Земля

                Земля     ©                Сергею Сергеевичу  Орлову
               
Говорят: где родились,
То там и сгодились –
В том доля лишь истины есть;
А как же земля, где сходились,
Потом расходились
Тропинки, которых не счесть?

…………………………………………….

А как же земля та, орловская, в Ливнах,
Где когда-то, в слободке Ямской,
Мой прапрадед, ямщик, на тройках кто дивных
Был так славен ездою лихой?

Дон тихий с рожденья был нежной купелью,
Пеленали туманы – седы,
И весною, склонясь над моей колыбелью,
Лебедянские пели сады.

Мы землю, где в муках нас тяжких родили,
Почитаем по праву родной,
И та, где нас разные судьбы носили,
Не считается тоже чужой!

Забыть ли тамбовские тяжкие годы,
Луговины у поймы Сосны,
Землицу, картошки где дружные всходы
Нас спасали в те годы войны?..

А рязанскую землю, где детство босое
Тоже шло не под звуки литавр,
Впервой где влюбился в девчонку с косою,
Где её ревновал, словно мавр?..

В калужской земле не считался изгоем –
Тоже мачехой мне не была:
В могилах родных мне покоятся двое,
Та, что в муках меня родила…

Острогожск! Был славен всегда ты садами,
Их я видом пленён до сих пор –
Видны в том истоки той власти над нами,
Что являет Воронежа хор…

С московской землёй я повенчан навеки
Службой, жёнкой, учёбой, детьми;
Пускай протекали другие здесь реки –
Я иное ценю меж людьми!

С ружьишком бродил по лесам белорусским,
На озёрах рыбачил зимой,
И брат мой, учитель, с характером русским,
Здесь навеки обрёл свой покой.

По древней земле, по её перелескам
Столько тропок протоптано мной! –
Считал это поводом чётким и веским
Называть эту землю родной…

Мне плёсы шептали волной Селигера:
«Вспомни Новгород, Ржев, Ленинград…
Да есть ли на свете достойная мера,
Оценить чтобы подвиг солдат?!..»

………………………………………………

И куда только жизнь не однажды бросала:
Тракай, Могилёв, Трускавец, жаркий Крым,
Сибирь, Байконур и предгорья Урала –
Везде был приятен Отечества дым…

Чужую глаза мои землю не зрили,
Но готов и её почитать я родной:
В каких бы краях в землю нас не зарыли,
Планета нам будет могилой одной…

           25 ноября 2001 года


               


Рецензии
Воистину, если уж любить, то всю планету, может, тогда и войн меньше будет? удачи в творчестве.

Александр Михельман   22.07.2015 17:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.