История одного богатыря

Однажды написал я для журнала очерк о только что вышедшим на поля страны
замечательном тракторе «К-701». И приключилась со мной очень запутанная история.
Нет, впоследствии она оказалась вовсе не такой, чтобы «очень». Но поначалу впору  было было диву даваться, глядя на некоторые мало объяснимые события.
Кладу рукопись на стол редактору, он  -  доволен. Тема, без сомнения
насущная, не выкинешь ее за борт. Сельское хозяйство надо поднимать, подобная
машина поможет крепко.
Теперь, пожалуй, не отбояришься, а примешься решить задачи способней. Не наблюдалось ранее у деревенских механизаторов равных богатырей. Ныне станут по
плечу и более ранняя предпосевная подготовка почвы , и быстрая обработка полей
накануне наступления зимы.
У нас ведь есть такие регионы: замешкаешься чуть  -  уже лежит на полях снег.
Высокопроизводительная техника селянам завсегда в радость, потому как не в
накладе остаются весенней порой и летней. Осенней  -  тако же. А по зиме если
судить, то не промахнешься и здесь, коли прижмет нужда провести надежное на полях
снегозадержание.
- Нужная тема, - подвел редактор итог моей работе.
В два счета очутилась рукопись в отделе очерков. Но с публикацией там
неторопко задерживались. А потом и вовсе сказала мне молодая обаятельная
сотрудница: не пойдет. При этом засмущалась, ровно выдала на-гора явную глупость.
И что мне думать? Всё бы хорошо, да ничего хорошего!
Размышляй сколько пожелает настырная душа. Только вот забирай свой очерк и
ступай с трактором куда подальше. Делать нечего, забрал и порфироносно пошел.
Если вы сейчас читаете -  в наши дни --  эту историю, то знайте, что пролежал у
меня в столе первый вариант «Сельского богатыря», почитай, не менее трех десятков
лет. А может, много больше. Не считал я увеличивающихся годков. Да и не в них
досужее дело.
Тут есть одна тайная тенденция в развитии событий.     Рассказывая о ней,
вижу историю последних десятилетий в новом свете. Вот это как раз и представляет
особую важность. Несомненный интерес для понимания прошлого и будущего.
Коль читаете вы второй вариант очерка, значит, есть у вас возможность познакомиться с чередой происшествий, что помогла  осознать сокрытые подвижки  в насущном.
Нагрузка выпадает мне немалая  -  всё это вспоминать непохвально. Однако на
чьи плечи ее переложишь, коли плутал в трех соснах?  И не по силе возможности  -
по мере накапливания знаний о делах не афишируемых ?
Когда просветился, тогда лишь и выбрался из соснового многомудрого лабиринта.

          +      +      +

Люди пожилого возраста, небось, не забыли еще, как лютовали ведомственные
схватки в середине и конце прошлого века. Барьеры были столь серьезные, что
хватало и наветов, и подсидок, и всевозможных подработок, приносящих неуспех соперникам, и всяческой просто неразберихи.
Однажды я присутствовал на одном заседании в главке министерства дорожного машиностроения. Там горячились некоторые: нам поставляют трактора, мы делаем для
них навесное оборудование, и что получается? У некоторых скреперов избыток
мощности!
Мотор, проще говоря, позволяет орудовать столовой ложкой, но ему приходится работать чайной. Значит, налицо перерасход топлива. Невыгодно потребителям. 
Разговор шел о том, что кое-кто поэтому предпочитает зарубежные машины.
Страдает авторитет отечественных производителей. Стыдно  -  летать в космосе, и не при этом не справиться с разработкой подходящей конструкции скрепера!
То же самое можно было отнести  к бульдозерам, к экскаваторам  -  было много проблем.
В стране свыше полутора десятка машиностроительных министерств. Груда
перекрестных претензий росла из года в год. Только успевай разбираться в
язвительных спорах. Исполнительной власти - Совету Министров - знай улаживай
взаимные претензии. Приводи в чувство негодующих оппонентов.
Слышу: то в одном главке горячатся, то в другом. Понимаю, что резоны есть для подобных словопрений.
Что выходит?  Очерк попал не в струю?  Мой «Кировец» оказался не у дел по нескончаемой причине ведомственных неурядиц?
Какая жалость. Пожалуй, не дождешься теперь, когда улягутся споры
машиностроителй. А так хочется похвалить создателй отличного, на мой взгляд, 
трактора.
Пока оппоненты выясняют каждый свою правоту, струйка мощных машин ширится и
всё больше новинок приходит на поля в помощь сельским механизаторам. Ну, что
хотите со мной делайте,  ведь происходит полезная в масштабе страны вещь!
Обязательно надо бы рассказать поподробней о нехилом «Кировце». Чтобы совхозы и
колхозы копили денежку, приобретали новую продукцию ленинградского завода.
Вот, значит, я в свою очередь горю  -  желанием опубликовать очерк. Тот самый первый многострадальный вариант. Но ничего не получается у неловкого меня.
То подчищу свое произведение, то расширю немного, упирая на пользу общего
дела.  И по-прежнему опять: нет спроса нигде, ни в каких весях. Хотел уж
обнародовать его в книге. От литературных ворот скорый автору  -  назойливый редакционный поворот...
Шли годы. Увижу «Кировец» с восьмикорпусным плугом, и радостно мне. Словно заприметил родного брата: ведь с родной душой пообщался, что землицу селянскую      ценит и любит беззаветно.
А как повстречаю где на стройке «Кировца» с отвальным ножом бульдозера, так       и падает сердце.  Небось, именно из-за маломощного навесного оборудования бедует   очерк, страдает селянский богатырь-пахарь, нет хода моей книге. Длятся и  длятся бесконечные словесные перепалки в ведомствах. Насчет столовых и чайных ложек не договорятся никак.
И снова пошли годы ожидания. Когда же, наконец, «К-701”, я вместе с ним,       получим добро?
Подходил к завершению беспокойный двадцатый век. Накапливались противоречия      не только экономические, но и политические.
В командировки журналистские я - по возрасту -  почти уже не ездил. Семье      дали садовый участок, и мы с мужем сестры повезли туда однажды доски для     строительства домика возле деревни Теряево.
Тут было немалое молочное хозяйство. Высилась на горушке батарея силосных    башен. На скате ее ходил дорогой мой «Кировец», пахал снежную целину. Производил насыпку борозд, а проще говоря  -  на кормовом поле занимался снегозадержанием.
Коли замедлится тут весеннее таяние, то и не враз скатится вода в овраги. Напитается почва живительной влагой, даст толчок мощному росту питательных трав.   Знали мы, что на местном районном молокозаводе выпускали отличную сметану. И    понимали, что не бездельничал теряевский «К-701” , бороздя сугробы.
Ведать ведали, а когда застрял в белой целине грузовик с досками, как только забуксовал, стали с надеждой посматривать на трактор. Авось, отвлечется на       минутку от пахоты и нас выдернет из сыпучих наносов полуметровой высоты. Махали     ему, звали его, он подкатил и дернул. В момент вытащил и покатил по своим делам   дальше.
Ошеломляющая мощь! Редкостная способность ходить по глубоким снегам!    Удивительная машина!
Мы потом восхищались «Кировцем» столь искренне, что трактору  -  будь он      живым  -  икалось бы, наверное, очень долго. Поминали его громко и радостно.       Живому в самый раз икать, не переставать.
И доски были доставлены к месту назначения, и домушка наш через год встал     посередь пяти с половиной соток.  Не позволили мы ему превысить допускаемые законодательством размеры.
Но коль скоро менялись времена, то издавались потихоньку уже другие указы.  Дозволяли нам они понемногу уширять сорока-метровое помещение, ставить в комнате      печку.
 Кто помнит развитие событий касательно садоводческих товариществ, тот вмиг сообразит: автор опять ведет речь о годах  -  шли они и шли по заведенному порядку земного обитания. И в соответствии с деятельностью разнообразных властей.
Что ни лето наша семья обустраивает садовое жилье: дети обзаводятся своими         семьями, появляются у нас с женой внуки. Всем неплохо побывать летними днями за городом, подышать ароматом яблонь, вишен, смороды. Опять же насчет досок суетимся    по-прежнему. То необходимо одно подвезти, то другое. А когда едешь мимо молочной  фермы, непременно встает в памяти картина  -могучий «Кировец» пашет глубокие      снега. Ах, какая же способная машина! Насчет благополучия селянских         производителей молока и мяса -  на все сто, как говорится, отличная!
Гложет автора неудавшегося очерка таковское неспокойствие, что нет у него сопричастия сельскому хозяйству. Нету по-прежнему распорядку бытия.
А тут еще прочитал где-то, как американские генералы проводили учения на      Аляске со своей знаменитой военной техникой. Как буксовали в снегах их грузовые   машины. Как стоял весь транспорт дивизий недвижно посередь сугробов. Как замерли бронетранспортеры и танки. Нет, снег танки перелопачивали траками, но с места       почти не сходили, продвигались еле-еле.
Досада меня брала. Взяли бы российские средства массовой информации да       расписали  поподробней способности великолепных колесных тракторов «К-701”. Пусть нам позавидуют машиностроительные гиганты Соединенных Штатов.

            +      +      +

Если позволить себе метафору пороскошней, то не мешало бы привлечь к описанию      трактора именно дом. Одноэтажный коттедж на колесах, в котором не спят,  не      отдыхают после работы.
А - вкалывают, говоря языком весомо-грубо-зримым, то есть с увлекательно-эффективной прилежностью работают.
Кабину можно, пожалуй, назвать кабинетом хозяина. Здесь есть всё для того,      чтобы труд стал умным.  Кому, как не этому дому,  успешно справляться с полевой пахотой?  Оно правильно: для сельских механизаторов «Кировец» прежде всего  -      машина, лучше всех справляющаяся с поднятием зяби.
Трактористу не может не понравиться железный пахарь. В первую очередь  -       своим удобствами, когда процессу работы ничто не должно мешать.  Но и своей      красотой богатырь способен порадовать деревенского механизатора, которому        завсегда любо хоть бесперебойное рокотанье мощного двигателя, хоть функционально    ничуть не прискорбный дизайн.
Когда все узлы и детали на удивление гармонично сочетаются,  истинный знаток техники сразу это чувствует. Недаром живет на земле поговорочка насчет того, что  красивая машина и в работе красивая. То бишь, неискоренимо эффективная, послушно умная. У летчиков скоростной самолет, ласкающий глаз, прекрасно выполняет в       воздухе фигуры высшего пилотажа, у селян железный силач, оформленный дизайнерами        в современном духе, обещает без обмана равномерно глубокую и безудержно быструю    пахоту.
Значит, можно людям присуще любоваться земным трактором. В той же мере, как произведением станковой живописи или ваянием скульптора.
Почему неуклонное сразу  -  нет? Пожалуйста, если у вас душа не равнодушна к многомодрым изделиям рук человеческих. Взглянув на “К-701”, вы тотчас         приметите одну особенность: далеко вперед вынесен мотор. Его размеры не то, чтоб поражают воображение, но действительно внушительны и неординарны, что наводит на     мысль о недюженной мощности двигателя.
Огромны колеса, на них надеты рубчатые шины невиданной (на тракторах ране)    ширины. Такая машина, конечно, пойдет неизбежно вперед, преодолевая солидные     сугробные наносы, и заставит отступить снежную преграду.  Это американские танки     и грузовики спасуют перед метельно-вихревой непогодой, а наш селянский «Кировец»   способен проломить боевые порядки даже незаурядных снегопадов.
Кабина уютная и небеспричинно светлая. Она застеклена так, что из нее    открывается широчайше размашистый обзор. Что как раз помогает водителю хорошо ориентироваться.  Хоть в поле, хоть на дороге асфальтовой, где всегда хватает    всяческих транспортных средств.
Грузовики, настырно ревущие вдоль по шоссе, и не почувствуют: среди них    находится «тугодум».  Наоборот  -  «Кировец» поглазастее многих прочих. Поэтому    думает споро, соображает не хуже других, а порой заметно быстрей.
Именно конструктивные особенности машины делают ее надежной и незаменимо прекрасной.  Она получилась у ленинградцев достаточно совершенной, чтобы сказать:       а ведь   - забудь на минуту о технократическом подходе, и тогда  перед тобой     явление чуть ли не песельное.
Трактор  -  сродни песне? Ну да, коли из нее не выбросишь и слова.
В конце концов, можно и разобъяснить задумки творцов. Колеса широкие  -  исключительно для пользы дела. Чтоб снизить удельный вес «Кировца» и повысить   сцепление протекторов с почвой, с асфальтом ли, со снегом ли. В итоге наблюдается       проходимость  -  показатель по важности не из последних  -  равная танку и даже    в некоторых случаях превосходящая гусеничные движители.
Повышенная мощность мотора дает возможность селянскому богатырю развить    скорость при пахоте и перевозке грузов отнюдь не замедленную. На мокром или    заснеженном проселке он, пожалуй, даст очко вперед обычной трехтонке, то есть грузовику, распространенному сейчас почти что везде. Немаловажный плюс  -  кабина       с ее просторностью и великолепным обзором, что не помешает, как мы выяснили, при движении по быстрым асфальтам.
Любитель толковой техники, тот, кто всегда высоко ценит остроумные    конструкторские решения, заметит в непременности и такую занимательную деталь.    Трактор выполняет развороты своеобразно  -  не в лад обычным колесным машинам.     Широко известные изделия белорусов или владимирцев, эти признанные «пропашники»,  а также вездеходы разнообразного типа , подобие «газиков», они ведь повернут  м   передние колеса куда нужно, и все дела! Разворот готов.
В этом смысле тот же «Беларусь» ничем не отличается от легковых автомобилей. Силачу «Кировцу» подражать легковушкам не с руки.  Круг, если выписывать его   передними колесами, получится очень большим. А если надо развернуться на           какой-нибудь кулижке поля  -  на пятачке, оказавшемся вдруг недоступным для    крупногабаритной техники?
Создатели машины принялись упористо размышлять. Не скажу, что мне стал      известен ход их мыслей, но могу привести один пример, весьма показательный и       вполне логичный. Если присмотреться к тому, как устроена обычная дверная петля,        то нетрудно понять: она состоит из двух частей.  Между ними проходит штырь.
Он как раз и скрепляет половинки, позволяя одновременно частям петли         свободно вращаться вокруг вертикальной оси. Рама нашего трактора тоже может рассматриваться как банальная дверная петля.  Половинки основы  -  этого     двусоставного фундамента машины  -  способны при движении «Кировца» складываться, раскладываться.  Другими словами, изгибается богатырь вполне свободно. На манер ящерицы, и за счет хитрого сочленения он готов развернуться, если потребуется,        даже на пятачке.
Вот и выходит: не уступит крупногабаритный силач юрким «пропашникам» и     «газикам»-вездеходам.
При всем том надо ведь было позаботиться насчет надежности небанальных  -        для тракторной техники  -  узлов, деталей. Наверное, трудно теперь сосчитать,     сколько было проведено исследований в лабораториях, испытаний в поле. Однако                удалось довести машину «до ума», сделать ее такой, чтоб остались довольны все  потребители, которым, ясное дело, не вот тебе в радость бросать денежки на ветер. Так  И покупателям тракторная новинка пришлась по душе,  и производители в свою          очередь не остались в накладе.
Когда соблюден баланс интересов, когда у водителя «К-701” радуется душа при взгляде на мастерское ленинградское изделие, почему не родиться очерку о машине?      Тот, давешний, первый мой вариант был не так уж плох. Тем более, что в стране        тогда не наблюдалось равных «Кировцу» среди прочих пахотных богатырей.  Ему по          праву принадлежало первое место, и особенно хорошо он показал себя на степных     просторах Казахстана, Южной Сибири. На, так называемых, целинных землях, к тому     времени уже поднятых в изобилии и дававших основательную прибавку зерна          элеваторам Союза.
Ты знай ходи по сельским угодьям широкорядным плугом, а коли желаешь избежать коварной эрозии, применяй шире плоскорезы  -  не прогадаешь, хлебороб.

        +      +      +

Не согласен я с нынешними громкими критиканами, кои ставят себе в заслугу всяческие поношения советского  полеводства.
Пшеничная селекция, заложенная еще в довоенные годы биологом Вавиловым, была        в стране хорошая. И приходили в деревни достойные образцы техники, хотя, нет        спора, не удовлетворялся в полной мере спрос.
Слово “трактор» латинского происхождения. Но в русском языке оно заняло         прочное место. Нынче воспринимается как свое, родное. Вряд ли найдется в стране человек, не ведающий этого короткого, однако шибко звучного слова, в основе        которого  - латинский глагол «тяну».
Впервые «тянутели» появились в Западной Европе. Французы и англичане          поставили на колеса паровые машины где-то в начале 19 века. Года шли неспешно, и         только в середине позапрошлого века «тянутели» из чисто транспортного средства превратились в машины для обработки полей. Были они в те времена исключительно колесными.
В выспренную амбициозность вдаваться автор не поспешит, а всё же нелишне          отметить: Россия внесла большой вклад в развитие тракторостроения.
Над повышением проходимости колесных машин работал у нас Загряжский. Он       предложил гусеничный ход в 1837 году. Через пятьдесят лет был построен Блиновым      первый гусеничный трактор, которому бездорожье перестало быть неодолимой        преградой. Резко возросла проходимость «тянутеля», больше стал он выполнять       различных работ  -  зимой, когда выпадает снег. Весной и осенью, когда почва         сырая и липкая.
С тех пор прошло много лет. Отечественные инженеры славы первопроходных конструкторов не растеряли. Ведь не было бы у нас своей школы тракторостроения,          и не смогли бы создать знаменитую «тридцатьчетверку», лучший танк Второй мировой      войны.
На Западе машинная индустрия всегда  -  с позапрошлого, ясно, века  -  была     сильно развита. Скрепя сердце, там признали приоритет  замечательного «Т-34”.          Вот лишь на рынок сельскохозяйственных машин наша продукция пробивала себе дорогу с трудом.
Слишком сильным было у тамошних фермеров предубеждение против России, якобы технически отсталой, плетущейся в хвосте у ведущих индустриальных держав. Что        можно было противопоставить таковским малопочтительным настроениям? Именно и         только упрямые факты.
Нынешние  -  политически ангажированные  -  насквозь лживые историки на этот         счет помалкивают. Богатые «новые русские» плохо оплачивают напоминания: народ советский, по преимуществу не очень богатый и не шикующий, не утерял свой ум в лизоблюдстве перед преступным сталинизмом, как не торопится его утерять перед     нынешними власть имущими денежными мешками, зомбирующими нас без стеснения. Хочу сказать в подробностях вот о чем  –  факт, что российские машиностроители          послали в Америку, на испытательную станцию в штат Небраска, колесный трактор, массового производства «пропашник».  Пусть там его проверят в самых трудных        условиях. Пожалуйста, господа индустриально развитые и не желающие на дух      воспринимать достижения трудящихся советской страны. Никакая не утопия  -  наша продукция. Сравните ее с итальянским «Фиатом», французским «Зетором»,         американским «Кейсом».
И что показали испытания? Наш обычный колесный «Беларусь» - будучи         сравнительно дешевым - оказался очень неприхотливым. Плюс к тому же легким был в управлении. И самое главное то, что на удивление выглядел экономичным.
К тому времени, когда страна погрязла в политических выкрутасах рвущихся к      власти темных воротил, уже не редкость стали на полях Франции, Канады, США       советские тракторы. Их начали покупать недоверчивые фермеры, которым         капиталистическая свобода слова отказывала в праве знать толковую, естественную        правду о советском машиностроении. Гора наветов и прямой лжи потихоньку         рассасывалась, да вот беда  -  признание пришло поздно.
Аккурат накануне развала страны Советов  -  это в масштабе прошлого 20 века               -  было принято решение начать производство замечательного «Кировца» на          Павлодарском тракторном заводе. Северный Казахстан должен был перенять эстафету ленинградского (Кировского - Путиловского ныне) завода.
Замысел, лежащий в основе богатырской конструкции, оказался очень удачным. Воплотить в металле задумки,  обнаруженные разработчиками новой техники, - задача далеко не простая. В городе на Неве ее решили успешно, теперь пришла пора         подключать казахстанскую индустрию, набирающую скоростную мощь. Подключать к     передовым, высокотехнологичным решениям.
К работе приступили, однако ее завершения не последовало. Эх, как я был    расстроен!

            +      +      +

Тракторы  -  моя любовь. Не для шикующих бездельников смастачены, ведь      подлинные вам всепогодные труженики и радетели пропитания для широких народных       масс. До поры до времени я мало ведал об удивительных  -  социально полезных  -  машинах.
Вспоминаются первые послевоенные годы. Я только что увидел трактор, и         показался тот мне, честно говоря, чересчур шумным, даже страшноватым. Истинную       правду сказываю, и оправдывает меня одно  -  я был маленьким шпингалетом, он   крупновато грозным. Очень, по моим понятиям, большим. И к тому же, стреляя дымом,  тащил за собой трубу, гремуче железную и огромно длинную.
Как я очутился рядом с ним, не сохранилось в голове. В памяти осталось  -           у меня вдруг застучали , заныли зубы. Но сильнее моего страха оказалось         почтительное удивление. Какая силища у этой машины! Какой голос  -  громче,        пожалуй, небесных раскатов при грозе.
Играя с ребятами в прятки, я забрался на строительную площалку. В то время         еще мало у нас пользовались подъемными кранами. Дома складывали невысокие, из    кирпичей. О железобетонных панелях не знали еще, наверное.
И вот стою возле кирпичной стены, вижу  -  машина тяжелую железяку          подтаскивает к новостройке. Был выложен фундамент, уже частично готов первый        этаж, и теперь, догадываюсь, подвести надобно водопровод.
На стройке хватало интересного: каменщики ловко орудовали своими мастерками,        в луже буксовала небольшая машина, визжа шинами и разводя сизое облачко вблизи      ворот. Позабыв об окружающем, гляжу во все глаза на трактор. Вблизи и вдали что      могло с ним сравниться? Ничто и никто!
Прям-таки великолепное, поистине индустриально-королевское видение. И я       шептал в горячке азарта:
- Давай, нажми еще. Сильней!
Тот, выстреливая, как из пушки, продвигался вперед. Нажимал так, что из-под     траков летели мокрые глинистые ошметки.
Такая была у меня встреча  -  первая в жизни  -  с тракторами. Понятно,      шпингалету долго после этого думалось, что они по профессии строители. Потом,        конечно, жизнь кое-что разобъяснила.
Нынче, как известно, в лесном хозяйстве не обойтись без трелевочников. На      золотых приисках где-нибудь в Магаданской области пристало породу ворочать      бульдозерам с широкими ножами-отвалами, чтобы потом из нее вымывать                крупинки-золотинки. Тракторными упряжками перетаскивают с места на место целые     буровые установки на тех же нефтяных промыслах в Западной Сибири. Если машины как       следует подготовить, они могут ходить даже по морскому дну  -  там тоже найдется        для них работенка.
Пусть история будет правдива. В двадцатом веке не было в мире страны, где бы       выпускали столько тракторов ( в традиционном пятнадцатисильном исчислении) ,     сколько производил Советский Союз. Славу стране творили не только Ленинград и       Минск. Широко известны были уже Владимир и Харьков, Волгоград и Чебоксары.      Развивалось машиностроение, стараясь удовлетворить нужды южного растениеводства,  в Модавии, Грузии, Узбекистане.
Работники сельского хозяйства вплотную подошли к решению задачи  -  с помощью «Кировцев» и природосберегающего шлейфа машин к нему  -  удержать стабильной урожайность целинных и залежных земель.
Ну, о какой утопии следует вести речь?! Труженики советской страны не только мечтали о лучшей народной доле, они фактически очень много сделали, чтобы          население имело в достатке зерна, молока, мяса.
Если всё же обеспечение продуктами еще хромало, то не темным воротилам,         жадным до неправедных доходов, надо было вверять власть.  Нет, не им, тоскующим о роскоши миллионеров, можно доверять народные социально-демократические мечты о      лучшей доле.
Мне думается, что новый  -  исторически необходимый  -  виток развития должен привести тех же нынешних фермеров к необходимости кооперирования в        природопользовании. Для российских просторов мощные «Кировцы» вовсе нелишний         довесок к парку тракторов. А его, конечно, способнее всего  -  учитывая           дороговизну современной техники и сложность обслуживания  -  иметь как раз и по преимуществу в соединенных  кругах сельхозпроизводителей. Объединяя усилия, легче выходить на рынок, способнее использовать достижения науки и техники.
Коль мы не сырьевой придаток Запада, то и машиностроение с его прошлыми достижениями нельзя нам утерять окончательно.

        +      +      +

Читателю пришло-приезжему, а хоть и акклиматизировавшемуся в России с       рождения,  привычная картина, вестимо  -  сошел с весенних полей снег и очутился      в загонках трактор. Он себе шумит, в свою очередь на лесных опушках развертываются листочки, одеваются деревья в зеленый наряд. Торопятся механизаторы, знающие толк в погожих деньках, распахивают подсохшие пригорки. В зоне рискованного земледелия нельзя без того, чтобы не озаботиться теплой погодой. 
Раньше плуг войдет в почву  -  больше будет, продлится времечко для             вызревания злаков, овошей, технических культур.  Ведь довольно растянут          вегетативный период для многих растений, ставших уже привычными в средней полосе.
Степенно идет железный пахарь, выворачивая дымящиеся под солнечными лучами      темные пласты земли. За ним скачут по бороздам пашни вездесущие грачи  -          кормятся тем, чем угостит их, постоянных спутников полевых работ, упористый       стальной лемех.
После семнадцатого-то года, что грянул в прошлом веке, ведь  -   как ни крути ангажированным историкам  -  сменил обычную деревенскую лошадку у нас именно      железный пахарь. Ясное дело, не «Кировец» тогда, на заре государства советского, объявился на селе. То был, давайте припомним во всей исторической правдивости, «Фордзон-путиловец», настоящая предтеча, истинный дедушка кировского (ныне путиловского) богатыря «К-701”.
Селяне, впервые увидевшие машинного помощника, прозвали его «Федотом     Петровичем», поскольку иностранное словечко не ласкало слух, а как-никак хотелось оказать технике уважение.
Первая мировая война, когда денежные мешки планеты в азарте хапанья       производили экономический и колониальный передел мира, крепко аукнулась        российскому отечеству  -  почти на нет было сведено у нас машиностроение.
Ан Петроград и тут не сдался. Путиловские рабочие, приобретя американский «Фордзон», изучили его, решили: будем делать свой трактор, похожий. Помятуя, что        не боги обжигают горшки, стали выдавать на-гора продукцию особой сложности. Хотя        для этого дела и опытных металлистов не хватало по причине послевоенных          трудностей, и с подходящими видами стали не всё было в порядке. Двигателю подавай редкие марки, а где их взять, коли захирела вся промышленность?
Но...раз надо  -  сотворили то, что задумали. Некоторые узлы упростили,         кое-где помогла смекалка. Во всяком случае, не подкачали путиловцы.
Если сравнить дедушку с правнуком  -  «Федота Петровича» с нынешним       «Кировцем»,   -  то создатели новинки, ленинградцы, тоже не подкачали. Не подвели старых путиловцев, тех смельчаков, что взялись соперничать с заокеанскими          сталями и металлистами.
Богатырь, он и есть неординарный титан. Не каждый взрослый человек может похвалиться, что повыше ростом, заметно перерос колесо «Кировца». Что касается        «Федота Петровича», тот был точно никак не выше колеса, низеньким прослыл        дедушкой.
При этом трещал, как сорока, поскольку моторчик керосиновый выводил        музыкальные рулады, не отличимые от трещотки. А мощность предтечи была 18 лошадиных сил, которые, конечно, ни в какое сравнение со способностями  такой модификации «К-701” ,  как 500-сильная машина, уж нынче не идут.
Не в укор будет сказано: предок не отличался резвостью, двигался неспеша. Да     и как было спешить, когда седока высоко подбрасывало на неровностях почвы и при          всем при том беспечно посиживать нельзя, поскольку следить кто станет за глубиной погружения лемеха? Подбрасывало нещадно по одной простой причине  -  колеса были железные, без резиновых покрышек, смягчающих толчки.
В то время о мягком ходе средств передвижения еще только мечтали. Самым распространенным деревенским транспортом была телега, она же, как известно, не        имела рессор и шин, накаченных воздухом.  Если что в общественном наличии имелось          -  городские «пролетки» на рессорах, однако никому тогда не приходила в голову          мысль, что можно пахать землю с таким же комфортом, с каким ездили на «пролетках».
Тихоходный и слабосильный (по нынешним меркам) «Федот Петрович», совершая революцию в землепользовании, был устроен куда проще современного «Кировца».
Взять хотя бы коробку переключения передач. У дедушки рычаг ходил по трем позициям. Два положения задавали две скорости для движения вперед, а третья        позиция обеспечивала машине задний ход.
Правнук размахался пошире, с дорогой душой  -  у него узел переключения       передач позволяет трактору иметь пятнадцать скоростей для движения лишь вперед.        Как уже было сказано, «К-701” едучи по асфальтированной дороге мало в чем уступит обычному сельскому грузовику. И при всем при том в поле способен идти так       осторожно, бережно по отношению к вспахиваемой землице  -  ровно вам человек,      несущий кошелку с куриными яйцами.
Старые трактористы, повидавшие на своем веку немало машинных конструкций, вспоминают о «Федоте Петровиче» с доброй улыбкой.
«Были такие времена. Заберешься на трактор и пашешь день-деньской. Открыт        всем ветрам. Летом тебя дождь вымочит до нитки. Зимой охаживает по бокам мороз,         и ты лишь покряхтываешь. Ну, а то, что наглотаешься дыму и копоти, в машинном               масле перемажешься,  -  то само собой, в порядке вещей было. Мы ведь мало             обращали внимания на неудобства. Радовались, когда удавалось помочь хлеборобам.         Потому трудились от души и без жалоб».
В наши дни где увидишь «Федота Петровича» ? Если что в музее. Там ему  -              самое место, пусть напоминает о прошлом с полной мерой правдивости. По отношению           к технике, которая в начале двадцатого века не отличалась совершенством.
Заодно пусть подскажет сегодняшним хозяевам страны: у тогдашних советских трудящихся был энтузиазм, какого  днем с огнем не отыщешь на полях России в       двадцать первом-то веке.
Ушла радость труда. И что теперь у нас? Большинству селян из нищеты не                вылезти никак  -  вот что имеют. Грабят их всякие проходимцы, наживаются на них       ушлые перекупщики. А в средствах массовой информации идет бесконечная болтовня о свободах. Да только молчат хитрецы: все это регламентируется рублем, и подлинную свободу получать желанные доходы имеют одни лишь денежные мешки, темные воротилы.
Что касается «Кировцев», их поток на село сократился в разы. Накануне развала государства ленинградцы выпускали в год несколько десятков тысяч. И было                неустанное стремление к совершенствованию природопользования,  и планировался расширенный объем производства, чтобы поток прекрасных сельскохозяйственных машин        рос из года в год.
Нынче Путиловский завод Санкт-Петербурга делает «К-701” только на заказ.     Серийное изготовление богатырей по сути прекращено. Счет идет на штуки. Полсотни тракторов в месяц  - разве это солидная загрузка для высокопроизводительных      мощностей предприятия?

        +      +      +

В прошедшие времена наличествовал в стране особо мощный административный       институт -  Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Если учесть, что не только по выпуску тракторов Советский Союз был впереди планеты             всей, но и равных не ведал в производстве зерноуборочных комбайнов, то…
Да уж, таких громадных командных образований в отечественном машиностроении, пожалуй, было не вот вам густо. Как говорится, раз-два и обчелся.
Имелись у него немалые материальные ресурсы, и хватало в отраслевых научных учреждениях инженерных спецов, умеющих заглядывать в будущее. Может быть, именно          по таковской причине не устаревает давнее детище ленинградских металлистов.
По сию пору, несмотря на повсеместное обнищание селян, находятся фермеры,          колхозы и совхозы, которые стараются приобрести знаменитый  «К-701”. По копеечке собирают средства, но шлют заказы Путиловскому заводу и тем самым поддерживают             на плаву одно из крупнейших, издавна прославленных предприятий нынешнего Санкт-Петербурга.
Рекламы способной машине ни в печати, ни на телевидении практически нет, а          то, что ни в малой степени ее возможности не уступают хваленым забугорным            поделкам, -  это для приверженных наших хлеборобов не секрет.
Российские трактористы имели счастье посиживать в кабинах, просторных и с         завидно широким обзором. В свое время был у них свой шанс прочувствовать все      пятнадцать скоростей богатыря. Наслышаны также многие, что еще несколько          десятилетий назад приобрел «Кировец» установку искусственного климата. Он и по         сегодня достаточно комфортабелен.
Мороз станет охаживать тракториста по бокам? Ничуть ни бывало, не забраться           ему по зимним непогодам в кабину, удобной щелочки не найдет. Достанет там тепла,         поскольку хватит энергии и на климат.
Можно сказать больше того.
Даже в дорогих легковых  автомобилях века двадцать первого порой попахивает испарениями топлива. Случается: поступает к пассажирам отработанный моторный газ. Двигатель  -  устройство достаточно сложное, и плохая регулировка, слабые               уплотнения отражаются на самочувствии едущих вроде бы с шиком, блеском.
«К-701” мало подвержен таковской болезни, поскольку в  достатке у него            фильтров, чтобы ограждать водителя хоть от неприятных топливных газов, хоть от          пыли, поднимаемой в жару мощным широкозахватным плугом. Тут у конструкторов был скрупулезный экономический расчет: простои трактора станут накладны для хозяйств.          У богатыря нет права приносить дохода меньше, чем станет селянам содержание         машины.
Пусть «Кировец» трудится в полную силу долгие часы, а механизатору         соответственно полагается не уставать, не чихать и не кашлять  -  знай себе        исправно обрабатывать поле.
Так что в основе комфорта был заложен принцип  -  создать трактористу хорошие условия, чтобы его во время работы не беспокоили пыль, загазованность, тряска и       туго поддающиеся рычаги. Высокая производительность машины плюс              производительность труда того, кто ведет вспашку,  -  вот она, удвоенная                экономическая выгода, которую преследовали давние создатели «К-701”.
Чтобы завести трактор не требуется силы Ильи Муромца. Да, у многих на памяти времена, когда механизатор ворочал тяжелой заводной ручкой до тех пор, пока                двигатель не зачихает и не наберет оборотов. Выручали широкие плечи и приладистые      руки.
Что касается нашего богатыря, у него имеется своя электростанция  -       аккумуляторы. От них легко, даже в самые сильные морозы, заводится            вспомогательный двигатель-пускач. Он работает на бензине, который менее           чувствителен к холоду, чем дизельная солярка. Пускач заводится от нажатия простой кнопки и прокручивает вал основного мотора, пусть он хоть вам огромное устройство мощностью в пятьсот лошадиных сил.
За такое дело конструкторам только «спасибо» надо сказать, поскольку сие куда            способней, чем на морозе крутить заводную рукоять. Нет нужды разводить под           дизелем костер, чтобы разогреть его до работоспособного состояния.
Не нужно также обладать недюженной становой  силой и особой крепостью рук,        чтобы развернуть многотонную машину. У «Кировца» рулевое управление почти такое        же, как на легковом автомобиле  -  баранка. Крути ее, и трактор станет выписывать все «кренделя», какие тебе потребны. Усиливает малейшее движение руки специальная гидравлика.
Как говорится  -  только шевельни пальцем.
Гидропривод придает управлению необходимую сноровку. Ту самую, которая всегда готова переломить «К-701” пополам  -  вокруг вертикальной оси. И заставить его крутиться на месте, на пятачке. Столько, сколько надобно пахарю.
Помню я одну историю, связанную с «Кировцем».
Из отдаленной деревни провожали в армию парней. Дело было в годы еще века прошлого. Тогда, когда служба считалась делом почетным, нисколько не          меркантильным. Многие сельские ребята охотно уходили в армию, чтобы крепить мощь народной державы, заодно мир повидать и себя выказать с достоверно мужской       стороны.

              +      +      +

История эта приключилась многоводной, нагоняющей страх, бурной весной. Как          раз в пору ошалелого снеготаяния, когда поплыли проселки. Они и сейчас у нас,         известно,  не шибко асфальтированные.
Так вот,  попытались парни призывных возрастов из родного гнезда выехать на мотоциклах. Те сразу же  застряли в бочажинах. Раскисший проселок не пропускал торопливые двухколесные машины.
Что поделаешь, отставили один транспорт, пересели на другой, четырехколесный. Погнали бодрые и веселые призывники в военкомат на грузовике. В километре от             деревни тот сел задней осью на дорогу. Колеса вовсю крутятся в глине, однако нет        под ними достаточно твердой основы, не зацепиться протекторам.
Мотор выл, трясся кузов  -  всё без толку, нет продвижения. И бодрости у         ребят заметно поубавилось. Образовалась задумчивость  -  как быть, коль непогодит          за околицей во всю ивановскую?
Тут прикатил на помощь только что купленный колхозом «Кировец». Тракторист размотал трос, подцепил к крюку трехтонки, и дело сдвинулось с мертвой точки.         Пошел грузовик вслед за тягачем через промоины и бочажины, по раскисшей грязи,          напрямик по дороге. Вытащил экспедицию на сухое место. Призывники жарят на       гармошках, песни играют распутице наперекор. Веселья у них вдосталь, поскольку не подкачают они. Нынче прибывают на сборный пункт во время.
Деревенские мне эту историю поведали, иллюстрируя свою отдаленность от          райцентра. Я, конечно, ее на ус мотаю, одновременно и свое понимание смекать не забываю.  Ведь «К-701” показал себя превосходным тягачем.  Такое обстоятельство  обязательно надо взять на заметку.
Об этой его способности я еще скажу, а сейчас надо вернуться к первому           варианту очерка. Почему всё-таки завернули его? Мне было ясно, что подобный         трактор жизненно селянам необходим, не лишний он и в армейских частях, поскольку «тянутель»  отменный,  даже высокопроходимым танкам может дать очко вперед. Ведь           не пасует ни в какую, полный он вам молодец что перед снеговыми наносами, что        перед весенней распутицей. И еще вот что мне стало ясно  -  не угодила персона авторская власть имущим. Ни сама по себе, ни темой произведения.
Почему? Да потому что я упирал в своем описании богатыря больше всего на социальную значимость, на закономерно-последовательное облегчение селянской        участи.
Сегодня, в веке двадцать первом, наблюдаете что у сельхозпроизводителей? Мир        и благоденствие? В российских поселениях почти повсеместный упадок жизненного     уровня,  прямая нищета, а многочисленные перекупщики продукции выкручивают          селянам руки, наживаясь на деревенском  неустройстве.
Небось, скажете: автор ведет к тому что, нынешняя демократия для богатых зарождалась в недрах народной власти. Ей вопреки и даже в насмешку.
Если говорить о преемственности, то самодержавный культ личности, который        лег в основу сталинских преступлений, распознан и осужден давно. Он никакой не
помощник соблюдению прав и законности, народной тяге к справедливому
мироустройству. Надо признаться, глубина преступлений сегодня читается лучше.
Какие уж тут свобода и равенство, когда культовая предопределенность (читай: коммунистическая религиозность)  напрочь отметает всякие сомнения в единоличной самодержавно-несравненной мудрости!
Другой вопрос  -  разгул несправедливости, явленный нам в социалистическом обществе, содержит двуединую ипостась, где джугашвильская власть
дополняется также выходками порядка, свойственного царско-поповской охранке.       Помните это сталинское: я тебя убью? Ведь убивал, нисколько не сумняшеся. Истинно капризный монарх, а не учитель социалистической законности.
Этот вопрос историей не закрыт, то есть не получил он достаточно полного осмысления. Глубина преступлений требует продолжения разговора о культе при социалистической демократии. 
Нынешняя путинская гундейщина -  жуткий знак от жирующей лицемерной власти и преступно корыстолюбивых попов. Указание на то, что народу приуготовлена жалкая    судьба гуннов, сгинувших с лица Земли.
Нисколько не случайно патриарх Гундей обозначился в обществе, где внаглую        идет разграбление отечественного достояния со стороны, как говорят в народе,        панов полковников   -  пана Пути, пана Жирика, пана Зюги… Их хватает, этих      выкормышей самодержавно-культовой демократии, что некогда была подарена  стране преступным джугашвилизмом.
И тогда... как раз кровавые «выходки сталинизма» не случайность, а система правления. Система, о которой не принято до сих пор говорить открыто.
Генетически годы брежневско-андроповского правления этой системе, о которой необходимо почему-то молчать, вовсе не чужды. Смею утверждать.
Работал я тогда в одной центрально-высокопоставленной конторе. Столкнулся             там с националистическими заскоками и барскими замашками личностей, что были        выше по общественному статусу.
Высказывался, ясное дело, отрицательно по некоторым поводам. В курсе моих         речей были партийные органы, не оставались в стороне чекисты. По этому поводу             разные вели со мной разговоры. В открытую не заявляли, что я не прав. Только вот        шли намеки, чтобы заткнулся. То одна, то другая публикация задерживалась. С родственниками происходили неприятности. Дошло до того, что применили к           журналисту зомбирование  -  психотронное оружие спецслужб.
Сейчас, по прошествии годов, проведенных в инвалидной немощи, после того, как похоронил преданных партии и народу близких родственников, понимаю: преднамеренно, именно по тайным приказам, неслучайно «замолчали» редакционные деятели первый вариант очерка о социально очень полезной машине.
Много десятилетий назад уже шли подвижки в сторону демократии для богатых,      набирал силу аристократизм власть имущих на фоне социальной демагогии, крепло стремление узаконить самодержавные выходки.
Финал? Темные воротилы развалили-таки Союз, кинулись грабить народное         достояние  -  нефтяные и газовые кладовые, что способны как раз быстро обогащать.        У них, наглых проходимцев, нет уважения, любви, простого доверия от социально         униженных и оскорбленных людей.
Исключительно поэтому вернулся автор этих строк к рассказу о тракторе,         который стал явно или неявно символом социальных подвижек, утверждением              возможности широким народным массам жить лучше, достойней, работать на селе          культурней и производительней.
Деревня наша в течение столетий чувствует себя обездоленной приличными                дорогами. Чтоб в какие инстанции добраться по водному разгулу, умучаешься. Неискоренимая проблема. А здесь нате вам  -  во всей красе “К-701”, отличный           пахарь и одновременно превосходный тягач.
Если что перевезти, без раздумий подсоединяй к нему прицеп. И тогда распутица          или метель, а только  -   всё едино: поедет груз по неотложной потребности куда надобно.
Кстати говоря, трактор в состоянии осилить целый состав, сцепку. По осени,         когда есть нужда побыстрей доставить на элеватор урожай, ему под силу повести за        собой три полностью загруженных зерном двенадцатитонных прицепа.
И уж не след беспокоиться, что с разгрузкой возникнут особые трудности.         Водитель агропоезда, не выходя из кабины, приведет в действие гидросистему.           Какую? Надеюсь, не забыт разговор об усилителе руля. Добавочно можно сообщить,           что у «Кировца» вообще очень развита система специальных гидроусилителей.
Есть тут устройства, которые помогут приподнять кузов прицепа и высыпать содержимое в какую угодно сторону. Можно свободно разгружаться влево, вправо,          назад. Обычному самосвалу подобные операции, что называется, и не снились.
Агропоезд, скажете, возможно и неплох, но у природы свои законы, не по           рельсам поедет сцепка  -  ей на пути уготовлены и пригорки, и впадины. Никто не       отменял пока что  холмы и овраги. Как говаривал Кузьма Прутков, по ним ведь          ходить.
Оно, конечно, так. Только въехать на горку тягачу пара пустяков. Мощный          дизель вытянет сцепку. Спускаться для тяжело груженого состава сложнее, но здесь тракторному поезду пригодятся особые тормоза. Они имеются на «Кировце»,               оборудованы ими и прицепы. На каждом в непременном наличии свой пневмопривод.
Надо замедлить движение под уклон  -  тракторист пускает в дело компрессо.        Тот гонит сжатый воздух по гибким шлангам, что подведены ко всему составу. Пневматические тормоза достаточно сильны, чтобы намертво заклинить колеса, если потребуется.
Надежный, высокопроходимый тракторный поезд  -  очень большое подспорье        сельским труженикам во всех сезонных работах. То, что «Кировец» производительнее       любой другой машины в деревне, надеюсь, читателю уже ясно.  Но всё же хочется      привести в доказательство некоторые цифры, поскольку они имеют значимость не          только техническую, но и социальную.
Вот хозяевам земли неотложная надоба подсчитать свою выгоду.  Хорошо станет,        если там, где трудятся два человека, потребуется лишь один? Какие разговоры, этот       один получит зарплату повесомей, сможет получше обеспечить семью. А коли условия           труда у него приятней, почище и для здоровья способней, то оно и ладно  -  это уж точнее точного.
Глянем в таком разе на богатырскую машину.  Проходит “К-701” очередную          загонку. Разворачивается. Механизатор включает гидропривод, И плуг весом в две       тонны  -  уже на весу. Лемеха в воздухе, в подвешенном состоянии. На этом            тракторе нет нужды в  особом человеке, чтобы  прицеплять и отцеплять плуг. Всё       делает автоматика, а бывшие прицепщики нынче заняты другими делами.
Развернувшись, «Кировец» опускает плуг, и вонзаются лемеха в почву снова. Их столько много, что ширина захвата, к примеру, в два раза больше, чем у недавно     обычного гусеничного пахаря «ДТ-54”. Запомним сравнительную цифру.
Теперь касаемо такого показателя, как скорость при пахоте. Она ведь у силача-колесника тоже поприличней.  Если что, он легко в два раза перекроет показатель гусеничного трактора.
Что же выходит? То самое:  ”К-701” в четверо эффективнее. Вот она, производительность богатыря, чем оборачивается  -  экономией трудовых затрат, сокращением времени для обработки поля. Сюда, в эту копилочку, надо отнести и те выгоды, что можно получить при всякого рода транспортировках.  Нет сомнения,          можно селянам с такими помощниками и доходы множить, и лучше решать социальные проблемы.
Кто сказал, что они все были решены вчера? Кто облыжно станет утверждать, что их нет нужды решать завтра?
Жизнь на Земле имеет настолько естественную форму, что социализация        человеческого сообщества и неминуема, и справедлива. Нужно учесть также: есть        очень насущная  -  единая!  -  проблема бедных и богатых. При термоядерных         успехах индустриализации нельзя ставить под удар жизнь на планете, невозможно не      видеть растущих проблем экологии.
Ленинский НЭП дает нам возможность при многоукладности экономик противостоять бедам в масштабе хоть одной страны, хоть в масштабах планетарных. Очень даже        можно избежать разнокалиберных всемирных потопов, не лия беспомощных слез и не       уповая на милость непознанных вселенских сил.


Рецензии