Отрывки из книги Энштейн и домовой. СТО

От автора

     Предлагаемые отрывки являются своего рода анонсом к планируемой книге и предназначены определенному кругу читателей для привлечения внимания издательств, нацеленных и способных на издание книг с качественным содержанием и коммерческий успех.

                Числитель  и  знаменатель

     Говорят, что человек - это дробь, числитель которой есть то, что человек представляет  из себя реально, а знаменатель есть то, что человек о себе думает. Таким образом преувеличивается роль знаменателя, а человек, подчиняющийся этому правилу и соответствующий ему, не может быть успешен. Тем более, что подразумевается, что числитель есть то, что  другие люди думают о тебе, а то, что ты  сам думаешь - зачастую не имеет значения.  Спрашивается: а судьи кто? Поэтому представляется, что числитель - это человек осуществленный и то, что он собирается осуществить, т.е. оценка самого себя, а знаменатель то, что он хотел бы осуществить. На наш взгляд, правильная самооценка и самоуверенность определяют жизненный успех человека, самореализацию его возможностей. Но если бы все могли знать и соизмерять свои возможности и желания и могли бы сказать о себе словами А.Блока:
                О, я хочу безумно жить:
                Все сущее - увековечить,
                Безличное - вочеловечить,
                Несбывшеееся - воплотить!
У всех так не получается или получается в некотором приближении к идеалу, или получается кое-как.
     Альберт Эйнштейн обладал такой самоуверенностью, которая во время учебы в институте производила плохое впечатление на профессоров и превратила его доброжелателей в оппонентов. Профессор физики Вебер, впечатленный способностями Эйнштейна, помог ему поступить в институт без экзаменов, но уже ненамного позже, во время учебы в институте, он сказал: "Эйнштейн, вы умный парень, но у вас есть один недостаток, вы никому не даете сказать вам хоть слово".
     Эйнштейн из сочинения Альберта Шопенгауэра "Афоризмы для усвоения житейской мудрости" взял на вооружение мысль: "то, кем человек является, в гораздо большей степени определяет его счастье, нежели то, что он имеет или как его расценивают другие". Действительно, подобная мысль имеет развивающий терапевтический эффект, так как позволяет работать над своим потенциалом, который может быть и не виден другим. Однако, Эйнштейну удалось скомбинировать свои числитель и знаменатель так, что его мнимая часть, основанная на амбициях излишней самоуверенности стала выглядеть действительной и в результате многие стали считать его гением еще при жизни. При этом процесс происходил не только за счет неуважения людей, призванных его учить и выражалось это как в пропуске занятий, так и в манере говорить и высказываться. Его сверхнезависимое поведение и неуважительное отношение к профессорам, по их мнению, сделало невозможным его трудоустройство в институте. Милева Марич, его будущая жена, писала своей подруге: "У моего ненаглядного очень злой язык, а в придачу он еще и еврей". Быть евреем в то время и в том месте, наверняка не было пропуском к успеху, но и не могло быть серьезным препятствием для трудоустройства. Профессор Г.Минковский был еврей, а еврейские друзья Эйнштейна трудоустроились в институте. Так что антисемитизм не был главной причиной трудностей Эйнштейна в трудоустройстве. Он сам был источником своих бед.

                О знаниях и научном методе Эйнштейна.

     Здесь мы коснемся только некоторых аспектов знаний Эйнштейна, оказавших непосредственное влияние на формирование его научного метода. Речь идет прежде всего о математике и философии.
     В книге Дэниса Брайена о жизни и творчестве Эйнштейна приводится множество фактов и неизвестных  ранее высказываний. В детстве Эйнштейн с удовольствием занимался математикой, а геометрия Эвклида была для него священной книгой. Его дядя приносил Альберту алгебраические задачи и старался вносить в решение этих задач элементы игры. Сам Эйнштейн где-то в тринадцать лет начал самостоятельно изучать высшую математику, но по-видимому, не слишком преуспел в этом. К годам учебы в институте математика уступила пальму первенства физике и появились другие интересы. Сформировалось отношение к математике, о котором можно судить по следующему эпизоду. Так, Эйнштейн однажды "продемонстрировал свое бесцеремонное отношение к математике", когда вместе с инженером Г.Ферье беседовал о жестких законах и правилах математики. Эйнштейн положил на стол пять спичек и спросил:       "Какова суммарная длина этих пяти спичек, если каждая из них имеет длину шесть с половиной сантиметров?"
 - "Тридцать два с половиной сантиметра" - ответил  Ферье. 
- "Это вы так считаете - сказал Эйнштейн - Но я в этом очень сильно сомневаюсь. Я не верю в математику".
Этот эпизод вполне объясняет математические ошибки и манипуляции Эйнштейна в специальной теории относительности и научный метод, с помощью которого была создана эта теория. Эйнштейн не проводил исследования как такового, а исходил из конечной цели, которую он видел. Так,  в  СТО он считал, необходимым доказать неодновременность событий в разных инерциальных системах, которая якобы зависит от пространственного положения этих наблюдателей и таким образом установить связь пространства и времени. Пользуясь "методом пяти спичек", он манипулировал математическими законами для получения необходимого результата. Математика была  второстепенным средством, а идея и результат были желанной целью.
     Эйнштейну было тогда около тридцати лет. Возможно, что его высказывание о спичках было свидетельством того, что Эйнштейн начал осознавать насколько низок уровень его математических знаний и насколько он недостаточен для серьезной научной работы.
     Работая  над проблемой гравитации Эйнштейн столкнулся с огромными трудностями создания необходимых уравнений и вынужден был умолять своего друга Марселя Гроссмана спасти его от сумасшествия.  Гроссман пришел ему на помощь и они стали работать вместе над этой проблемой. Сейчас известно два автора общей теории относительности (ОТО): Эйнштейн и Гроссман. Гроссман создал математическую базу ОТО, выполнив главную работу. И в дальнейшем Эйнштейн постоянно привлекал к своей работе не только ученых, но и недавних студентов, преимущественно математиков. Подобное сотрудничество несло в себе черты эксплуатации, но многим его сотрудникам льстило внимание к ним самого Эйнштейна. Да и Эйнштейн не выглядел при этом эдаким вампиром или монстром, он был обаятельным и коммуникабельным, обладал чувством юмора. Одним из его помощников был Яков Громмер, российский еврей с гротескной внешностью. Эйнштейн обещал найти ему работу, но не смог это сделать, Громмер обвинил Эйнштейна в недостаточности  усилии и покинул его. В конечном счете Громмер оказался в Минске и был избран в Белорусскую Академию Наук.
     В 1933 г. в Германии сложились условия, когда стали возникать непосредственные угрозы жизни Эйнштейна. Он начал переговоры о работе в США в Принстонском университете и непременным условием его согласия на эту работу он сделал принятие на работу в Принстонский университет Вальтера Майера. Но в тот момент, когда это условие было принято, Майер покинул его. Под влияние Гроссмана отношение Эйнштейна к математике стало меняться, что видно из слов Эйнштейна о том, что он проникся большим уважением к математике, когда их совместная работа по ОТО была,  в основном, завершена.
     В дальнейшем Эйнштейн не смог или не захотел объединить изучение математики с научным творчеством. По словам его второй жены Эльзы, Эйнштейн постоянно обдумывал какую-либо формулу, записанную на клочке бумаги. И продолжал до конца своей жизни искать сотрудников-математиков.
     У каждого серьезного ученого всегда есть философское обоснование своей работы и ее целей и на этой основе вырабатываются свои творческие правила. Похоже, что и в этой области Эйнштейн был непревзойден. Когда корреспондент одной из чикагских газет сказал ему, что его смущают те аспекты теории, которые кажутся нелогичными, Эйнштейн ответил: "Не ломайте себе над этим голову: "Моя теория математическая, а не логическая". Не называл ли Эйнштейн в этот момент математикой свой "метод пяти спичек"?
     В тринадцать лет Эйнштейн начал изучать философию Иммануила Канта, но неизвестно какой след оставило в нем это изучение.
     После окончания института Эйнштейн продолжал знакомиться с работами различных философов, хотя это ознакомление все в большей мере приобретало отвлекающий, развлекательный характер. Список философских работ, которые изучал Эйнштейн и обсуждал со своими друзьями довольно эклектичен, он включал работы Платона, Маха, Джона Стюарта Милля и Дэвида Юма.  Милль считал, что научные открытия делаются на основе индуктивного метода, обобщающего наблюдения и опыты. Эйнштейн считал, что нет никакого индуктивного метода. По поводу философии Эйнштейн однажды высказался так: "Разве философия не кажется написанной медом? Когда ты созерцаешь ее, она выглядит замечательно, но когда ты присмотришься к ней снова и попристальнее, все это уходит. Остается только месиво из сентиментального вздора".
     Похвалы Эйнштейна удостоился английский философ Дэвид Юм, который утверждал "что опыт и математика -  единственные легитимные законные инструменты науки". Эйнштейн согласился и с тем, что не существует абсолютной истины, так как все человеческие идеи и впечатления субъективны. Юм признавал причинность только в психологии и считал, что на основе первичных восприятий (ощущений) рождаются вторичные - чувства, образы памяти и впечатления. Он отрицал объективную причинность природных явлений, а следовательно, возможность объективного научного познания их.
     Понятно, что от этих взглядов несложно сделать шаг к утверждению относительности пространства и времени и, в конце концов, самой истины в том смысле, что не имеет значения, как она выглядит в настоящий момент.   


Рецензии
Прочитал с интересом. Спасибо!

Хотя для меня Эйнштейн - просто клоун.

Виктор Бабинцев   21.03.2015 04:37     Заявить о нарушении