Воровство

ВОРОВСТВО


Осенью  1941-го  отец  прислал  мне с фронта  подарок  -  игрушечный  жестяной  зеленого  цвета  маузер. Радости  моей  не  было  предела:  бегал по  реквизированному  со- ветской  властью у деда  и заброшенному  после  этого  одногектарному  саду  -  «охотился»  на  птичек,  убивал  фашистов,  расстреливал  своих  недругов,  хвастался перед свои- ми  сверстниками. В деревенском  кинотеатре  во  время  прокручивания  фильма  у меня  его  увели – нагло,  прямо из  кармана  пальто.  Несколько  дней  я  ходил  зареванный. Друзья говорили,  что  это  дело  рук  Яшки  Рыжего,  он  известный  вор,  как и я  учился  во  втором  классе. Однако,  Яшка  отпирался,  бил  себя  кулаками  в  грудь  -  не  мог  он такого  сделать!
  Эти  переживания  остались  у  меня  на  всю  жизнь. Став  уже  взрослым,  работая на
различных  предприятиях,  я  часто  прятал в карман  нужные  мне  винтики,  гайки,  полупроводниковые  радиодетали,  которых  и  в  помине   не  было  в  магазинах.  Чувствовал  дискомфорт,  но  успокаивал  себя  тем,  что  это  делать  заставляет  меня  само  государство,  которое  не  обеспечивает  население  нужными  товарами  и  не  платит  мне  достойную  зарплату,  то  есть,  по  существу,  обворовывает  нас  всех.               
      Чужую  собственность  не  трогал – рука  не  поднималась,  Яшку  Рыжего  вспоминал.
Кроме  того,  это  чувство  закрепилось под  влиянием  самообразования,  в  школьные  годы  я  очень  любил  читать  и  старался  подражать  любимым  героям  -  честным  и  порядочным,  в  те  годы  в  библиотеках  не  было  детективной  мишуры. 
.      Дед  по  отцу  -  Роман  Петрович,  у  которого  я  жил,  категорически  запрещал мне читать  художественную  литературу  -  «Баловство  это, надо делом  заниматься  в  хозяйстве». Мало того,  он  пытался  оторвать  меня  от  школы  после  третьего  класса  -  «Читать,   писать  умеешь  -  и  достаточно!».  Вступились  учителя,  и  я  продолжил  учебу.      

 Я  работал на многих предприятиях  и  везде наблюдал  повальное  воровство  -  на
заводах  тащили  детали,  механизмы,  приборы,  краски и шпатлевку, спирт,  на  стройках  -  стройматериалы,  инструмент. Большинство  из  них  крали  по  нужде,  меньше  -  так,    на  всякий  случай,  создавая  порой  у  себя  дома  целые  склады. Были  и  такие,  которые использовали  украденное  на  пропой  души. В  Миассе,  работая в КБМ,  в  семидесятых
 годах  прошлого  столетия  я  подрабатывал  трудовиком  в  школе  уроками по радиотехнике.  Вызывают  однажды  меня  в  милицию  и  показывают список радиодеталей,  изъятых  у  арестованного  инженера  одного из   заводских  отделов,  просят  оценить  ущерб,  нанесенный  заводу.  Список  довольно  большой, где фигурировали,  в  основном,  не  штуки,  а  коробки. Просмотрев,  я,  на  всякий  случай,  изобразил  презрительную  улыбку  и  промямлил,  что  эти  детали  уже практически  не  используются  и  ценности  особой  не  представляют,  так  как  они  уже  заменены  на  более  новые  модификации.  Мне  предложили  забрать  их  в  школу  для  использования  на  уроках  труда.  Почему  органы  МВД  выбрали  меня  для  проведения  экспертизы,  объясняется  просто  - 6-я  школа,  директором  которой  была  Салова  Руфина  Валентиновна,  на  машгородке  считалась  передовой,  а  я  был  в  ней  единственный  трудовик  по  радиотехнике.  Кстати,  к  нам  в  свое  время  попал  кремлевский  телерадиокомбайн  товарища  Сталина.  Как?  Это  уже  другая  история.  Мы  пустили  его  «под  снос»  как  старое  «разваливающееся   здание». Сохранить его  у  меня  не  хватило  мозгов. Впрочем,   не  хватило  их  и  у  Генерального  конструктора  КБМ  Макеева  Виктора  Петровича, через  руки которого прошел  этот  ценнейший  раритет.  Такие  были  времена…
      В  своем  классе  я  завел  правило – если  кому-нибудь  из  учеников требовались  какие-то радиодетали  для использования  в  домашних  условиях,  я  безоговорочно  отдавал  ему  требуемое  из  наших  школьных  запасов,  которые  постоянно  пополнялись некоторыми  отделами  КБ.  Такие  мои  действия  исключали  подростковое  воровство  в  радиоклассе,  которое раньше не процветало,  скажем,  но  изредка  случалось. Такие мои  действия  способствовали созданию среди  учеников  здоровых  дружественно-доверительных  отношений. Они советовались  со мною по изготовлению своих  домашних  поделок. Однажды  принесли мне электрическую  схему  приставки передатчика  для микрофона,  которая  позволяла  артисту  на  сцене  обходиться  без соединительного  кабеля  на  сцене.  Мы  обсудили  возможность  использования  предложенного  транзистора на схеме и пришли  к  выводу,  что «годится». Через  пару  недель  я  получил повестку  для  явки  в  КГБ  города  Миасса.
Некоторое  время  назад  я  познакомился  с  преподавателем  физики  Любовью Александровной  Хазовой – ее  сын  посещал  мои  уроки.  Школьники  уважали  ее  за  знание  предмета  и  добропорядочность.  Это  была  белокурая  и  очень  милая  женщина. Когда  я  поделился  своими  впечатлениями  с  товарищем  по  работе  Володей  Воробьевым,  тот  предупредил  меня,  чтобы  я  и  близко  не  подходил к ней -  ее  муж начальник  КГБ  города  Миасс.  Меня  это  не  впечатлило,  подумаешь -  КГБ!
Дежурный  отдела  КГБ  попросил  меня  подождать  и  указал  комнату,  где я  мог посидеть. Мрачное маленькое  помещение  угнетало меня.  В  течение  часа  я  прокручивал  разные  мысли  у  себя  в  голове – один  страшнее  другого. Человек  не  бывает  без  греха,  а  нервишки  у  меня  не  очень  крепкие.  Этот  прием  с  долгим  ожиданием  обвиняемого  перед  допросом  был  типичен  для  службы  КГБ.
 Наконец,  меня  вызвали  в  кабинет  начальника.  Приветливый  худощавый  офицер  среднего роста  с  интеллигентным  лицом  поздоровался  со  мной  и  представился  -  капитан  Хазов. Он  попросил  меня  рассказать  о  себе.
- Что  именно? – нервно  спросил я.
- Ну,  где  учились?  Как  попали  к  нам  на  предприятие?  Чем  занимаетесь  в  свободное  время?
Успокоившись,  я  довольно  подробно  рассказал  требуемое.
- Понимаете,  нашей  службой  раскрыто  неприятное  дело,  связанное  с  Вашей  работой  в  школе, -  и  он  кратко  изложил  о  случившемся. Поинтересовался,  не  воруют
ли  ученики  радиодетали  на  уроках.  Я раскрыл  ему  свой  секрет  борьбы  с  этим  явлением. 
      А случилось  вот  что. У  одного  из  начальников  «куста»  (куст - группа  объединенных  отделов  КБ),  жившего  в  доме  рядом  со  школой,  при разговоре  по  телефону  появились помехи – шумы.  Обеспокоенный  хозяин  вызвал  телефонистов. Те  принялись за  обследование  линии  и  обнаружили  в  коридорной  телефонной  коробке  самодельную  плату  с  наляпанной  радиосхемой  на  одном  транзисторе.  Схема  была  подключена  к  переговорной  линии.  Кэгэбэшники  немедленно  приступили  к  расследованию.  По  основной  версии -  предметом  прослушивания  были  переговоры  девочки, дочери  хозяина,  которые  контролировались  заинтересованным  мальчиком  через  обычный  радиоприемник  на  средневолновом  диапазоне,  куда  сигнал  поступал с  примитивного  передатчика  из  телефонной  коробки  Все  подтвердилось.  Девочка  призналась  о  дружбе  с  юношей  и  сообщила  его  имя.
-  Вы  обвиняетесь  в  том,  что  организационная  сторона  случившегося  полностью
относится  к  Вам... Вот,  ознакомьтесь -  это  объяснительная  ученика.
Прочитав,  я  взорвался:
-  Чушь!  Что  я  идиот,  чтобы  нарушать  правила  соблюдения  секретности  нашего
предприятия?  Просто  мальчишка  перепугался  и  хочет  снять  с  себя  вину,  увидев,  что
его  поступок  принимает  окраску  уголовщины.
Хазов  положил  на  стол  листок  бумаги  и  ручку:
- Пишите  объяснительную,  подробно,  с  указанием  всех  лиц,  присутствовавших 
при  изучении  радиосхемы  подслушивающего  устройства.
- Это  беспроволочный микрофон,  Ваш  сын  тоже  присутствовал  там,  писать  об  этом?
Капитан  слегка  нахмурился  и  произнес:
- На  Ваше  усмотрение…
И  я  включил  его  в  список  присутствовавших.  Через  несколько  дней  в  малоформатной  газете  «Миасский  рабочий»  на  целой  печатной  странице  появилась  гневная   статья,  разоблачающая  мои  грязные  методы  воспитания  подрастающего поколения.  Я  был  ошеломлен,  мне  было стыдно появляться  на  работе,  при  встречах  со  знакомыми.  Но  вот  что  интересно –  все  мои  друзья  и  знакомые  никогда  не спрашивали и даже  не  упоминали  об  этой  статье,  все  шло   своим  чередом:  по-прежнему  я  разрабатывал  свои  электрические  схемы,  по-прежнему  начальство  руководило  мной. К  большому  сожалению,  я  не  сохранил  эту  газету с использованием  КГБ  в  своих  практиках грязного метода  шельмования  неугодных  ему  лиц.
      В  КБМ  у  нас  ходили  легенды  о  воровстве  на  предприятии. Вот несколько  примеров.  Выходит  мужик  из  проходной  на  улицу,  догоняет  его  второй и  говорит  «Хвост  убери»  -  из-под  полы  пальто  волочится  кабель. Проходя  вертушку,  рабочий  отдает  охраннице  в  окошко  пропуск,  в  это  время  запрятанная  бутылка  со  спиртом  выскальзывает  из  полушубка  и  на  бетоне  разлетается  вдребезги.
      Предлагает  рабочий  своему  приятелю начальнику  ВОХР поспорить на бутылку  водки,  что  угонит  новенький  трактор  из  заводского  двора.  Ударили  по  рукам  и  договорились  на  определенный  день. В  назначенное  время  рабочий  сообщает,  что  дело  сделано.  Встревоженный  главный  охранник  выскочил на  улицу  (а  с утра  вся  служба  охраны  была  предупреждена о возможности  хищения), смотрит – трактора нет!  Показывает  ему  приятель  пропажу  с  прицепленной  мусорной  тележкой  за  оградой  в  лесочке. Водку  распили  прямо  в  кабинете  начальника  караула.
      Когда  я  работал  на  фирме  Генерального  конструктора  Н.Д.Кузнецова,  там  тоже  были  подобные  чудеса.  Вот  несколько  примеров  из  моих  личных  наблюдений.  Был  у  нас  в  лаборатории  по  разработке  различных  электронных  устройств  начальник  группы
Василий  Васильевич  Малков  -  Вась-Вась. Небольшого  роста  рыхлый  и  ленивый,  с  широким  лицом,  на  котором  поблескивали  старенькие  очки. Если намечалось какое-то  заседание  комиссии  по  разработке  или  защите  какого-либо  проекта,  вечером  после работы  в  лаборатории  собирались  инженеры  и  устраивали  ему  тренажер – прокатку  по  соответствующей  теме.  Как  он  держался  на  этой  должности – тайна.   Обычно  на  предприятиях  подобного  уровня  кадры  тщательно  подбирались.
      Была  у  него  ханжеская  привычка:  выдаваемый  для  нужд  лаборатории  спирт  он  методично  сливал  в  пятилитровую  стеклянную  бутыль  и  прятал  ее  до  заполнения  в  металлический  шкаф – сейф,  затем  свободно  проносил  ее  через  проходную  домой.  Вахтеры  не  трогали  его.  В  КБМ  у  нас  такого  не  было,  спирт,  настоянный  на  апельсиновых  или  лимонных  корках,   копили  всем  миром  для  предстоящих  праздников.
      И  вот,  однажды  утром,  приходит  Вась-Вась  на  работу, и,  как обычно,  присаживается  за  свой  стол  и  начинает  перебирать  бумаги.  Временами  бросает  косые  взгляды  по  сторонам  и  принюхивается,  пахло  спиртом. Молнией  стремительно  кинулся  к сейфу.  А  там  настоящий  бардак - пузырьки с реактивами,  полупроводниковые   радиоэлементы,  драгметаллы  и  пр.,  все  смешалось,  среди  них  валяется  пустая  бутыль и стеклянная  пробка.  Как  оказалось,  организовал  эту  акцию  ночью  во  вторую  смену   приборист  Володя  Шацкий – высокого  роста,  мощный,  решительный  и  выражающий  свои  мысли  зычным  голосом  парень.  Компания  во  главе  с  ним  проникла  в  нашу  комнату. Сейф  перевернули  и  трясли  до  тех  пор,  пока  струйка  спирта  не  потекла  в  подставленное ведро.
      Шло  время,  Вась-Вась  краснел,  но  продолжал  воровать.  Тогда  уже  наши  ребята,  однажды  перед  приходом  начальника,  вылили  немного  спирта  под  сейф. Коллектив, сдерживая  смех,  украдкой  наблюдал  за  ним.  Комедия  повторилась,  только  внутри железного  ящика  все  было  в  порядке,  и  Вася,  надутый  и  сгорбленный,  целый  день  отирался  по  другим  лабораториям.
      Шло  время,  Вась-Вась,  краснея,  продолжал  воровать.

Были  у  нас  в  лаборатории  два  подсобных  рабочих - Сережа  Пукша  и  Кикин. Первый – умница,  с  широко  расставленными  веселыми  и  хитрыми  глазами  на  скуластом  лице, любил подшучивать и говорить  правду-матушку  женам  начальников (те, как  обычно бывает,  тоже  становились "начальницами"),  знал  обо  всех  сплетнях  на  работе.  Мы  с  ним  быстро  сдружились, он дал  мне  очень  много  советов  в  период  адаптации  к новому  коллективу.
      Кикин – глуповатый  парнишка, небольшого  роста  с  признаками  косоглазия.  Сергей  иногда  подшучивал  над  ним,  беззлобно,  а  так  для  веселья.  Кикин  не  обижался,  он  как  собачонка  был  привязан  к  компаньону.  Как-то  раз  Сергей подает  ему  небольшое  твердое  уплотнительное  резиновое  кольцо  черного  цвета.
      - Бери,  это  феррит  для  карманных  приемников,  для  внутренней  антенны.
      Кикин  очень  обрадовался,  после  ходил по цехам  и  высматривал  «ферриты»,  «подбирал»  их  и  прятал  в  карман.  Я  спросил  у  Сережи:
      - Кикин  радиолюбитель?
      Он  рассмеялся:
      - В  несбыточных  мечтах,  ха-ха-ха!
      Иногда  я  с  сожалением  и  тоской  рассматривал  или  перебирал в руках  выброшенные  обрезки  пластинок  гетинакса,  текстолита или дюралюминия – как  нужны они  были  для  домашних  поделок!  Сережа  заметил  это,  повел  меня  на  складской  двор, а там  этого добра – горы!
      - Это  все  увезут  на  свалку.  Подбери  что  тебе  нужно,  завтра я  работаю  во  вторую  смену,  вынесу через  чердак на  крышу  и  спущу  вниз  на  проволоке. А  ты  подхватишь.  Давай,  на  10  часов,  темно  будет,  в  самый  раз.
      Операция  прошла  без  сучка  и  задоринки.  Пакет с добром я притащил  на  квартиру
и  долго  с  любовью  перебирал  пластины.
Почему  воровство  на  предприятиях  Западных  стран  не  приобрело  таких  масштабов  как  в  СССР?  Потому,  что  в  Советском  Союзе  существовала  тотальная  секретность.  Если  в  Европе  и  Америке  при  заводах  существовали  специальные  магазины  и  ларьки  по  продаже  отходов  производства  по  заниженным  ценам,  то  в  России  эти  отходы  попросту  утилизировались  или  уничтожались,  иначе  шпионы  вычислят,  что  производится  на  секретном  предприятии! Но  иностранные  спецслужбы  прекрасно  были  информированы  обо  всем,  анализируя  нашу  печатную  продукцию, применяя  подкуп  и  используя  фотографии  спутников-шпионов.
Воровство,  возникшее  в  недрах  советской  экономики,  плавно  перекочевало  в  современную  действительность  и  в  силу  несовершенства  принимаемых  законов  приобрело  угрожающие  размеры во  всех  областях  производства,  науки, техники  и  быта  граждан. Оно существует в виде  коррупционной  составляющей,  несовершенства  банковской  системы,  прямого  хищения  и  мошенничества.  Боже  мой,  когда  же  прекратится  этот  ад?!


                10.11.2011 г.   


Рецензии
Да уж... Воровство в СССР действительно было просто повальным.
Про армию уж и не говорю...

Сергей Ирюпин   11.03.2016 15:24     Заявить о нарушении
Сталин четырежды спас страну. В 1921 году новые собственники-единоличники собрали всего половину зерна, необходимого России, и случится традиционный для России голод с людоедствам, особенно в Поволжье. Единоличники как всегда не смогли обеспечить и одну пятую часть от производительности фермеров в США при той же площади посевов. Сталин в 1928 году взялся за коллективизацию и избавил Россию от периодического голода, повысив с помощью механизации, кредитования и агротехнологий урожайность до половины от американской. Так Сталин спас страну в первый раз. Без тракторов, электричества, промышленных холодильников и вообще индустрии пищевой промышленности достичь продовольственной безопасности было невозможно, а при царе даже нормальных иголок было сделать не из чего, не было подходящей стали. Европейские же колонизаторы спали и видели захватить нефть, зерно, золото, людей и нужна была стране ещё и мощная военная промышленность, чтобы было сделать много современного оружия для защиты. Сталин к 1938 году провёл индустриализацию и сделал страну передовой индустриальной страной с отличным оружием, которое и помогло отбиться от фашистов и победить. Так Сталин спас страну во второй раз. Он сделал бы и больше и лучше, если бы часть населения не сражалась яростно да возвращение капиталистов, а большая часть не была традиционно инертным и тупым болотом. Но что хотели, то и получили, в конце концов, на сегодняшний день. Когда во время войны с фашистами маршал Жуков плакал, генерал Власов сдавался в плен, генерал Павлов разрушал свою оборону и пропускал врага, Сталин взял на себя всю полноту власти и ответственности, не плакал, не разрушал, не сдавался, а организовал оборону, а потом разбил врага, защитил страну от фашистского порабощения. Так Сталин спас страну в третий раз. Когда США после этого создали ядерное оружие для уничтожения городов в стране, Сталин организовал разработку и производство такой же бомбы, а потом и термоядерной, вселив во врага страх и ужас, и остановил его. Так Сталин спас страну в четвёртый и последний раз. Больше её спасать некому.


Андрей Геннадиевич Демидов   28.08.2020 09:52   Заявить о нарушении