Размышления навеянные фильмом Петровича

               

                Размышления навеянные фильмом Петровича
                «Мастер и Маргарита»
                (опубликована в интернет альманахе «Литературная губерния»
                в марте 2015 г)
       

        Я посмотрела художественный фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Петровича (1972г, Италия, Югославия). И как только  появились первые кадры – узкие старые улицы, невысокие дома, лица главных героев: интересный, темноглазый, основательный Мастер; очаровательная эмоциональная Маргарита, Воланд с прозрачно-светлыми глазами и сжатыми в улыбке тонкими губами – увлеклась происходящими на экране событиями и погрузилась в загадочный  таинственный мир, созданный писателем Михаилом Булгаковым в его романе. И вглядывалась в белое лицо Воланда. Умный, жестокий, но и обаятельный. Зло умеет  быть привлекательным и ласковым с теми, кто ему нужен.
        В фильме есть сцена постановки пьесы Мастера в театре. Артист, играющий Иешуа, показался мне не подходящим на такую роль. Глаза с хитринкой, общий вид несколько жуликоватый. Я не приняла его, потому что он был обычен, один из многих. Но артист убедил меня в своей трактовке образа. Иешуа, наделенный могуществом, справедливый и милосердный, в своем поведении мог быть именно таким: простым и естественным, без позы учителя, без высокомерия и скорби в глазах, без подчеркнутой значимости во всем облике. Это не обычно, не привычно и восхитительно.      
        Но вот что меня удивляет и в романе, и это же прослеживается в фильме. Воланд и его подручные, приехав в город, первые мощные удары наносят по людям подлым, воровитым, жадным... Князь тьмы как-будто сочувствует и Мастеру, и Маргарите и старается им помочь. Но это не может быть так. Конечно, преступные люди еще окажутся в лапах Воланда и его компании. Но эти люди им нужны и они подталкивают и поощряют их на злые дела, и даже оберегают. Настоящий враг Воланда Мастер.
        Но Мастер человек сильный, волевой, талантливый, любящий и честный – такого не подчинить темной власти и не одолеть. И Воланд пробует установить с ним контакт и даже стать ему полезным. И даже достойные люди, такие как Мастер и Маргарита, загнанные обстоятельствами в глухой угол, принимают помощь от князя тьмы. Это так, возможно, к сожалению, но это так.
        Телевизионный ведущий В.Познер иногда задает гостям своей передачи вопрос: « А вот если бы дьявол предложил вам принять от него жизнь вечную без каких-либо предварительных условий, Вы согласились бы?»
        Кто-то отвечает нет, кто-то да. Большинство говорит «нет». Абстрактный  вопрос – абстрактный ответ. Хорошо, что этот вопрос телеведущего В.Познера из сферы фантастики.   
        А фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Петровича прекрасный. Сценарий несколько сокращен по сравнению с романом и немного изменен. Но это дало возможность режиссеру создать филь романтичный, лиричный и сосредоточенный на истории отношений Мастера и Маргариты.
И волшебный. А такие фильмы интересны зрителю и вчера, и сегодня, и завтра.

г.Харьков
март 2015 г


Рецензии