Испания - Волга - Каспий. Путевые заметки - 2

     Лоцманский катер отвалил от борта и направился в порт, унося с собой лоцмана выводившего нас в море. Теперь до Ленинграда не планируется никаких контактов с иностранными гражданами. Пройдя Северное и Балтийское моря, дальнейший наш путь будет проходить в своих внутренних водах. Предстоит пройти Ладогу и Онегу, Волго-Балтийский канал и Великой русской рекой Волгой достичь Каспийского моря. После преодоления всех трудностей предстоящего пути “Волга”, наконец, прибудет в Актау. Там-то её и встретят ожидающие груз казахи, которые тогда были гражданами одного с нами государства.

- Штурман!  Ставь точку и ложись на курс, -  я поставил машинный телеграф на “полный вперёд“.
-  Якоря “по-походному”! Лоцманский трап убран – доложил с бака боцман.

     “Волга” полным ходом, оставив по корме приёмный буй Роттердама, начала свой переход с необычным грузом, который ожидали на восточном берегу Каспия в таком далёком отсюда Казахстане. Перешли на автоматическое управление рулём.

-  Станислав Антонович!  Время! Можно давать команду на обед? – третий штурман взял микрофон внутренней связи. - Судовое время 11.30 , очередной смене приготовиться на вахту, команде обедать!
Я перехватил микрофон и добавил: – Поздравляю всех с началом рейса и пожелаем себе благополучия на переходе до Актау!

     Постепенно отходное волнение уступило место обычному рабочему настроению, а судовая жизнь входила в обычный ходовой режим. Спущен флаг Голландии и теперь он нам потребуется не скоро. Сейчас идём к маяку Тексел, где займём полосу движения для судов, идущих на северо-восток. Мы пересечём Северное море и проливом Скагеррак выйдем к мысу Скаген. Далее нас будут ждать Каттегат и Зунд.

     Через двое суток втягиваемся в Скагеррак.  Скагеррак, Каттегат, Зунд, Бельт – эти названия Балтийских проливов  со школьных лет звучали в учебнике “География” и вызывали в воображении что-то необычное, так не похожее на тихую речку Тёша, что медленно  протекала мимо скромных домиков Арзамаса. Эти названия манили своей недоступностью мальчишку из бедной семьи, в которой даже не могли себе позволить оплату его обучения в старших классах обычной школы. Казалось, что эти названия так и останутся строками в учебнике. Но прошло время и тот мальчишка уже много лет капитаном ходит этими Балтийскими проливами, по-прежнему испытывая удовольствие от командования настоящим судном.

     Глухой ночью, провожаемая вспышками маяка Скаген, “Волга” курсом 160 градусов шла проливом Каттегат.  Завтра днём она пройдёт всем известный пролив Зунд и совсем близко можно будет увидеть замок–сказку Эльсинор (Хельсингер) и, если дать волю своей фантазии, то на одной из его стен можно разглядеть фигуру Гамлета, который задаёт известный всему миру вопрос: “To be or not to be”.

     По правому борту яркая зелень полей и белые домики под красными черепичными крышами. Дания, небольшая островная страна, воспетая Гансом Христианом Андерсеном, сказки которого с удовольствием читают люди разного возраста. Мы проходим Копенгаген с его островерхими крышами, южнее над нашими головами один за другим идут на посадку самолёты на местный аэродром. Проходим маяк Дрогден. Теперь наши курсы будут на восточной половине картушки компаса, а через 3 дня мы подойдём к приёмному бую Ленинграда.

хххх

     Середина июля 1989 года.  “Волга” стоит на якоре на рейде Угольной гавани Ленинграда, ожидая команду идти в разводку мостов.  В стране началась непонятная проблема с продуктами, но мы получили их без проблем, стараясь обеспечить себя на весь рейс до Актау и обратно. Хотя дальнейшее наше плавание будет проходить в пресной воде, для целей питья она малопригодна, а потому  берём воду с водолея.

     Мы включены в план разводки и лоцман для нас заказан. Вся команда на борту. Поужинали. Я прилёг до полуночи отдохнуть перед разводкой. Надо перестраивать свой организм под другие условия плавания. Не могу заснуть. Смена привычного ритма жизни гонит от тебя так необходимый сон. Когда пойдём по реке, у лоцмана будет 8-ми часовой рабочий день, но в сутках 24 часа.  Придётся лоцмана ставить на дневную вахту, а всё тёмное время суток брать на себя.

     Незаметно задремал. Через 2 часа вахтенный штурман доложил, что морской лоцман на подходе, а судно уже подготовлено к съёмке и боцман готовит якорь к подъёму. Сон и всё что с ним связано тут же исчезает, я плещу в лицо пригоршню воды и свежий появляюсь в ходовой рубке. Лёгкий сумрак – белые ночи продолжаются. Подходит лоцманский катер и всё то, что тебя волновало ранее уходит в сторону, освобождая место реалиям.

     Здороваюсь с лоцманом. Он интересуется нашей готовностью и запрашивает  у “порт-контроля” разрешение на съёмку с якоря.
- Вира якорь! – звучит команда и боцман на баке включает брашпиль. В микрофоне слышен шум воды в клюзе, которая смывает остатки грунта со звеньев выбираемой якорной цепи. Очередной доклад боцмана:
- Якорь вышел из воды, якорь чист!
- Стояночные огни долой, ходовые включить! – даю ход машинам. Мы начинаем движение на выход из Угольной гавани торгового порта.

     Всё рассчитано так, чтобы к моменту подъёма разводной фермы моста лейтенанта Шмидта мы подошли в район Горного института. Здесь смена лоцманов и теперь уже речной лоцман  поведёт судно в разведённые мосты. Набережные полны гуляющего народа. Гости города, да и свободные горожане в период белых ночей всегда с интересом наблюдают процесс разводки мостов и движение караванов судов в разведённые пролёты.

     Видно, как остановлено автомобильное движение через мост и народ скапливается у начавшей подъём его огромной фермы. Сигнальные огни на мосту начинают мигать, и вот включается зелёный, разрешающий движение. Караван судов по этому сигналу начинает  движение. Постепенно устанавливается безопасная дистанция между судами. “Волга” по своим габаритам много крупнее идущих в ордере судов и потому ширина разводного пролёта для неё маловата и нам следует очень чётко выполнять команды лоцмана.  Промелькнули по бортам фермы моста Шмидта и затихли крики толпившихся наблюдателей. На нас надвигается Дворцовый. Он готов пропустить в свой разводной пролёт очередное судно. Белая ночь и множество зрителей на гранитных набережных Невы. Красиво.

     В 04.00 прошли мост Володарского. Он последний в череде разводных мостов Ленинграда. Проход мостов благополучно завершён. Прощаемся с лоцманом, его работа закончена.  Дальнейшее движение будет зависеть только от нас, поскольку до выхода в Ладожское озеро ещё много сложных мест. Я остаюсь в рубке вместе со старпомом, поскольку оба давно не проходили Невой, тем более на таком крупном для условий реки судне.  Груз на палубе иногда закрывает видимость буёв. Тем не менее, миновали Ивановские пороги и уже проходим всем известную крепость Орешек, где за её стенами в братской  могиле покоятся известные народовольцы и старший брат В.И.Ленина Александр Ульянов. 

     Ладога пройдена и “Волга” нижней Свирью продолжает свой путь. Белые ночи позволяют идти рекой не задерживаясь, что и делаем, оставляя за кормой километр за километром. За ночь проходим Свирь, утром минуем Вознесенье. Короткий переход Онежским озером и вновь направляем своё судно в узкую щель канала. Перед нами Волго-Балтийский водный путь, который теперь называют просто Волго-Балт. Пока несколько часов стояли в Ленинграде, только старшему механику была возможность побывать дома, поскольку он ленинградец. А большинство членов команды, семьи которых живут в Петрозаводске, остались без свидания и с каждым оборотом винтов мы всё дальше уходили от дома.

     Белые ночи помогали и мы безостановочно прошли весь канал. Я помню, как в 1965 году  впервые увидели эту новостройку, которая производила грустное впечатление: торопливость стройки не дала времени своевременно укрепить берега, грунт которых продолжал обваливаться и сползал в канал. Пришлось держать много землечерпалок, которые без конца вычерпывали сползающий в него грунт, ибо проходящие суда вновь тащили за собой волну по мелководью, а она разрушала не укреплённый берег. Пройдёт много лет, прежде чем берега канала укрепят камнем и травяными посадками.

     Множество заводских труб, непрерывно дымящих – это сталелитейные заводы Череповца. Наступал вечер, кругом зажигались огни города и навигационной обстановки. Белые ночи кончились и теперь они будут всё темнее. В Череповце поменяли лоцманов и новый лоцман пойдёт с нами до Астрахани. Мы погрузились в ночь, стараясь рассмотреть в темноте мигающие огни плавучей обстановки Рыбинского водохранилища. “Волга” полным ходом уходит на юг, оставляя за кормой зарево Череповца. Впереди нас ждёт Рыбинск.

     На следующий день к обеду мы подходим к шлюзам Рыбинского гидроузла. Перед шлюзами большой монумент женщины в платье до земли. Она навечно застыла, сделав шаг вперёд. Касаясь концом крыла её платья, устремляется вперёд чайка – это Волга встречает  вас. Идёт шлюзование и мы опускаемся вниз в большой камере шлюза. Уходящая вода оставляет мокрые бетонные стены шлюза и прохлада окружает нас. Закончен спуск, медленно раскрываются створки ворот, готовясь выпустить судно.

     “Волга” выходит в подходной канал. В нём ждут разрешения на вход другие суда, которые готовы занять наше место в освободившемся шлюзе, чтобы подняться наверх. Проходим Рыбинск. Этот известный на Волге город несколько раз менял своё название: когда 10 мая 1945 года умер первый секретарь Московского горкома ВКП(б), то Рыбинск получил его имя “Щербаков”. Однако, после развенчания культа личности Сталина, городу вернули его историческое название Рыбинск. Шло время и умер первый секретарь ЦК КПСС Андропов. Вдруг кто-то наверху вспомнил, что в своё время Андропов окончил в Рыбинске речное училище и даже отходил здесь штурманом одну навигацию. И город вновь меняет имя Рыбинск на Андропов. Но вскоре подоспела перестройка и на её волне городу вернули его историческое имя - Рыбинск. Будем думать, что это название останется теперь с ним  навсегда.

     Кстати, если мы начали своё плавание нашей главной рекой, то не худо бы помнить исторический факт: большие города, имеющие названия мужского рода, расположены на правом, а города с названиями женского рода – на левом берегу Волги. Например: Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск (ныне Ульяновск), Саратов, Царицын (ныне  Волгоград) – все на правом берегу, а  Казань, Самара, Астрахань – на левом.

     Прошли тесноту Рыбинских рейдов, пассажирские причалы города, грузовой порт и причалы для выгрузки танкеров. У зернового элеватора стоит сухогруз с открытыми трюмами, из которых высасывается привезённое зерно. У причалов судостроительных заводов стоят суда новостроя.

     Рыбинск остался за кормой и перед нами невысокие, заросшие травой берега и небольшие берёзовые рощи. Берега застыли в покое. Видим кучки домов и скромные  селения с обязательной церковью в центре. Тихая красота Верхней Волги завораживает. Много неподвижных лодок, в которых застыли фигуры рыбаков в ожидании поклёвки, а другие, под мотором, нервируют вахтенного штурмана  непредсказуемостью своего движения. Вот по тропинке от ближайших домов бегут ребятишки на небольшой пляж. Наше судно буравит воду своими винтами и мимо проплывают картины мирной жизни на берегах главной реки России.

     Вот и Ярославль. Идём учитывая движение транзитных и местных судов, а также судов, стоящих на якорях на рейдах или производящих выгрузку на нефтепричалах. Темнеет.  Включаем ходовые огни. Участок реки знаком старпому и я покидаю рубку, чтобы немного отдохнуть перед ночной вахтой. А “Волга” полным ходом продолжает своё движение. Глухой ночью проходим некрасовские места. Это здесь он воскликнул:

 “Выдь на Волгу, чей стон раздаётся
  Над Великою русской рекой?
  Этот стон у нас песней зовётся,
  То бурлаки идут бичевой”.

     Это временное лирическое отступление памяти Н.А.Некрасова, а главные двигатели своим гулом призывают тебя вернуться в реальность.

     Нигде не задерживаемся, стремясь как можно скорее добраться до Астрахани. А между тем уже сказывается влияние Горьковского гидроузла и судовой ход становится всё шире и глубже. Уже позади Кострома и Кинешма, проходим Юрьевец и перед нами аванпорт Городецких шлюзов. Здесь условно заканчивается Верхняя Волга. Пройдём  шлюза и будем идти Средней Волгой, южная граница которой проходит  в Саратове. Зелёный огонь на входном светофоре приглашает в один из Городецких шлюзов и “Волга”, теряя скорость, направляется вдоль причальной стенки прямо в шлюз, готовый принять нас.

     Опустившись в верхнем шлюзе, мы оказываемся в межшлюзовом бьефе и направляемся в нижний шлюз, после которого выйдем в реку. Слева расположен судоремонтный завод и слип. Они обеспечивают ремонт и техническую часть эксплуатации приписанных к заводу судов. К этому заводу был приписан теплоход “Волго-Дон 10” грузоподъёмностью 5000 тонн, на котором я две навигации отходил старшим штурманом и получил навык управления крупным судном. Кроме того, этот “Волго-Дон” сыграл свою положительную роль в судьбе моего младшего брата, который вместе со мною отходил одну навигацию рулевым. Отсюда же я проводил его в армию, в самостоятельное плавание. В начале ноября 1964 года, приведя свой “Волго-Дон” в зимовочное состояние, я отправился в новую жизнь, отказавшись от лестного предложения перейти на пассажирские суда. На новом месте начал свою служебную карьеру с должности младшего штурмана. Закончен спуск воды из нижнего шлюза, ворота открылись и выпустили нас в подходной канал.  Пройдя его, мы выйдем в реку и пойдём через волжские перекаты до Нижнего Новгорода.

               

                Продолжение следует.


Рецензии
Господи!
Нева..., Петропавловка... .
" Мосты встают ночной преградой
В холодном отблеске огней...".
Мой родной Ленинград... .
Низкий Вам мой поклон, Капитан.
Всего Вам Самого-Самого.

Вадим Бусырев   31.03.2015 21:01     Заявить о нарушении
Вадим! Если Вам было приятно читать о Ленинградских мостах и разводке их - я очень рад, что в вашей памяти живёт Ленинград.

Стас Литвинов   31.03.2015 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.