Ошибка величиною в жизнь. часть 12

      Более тридцати лет прошло с тех молодых и романтичных лет, многое стерлось в памяти, поблекло, забылось. Но никогда не забуду мою наставницу, повариху Нину Александровну Миклашевскую. Когда я вошла в балок, который был рабочей столовой, мне сразу стало тепло и спокойно.


     - Нин Сан - это ваша смена прилетела. Моя жена, Мария.

     - Та ж, ужешь поняла, - медленно, нараспев проговорила Нина Александровна, улыбаясь.

      Мы поприветствовали друг друга. Эта была миловидная, добрая женщина в возрасте пятидесяти лет. Она приехала из Днепропетровска, чтобы поработав здесь, на Севере несколько лет, улучшить свою пенсию.

     - Присаживайтесь, вы с дороги, я вас покормлю. Раис, что будешь кушать борщ или пельмени? А ты, Маша?

      Нина Александровна кормила нас. Было время ужина, и в столовую начали подходить рабочие. Все здоровались, присаживались за столы, придвигали к себе тарелки полные еды, весело переговаривались с поваром и, работая ложками, слегка косились на меня.

     В Миклашевской я увидела и почувствовала маму. С первых же минут встречи с ней у меня не проходило чувство покоя, тепла, чего-то еще из прошлого, из детства. Она располагала к себе, глаза ее всегда светились, мягкий южнорусский говор ее звучал мелодично. Полная, среднего роста, она любила, подбоченясь, покомандовать в легкой смешливой форме рабочими. И ни один из них никогда не смел ослушался ее. Вода, дрова, мелкий ремонт – всё это выполнялось ими в первую очередь на кухне.

      Распробовав борщ, я сразу поняла, что Нина Александровна - повар с большой буквы. Странно, но в борще, я не почувствовала вкуса сушеных овощей: картошки, лука, моркови, свеклы. Борщ был приготовлен мастерски, тем более что к нему была подана сметана.

      - Нина Александровна, а сметана откуда?

      - Так це ж, я сама сробила, с сушеного молока.

     " Да, - подумала я, - я так точно не смогу, не повезло рабочим со мной. Бедные мужики!" Но, тем не менее, даже эта мысль не омрачила мне вечер встречи с поваром-напарником и рабочими базы. От Ляксандровны, так с любовью называли все рабочие Нину Александровну, исходил необычный свет, она всем нам была мамой и нашим вторым солнцем.


     Ляксандровна учила меня быстро и весело. Ознакомила с содержимым склада, который располагался во второй половине кухонного балка. Кроме продуктов в складе хранилась много оружия.

      - А оружие здесь зачем?

      - Рабочие здесь сховали свои пукалки.

     - Зачем? - всё так же наивно допытывалась я.

     - Проверки бывают часто, проверяют всех и везде, кроме склада. Продукты в складе на подотчете повара, и только повар имеет доступ к нему.

     - А, понятно. А зачем мужики оружие прячут?

     - Так почти никто охотничьих билетов не имеет, я уж не говорю о разрешениях на оружие. Здесь почти все бывшие осужденные работают. А как в тайге без оружия? Всё может быть, да и порой из-за плохой погоды, пожаров долго сидим здесь без снабжения. А кушать хочется всегда.

      Ляксандровна рассказывала обо всем и всех. Но многое я уже знала по рассказам мужа.

     - Всяко у нас бывает: и люди порой исчезают и беглые наведываются. Прошлым летом с Туры по реке на лодке охотинспекция шла, так и не дождались их. Долго потом искали начальника и его помощника, да так и не нашли. А в начале зимы беглые заявились. Вот страху натерпелась! Хорошо, что Раис с ними переговорил, попросил меня их покормить. Предлагал им остаться, не ходить дальше: мороз жуткий, да и идти некуда. Но они не послушали, ушли. Еды мы им дали, но предупредили, что по рации их координаты нахождения передадим в Туру. Они поблагодарили и ушли. Спокойно все обошлось. Раис всем запретил из балков выходить. Сам общался с ними. До сих пор вспоминать страшно. На следующий день прилетел вертак с милицией. Искали долго, не нашли. Опять наших просили помочь. Твой муж и нашел их. Прошли они немного, присели отдохнуть, да так и замерзли все трое.

     - Ужас!

     - Что, напугала я тебя, Мария?

    - И да, и нет. Неприятно все это. Я многое от Раиса слышала. Расскажите мне о рабочих.

     - А что рассказывать? Мужики разные, поработаешь - увидишь! Не бойся и виду не подавай, что боишься, но и не расслабляйся, ухо востро держи.

     Нина Александровна, все говорила и говорила, а я уже думала о своем. Мне почему-то стало грустно и холодно. Так красив и необъятен мир, сколько интересного и прекрасного вокруг, но и сколько еще опасностей несет нам жизнь, и нельзя плыть по течению, нельзя спокойно жить, даже если тебе так хочется.
 
 


Рецензии