Его Величество Случай

   Посвящается нашим родителям:
     МАКОВУ Петру Филипповичу
     НОВОСЁЛОВОЙ Екатерине Павловне
     МИКОЭЛЯН Григорию Хореновичу
     ШАРАФУТДИНОВОЙ Магире Ибрагимовне.


                "Представить страшно мне теперь,
                Что я не ту открыл бы дверь.
                Другой бы улицей прошёл,
                Тебя б не встретил, не нашёл"

   Если спокойно и разумно оглянуться назад на прожитые годы, то можно всегда найти те "случайности", что стали поворотными моментами и повлияли на всю дальнейшую судьбу. Только представьте: другие друзья, другой супруг, другие дети! Каждый может "покопаться", я же объективно могу рассказать только про случайности в моей судьбе.


   Как же соединились два человека, ставшие моими родителями, если мама родилась в Костромской губернии, а папа - в Енисейской?
   Строительство водохранилищ на реках сдвинуло с обжитых мест тысячи семей, но для моего рассказа это был "ПЕРВЫЙ" известный случай, отразившийся на моей жизни.
   Семья мамы переезжала всё дальше и дальше на Восток, пока не остановилась в молодом городе Новосибирске. Только обжилась - война. Теперь уже так просто не поедешь. К тому же работа на одном месте давала продуктовые карточки.
   А папа в 15 лет, повздорив с родителями, ушёл в лесосплавщики по Енисею. Работал, пока однажды плот не перевернулся, наскочив на скалу. Напарник погиб, а он один пошёл по тайге без карты и продуктов, "куда глаза глядят". Вот это "ВТОРОЙ" случай, который изменил жизнь отца. Поплутав, он вышел к какому-то поселению, не зная, что уже идёт война. Голодный, он украл в магазине буханку хлеба, был пойман, осуждён по "законам военного времени" и отправлен в город Новосибирск на восстановление эвакуированных заводов. А ведь могли отправить в любое другое место, "ТРЕТИЙ" случай.
   Когда подняли стены, накрыли крышу, завезли оборудование, стали нужны рабочие и папу поставили к станку. У него получилось и он стал работать токарем. Отец не умел красиво рассказывать, а тем более приврать, поэтому я так и не узнал точно, за что же он был награжден Орденом "Красной Звезды" ("ЧЕТВЁРТЫЙ" случай) и с него была снята судимость. Он жил уже недалеко от завода, снимая "койку" у одной старушки.


   А в это время на далёкой от Сибири Волге, после Сталинградской битвы, экипаж катера, на котором служил молодой армянин Гриша Микоэлян, получил приказ отбуксировать баржу с военнопленными в район Зеленодольска на военный завод. Где-то там он и увидел татарочку Магирю (все звали её Мария), полюбил и после войны увёз её в свой родительский дом в грузинский город Батуми. Большое спасибо тому приказу! "ПЯТЫЙ" случай.
   Далее у моей будущей невесты никаких "случаев" не было. Как появилась на свет в родительском доме в центре Батуми, так я её оттуда и взял в жёны.
   (Правда, когда я задумывал эти мемуары, жена вспомнила, что в 1969 году, когда она стала чемпионкой Грузии по плаванию, к ним приходили из Армянского спорткомитета, уговаривали переехать в Ереван и выступать за Армению. Обещали квартиру и ещё какие-то "блага". На что её отец (армянин)  ответил: "Я вас, армян, хорошо знаю, обманите девочку! Она никуда не поедет! И всё!")


   Закончилась война.
   На встрече нового 1947 года районное партийное руководство решило устроить праздничный вечер для орденоносцев (помните четвертый случай?) и "разбавили" кучу мужиков приглашенными девушками из женских отделов.  После окончания "бала" организаторы, опасаясь ночного хулиганства (1947 год!), соединяли в группы людей, идущих в одну сторону. Как вы и догадываетесь, мама и папа попали в одну группу. "ШЕСТОЙ случай". Более того, в конце пути выяснилось, что они живут в соседних бараках и мама даже была знакома с папиной "хозяйкой".
    В том же 1947 году молодые решили оформить свой союз, но... жить-то было негде. Кто-то подсказал папе подать заявление в завком как молодожён и орденоносец. И это сработало! А скорее всего, просто каким-то образом у завкома оказалась свободная "койка". Я не ошибся, именно КОЙКА.
    Делаю отступление. Это будет интересно молодым и тем, кто этого не знал.
    Сразу после восстановления на сибирской земле завод начал строительство двухэтажных домов для своих рабочих. Каждая квартира была на две семьи с общей большой кухней и ванной. Но проблемы с жильём нарастали и было принято решение эти ванные - микроскопические помещения, переделать под жилые комнаты. Так появилось выражение - "живём в ванночке".
    Именно такую "ванночку" и получили мои родители ("СЕДЬМОЙ" случай). Кроме кровати там можно было поставить только табурет. Но влюблённым и этого было достаточно, что бы зародилась новая жизнь, то есть - я.


    1957 год. Соседский мальчик на "взрослом" велосипеде катал нас, детвору, по очереди. Когда я поехал с ним, мы упали. У меня оказалась сломанная в двух местах челюсть. Месяц провёл в больнице. "ВОСЬМОЙ" случай, но о нём позже.

    Вскоре завод построил на окраине города десять отдельных домиков с огородами и приусадебными пристройками. Один из домов выделили моему отцу, "ДЕВЯТЫЙ" случай.


    В десятом классе надо было выбирать профессию. Я бредил только морем, мама была категорически против. Но так  как я продолжал стоять на своём, она собственноручно повела меня в... военкомат. Ну, откуда ей, живущей за 5 тысяч км от моря, было знать, где учат "на моряков".  Когда там я сказал, что хочу поступить в мореходное училище, меня поправили: "в военно-морское, у нас только такие". "У нас" они имели ввиду систему Вооружённых Сил, но я-то подумал "в стране" и написал заявление в ТОВВМУ - Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище.
    Но на медкомиссии меня "зарубили": нарушен прикус и я не смогу держать правильно загубник акваланга (помните, восьмой случай со сломанной челюстью?).
    Так к большому моему "горю" и к тайной радости мамы закончилась первая попытка.


    Умирает наш сосед. Его вдова, не имеющая никакой специальности, решает жить за счёт сдачи комнаты. Я слышал, как другие соседки её наставляли: "Поезжай к какому-нибудь институту, да выбирай с Кавказа, постарше. Побольше возьмёшь."
    Так на нашей улице появился грузин Шота из далёкого Батуми. ("ДЕСЯТЫЙ" случай).
    Весёлый, открытый, помогал всем и во всём, угощал редкими фруктами. Именно к нему (на свою "беду") тайно обратилась моя мама, что бы тот отговорил меня от моря. Но получилось всё по-другому.
    -"УваЖЖаемая Екатерина Павловна! Я напиЩЩУ своим родителям, АнЫ встретят, пАмогут устроиться. Наша   мАрЯходка с пЭрвого курса отправляет малчиков за границу. Всё будет хАрАЩо!"

    
     И вот я - курсант судоводительского факультета БМУ. Но этого не достаточно, что бы попасть в качестве жениха в армянскую семью. Однако в моей группе учился брат моей будущей жены (случай № 11). Замечу, что в прошлом году он "благополучно" провалился на экзаменах и поступил со второй попытки вместе со мной.
     Дальше всё было обычно: знакомство, дружба и первый поцелуй.


     Как видите, не произойди ЛЮБОЙ из этих одиннадцати случаев и моя жизнь сложилась бы совсем иначе.

    


Рецензии
Да здравствует любовь, соединившая сердца молодых!

А как у вас в семье с вероисповеданием?

Тут же хочу байку рассказать. У нас был сосед из Ирана. Инженер-химик. И работали мы с ним какое-то время в одной конторе. И очень нравилось нам с ним о Родине вспоминать и делиться воспоминаниями. Каждому о своей Родине.

И спроси я его однажды: " А какого ты вероисповедания?" Он посмтотел на меня внимательно и ответил очень серьёзно: "Атеист я".

Татьяна Ворошилова   22.05.2019 21:29     Заявить о нарушении
Вот и я отвечу так же - атеисты мы.

Юрий Маков   22.05.2019 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.