Жизнь словно сон

Ночь. Яркие звёзды отражались в многочисленных лужах, морщившихся от сильного ветра, насквозь пронизывающего  редких прохожих. Он резко набрасывался на людей прямо в лицо, швыряясь опавшими последними листьями. Такая погода говорила о том, что не за горами и первый снег.
В домах еще кое-где не погас свет, и в окнах можно было прочитать жизнь  семьи: у каждого свои жизненные ситуации, равномерно и гладко текущие, как вода. Но не до того было Максиму, который уже никогда не сможет возвратиться в прежнюю повседневную колею.
«…Холодно… Ужасно мерзко…  Всё, хватит, надоело жить… Хочется умереть… Как плохо… Боже мой, как всё противно, противно, мерзко!.. Достала эта жизнь. Бесит…»
Парень, пошатываясь, вышел на улицу. Он был тощ, очень бледен, с трясущимися руками, неподвижными глазами, резко и странно выделяющимися на мертвенном лице. Старая кожаная куртка и рваные джинсы совсем не грели. Взъерошенные волосы торчали в разные стороны. Похоже, на себя Максим давно уже махнул рукой.
Тусклыми, потухшими, с сузившими зрачками, глазами, он, дрожа, оглянулся кругом. Тишина. Никого и ничего не слышно. Где-то рядом, совсем близко, проехала машина. Максим посмотрел наверх. Он раньше, ребёнком, любил ночное небо, разглядывая звёзды,  пытался  сосчитать, сколько же их там, в необъятной Вселенной. Именно под звёздным небом он впервые признался своей девушке в любви, глаза которой горели ярче этих самых звёзд. Именно он мечтал вместе с ней, строил планы на будущее. Раньше они хотели поступить на факультет педагогики, выучиться, найти работу, сыграть свадьбу.  Где всё это?  Где эти мысли, мечты, немножко наивные и доверчивые?  Тихая, тупая, ноющая, постепенно возрастающая боль заняла их место. Пустынно и мертвенно стало в душе восемнадцатилетнего мальчишки, которому, кроме очередной дозы героина, ничего не надо…
Максима начинало по-настоящему колотить; ему становилось всё хуже и хуже. Подкатывающий кашель душил его, хриплые сиплые звуки вырывались из пустой груди. Максим медленно побрёл по дороге…
…Раньше он жил в счастливой, благополучной семье. Родители встретились ещё в университете и влюбились с первого взгляда. Они поженились сразу после окончания учёбы. Конечно, вначале было очень и очень трудно. Была перестройка.  Началась безработица и  молодые едва устроились в одну компанию.  Платили мало, но и те скудные средства выплачивались не всегда. Жили впроголодь, питались по талончикам. Но все равно счастью их не было предела. А когда они оба узнали, что у них родится малыш, то молодая семья просто была на восьмом небе от счастья..
Время шло, отца стали повышать за хорошую службу, увеличили зарплату. Денег теперь хватало, чтобы и прокормить семью, и нормально одеться. 
Подрастающий мальчик был окружён заботой, любовью и лаской. Он ни в чём не нуждался; самые лучшие игрушки, дорогая одежда, мама и папа – всё принадлежало ему.
Между тем отец становился влиятельным человеком; он теперь выходил в свет вместе с мамой, у них появились богатые друзья, знакомые, другая жизнь.  Всей компанией ездили в  командировки, путешествовали …
Вот и нужный дом. Вернее, подвал этого дома. Парня колотило всего от ломки. Он был страшен в эти мгновения; всем своим видом он походил на бомжа. Максим спустился по лестнице, ведущей к маленькой двери. Сейчас всё пройдёт, всё пройдёт, остались только мгновения…Что?! Дверь оказалась заперта. А если она заперта, то ключ надо попросить у вахтёра, дежурившего в подъезде этого дома.  Вряд ли вахтёр даст его ему, если только он не пьян…
…День шестнадцатилетия. Сколько было друзей, подарков! Не смотря на свой возраст, Максим уже знал, что его ожидает в будущем: он пойдёт в университет на учителя, будет учиться на «отлично», найдёт работу, а потом встретит девушку своей мечты и будет любить её до конца жизни. Обыкновенные человеческие мечты о нормальной и хорошей жизни. Вот последняя мечта и сбылась на его празднике. Будучи романтиком, Максим влюбился в девушку, пришедшую вместе с подругой её брата. Яркие, глубокие синие глаза очаровали его, и он смотрел в них весь вечер, почти не отрываясь. Сердце быстро-быстро билось, словно запертая птица в клетке, краска то и дело приливала к лицу.
Похоже, Ане тоже понравился этот смущавшийся парень, высокий, длинноволосый, с серьёзными умными глазами.
И как-то так получилось, что всё-таки они познакомились. Протанцевали весь вечер. Родители восхищались своим сыном, радуясь, как он повзрослел, и вспоминали свою юность.
Смутно-смутно помнилось Максиму, что дружба превратилась нечто другое, красивое,  нежное чувство, более высокое и неповторимое.
Встречи у высокого клёна, терявшего разноцветный убор осенью, улыбки, прогулки за руку, бесконечные мечты, клятвы, признания в любви – праздники для влюблённых. Казалось, ничто не могло разрушить их счастье…
Но случилось непоправимое в судьбах двоих: родители начали уже слишком «гулять». Дома теперь, кроме пьянок, ничего не проводилось. Сначала мама обещала Максиму, что это недолго, они бросят вместе с папой, но такие обещания парень слышал всё реже и реже…
…Аня ушла от него. Её знакомые рассказали ему, как в Анин класс, 10 «Б», пришёл новенький, модный богатый парень, который, между прочим, сразу же стал активно ухаживать за девушкой. «Брось ты своего этого, - говорили ей подруги. – Посмотри, какой красавчик! Не сравнить с твоим». Аня поначалу отвергала всё это, но, в конце концов, сдалась.
Однажды Максим возвращался домой из школы. Погруженный в свои мысли, он не заметил, как около него выросли какие-то парни, одетые в старую грязную одежду, что-то ему предлагавшие. Ему показались странными взгляды их потухших красных глаз, с синими лицами и грубыми осипшими голосами. Максим перепугался не на шутку и хотел броситься наутёк, но ему не дали: чем-то тяжёлым его стукнули по голове, и он упал без чувств.
Очнулся он в каком-то холодном помещении. Везде капала вода, но её не было видно, потому что было очень темно. Стоял нестерпимый запах. Жутко болела от удара голова.
Вскоре он услышал те же страшные голоса: «Ничего, по одежде видно, что его предки неплохо зарабатывают. Денег с него можно будет хорошо содрать!» Максиму стало страшно, он захотел прокричать им, чтобы они выпустили его немедленно. Вместо этого получились стон и мычание. И не пошевелиться – то ли избит, то ли связан..
Все, кто был в подвале, притихли. Тут же включилась лампочка, и Максим с ужасом огляделся: везде валялись шприцы, грязные миски, ложки, тряпки. Не было сил даже сдвинуться с места, и потому пришлось терпеливо сидеть, сгорая от злости за свою слабость, пока в вену вводили шприц, наполненный мутной жидкостью. Стало очень больно. Максим на некоторое время оцепенел, а потом как-то быстро поднялось настроение, стало легко-легко и очень весело. Он тут же подружился с жильцами подвала, которые вовсе не были страшными и приняли его, как своего. Новые «друзья» взяли у него все деньги и дорогие часы – подарок отца на день рождения – и выпустили Максима на улицу.
Максим вернулся домой в самом весёлом расположении духа. Давно ему не было так хорошо. Он выпил вместе с родителями, посидел с ними, мило поболтал. Все проблемы неожиданно отступили на задний план, куда-то исчезли.
С утра всё началось по новой. И первая мысль – Аня… Ну зачем она это сделала? Припомнив подробности вчерашнего дня, Максим ужаснулся: он – наркоман?  Со страхом разглядывая след от укола на руке, Максим раз и навсегда решил: никогда и  ничего не принимать и не пробовать. С ломотой в теле он прибрался в квартире. 
Прошло воскресенье. Но, когда в понедельник, Максима снова «схватили» те же самые подонки, то он понял, что просто так от них не отделаешься…
На первых порах было очень хорошо, весело, радостно; жизнь пошла в гору! Всё замечательно, всё прекрасно! Не нужно было никакой Ани. Ха, Аня! Да кто она такая? Найдётся девчонка лучше её в сто крат!.. А потом было стыдно за свои поступки, семью; снова принятие решений о том, как завязать с этим и сообщить об этой банде в милицию.      Помимо несчастной любви, необходимо было подтянуть учёбу. Максима не допускали до экзаменов. Постоянные прогулы и резкое снижение успеваемости отразились на учёбе.
А время шло; родители почти не выходили из запоя. Появились новые проблемы: где достать деньги? А где их возьмёшь, если отцовское предприятие обанкротилось? Все сбережения, которые копили отец с матерью, были спущены за каких-то два года за один только героин! 
- …А-а-а, пришёл!!! Угадай, сколько ты нам должен? – этот голос заставил Максима очнуться. Вся жизнь пронеслась у него перед глазами, как ослепительный сон.
Пока ему вводили наркотик, Максиму вдруг ясно и чётко вспомнилась сцена из детства: какой-то курорт, кажется, Сочи, пляж; родители загорают и пьют сок, а он, Максим, совсем ещё малыш, прыгает на песке, пытаясь поймать невесть откуда прилетевшую бабочку, красивую, с большими крыльями; но вот папа идёт купаться, в мгновение подняв сына в своих могучих, сильных руках, и идёт к морю. Мама счастливо машет им рукой…
…На улице стояла такая же погода, но к утру пошёл дождик вперемешку со снегом. Из подвала старого дома вынесли холодный труп молодого человека с выражением глубокого страдания на лице. Его глаза были широко раскрыты, словно спрашивая кого-то: «За что мне всё это?». А на другом конце улицы одновременно вытаскивали умерших супругов, его родителей.
…Похоронную процессию сопровождала юная синеглазая девушка. Она находилась в горе, плакала от стыда, ведь всё-таки отчасти была и она виновата. Аня молча корила себя, свою гордость, свободу и независимость. Она ещё помнила тот момент, как вчерашний день, когда Максим пришёл к ней с огромным букетом роз, а она крикнула ему прямо в лицо, что он ей больше не нужен, что может искать себе другую.
Этот день Аня запомнила на всю оставшуюся жизнь. Иногда она ездит на кладбище, постоит рядом с могилой, затем оглянется и быстро уйдёт…
 


Рецензии