Выбор

                /Памяти Димы Хухуа/               
               
        Их было трое на высокогорной станции Казбеги: 3800 метров над уровнем моря. В большом каменном доме, рассчитанном на  12 человек,  где ночуют обычно  альпинисты  перед штурмом вершины.  Где вода закипает уже  при 90 градусах  и почти невозможно  сварить  фасоль.  А по штату  должно было  работать  пятеро.  Но где их найти,  кто согласится жить в холоде,  безо  всего  привычного:  даже дрова  сюда забрасывают вертолетом.  А нехватка  кислорода?  К ней постепенно привыкаешь,  но сколько лишних сил  уходит на каждое движение... С трудом набрали троих.               
        Диму,  только что отслужившего срочную,  взяли начальником.  Соблазнили очередью на квартиру и правом на "Жигули" - вне очереди. Он месяц стажировался у меня внизу,  еще по-детски полнощекий, веселый и деловитый.  В сентябре их доставили на место.  А в ноябре  пришла беда:  одному из  наблюдателей  срочно понадобилась  медицинская помощь.  Погода была нелетной.  До селения - через ущелье не перепрыгнешь - не меньше 15 километров.  И каких!  Сначала вниз,  по тропе,  сейчас уже обледенелой,  почти непроходимой:  снег в горах идет третий месяц.  А потом вверх,  к селению,  через которое проходит шоссе.  Однако, нужно было спешить - зимний день короток,  а до города от этих мест километров двести.               
        К поселку оба добрались совершенно измотанными.  Дима - потому что помогал идти,  а то и тащил на себе товарища.  А тот - из-за все усиливающейся боли.  Вскоре попутка готова была  везти обоих в город.
        У Димы  оставался  выбор:  сопровождать заболевшего,  или вернуться назад,  на метеостанцию.               
        Он представил себе, как оставшийся наверху в одиночку будет пытаться  сохранить график наблюдений,  поддерживать тепло,  обеспечивать связь...  И решил вернуться.               
        Уже в пути он понял,  что засветло ему не дойти.  А в километре от цели,   у самого края ущелья,  нога вдруг подвела его,  и он заскользил обратно вниз,  по обрыву.  Зацепился.  Выполз все-таки на тропу и,  увидев огни станции,  на минуту присел передохнуть.  Температура была  ниже -20 градусов и продолжала падать.               
        Два дня никто не беспокоился.  Оставшийся наверху ждал и не жаловался,   только спрашивал о состоянии попавшего в больницу.  Внизу - внизу знали, что начальник решил вернуться.               
        На третий день мама Димы,  сотрудник Метеоцентра,  поинтересовалась, почему сын не подходит к рации.  Когда смогли,  послали вертолет.               
        Его нашли через неделю после случившегося.  На том же месте,  в той же позе.  Почерневшие ногти рассказали,  чего стоило ему  удержаться от падения в пропасть.               
               
        Да! - знаком я с этой расхожей истиной - про дом,  про дерево и ребенка. Не знаю,  сажал ли Дима деревья.  Построить дом и вырастить ребенка он точно не успел.               
        Но скажите - для чего строить дома,  сажать деревья,  растить детей,  если хотя бы раз в 100 лет не родится такой,  как Дима - Человек,  чей пример способен вернуть нам веру,  придать смысл нашим поступкам?


Рецензии
Потрясающая история, и написано крепко!
Жму руку

Александр Антоненко   07.05.2018 14:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Вечная Память тем, кто выбирая, думал не о себе. С наступающим Праздником 9 Мая! Хоть и со слезами, конечно, этот Праздник - вот и у нас в семье не все вернулись с Войны. А отец, хоть и вернулся, но чахотка унесла его, когда я был еще младенцем: больше трех лет немецкого концлагеря.

Александр Парцхаладзе   07.05.2018 14:57   Заявить о нарушении
А мой отец с войны вернулся инвалидом, что тоже укоротило ему жизнь.
С наступающим Праздником 9 Мая!

Александр Антоненко   07.05.2018 17:22   Заявить о нарушении