Первый полёт на тэшке

                ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ НА «ТЭШКЕ»

     Впервые на «тэшке» – на Ми-1т – на транспортном, или, как мы его называли, боевом, с управлением для одного лётчика – я полетел самостоятельно по маршруту, после контрольного полёта со штурманом эскадрильи на другом вертолёте, – на «спарке» – с двойным управлением, для курсанта и лётчика-инструктора. Был это Ми-1ау (без гидросистемы, учебный), или Ми-1му (модернизированный – с гидросистемой, учебный) – не помню.
      Подбежали – приближающийся заход солнца поджимал – к "тэшке", штурман спрашивает, летал ли я на таком? Говорю, нет, не летал.
    — Как?!
    — Не летал.
    — А тренаж в кабине проходил?
    — Нет.
    — ...!!!... Ну, вот это продольный триммер, это - поперечный.
     На всех остальных модификациях Ми-1 управление триммерами ручки управления (для снятия нагрузки с ручки на разных режимах полёта) было уже современное, кнопка-грибок на 8 положений на самой ручке, под большой палец правой руки. А на «тэшке», смотрю, поперечный триммер управляется колесом-барашком на панели, а продольный – большим гладким колесом, как на старой швейной машине, под 90 градусов к поперечному. И всё это под левую руку.
      Запрашиваю взлёт, зависаю, наклоняю ручкой вертолёт для разгона скорости, "капот-горизонт" не вижу из-за бьющего в глаза, почти заходящего, солнца. Только вижу по прибору, что нужная скорость для перевода вертолёта в набор высоты - 100 км/час - набралась почти мгновенно.
      В эфире голос РП:
    — 38-4! кто учил такой разгон делать?!
Вопрос риторический, ответа не требует. Перехожу в набор высоты и ухожу «от этого сумасшедшего дома» на стокилометровый маршрут. К незнакомым триммерам привык быстро, самостостоятельный полёт получился на славу.
      А на разборе штурман эскадрильи говорит:
    — Курсант Степашков в контрольном полёте по маршруту показал себя грамотным лётчиком, отлетал без замечаний: пилотирование, ориентировка, радиообмен, контроль пути по приводным радиостанциям, по пеленгатору – всё отлично. Но когда он в самостоятельном взлетал, я держался за причиндалы, готов был их оторвать и выбросить за ненадобностью – всё равно придётся застрелиться, когда он разобьётся. Поставил, понимаешь, вертолёт вертикально, носом вниз, и скрылся из глаз.
      Он сделал разнос лётчику-инструктору за то, что тот не провёл со мной инструктаж в кабине не знакомой мне "тэшки".
      А Ми-1т отличался сверхчувствительностью в управлении: никакой инертности, сразу идёт за отклонениями органов управления – песня, а не аппарат!
              2015


Рецензии