Психоархитектоника. Часть III. Природная душа

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Природная душа (Anima).

Введение в третью часть. 

Третий уровень в иерархии индивида – природная душа, или Anima, – это сфера отношений индивида, в которой деятельность приобретает форму оценочной деятельности. Эта деятельность происходит больше внутри индивида, поэтому сферу отношений можно назвать интеропсихикой. Оценочная деятельность надстраивается над ориентировочно-исследовательской деятельностью, а также над жизнедеятельностью, и является их регулятором.  Сферу отношений иногда называют эмоционально-волевой сферой, что, в общем-то, неправильно, поскольку акцентирует внимание только на активной, моторной, стороне сферы отношений.  Надо сказать, что и воля здесь должна пониматься как низшая воля, существующая в виде эмоциональных порывов (выбросов, выхлопов), импульсивного поведения, неосознанных желаний и надежд. До личностной, самосознательной воли, природная воля пока ещё, хотя бы в рамках этого изложения иерархии психических функций человека, не доросла. Кроме эмоционально-"волевых" процессов в сфере отношений есть ещё и сенсорная сторона: чувственные или эмоциональные тона (чувствования), чувства (эмоциональная память), сочувствие , эстетическое чувство (эстетический вкус). 

У психологов сложилось не совсем верное (с моей точки зрения) представление о том, что эмоции должны находиться в пределах сенсорной чувственности. Они выписывают следующий ряд этих оценочных психических процессов и состояний: чувственный тон – настроение – эмоция – чувство.  Здесь чувственный тон – это эмоциональный тон ощущений, чувствование приятного – неприятного, удовольствия – неудовольствия.  Настроение – эмоциональный фон, на котором выделяется своеобразная оценочная фигура – эмоция. Эмоции, мол, ситуативны, а чувства постоянны.
 
На другой стороне находится примерно такой ряд: влечение – хотение – желание – стремление.  Последняя цепочка, правда, претерпевает всевозможные вариации, в зависимости от разных теоретических предпочтений психологов. Причём одни психологи соотносят эти явления со степенью осознаваемости, другие говорят, что осознаваться могут все они. Третьи – отождествляют хотение и желание, четвёртые – различают их.  И так далее. Всё это объединяется одним термином – «мотивация», и излагается отдельно от эмоций. Эмоции, видите ли, отдельно (мухи), а мотивация (котлеты) подальше от них.  Например,  у такого уважаемого психолога, как Е.П.Ильин, есть учебное пособие  «Эмоции и чувства» и учебное пособие «Мотивация и мотивы».  Словом, в этом отношении в головах психологов пока ещё царствует приличный такой хаос.
Я - не исключение. Пока не написана вся книга, пока всё не проверено и не исправлено, верить моим словам не надо.
Надо думать самому. :)

Моя задача,  в связи с этим,  состоит в том, чтобы с помощью своего способа категориального системно-иерархического  моделирования навести в своём понимании, а также и в понимании психологов-профессионалов и любителей психологии относительно сферы отношений некоторый, т.е. относительный, порядок. (Абсолютный порядок невозможен и нежелателен, поскольку в этом случае порядок становится "железным" и быстро "ржавеет").  Вот в следующих четырёх главах  данного психолого-философского опуса я и опишу четыре слоя (четыре триады психических процессов) сферы отношений.  То, что эта сфера называется душой, надеюсь, ни у кого возражений не вызывает. Если у кого-то всё-таки вызывает, то приведу в пример такое  выражение, как «равнодушное (неравнодушное) отношение».

P.S.: Когда я только писал это вступление в третью часть "Психоархитектоники" было ещё много неясного в названиях звеньев триад, составляющих Аниму. Сейчас (08.08.20019) я могу с большей долей уверенности обозначить их здесь в таком виде:

1. Отношение - Чувство - Эмоция;
2. Переживание - Настроение - Настрой;
3. Сопереживание - Сочувствие - Желание;
4. Согласие - Вкус - Воля.

Всё это также можно изобразить в виде психологических тетрад:

1. Отношение - Чувство - Эмоция - Переживание;
2. Переживание - Настроение - Настрой - Вживание (Сопереживание);
3. Сопереживание - Сочувствие - Желание - Согласие;
4. Согласие (истина) - Вкус (красота) - Воля (доброта) - Практика.

На схеме изображено всё строение Анимы, как я его себе представляю.
Может быть, такой порядок понравится и вам.
Если нет, предложите свой. Или хотя бы возразите.
Вместе придумаем что-нибудь получше.


Рецензии