Мандельштам - блуд труда у нас в крови

Социальные различия и классовые противоположности
бледнеют перед разделением ныне людей на друзей и
врагов слова. Подлинно агнцы и козлища. Я чувствую почти
физически нечистый козлиный дух, идущий от врагов слова.
                О. Мандельштам


МАНДЕЛЬШТАМ  ОСИП  ЭМИЛЬЕВИЧ (1891, Варшава - 1938, ГУЛАГ), расстрелянный поэт. Умер 27 декабря 1938 года, пересыльный лагерь близ Владивостока.

* * *

Редко встречаешь такую полную свободу от каких-нибудь посторонних влияний.
                Н. Гумилев

Изолировать, но сохранить
                И. В. Сталин
* * *

 Есть  блуд  труда,  и  он  у  нас  в  крови.
_________________________
1928 ...при всей зависимости и обусловленности писателя соотношением общественных сил, современная наука не обладает никакими средствами, чтобы вызвать появление тех или иных желательных писателей...Скорее возможна заготовка читателей; для этого есть прямое средство: школа.
__________________
Вихрастый малютка комсомол.
_______________________
“Онемение” двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти.
___________________
Если процент обычной и литературной неграмотности в России очень велик, то поэтическая неграмотность уже просто чудовищна... Деклассированная в языковом отношении среда.
________________________
Ахматова и Блок никогда не предназначались для людей с отмирающим языковым сознанием
                О. Мандельштам

Там,  где  Мандельштам  кончает,  Цветаева  только  начинает.
                Д. Галковский

А на мой вопрос о поэтической судьбе Мандельштама, не заслонена ли она гражданской, общей для миллионов, ответила:
- Идеальная.
                А. Найман, “Рассказы о Анне Ахматовой”

5 декабря 1920. Мы пообедали вчетвером: Маяковский, Лиля, Шкловский и я. “Кушайте наш белый хлеб! - потчевал Маяковский. - Все равно если вы не съедите, съест Осип Мандельштам”.
                К. Чуковский

Он ведь был странный: не мог дотронуться ни до кошки, ни до собаки, ни до рыбы...
__________________
- Осип два раза пробовал и в меня влюбиться, но оба раза это казалось мне таким оскорблением нашей дружбы, что я немедленно прекращала.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Чуковский: - “Подумайте, этот карманный вор - всю свою жизнь так безукаризненно чист в литературном деле.” (Мандельштам был известен в быту привычкой не возвращать книги и деньги).
                Л. Гинзбург, “Записи 20-30-х г.”


К этому времени относится фотография   О.М. с Маяковским, Лившицем (поэт, 1887-1938, расстрелян) и Чуковским. Она была напечатана в какой-то газете для иллюстрации того, какие кретины лезут теперь в литературу.
_______________________
Подоконник был высокий. Отчаянно вытянув руки, я уцепилась за плечи пиджака. Он вывернулся из рукавов и рухнул вниз... Он лежал сжавшись в комочек...Его с руганью потащили наверх...он выбросился из окна второго этажа старой земской больницы, который по высоте равен по крайней мере трем современным... (в ссылке - 1934. Чердынь) 
_______________________               
Однажды О.М. спросил меня, вернее, себя, что же делает, человека интеллигентом. Само слово он не употреблял... Но смысл был был именно этот. “Университет? - спрашивал он. Нет... Гимназия?.. Нет... Тогда что же? Может, отношение к литературе?.. Пожалуй, но не совсем”... И тогда, как решающий признак, он выдвинул отношение человека к поэзии...
                Н. Мандельштам

Читает он плохо, певучим шепотом, но сила огромная, чувство физической сладости слова дано ему, как никому из поэтов. (1934)
                К. Чуковский

Из  “Четвертой прозы” О.Мандельштама

5. Все призведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые - это мразь, вторые - ворованный воздух. Писателям, которые пишут заведомо разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Дом Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чая и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда.

Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей. Как могут они иметь детей? Ведь дети должны за нас продолжить, за нас главнейшее досказать - в то время как отцы запроданы рябому черту на три поколения вперед.

6. У меня нет рукописей, нет записных книжек, нет архива. У меня нет почерка, потому что я никогда не пишу. Я один в России работаю с голоса, а кругом густопсовая сволочь пишет. Какой я к черту писатель! Пошли вон дураки!
Зато карандашей у меня много - и все краденые и разноцветные. Их можно точить бритвочкой жилет.
Пластиночка бритвы жиллет с чуть зазубренным косеньким краем всегда казалась мне одним из благароднейших изделий стальной промышленности. Хорошая бритва жиллет режет, как трава осока, гнется, а не ломается в руке - не то визитная карточка марсианина, не то записка от корректного черта с просверленной дырочкой в середине...

8. Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи, от которого как наваждение рассыпается рогатая нечисть. Угадайте, друзья, этот стих: он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату:
... Не расстреливал несчастных по темницам.
Вот символ веры, вот поэтический канон настоящего писателя - смертельного врага литературы.
В Доме Герцена один молочный вегетарианец - филолог с головенкой китайца - этакий ходя - хао-хао, шанго-шанго - когда рубят головы, из той породы, что на цыпочках ходят по кровавой советской земле, некий Митька Благой - лицейская сволочь, разрешенная большевиками для пользы науки, - сторожит в специальном музее веревку удавленика Сережи Есенина.

9. К числу убийц русских поэтов или кандидатов в эти убийцы прибавилось тусклое имя Горнфельда. Этот паралитический Дантес, этот дядя Моня с Бассейной, проповедующий нравственность и государственность, выпонил социальный заказ совершенно чуждого ему режима, который он воспринимает приблизительно как несварение желудка.
Погибнуть от Горнфельда так же смешно, как от велосипеда или попугая...

...Человек, способный назвать свою книгу “Муки слова”, рожден с каиновой печатью литературного убийцы на лбу.

...Дяденька Горнфельд!.. Ты бы лучше поведал свое горе банкиру с ишиасом, кугелем и талесом.

10. Эта секретарша отличается от других тем, что сиделкой сидит на пороге власти, охраняя носителя власти, как тяжелобольного.

11. Александр Иванович Герцен!.. Разрешите представиться... Кажется, в вашем доме... Вы как хозяин в некотором роде...
Изволили выехать за границу? Здесь пока что случилась неприятность...
Александр Иванович! Барин! Как же быть? Совершенно не к кому обратиться...

12.Моя кровь, отягощеная наследством овцеводов, патриархов и царей, бунтует против вороватой цыганщины писательского отродья...
Писательство - это раса с противным запахом кожи и самыми грязными способами приготовления пищи. Это раса, ночующая на своей блевотине, изгнанная из городов, преследуемая в деревнях, но везде и всюду близкая к власти, которая ей отводит место в желтых кварталах, как проституткам...

13...на середине жизненной дороги я был остановлен в дремучем советском лесу разбойниками, которые назвались моими судьями. То были старцы с жилистыми шеями и маленькими гусиными головами, недостойными носить бремя лет.

Первый и единственный раз в жизни я понадобился литературе - она меня мяла, лапала и тискала, и все было страшно как в младенческом сне.
_________________
“Сухаревка”

Я видел тифлиский майдан и черные базары Баку, разгоряченные, лукавые, но в подвижной и страстной выразительности всегда человеческие лица грузинских, армянских и тюркских купцов, - но нигде никогда не видел ничего похожего на ничтожество и однообразие лиц сухаревских торгашей. Это какая-то помесь хорька и человека, подлинно “убогая” славянщина.
                О. Мандельштам.

Однажды Мандельштам кинулся к телефону-автомату и читал новые стихи следоателю НКВД, к которому был прикреплен: “Нет , слушайте, мне больше некому читать!”
                Н. Штемпель


Рецензии
Интересно, что слова Чуковского о "карманном воре" Мандельштаме можно прочесть только в воспоминаниях Л.Гинзбург, где она говорит о том, что Чуковский сказал Борису. Непонятно даже сама ли она это слышала или ей кто-то передал. Одним словом, похоже на сплетню. Я бы не стал цитировать.

Семен Сухолуцкий   20.03.2015 04:04     Заявить о нарушении
Семен! У меня даже мысли такой не возникло воспринимать слова "карманный вор" буквально. Для меня очевидно, что "карманный вор", - метафора. Ну, вы же не воспринимаете слова "нечист наруку", как "немытые руки".
Спасибо.

Юрий Прокуратов   20.03.2015 13:00   Заявить о нарушении
У меня почему-то такой мысли тоже не возникало, Юрий. Я не про "вора", я про цитирование Л.Г.

Семен Сухолуцкий   20.03.2015 15:23   Заявить о нарушении
Все публикуемые мною тексты входят в сборник под условным названием "Священные коровы". Как вам известно, те кто был когда-то "священной коровой" перестал ею быть и наоборот. Отменить воспоминания Гинзбургши я не могу, они существуют. Пусть будет этот фрагмент для контраста. Вставлять воспоминания Одоевцевой, про то как Мандельштам съел ее кашу? Хватит и Гинзбург

Юрий Прокуратов   20.03.2015 17:14   Заявить о нарушении
"Священные коровы", говорите. А тогда чей же текст "Красный Рим" идентичный Вашему?
Между прочим, Гинзбург честнее Одоевцевой: Л.Г., по крайней мере, не скрывает, что сплетничает.

Семен Сухолуцкий   20.03.2015 18:16   Заявить о нарушении
Я разделил "Красный Рим" на две части, - "Красный Рим" и "Священные коровы".
_______________
Уверена, что источники всех заграничных лжей - Одоевцева... (А. Ахматова)

Не исключено, что Одоевцева еще та брехуха.

Юрий Прокуратов   20.03.2015 18:44   Заявить о нарушении