Испания - Волга - Каспий. Путевые заметки - 1

     Конец июня 1989 года. Раскачиваясь на волнах северо-западной зыби и черпая бортами прозрачные воды Биская, теплоход "Волга" держал курс 180 градусов, направляясь в испанский порт Авилес под погрузку оборудования для нефтяного месторождения. Дело в том, что в где-то в песках Казахстана, в районе посёлка Тенге, наши геологи обнаружили большое нефтегазовое месторождение. Оно получило название Тенгизского. А коль скоро месторождение нужно осваивать, то за границей было  срочно закуплено самое разное современное оборудование для обеспечения добычи обнаруженных даров природы. Оборудование имело большие габариты и перевезти его в Казахстан по железной дороге не было никакой возможности.

     Вот тогда-то правительство и дало задание обеспечить перевозку заказанного оборудования судами смешанного плавания. Эти суда способны пройти морскую и речную часть пути и доставить его на Каспий с выгрузкой в порту Актау на восточном побережье Каспийского моря.

     Тем временем из-за четкой линии горизонта начали появляться вершины Кантабрийских гор провинции Астурия. Они с каждым часом всё больше вырастали из вод океана, подсказывая, что судно скоро достигнет порта своего назначения.

     Капитан, высокий худощавый 50-ти летний мужчина с обильной сединой в когда-то чёрных волосах, оторвал свой взгляд от экрана локатора и повернулся к стоящему рядом старшему механику:
- Давай-ка, дед, переводи двигатели на лёгкое топливо. Через час будем брать лоцмана. 
И обращаясь к вахтенному штурману добавил:
- Вызвать боцмана, готовить штормтрап с левого борта, поднять флаг Испании.
Старший механик, полный невысокий мужчина, оглядел ещё раз окружающую судно красоту и направился в свой жаркий, грохочущий работающими на полный ход главными двигателями, мир.

    Зарываясь в волны зыби лоцманский катер прошёл входные молы с установленными на их оконечностях круглыми башнями сигнальных огней. В миле от входа “Волга” на малом ходу подвернула вправо, прикрывая от волн зыби подходящий к левому борту катер. Лоцман своевременно был подхвачен под руки боцманом с вахтенным штурманом, а катер тотчас отошёл от борта.

    - Morning, captain! – улыбающийся, жизнерадостный испанец шумно появился в ходовой рубке и сразу же "Волга", подчиняясь его команде, пошла на вход между молами, которые сейчас ласково омывались волнами зыби. Можно представить себе каково приходится судну в этом проходе, когда зимняя штормовая волна с грохотом обрушивается на береговые скалы. Но сейчас был солнечный погожий день и лёгкий ветер шевелил поднятые сигнальные флаги.

     Входной канал повернул вправо и перед судном открылся расширяющийся бассейн на западной стороне которого раскинулся сам город.
- Команде стоять по местам швартовки! – дал команду старпом по внутрисудовой связи.  Сбрасывая скорость, теплоход медленно подходил к своему причалу.
- Подать носовой шпринг! – и на причал, извиваясь в воздухе, полетел бросательный конец, закреплённый на огоне носового шпринга. Швартовщики ловко подхватили бросательный конец и на причал пополз первый толстый канат.
“Волга” ошвартовалась левым бортом к пустынному причалу на восточной стороне бассейна, где стояли два микроавтобуса, на которых прибыли швартовщики, представитель капитана порта, а также эмиграционные власти, таможня и агент. Закончив все формальности по приходу судна в порт, агент сообщил, что погрузка начнётся на следующий день и продлится 4 дня. А пока команда может  посещать городской пляж на берегу океана.

     “Loading list” (перечень грузов) , который предъявил агент, говорил о том, что “Волга” должна принять в трюма шесть огромных 25-ти метровых ёмкостей и   оборудование в контейнерах. 

     На следующее утро первая ёмкость, погруженная на специальную многоколёсную платформу буксируемую мощным тягачом, который очень медленно вписываясь в повороты дороги прибыл на причал и встал против трюма №4. Здесь уже стоял 30-ти тонный автокран. Докеры начали разносить и крепить к патрубкам прибывшей цистерны дополнительные тонкие концы. Когда ёмкость поднимут краном, то при помощи этих концов она будет удерживаться от касания с конструкциями судна. В трюм погрузят две ёмкости длиной 25 метров, 4 метра в диаметре и весом 20 тонн, чтобы они легли на предназначенное им место.

     Автокран выдвинул из себя массивные металлические станины, которыми он упёрся в грунт и поднялся на них, сняв нагрузку со своих колёс. Первая ёмкость, натянув стальные тросы, оторвалась от платформы и поплыла по воздуху к ожидавшему её раскрытому трюму судна. Докеры при помощи заранее закреплённых стропов удерживали её от раскачивания, оберегая стоящие вертикально крышки трюма от случайного касания.

     Вот ёмкость заняла нужную позицию и кран стал медленно опускать её в трюм. Ещё несколько команд бригадира и емкость заняла своё место на левой половине трюма. Пока освобождали её от тросов, стало ясно, что вылет стрелы автокрана не может обеспечить безопасную погрузку второй ёмкости в этот трюм к другому борту.  Посовещались и решили погрузить на левый борт емкости в 3-й и 2-й трюма, а после этого развернуть судно и поставить его к причалу правым бортом. Таким образом  проблема безопасной погрузки решается, а возникший в процессе крен убрать балластом.

     Пока начальство решало вопросы погрузки, свободные от вахты члены экипажа под командой помполита отправились на пляж, чтобы окунуться в воды океана. Когда ещё может представиться такая возможность? Ведь атлантическое побережье команде видится только временами узкой полоской земли, а здесь настоящий пляж. Наши любители купания шумной толпой торопливо сбросили с себя одежду и бросились дружно в океан. Они не обратили внимания на то, что большинство местных отдыхающих лежали на песке и не спешили лезть в воду. Авилес небольшой, ничем не примечательный городок. Летом большую часть времени местное население проводит на пляже, играя в волейбол и разглядывая девушек соответственно одетых. После первого контакта с водой океана  наши купальщики моментально выскочила обратно на берег.  Ещё раз бросаться в воды океана решились немногие, поскольку вода оказалась неожиданно холодной. Оказывается, эта часть побережья омывается прохладной ветвью течения идущего на юг.

     Погрузка, между тем, шла своим ходом и капитан с интересом наблюдал за тем, как огромные цистерны одна за другой находили своё место в трюмах. Но вот подошло время развернуть судно, чтобы поставить его правым бортом к причалу. Поскольку приливы здесь достигают 4-х метров, то для осуществления маневра было выбрано время полной воды, когда короткое время в бассейне отсутствует течение. За время этого затишья нужно успеть произвести необходимый маневр, что и было благополучно исполнено.   Начали грузить ёмкости на правый борт. Одновременно в трюмах электросваркой к днищу и бортам приваривались тяжёлые пластины с отверстиями, в которые пропускали стальные тросы. Слабину тросов талрепами набивали втугую, чтобы исключить подвижку груза в качку.

     К концу четвёртого дня погрузка габаритных тяжеловесов была закончена. Сюрвейер всё внимательно осмотрел и выдал капитану специальный сертификат, подтверждающий качество погрузки и крепления. Оформлены все необходимые документы и “Волга” покидает причал, направляясь на выход в океан. Она идёт в Роттердам, где примет палубный груз для того же Тенгизского месторождения.

     Через двое суток перехода наши мореплаватели имели на траверзе правого борта остров и маяк Уэсан. Войдя в полосу движения для судов идущих на восток, “Волга” вместе с попутчиками, уменьшая западную долготу, приближалась к нулевому меридиану. Пройдя этот известный всем меридиан, она длительное время будет совершать своё плавание в восточном полушарии и даже доберётся до Каспия, где в порту Актау ждут её груз.

     Погрузка палубного груза в Роттердаме заняла два рабочих дня.  На люках всех четырёх трюмов разместилось значительное количество крупногабаритных конструкций. Некоторые из них занимали по своей длине часть площади на двух трюмах одновременно. Обзор из иллюминаторов ходовой рубки не ухудшился, а с креплением груза никаких проблем не возникло. Команда имела возможность побывать в городе, купить подарки своим семьям и все были довольны стоянкой. Представитель получателя груза в качестве пассажира совершил  на “Волге” переход из Авилеса в Роттердам и лично контролировал погрузку. Он остался доволен увиденным. Пожелав капитану благополучного рейса, пообещал встретить судно в Актау и покинул борт.

     Наконец, все формальности соблюдены, необходимые документы подписаны, груз надёжно закреплён. Принят полный балласт, поскольку общий вес груза невелик. Судно готово к своему необычному переходу. Вот уже команда стоит по местам, лоцман на борту и даются последние пожелания благополучного рейса. Швартовы на борту, “Волга” покидает причал в порту Роттердама и начинает переход к далёкому Каспийскому морю.   

               
                Продолжение следует.


Рецензии
Так устроена жизнь, что душа человека , устав от обыденности, просит новых впечатлений. Ей хочется вырваться из круга одних и тех же ежедневных забот и окунуться в романтику морских путешествий. А как это прекрасно: ощутить движение в пространстве приличного по размерам судна, подрагивание под ногами палубы, услышать сдержанный гул главных двигателей, вдохнуть в себя свежий морской воздух, услышать крики чаек и, может быть, ощутить на лице своем брызги океанских волн. Вот и этот рассказ об этом же! Началось принятие груза, а дальше - последует безостановочный рейс через Северное и Балтийское море, через всю Волгу до какого-то неизвестного порта Актау на Каспии. Счастливого плавания, читатель! Автору удачи и успехов в творчестве!

Ник Литвинов   20.01.2021 01:42     Заявить о нарушении
Приятно получить такой добрый отзыв, наполненный эмоциями, рождёнными путевыми воспоминаниями сложного перехода торгового судна. Спасибо за пожелание.

Стас Литвинов   20.01.2021 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.