Отцовский наказ

ОТЦОВСКИЙ НАКАЗ
Из книги «О людях и для людей»)

Многие из работников завода старшего поколения хорошо знали и относились с должным уважением к бывшему нормировщику железнодорожного цеха Василию Алексеевичу Меренкову.Это был грамотный специалист,глубоко разбиравшийся в экономической и производственной жизни цеха и завода,щедро делившийся своими знаниями и опытом с работавшими с ним рядом людьми.Но не только за эти деловые качества любили и ценили его люди,но прежде всего за человечность – был он добр и отзывчив душой,доброжелателен в общении.И вот сегодня в железнодорожном цехе его фамилия вновь и вновь у всех на устах:
– Вам нужен лучший молодой рабочий нашего цеха?- переспросил мой вопрос,чуть оторвавшись от стола и каких-то своих срочных дел,начальник железнодорожного цеха Виталий Николаевич Королев,- так это, конечно,только Меренков,вы можете с ним прямо сегодня и встретиться,и он всё вам расскажет сам о своей профессии. Сегодня он как раз работает под второй печью…
Тепловоз Сергея Меренкова стоял перед переездом,невдалеке от второй доменной печи,когда я осторожно подошёл к нему.Железнодорожники только-только отъехали от печи,оставив там один из ковшей,и ожидали,когда он наполнится только что рождённым ферромарганцем,чтобы затем подцепить его к другим и отвести к разливочным машинам на склад холодного чугуна.Возить расплавленный металл на разливку – это работа очень сложная и опасная,требует от машиниста и его помощника большой аккуратности.Это для экипажа и большая честь,и большое доверие  машинисту, и возложенная на него большая ответственность перед всем заводским коллективом,а не только перед доменщиками.Я смотрю на мощную громаду тепловоза и думаю:«Как же мне увидеть машиниста,или подать ему сигнал?». Но вот  из его окошка тепловоза выглянул и сам машинист Сергей Васильевич Меренков:он очень молод на вид,с живым и острым взглядом,и я не мог не отметить,что этим взглядом и всеми движениями своими он очень похожий на Василия Алексеевича,своего отца.  Точно такой:живой и подвижный,стремительно и всё сразу ловящий на лету.
– Да-да,– улыбается он,отвечая дружески и приветливо на первый же мой вопрос,— возить металл нужно очень и очень осторожно.Не более трех километров в час! Машинист и его помощник должны быть в это время предельно внимательными.И работники пути,диспетчеры,нам тоже помогают,предупреждают народ,что перемещается по заводской территории по пути нашего следования,о том,что мы везём очень опасный груз!..
Не сразу Сергей оказался в железнодорожном цехе и избрал столь сложную профессию заводского машиниста.«…Хоть это и отцовский наказ,- признаётся он мне,- уж больно он хотел,чтобы я работал в этом железнодорожном цехе,ведь здесь отработал он всю свою трудовую жизнь!Но вначале, вопреки его воле,я избрал совсем другую профессию.Но,всё-таки,в конце - концов,так и получилось – как он хотел,словно по его наказу!..».
Да,вначале рабочий путь Сергея пошёл иначе,в несколько ином направлении от отцовского наказа.После окончания Косогорской средней школы № 65 он поступил в профессионально-техническое училище №26,чтобы учиться здесь на сварщика. Многие его приятели тогда стремились освоить эту профессию,а он с ними тоже за компанию!Затем была служба в армии.Служил он на границе в Киргизии,в погранвойсках.Там и повзрослел,возмужал,да и ума набрался.Вернулся домой, прислушался более внимательно к отцовским словам и внял им.И теперь он очень благодарен его наказу и ни о чём не жалеет.
Первым его учителем в цехе стал машинист тепловоза Владимир Иванович Утенин, начал он у него работать помощником машиниста.Как и чему Утенин его учил? Прежде всего,уважению к своей профессии,а это,прежде всего,он учил его,как добросовестно ухаживать за своим тепловозом.Видел Владимир Иванович,что старается паренек,однако не сразу,а чуть погодя и очень осторожно,стал давать ему самому попробовать управлять тепловозом.Как же это тогда понравилось Сергею! Видно в самое сердце попал ему тот отцовский наказ,а быть может и действительно, что-то было заложено в нём генетически от отца? Теперь и он сам уже советует молодым:«…Чтобы освоить профессию машиниста нужно сразу же полюбить её, внимательно вникать во все тонкости работы тепловоза,расспрашивать обо всём и не стесняться более опытных работников,если что-то не ясно.И не бояться,а стараться,ко всему внимательными быть!».
– Работа,конечно,сложная,- подчёркивает постоянно в разговоре со мной Сергей, - у помощника моего тоже,как и у машиниста,работы хватает.Он не только вместе со мной следит за безопасностью передвижения тепловоза,но ещё и отцепляет или прицепляет вагоны или ковши,подаёт сигналы машинисту,закрепляет на рельсах  вагоны или ковши,да и мало ли что делает другое!Но более всего,в постижении профессии,он должен очень захотеть стать машинистом…».
Двадцать лет уже отработал в цехе Сергей Меренков.Гордится он не только своей профессией,но и своей фамилией,той памятью об его отце,которая до сих пор жива о нём в цехе.
А.Бочаров.
2004.


Рецензии