Дома и люди прошлого

«Мал, грязен, тесен, неудобен, везде сквозит и отовсюду дует»

(Екатеринославские хроники)



     Когда Потемкин основал Екатеринослав, он назвал его в честь императрицы Екатерины. Но для меня он назван в честь Святой великомученицы Екатерины. Когда основывался город и закладывался фундамент собора Свято-Преображенского, в котором участвовала Екатерина Вторая, один из пределов она посвятила своему Ангелу – святой Великомученице Екатерине. И город был назван Екатеринославом так же в честь Святой великомученицы Екатерины. Вот в этом городе я и живу. 
     Но сегодня мне хочется рассказать о культурной жизни Екатеринослава.
     По примеру столичных жителей состоятельные екатеринославцы организовывали домашние театры, для которых сами писали пьесы,шили костюмы,подбирали актеров среди способных родственников и друзей.
     Да, тогда было сплочение, родственность и человек ну никак не мог быть один.
     Для простолюдинов были ярмарки, где свои представления показывали заезжие кочующие артисты.
     А в 1847 году купец Абрам Луцкий выстроил каменный дом для выступлений приезжих трупп.
     В начале ХХ века  на Екатеринославском проспекте появился и Зимний театр. В разные годы в нашем городе выступали Вертинский, Шаляпин, Козловский и Собинов. Екатеринослав поистине славный град Малороссии.

     Я очень люблю гулять улицами исторической части города,всегда представляя в своем сознании какие то сценки, представляя лица тогдашних екатеринославцев, сценки их жизни....
     Мой город - провинциальная столица тогдашней Империи.  Сейчас очень многое изменилось, люди изменились. События стали жестче и грязнее. Но как бы ни было плохо, старина, дух города, россказни - все никуда не пропало , это все живет в стенах полуразрушенных домов,  смотрит спокойно и величественно Время из пустых окон домов на нас , ныне куда то спешащих, не умеющих любить, разучившихся мечтать.
     Сегодня я захотела вспомнить и вам рассказать о том, что в 1845 году гастролировала в Екатеринославе блистательная прима театра "Комеди франсез" Мари Дорваль. Тогдашний промышленный регион навевал на нее невероятную скуку...Но турне в Харькове,Одессе и Екатеринославе имело оглушительный успех у публики.  В те времена в моде было все французское. Француженка меняла платья, шляпки, веера, колье, браслеты.... После спектаклей ее ждала у служебного входа толпа поклонников, которая непременно выпрягала лошадей из экипажа и чуть ли не на руках несла Мари.
     Ах ! А как она завораживала екатеринославскую публику таким вот монологом: "Почему я так долго любила его.... Это было лихорадочное возбуждение, оно рождалось во мне, потому что я не получала удовлетворения....Рядом с ним я испытывала какую-то странную, исступленную жажду, которую не могли утолить самые страстные объятия. Мне казалось, что мою грудь сжигает неугасимый огонь, его поцелуи не приносили мне никакого облегчения. С нечеловеческой силой сжимала я его в своих объятиях,и, теряя силы, в отчаянии падала рядом с ним...".
     Сегодня, когда люди столь прагматичны, скоры на поступки и мысли, такой монолог вызвал бы по меньшей мере усмешку... Но тогда... это воспринималось как призыв к эмансипации, освобождению личности.  Когда мужчины были способны на поступки, и Мари они отождествляли с ее эротически раскованной героиней и жаждали познать вершины парижских наслаждений в реальности. 
     Так вот....Мари Дорваль была похищена из отеля. Ее якобы увезли по приказанию некоего купца Крупникова к нему на хутор.  Там у него был свой гарем и он жаждал видеть среди своих одалисок и знаменитую парижанку.  В городе возник переполох, переросший  в скандал. Исход сей истории таков, что освободила Мари ее камеристка,великолепно стрелявшая из пистолета. Правда история не сохранила ее имени...Но...при желании можно дальше рассказать. И это будет уже отдельная история.....







20 марта 2015 года
Екатеринослав
    


Рецензии