то. У него масса планов, множество новых идей. Поёт для меня и двух моих гостей, - словно на сцене перед тысячной аудиторией, выразительно, проникновенно. Показывает толстенный цветной альбом со своими проектами. Удивительный человек! Я смотрю на него, слушаю его рассказы, пение и игру на гитаре и перед глазами возникает картина:
    Ночь, костёр, звёздное августовское небо, и Витя, в этой звенящей ночной тишине с двенадцатистрункой в руках, негромко поёт нам, собравшимся в тесный круг:
 
"И очень важно для меня, что не боится воск огня,
Что свечи плачут для меня, что свечи тают"
 
   В том далёком лете моей юности.
                А. Самохин, СПб, 2002 г.

1 августа 2015 г. нашему сокурснику, другу и коллеге по инструменту исполнилось бы 50 лет...
Спасибо, Витя, что ты был и что ты есть!

Фильм-концерт, где Виктор исполняет много песен собственного сочинения:
http://www.youtube.com/watch?v=nozYMXpTKgE
https://youtu.be/nozYMXpTKgE

Пусть невозможно прошлое вернуть
И боль унять лекарством долгих лет,
Друзья уходят – остается путь,
Друзья уходят – остается свет…

Бог не сотрет ни голос, ни строку,
Не пресечет познанье глубины.
Он – океан, а мы на берегу
Смотреть в кривое зеркало волны.

Константин Лавров


Рецензии