Нищие, вши и девочка...

Посвящаю детям войны,которым довелось пожить в очень непростое время...

В послевоенное время в городах Урала скопилось очень много нищих.  Многие люди бежали от войны на восток и устраивались в тылу, как могли.
   Мой отец работал тогда на азотно-туковом заводе и ему не пришлось воевать, так как он был в"броне"...т.е. для армии нужны были взрывчатые вещества, а их кто-то должен был производить и квалифицированных работников на фронт не всех брали.
   Мы жили в трёхкомнатной квартире и занимали одну большую комнату, а в других жили беженцы. Помню в кухне была большая печь,которую топили дровами.На печи была сверху громадная чугунная плита, на которой пекли картофель, нарезанный колёсиками. Картофелем была заполнена вся поверхность печи и мы сидели все вокруг и ждали,когда его можно было поесть с селёдкой. В те годы её привозили в больших бочках и селёдка была главной едой в наших семьях. Кроме селёдки, везде продавали очень солёную треску, которую мама вымачивала, отваривала, пекла из неё пироги.
   Самое смешное, сейчас селёдку хвалят за содержание полезных жирных омега-кислот,значит в моё брюшцо с детства,даже в тяжёлое послевоенное время, попадали антиоксиданты.Кроме того,молодые советские города, а Березники был таким городом, пополнялись населением из близлежащих сёл и деревень. В эти города везлась родственникам  отличная еда, о которой сегодня можно только мечтать. Это были лесные дары: грибы во всех видах-солёные рыжики, грузди, сушёные и маринованные белые и красные. Ягоды лесные-малина,клюква,брусника и плоды трудов с огорода...,вобщем, выжила Россия в те годы с помощью крестьян.
   Но в магазинах было пусто. В нашем подЪезде в подвале был такой магазинчик,почти пустые полки...буханки хлеба, крупа кой-какая,чай,конфетки подушечки, а хлеб был невсегда. В подвал вела лестница,которая была сверху до низу оккупирована нищими. Они были грязные,чесались,в оборванной одежде, сидели на батарейных трубах и в магазине. Многие были одеты в лохмотья и имели  открытые, гноящиеся раны.
  Тогда мне было лет пять,шесть и у меня была красивая белая шубка.Я очень себе нравилась в ней. В тот день мы с мамой  пошли в баню и на обратном пути зашли в наш  магазин за продуктами. Дома у нас был гость из деревни и они с папой отмечали встречу.
   Я качалась на качели,которую отец соорудил в проёме двери из верёвки и, вдруг, почувствовала, что у меня зачесалась голова...и я из волос достала одну вошку. Побежала к маме и она очень удивилась. Потом я снова прибежала к ней с насекомым, но тогда она в сердцах прижала  мою голову к себе и заглянула в волосы...
   В следующую секунду она закричала,заголосила,запричитала и стала звать отца посмотреть на меня. Я от испуга заплакала и не понимала, почему мама оттолкнула от себя с силой и закричала не своим голосом. Прибежали мужчины и не сразу поняли,что пыталась сказать мама. Оказывается,когда она посмотрела мою голову,то увидела целые полчища вшей,которые были на шее,в голове,а когда посмотрели на шубу и шапку,то мама заголосила ещё больше.Вся одежда была во вшах.
   Мужчины гребнем вычёсывали мне волосы и жгли бумагу, на котоую  вошки падали. Мама в бешенстве собирала в охапки все постельные принадлежности,на которые я кинула свою шубку и шапку.За это мне позже попало от неё.
   Тогда при банях были специальные ,не помню как назывались, подразделения,где проводили дезинфекцию острым паром белья из госпиталей,больниц и моя шуба после такой обработки была уже никому не нужна.
   А вши появились у меня в подарок от нищих,обитавших при нашем магзине.Тогда сразу же была версия,что они собирали их в коробку и вывали на чисто и красиво одетого ребёнка, в отместку за свою невыносимую жизнь. Тогда эта история получила широкую огласку в городе и нищих постепенно в магазине не стало.
   Об этой истории писали тогда в местной газете и мы долго её помнили. Но вошки посетили меня ещё раз уже в период "развитого социализма", когда я была беременной и лежала на сохранении в больнице летом два месяца,но это уже другие события и совсем другое время.
 
   


Рецензии