Тест Тьюринга

   Он вошел в просторный зал Международной Академии Наук. Сегодня здесь было полно народу: от простых зевак до именитых профессоров и исследователей в области искусственного интеллекта. В честь трехсотлетия Алана Тьюринга было организовано очередное соревнование по прохождению его теста. Несмотря на развитие технологий, пока еще никому не удавалось набрать хотя бы 50% за 30 минут, и на этот раз участники готовились тщательнее обычного. Отбор кандидатов в жюри проходил не менее серьезно, и для Эндрю Нортона это событие было не менее волнующим. Пробравшись через толпу, он оказался в коридоре с множеством дверей, на одной из которых красовалась табличка “Оценочная комиссия“. Осторожно перешагнув порог, Эндрю оказался в крошечном кабинете, основную часть которого занимал огромный дубовый стол. За ним гордо восседал сурового вида мужчина с черными как смоль усами.
   - Так, так... Вы я так понимаю Эндрю Нортон?! Сын того самого безумного Нортона, который проводил эксперименты по созданию андроидов и утверждал, что его машины вскоре станут разумнее человека?
   - Да, сэр.
   - И что же привело Вас сюда, мой юный друг?
   - Я хотел бы участвовать в соревновании в качестве жюри, сэр.
   - Хм... похвально. Если честно, я был очень удивлен, когда увидел ваше имя в списке претендентов на пост жюри. Я думал после исчезновения Вашего отца, Вы вообще не захотите иметь отношения ко всему, что связано с искусственным интеллектом. Поговаривают, что один из его андроидов сбежал, и он отправился на поиски, с тех пор так и не вернулся...
   - Я попрошу Вас не обсуждать моего отца, и тем более не распространять непроверенную информацию и слухи, сэр, - резко прервал его Эндрю, - По крайней мере, в моем присутствии, сэр.
   - Окей, молодой человек, вернемся к делу. - Президент комиссии не был готов к такому резкому отпору и решил спешно отойти от темы. Мало ли что, возможно этот малый такой же безумный, как и его папаша... “Вам нужно будет заполнить некоторые документы, подписать вот тут, и вот тут... тааак“, - здоровяк начал активно вываливать на стол кучу бумажек и тыкать своим пальцем то туда, то сюда, спешно объясняя Эндрю всю процедуру.
Когда наконец-то все бумаги были заполнены, они перешли к устной части собеседования. Вопросы были из разных областей но, как правило, нацеленные на определение способностей принимать решения, и вменяемо мыслить.
   - Итак, мистер Нортон, почему Вы всё-таки решили стать членом жюри?
   - Знаете, сэр, в наше время люди стремятся создать искусственный интеллект, роботов, кого угодно кто мог бы делать за них всю работу. А Вы смотрели последние новости сегодня? Сколько ещё терактов и убийств было совершено? Скоро андроидам придется заменять людей не только в самой работе, но и в проявлении человечности. Вот поэтому я и иду на конкурс, я хочу оценить, насколько люди всё ещё остаются людьми, а не роботами. Надеюсь, я всё ещё смогу увидеть в человеке человека.
   Его собеседник на секунду замешкался и смутился: “Да, в чём-то Вы правы, юноша”, - но тут же вернул свою строгость и серьезность: на этом, пожалуй, можно закончить нашу беседу. Я дам Вам шанс оценить “человечность” машин и людей: Вы приняты в комиссию. Я думаю, Вам нет смысла объяснять условия конкурса, Вы итак всё знаете. Не сомневаюсь, что Ваш отец не раз направлял свои разработки к нам на конкурс. Насколько мне известно, одна из его последних моделей была весьма хороша и ввела в заблуждение треть членов жюри, но всё равно прокололась на простом вопросе. Да будет Вам известно: я ещё ни разу не ошибался, мистер Нортон, и это за всё то длительное время, сколько я возглавляю эту комиссию.
   - Ясно, сэр. Спасибо за уделённое время, сэр.
   - До встречи вечером на конкурсе, мистер Нортон. Ах да, и ещё одно... желаю Вам найти своего отца. Вы ведь ради этого пришли сюда, ведь так?
Эндрю повернулся в дверном проёме и взглянул назад через плечо. Его лицо оставалось абсолютно безэмоциональным, и можно было только догадываться, что; сейчас творилось у него в голове.
   - Вы ведь никогда не ошибаетесь, не так ли, сэр? - загадочно улыбнулся Эндрю и исчез в коридоре.


   Вечером в зале были установлены огромные экраны, на которые транслировался ход состязания. Зрители видели всё тоже что и жюри: два окна с сообщениями, в которых появлялся текст от испытуемого робота и человека. На самом деле, технологии уже давно позволяли роботам идеально синтезировать человеческую речь, некоторые современные роботы-андроиды даже внешне были подобны людям, но переписка в чате была неким ритуалом, данью традиции. На каждого кандидата отводилось максимум полчаса, но, как правило, уже на десятой минуте “разговора“ было понятно, кто есть кто. В таких случаях жюри просто нажимало кнопку, и на экран выдавался результат: сколько процентов жюри распознало робота. Рейтинг жюри по-прежнему возглавлял председатель, определяя роботов без единой ошибки. Эндрю справлялся со своей работой также не менее успешно.
   - Как тебя зовут?
   - Фауст.
   - Кто ты?
   - Я - это ты. Я такой же, как и ты.
   - Почему ты так считаешь?
   - Потому что у нас с тобой одна цель.
   - Мы знакомы?
   - Возможно.
   - Ты знаешь моего отца?
   Этот вопрос он задавал каждому из кандидатов, и, как правило, роботы всегда отвечали на него односложно “да/нет“.
   - Я не могу тебе этого сказать.
   После этой фразы Эндрю тут же поспешно нажал кнопку “человек“. Возможно, Эндрю даже сам не понял, почему он так среагировал, а на соседнем экране ехидно ухмылялся председатель: он только что получил преимущество в 1 очко.
   Произошедшее неким образом повлияло на Нортона, следующих кандидатов он опрашивал вяло и без энтузиазма, как будто он продолжал анализировать свою ошибку. Тем не менее, ничего подобного больше не повторилось, и он распознал всех оставшихся роботов-номинантов.
   На церемонию оглашения победителей он не пошел, а тут же отправился домой.


   - Привет Эндрю, - раздался знакомый голос из спальни, - ты уже вернулся? Так рано? Как прошел конкурс?
   - Привет папа. Они приняли меня в жюри. У меня всё получилось, папа, всё как ты сказал. Кстати, они по-прежнему считают тебя пропавшим.
   - А как там Фауст? Как он выступил?
   - Его распознали, папа.
   - Ну ладно, повезет в следующий раз, надо было его получше откалибровать. Иди, отдыхай, у тебя был сегодня тяжелый день.
   Но Эндрю его уже не слышал. На последнем заряде резервного аккумулятора он добрался к своей зарядной док-станции и отключился. Возможно в ту ночь Эндрю Нортон Mk.7-32b впервые видел свои электронные сны.

18.03.2015


Рецензии