Горячий чай, мешок с камнями и одинокая звезда

Однажды к мудрецу пришел его ученик и сказал:
- Учитель, что такое доброта? Люди называют этим словом совершенно разные поступки.  Часто то, что считали добротой,  оказывается  для человека только вредом. Что значит быть по-настоящему добрым? 
Старик отвечал:
- Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос ты должен подняться на вон ту высокую гору и пробыть там до рассвета. Я пойду вместе с тобой.
Мудрец и ученик отправились в путь. На гору вел  каменистый подъем, где ни одно деревце не защищало их от палящей жары. Юношу мучила жажда:
-  Как бы я хотел сейчас выпить хоть глоток ледяной  воды. У тебя за спиной кувшин, позволь мне отпить из него совсем немного. Я сгораю от жары и нетерпения, дай же мне глотнуть воды!
Но старик вместо этого воды велел юноше развести огонь меж камней и заварил  зеленый чай. После обжигающего напитка воздух показался свежее, дышать стало легче и они продолжили путь.
На половине дороги ученик почувствовал усталость. Он сказал, обращаясь к учителю:
- Я не могу дальше идти. Ноги не слушаются меня. Я слишком устал.
- Дай мне твой мешок, - попросил учитель.
Он выбрал три крупных камня, сложил их в мешок и взвалил его на плечи юноши. Тот взмолился:
- Я признался тебе, что совсем обессилел, а ты нагружаешь меня непомерной  ношей!
- Если хочешь обрести мудрость, ты должен дальше нести этот мешок, – сдержанно ответил учитель.
Ученик подчинился, он медленно шел вверх по узкой тропе, согнувшись под тяжелым грузом. Идти было трудно и он стонал от обиды и усталости.  Но мудрец никак не реагировал на его стоны. Вскоре ученик перестал роптать и пару часов  молча тащил  мешок в гору.
 Потом мудрец остановился и сказал:
- Теперь ты можешь высыпать камни на землю.
Ученик с радостью подчинился. Весь дальнейший путь он проделал налегке, чувствуя себя бодрым и сильным.
Когда они достигли вершины горы, уже стемнело.
- Теперь ты скажешь мне секрет доброты?, -  с надеждой спросил юноша у мудреца.
- Нет, - ответил мудрец, - Я оставлю тебя одного. О том, что тебя тревожит, поговори вон с той единственной яркой звездой, которая светит у тебя над головой. Потом ты расскажешь мне, чему тебя научили зеленый чай, мешок с камнями и одинокая звезда.
После этого мудрец пошел прочь, оставив ученика всю ночь сидеть в одиночестве на горе.
Когда наступило утро, ученик предстал перед мудрецом со словами:
- Спасибо тебе, учитель. Кажется, я стал понимать, что такое доброта.
Горячий чай научил меня, что доброта не в том, чтобы дать человеку чего  он хочет. А   в том, чтобы подсказать ему лучший способ достижения  желаемого.
Вспоминая мешок с камнями, который ты взвалил мне на спину, я понял, что доброта не всегда в том, чтобы облегчить другому путь. А  в том, чтобы дать ему почувствовать себя сильнее.
Одинокая звезда неустанно светила мне всю эту ночь, а потом, когда взошло солнце, она исчезла с небосвода без следа. И я понял, что доброта – это не всегда значит быть все время рядом. Это значит  – уметь выслушать в нужный момент,  когда твой свет, быть может, единственный для кого-то, зовущего тебя  в полной тьме.  А когда тьма рассеется - ничего  не требовать взамен своего сияния.
Ученик с гордостью посмотрел на мудреца, ожидая его реакции на свои слова. Учитель молчал, маленькими глотками отпивая из пиалы горячий зеленый чай. И только приглядевшись,  юноша заметил в бороде мудреца одобрительную улыбку.
- Есть еще один секрет доброты, которому я научился у тебя,- произнес ученик. - Помогая другому, не лишай его опыта преодоления трудностей. И тогда он станет сильнее. Спасибо тебе за твою доброту, учитель.


Рецензии
Бедные русские, возомнив себя культурными европейцами, столько потеряли...

Юсуф Айбазов   05.10.2016 23:05     Заявить о нарушении