Лена. Ч1. 1гл. 1. Знакомство

ВСЕ ПЛОХОЕ УЖЕ ПОЗАДИ. КНИГА 2. ЛЕНА.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

CCCР, Москва, двор, январь 1978 года

– Юлька, ну давай быстрее! Чего ты так долго? – две девочки лет восьми замахали руками вышедшей из подъезда подружке.

– Да бегу я, бегу, – на ходу натягивая варежки, та подбежала к девчонкам, – Шейла совсем старенькая, ходит медленно, пока я ее до дома дотащила,… ух ты, какой большой получился, – оценила она снежный ком, – а зачем вы его сюда прикатили? – и она указала на странное строение посреди двора.

Это было то ли разрушенное, то ли недостроенное непонятное сооружение размером примерно три на три метра, высотой чуть больше метра и с узким проемом в одной стене.

– Мы с Оксанкой придумали играть в снежных принцесс, это будет наш дворец, – девочка по имени Наташа кивнула в сторону строения, – а это будет не снежная баба, а снежная королева, – показала она на снежный ком.

– Ага, – поддакнула рядом стоящая Оксанка и поправила сползающую на глаза шапку, – давай второй ком катать.
Переговариваясь и смеясь, девочки быстро скатали второй ком и водрузили на первый. Пока они поднимали его, он наполовину разрушился.

– Ну вот, – расстроилась Юля, – королева кривая получится.

– И ничего не кривая, – Наташа деловито обошла скульптуру, – мы сейчас эту дырку залепим, – она начала собирать снег.
Оксана и Юля бросились ей помогать.

Когда фигура снежной королевы была боле-менее готова, девочки занялись изготовлением головы. Они слепили небольшой снежный комок, пристроили его на скамейку и по очереди стали пытаться придать бесформенной белой массе черты человеческого лица.

– Вот глаза, – Юля, высунув от усердия язык, рукой в варежке выскребла в двух местах дырки и вставила в них два маленьких снежка.

– Ну, какие же это глаза, – склонив голову набок, задумчиво произнесла Оксана, – смотри, там, где брови, там должно быть выпукло, – вдвоем с Юлей они уставились на Наташины глаза и брови.

– Какие у тебя глаза интересные, – вдруг сказала Юля.

– Какие?

– Коричневые, как заварка.

– Сама ты заварка, это карие глаза, – ответила Наташа, девочки втроем засмеялись, а потом уставились на голову королевы.

– Давай брови слепим, – предложила Оксана.

Работать в варежках было неудобно, она сняла их и покрасневшими пальчиками начала лепить из снега колбаски, – вот одна бровь,… а вот вторая.

– Красиво, – оценили Юля с Наташей, глядя на двух кривых гусениц над выпуклыми глазами-шарами.

– Теперь нужен нос, – Наташа тоже скинула варежки и начала лепить из снега нос, – вот, – приклеила она к лицу что-то больше похожее на морковку.

– А вот и губы, – под морковкой Юля прилепила еще двух гусениц.

Девочки отошли от скамейки и залюбовались на свою работу. Замерзшие пальцы покраснели, варежки болтались на резинках.

– А у тебя какие глаза? – вдруг спросила Наташа у Оксаны.

– Серые, – ответила та, – Юль, а у тебя какие? – они повернулись к третьей подружке.

– У меня, как у Оксанки, тоже серые, – ответила та, убирая под шапку непослушные рыжие пряди.

Наташа подошла к ней вплотную и уставилась в глаза, – нет, у тебя не такие, как у Оксанки, – подумав, произнесла она и повернулась к той, – подойди ближе.
Переводя взгляд с одной на другую, Наташа внимательно изучила глаза обеих подружек, затем вынесла вердикт, – у вас совершенно разные глаза. У тебя, – посмотрела она на Оксану, – глаза серые с голубыми полосочками, а у тебя, – перевела она взгляд на Юлю, – глаза не просто серые, они яркие, и с рыжими точечками.

– А у кого красивее? – ревниво спросила Оксана.

– Ну, не знаю, – Наташа пожала плечами, – у вас обеих глаза красивые, и вы сами тоже красивые. А я красивая? – спросила она подружек.

– Конечно, красивая, – девочки стояли рядом, разглядывая лица друг друга.

– А мне Машка Бурковская рассказала, – Юля понизила голос, – что Сережка Скрипников сказал Сашке Носову, что мы трое – самые красивые девочки в классе.

– Правда? – одновременно выдохнули Наташа и Оксана.

– Честно-честно, – поклялась та.

– Откуда ты знаешь?

– Машка с Ленкой Фиалкиной в раздевалке подслушали, как мальчишки сплетничали про девчонок, а еще они сказали, что Димка Севостьянов влюблен в Наташку, – девочки посмотрели на Наташу, та смущенно хихикнула, – а Игорь Алтухов в тебя, – пришла очередь Оксаны смутиться и хихикнуть.

– А кто влюблен в тебя? – спросила Юлю Наташа.

– Не знаю, – развела та руками, – про меня мальчишки ничего не говорили, они стали обсуждать других девчонок, они сказали, что Машка Бурковская красивая, но толстая, а ее подружка Галька Колотилова – длинная и тощая. Машка обиделась и обозвала мальчишек дураками, а они поняли, что девчонки все подслушали и погнались за ними. Машка с Ленкой от них еле убежали.

– Значит, мы самые красивые девочки в классе, – многозначительно произнесла Оксана и посмотрела на Наташу и Юлю.

Девочки переглянулись, – я знаю, что я красивая, – пожала плечами Наташа, – мне мой прадедушка всегда говорит, что я красавица.

– И я тоже красивая, – поддакнула Юля, – а давайте Машку Бурковскую к себе примем?

– Да ну ее, – надулась Наташа, – она все время кричит, а еще от нее пахнет жареным луком.

– И мне она не нравится, – сказала Оксана, – и вообще она не красивая. Давайте дружить только с красивыми девочками?

– Если ты будешь дружить с красивой девочкой, то Игорь Алтухов тебя разлюбит и влюбится в нее, – рассудительно сказала Наташа, – лучше дружить с некрасивыми.

– Но мы же трое все красивые, и дружим друг с другом, – улыбнулась Юля, – а тебе Алтухов нравится? – спросила она Оксану.

– Да, нравится, – снова смутилась та.

– А мне Севостьянов совсем не нравится, он толстый, – Наташа надула щеки, – а тебе кто нравится? – повернулась она к Юле.

– Не знаю, – задумалась та, – из нашего класса никто. А вообще мне нравится Колька Морозов из седьмого «А».

– Морозов? – удивилась Оксана, – он же старше тебя, ты во втором классе, а он уже в седьмом.

– Ну и что, какая разница, – Юля пожала плечами, – все равно он мне нравится.

– И у него есть другая девочка, – заметила Наташа, – он ее каждый день после школы домой провожает и портфель носит.

– Ага, я тоже их вместе много раз видела, – кивнула Оксана.

– Ну и что, – упрямо дернула головой Юля, – вот вырасту, тогда посмотрим, кто из нас красивее, я или она, – из-под ее шапки снова показались непослушные рыжие пряди.

Подружки настолько увлеклись обсуждением вечной девчачьей темы, кто кому нравится, что совсем забыли про снежную королеву, недоделанная голова которой все еще стояла на скамейке. А еще они не заметили, как к ним подошла незнакомая девочка.

– Привет, – сказала она.

Подружки повернулись и уставились на новенькую.

– Привет, – первой ответила Юля и улыбнулась своей озорной улыбкой.

– Привет, – в один голос ответили Наташа и Оксана.

– Можно, я буду играть с вами? – спросила девочка.

Подружки разглядывали ее.

На девочке была надета пушистая белая шубка с капюшоном и светло серые валенки с галошами. Ее шапка, шарф и варежки были связаны из ярко голубой пряжи.

– А какого цвета у тебя глаза? – вдруг поинтересовалась Оксана.

– Зеленые, – пожала плечами девочка, – а что?

– Просто интересно.

Девочка подошла поближе и взмахнула пушистыми ресницами.

– И правда зелёные, – восторженно прошептала Юля.

– Ага, зеленые, – выдохнули Оксана и Наташа.

– А у вас какие?

– У меня карие, – ответила Наташа.

– А у нас с Юлькой серые, – ответила Оксана за себя и за подругу.

– Не, у меня не совсем серые, а с рыжими точками, – улыбнулась Юля, – это потому, что я рыжая, – она подцепила пальчиками прядку вылезших из-под шапки волос.

– У тебя волосы не рыжие, – вдруг со знанием дела произнесла девочка.

– А какие? – удивились подружки.

– Медные, – сказала она.

– А у меня? – Наташа вытащила из-за ворота пальто косичку с бантиком.

– У тебя светло-русые.

– А у меня? – следующая была Оксана.

– Каштановые.

– А у тебя какие?

– Золотисто-русые, – девочка вытащила из-под шапки золотистый локон.

– А ты откуда знаешь? – спросили подружки.

– Я хожу в художественную школу, там нас учат различать цвета и оттенки.

– Ух ты, – восхитилась Наташа, – я тоже умею рисовать, только я хожу в обыкновенную изостудию.

– А я учусь в музыкальной школе, – сразу же похвасталась  Оксана, а потом грустно добавила, – я ненавижу музыку.

– А я хожу на фигурное катание, – улыбнулась Юля.

– Вы меня к себе примете? – робко спросила девочка.

– Конечно, примем, – с готовностью отозвались девочки, – как тебя зовут?

– Лена, – девочка улыбнулась ровными белыми зубками.

– А нас Юля, Наташа и Оксана. А ты из какого дома?

– Из этого, – Лена показала на большой кирпичный дом.

– Ух ты, и мы все из этого. А ты давно переехала?

– Недавно, несколько дней назад, перед самым новым годом, а вы?

– А мы летом. А тебе сколько лет?

– Восемь.

– И нам восемь. А ты в какой класс ходишь?

– Во второй.

– И мы с девочками во второй. А в какой школе ты учишься?

– Я пока не знаю номера своей школы, я в нее пойду только после каникул.

– Наверное, в нашу, – переглянулись девочки и Юля сразу же предложила, – давай играть с нами.

– Давай, – согласилась Лена, – а во что вы играете?

– В снежных принцесс, а это наш дворец.

– А кого вы лепите?

– Снежную королеву.

– Ух ты, – Лена подошла к скамейке и уставилась на голову царственной особы, – а где ее корона?

– Еще не слепили, – Наташа стащила варежки и зачерпнула снег.

– А нос должен быть не такой, – Лена протянула к голове королевы руку в варежке и сразу же сломала ледяную морковку.

– Ой, – испугалась она, – я сейчас все поправлю.
Не снимая варежек, она зачерпнула снег и начала лепить нос заново.

– Сними варежки, – посоветовала ей Наташа.

– Мне нельзя, – грустно произнесла Лена.

– Почему? – удивилась Юля.

– Я все время простужаюсь и болею, – ответила девочка.

– А мы после улицы пойдем к нам пить чай с мятой и вареньем, после такого чая не болеют, – со знанием дела сказала Наташа, – а еще у меня бабушка должна испечь вкусный пирог. Пойдем к нам?

– Конечно, пойдем, – согласились девочки, и Лена сняла варежки.

Она уверенно прилепила королеве нос и поправила ей брови, глаза и губы.
Девочки с восхищением наблюдали за ее работой.

– Где ты так научилась? – спросила Наташа.

– В художественной школе, – ответила Лена, – там нас учат не только рисовать, но и лепить.

– А ты научишь меня рисовать руки? – спросила Наташа Лену, – а то я рисую хорошо, а руки не получаются.

– Конечно, научу, – пообещала та.

Все вместе девочки слепили корону, а потом следующий час все четверо увлеченно играли в снежных принцесс, на ходу придумывая сюжет сказки.

– Эй, малявки, катитесь отсюда, здесь наш двор, – вдруг раздались мальчишечьи голоса, и в девочек полетели снежки.

Рядом со сказочным дворцом, украшенным простыми снежками, стояли хулиганы из соседнего двора, пятиклассники Димка Макаров и Сашка Кальнов.

– Это не ваш двор, а наш, – первая подала голос Оксана.

– И мы первые сюда пришли, – поддержала подружку Наташа.

– Мы скоро пойдем домой, а вы можете играть, – Юля встала рядом с подружками.

– А давайте играть вместе, – наивно предложила Лена.

– Что? Играть вместе с вами? Во что?

– В снежных принцесс и снежную королеву, – девочки показали на созданную с большим трудом скульптуру.

– Что это за чудище? – захохотали мальчишки, – это королева?

Они подошли к фигуре и начали пинать ее ногами.

– Не трогайте, – крикнула Юля.

– Я все расскажу папе, и он посадит вас в тюрьму, – пригрозила хулиганам Оксана, – мой папа самый главный судья.

– Дура, маленьких в тюрьму не сажают.

– Я знаю, для маленьких есть специальные колонии, мне папа рассказывал, он вас туда посадит, – серьезно выдала малышка.

– Чего ты сказала? Дура!
Мальчишки вразвалку направились к девочке, Оксана испуганно сжалась.

– Обзываться нельзя, я расскажу все бабушке, – выкрикнула Наташа и встала рядом с подругой плечом к плечу, – она вас скалкой поколотит.

– А я расскажу все старшему брату, – отважно пополнила ряды юных бойцов Юля.

Лена нерешительно стояла в стороне и испуганно переводила взгляд с новых подружек на хулиганов.

Мальчишки встали перед тремя девочками, – это что за мелюзга нам тут угрожает? Что ты там про тюрьму говорила, а? А ну-ка повтори! – один из мальчишек вплотную подошел к Оксане и уставился на нее сверху вниз.

Девочки молчали, но не отступали, только плотнее прижались друг к другу.

– Это ты нам про свою бабку сказала? – второй уставился на Наташу.

– Не бабку, а бабушку, – вдруг раздался голосок, и Лена встала в один ряд вместе с новыми подружками, – бабушек нельзя называть бабками, – с вызовом произнесла она.

– А ты кто такая? – один из мальчишек больно щелкнул Лену по носу, от неожиданности и боли девочка громко ойкнула и схватилась за нос. Из ее глаз потекли слезы.

– Не смей ее трогать! – крикнула Юля и со всей силы толкнула обидчика в грудь. Мальчишка потерял равновесие и свалился, но тут же вскочил на ноги.

– Ах ты, поганка, – закричал он и бросился на Юлю.

– А-а-а-а, – громко закричали девочки и бросились на хулиганов.

***

– Парни, смотрите, по-моему, на детской площадке драка, – по двору шли четыре старшеклассника. Один из них, по имени Стас, сразу обратил внимание на возню.

– А по-моему просто малышня друг за другом гоняется, – второй, которого звали Максим, всматривался вглубь двора.

– А это случайно не Кальнов с Макаровым из соседнего двора? – прищурил глаза третий, по имени Андрей.

– Там, где эти шалопаи, точно ничего хорошего ждать не нужно, – заметил четвертый, Роман.

И тут раздался детский крик. Старшеклассники бросились на помощь. Они подскочили к куче-мале и в несколько рывков поставили на ноги четырех маленьких девчонок и двух мальчишек постарше.

– Что тут происходит? – грозно спросил Стас.

– Мы играли, а они начали кидаться в нас снежками,… и обзываться,… и нашу снежную королеву поломали,… а потом Димка Лену по носу ударил,… – дружно загорлопанили девчонки, показывая на хулиганов.

У одной из девочек под носом запеклась кровь, на белой шубке и голубом шарфике были видны красные пятнышки.

– Ты снова хулиганишь? – зловещим голосом поинтересовался Макс у одного из мальчишек, – я тебе обещал по шее надавать? Сейчас надаю, – он схватил хулигана за воротник.

– Это они виноваты, – трусливо заорал мальчишка, тыча рукой в девочек, – они сами на нас набросились.

– Са-а-ами виноваты, – передразнил его Андрей, – э-э-эх, вам не стыдно? Они же совсем маленькие, – укоризненно посмотрел он на пацанов и дал второму легкую затрещину, – кто ей воротник порвал? – показал он на Оксану.

– Не я, – заныл тот.

– Это он, – закричали девочки, показывая на первого.

– А ты почему без шапки? – спросил Стас у Наташи.

– Он ее с меня сорвал и куда-то бросил, – шмыгнула носом девочка.

– Надень пока мою, – Стас снял с головы ушанку и надел на девочку, шапка закрыла ей глаза.

– А у меня варежку оторвали, – пожаловалась Юля и показала Андрею висящую из рукава резинку с обрывками шерстяных ниток. Все ее лицо было залеплено мокрыми рыжими волосами.

– Быстро ищите шапку и варежку, не найдете, я вам уши оторву, – прикрикнул Роман на мальчишек, те бросились шарить по двору.

Старшеклассники подошли к девочкам поближе.
Замерзшей ручкой Юля убирала под шапку рыжие волосы, Лена чистым снегом пыталась оттереть кровавое пятно на шубе, Наташа вместе с Оксаной рассматривали оторванный воротник.

– Замерзли? – спросил Андрей у Юли и кивнул на ее красные ручонки, – на, надень, – он снял большие перчатки и надел их на детские ладошки, – давай, я тебе помогу волосы под шапку убрать, – он развязал на детской шапке завязки и теплой ладонью аккуратно заправил непослушные пряди, – какая ты рыжая, – улыбнулся он.

– Я не рыжая, – серьезно ответила Юля, – я медная.

– Как хозяйка Медной горы? – пошутил Андрей, – тебя зовут Юля?

– Да, – девочка улыбнулась

– Будешь Юлия Медная.

– Нет, я Юлия Вольская, – гордо ответила девочка, – а тебя как зовут?

– Андрей. Андрей Егоров.

Пока Андрей помогал Юле, Роман подошел к Лене.

– А ты из какого двора? – он достал из кармана чистый носовой платок и начал аккуратно вытирать кровь с детского личика.

– Из этого, – ответила девочка.

– А почему я тебя не знаю? – улыбнулся он.

– Потому что я новенькая.

– А как тебя зовут?

– Лена Шубина, – ответила малышка.

– Лена Шубина, у которой испачкана шуба? – пошутил он и, заметив, что девочка погрустнела, добавил, – не расстраивайся, сейчас мы твою шубу почистим.

– А тебя как зовут? – девочка уставилась на парня огромными зелеными глазами.

– Роман, – представился он, – можно просто Рома.

– А можно Ромыч? – смело поинтересовалась она.

– Можно.

– Вот шапка, – к компании подошли хулиганы, – и варежка.

– Шапка вся в снегу, как она ее наденет? – Стас дал хулигану подзатыльник.

– А теперь быстро валите из этого двора, – прикрикнул на мальчишек Максим, – если еще раз увижу, что вы наших девочек обижаете, рога обломаю, поняли?

– И если девочки хоть раз на вас пожалуются, я еще и уши оторву, – пообещал Андрей, – и своим друзьям передайте, чтобы к нам во двор не шастали.

Хулиганы убежали.

Стас вытряхнул из Наташиной шапки снег, – ее нельзя надевать, пойдем, отведу тебя домой.

Она подняла голову, из-под ушанки торчал только ее нос. Девочка рукой сдвинула шапку на затылок, и на Стаса внимательно уставились два карих глаза.

– Подожди, я тебя знаю, – он вгляделся в ее лицо, – ты ведь Натан, да?

– Наташа, – уточнила она.

– Рука зажила? – он взял ее за левое запястье и стянул с руки варежку. Ладонь у основания большого пальца пересекал тонкий розовый шрам.

– Зажила, – посмотрела на парня девочка и не сколько спросила, сколько утвердительно произнесла, – а ты Стас.

– Да, меня зовут Стас.

– А ты куришь? – вдруг очень серьезно спросила она.

– Ну, иногда, – он почему-то смутился, – а что?

– От твоей шапки невкусно пахнет, – она сморщила носик.

– Я больше не буду курить, – серьезно сказал он ей, она кивнула, – а ты пообещай, что больше не будешь драться, ладно? – он легонько дернул ее за косичку, она в ответ улыбнулась и снова кивнула.

– Я тебе дерну, я тебе сейчас так дерну! – вдруг послышался разгневанный голос. От подъезда в сторону детской площадки быстрым шагом шла невысокая полная пожилая женщина. Полы незастёгнутого зимнего пальто с меховым воротником, наброшенного поверх домашнего халата и фартука, воинственно развевались, сапоги на ногах были не застегнуты, голова кое-как замотана шалью. В руках женщина держала скалку.

– Не смей ее трогать, – тяжело дыша, пригрозила она, подходя к парням и девочкам.

– Бабушка, это хорошие мальчики, они нас защитили от хулиганов, – Наташа загородила Стаса собой и снизу вверх посмотрела на бабушку торчащим из-под большой ушанки носом.

– Где твоя шапка? – засуетилась та, оглядывая внучку, – ах ты, боже мой, у тебя пальто разорвано, – увидела бабушка Оксанин воротник, – а у тебя шуба в крови, – посмотрела она на Лену.

– Здравствуйте, Евгения Ивановна, – поздоровались с женщиной парни и девочки.

– Ее шапка в снегу, вот, – Стас протянул бабушке Наташину шапку, – я ей дал свою и хотел отвести домой, а тут вы пришли.

– А у Юли варежку оторвали, – Андрей протянул бабушке заледеневший комок из пестрых шерстяных ниток, – надо пришить.

– И воротник тоже надо зашить, – заметил Максим.

– Кровь с шубы я снегом оттер, а шарф придется стирать, – отчитался о проделанной работе Роман.

– Ладно, вы меня еще поучите, что стирать и как зашивать, – пробурчала бабушка и перевела дух, – а я как из окна увидела, что вы с кем-то деретесь, так сразу бросилась на помощь.

– Спасибо, Евгения Ивановна, – сказала Юля, – нас уже спасли.

– Спасибо вам, ребята, – женщина вдруг тепло улыбнулась и посмотрела на девочек, – что мальчикам сказать нужно?

– Спасибо, – хором ответили все четверо.

– Держи свою шапку, – бабушка стянула с внучки чужую шапку и протянула ее Стасу, голову девочки быстро замотала своей шалью, – марш домой.

Уже в лифте Наташа серьезно посмотрела на бабушку, – ба, надо всем девочкиным бабушкам позвонить и предупредить, что девочки у нас, – она кивнула на притихших подружек, – а то их бабушки будут волноваться.

– Обязательно позвоню и предупрежу, – улыбнулась бабушка.

– А еще надо девочкам одежду починить и постирать, – продолжила девочка.

– И починим, и постираем, – пообещала бабушка, улыбка вокруг ее глаз собралась в лучики морщинок.

– Ба, – Наташа помолчала, – и не рассказывай, пожалуйста, ничего взрослым, ладно?

Бабушка стала серьезной, – хорошо, коша моя, ничего не расскажу. Я хоть раз твой секрет кому выболтала?

***

CCCР, Москва, школьный двор, май 1979 года

– Смотри, наши второклашки, – Андрей толкнул Романа и кивнул в сторону. Парни прошли еще немного вдоль школы и остановились.

– Вы чего встали, как вкопанные? Пойдем быстрее, опоздаем же, – на них налетели Максим со Стасом.

– Продлёнка гуляет, – Андрей снова кивнул.

Парни проследили за его взглядом.

Светило майское солнце, зеленела трава, желтели одуванчики.

По всему пришкольному участку рассыпались ученики начальной школы: первых, вторых и третьих классов. Отовсюду слышались крики и смех. Кто-то играл в прятки, кто-то в салки, кто-то в городки. Человек десять мальчишек возили по асфальту машинки и мешали девочкам, прыгающим в классики и рисующим на нем мелом.

Около песочницы стояла шумная компания, дети что-то обсуждали и громко смеялись.

В самом центре компании парни увидели Лену, Юлю, Оксану и Наташу. Девочки иногда склоняли друг к другу свои головки, на ярком солнце блестели их золотые, медные, каштановые и русые волосы.

Лена заметила парней и помахала им рукой, – Ромыч, привет, – громко крикнула она.

Ее подруги подняли головы, Юля радостно улыбнулась.

Парни снисходительно отсалютовали в ответ.

– Это наши друзья, – не скрывая гордости, объяснила Лена застывшим одноклассникам.

Те, открыв рты, только восторженно кивнули. Дружбой со старшеклассниками мог похвастать не каждый мальчишка, не говоря уже о девчонке.

– Какие они смешные, – усмехнулся Андрей.

– И, кстати, они уже не второклашки, а третьеклашки, – заметил Роман, – точнее даже уже четвероклашки, конец учебного года через неделю.

– Все равно маленькие и смешные, – произнес Максим и парни, сразу же забыв про девчонок, направились по своим делам.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/03/30/2077


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.