Город россыпью

Всякому, посещающему теперь Бирюч, на ум сразу приходят картины разрушенных городов многострадальной Новороссии. Те же зияющие провалами слепых окон каменные здания, тот же кроваво-красный щебень , та же седая строительная пыль. Только, если в Горловке разрушено всё без головы и без разбору, то в Бирюче неприятель грамотно выбивает самые крепкие, самые старые, самые знаковые здания. С многовековой историей, хранившие судьбы целых поколений бирючан, составлявшие главную истрическую ценность. Бирюч теряет не только себя. Все южное порубежье лишается города, "знатнейшего из городов Воронежской губернии".
Сегодня начали крушить особняк на Почтовой.В городе его знают, как Поповский дом. И действительно, этот особняк принадлежал Воронежской епархии. До революции на территории Бирюченского уезда находились три благочиния. Так вот этот дом и был их общим центром, архиерейским подворьем. Его стены помнят митрополита Московского Макария, митрополита Харьковского Амбросия. Здесь провел последние дни земной жизни митрополит Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин). Но напрасно станете искать на стенах здания Памятных досок о сих досточтимых старцах. Нету!
В советские годы особняк отдали под квартиры. Изумительные квартиры. Трёхметровые потолки с лепниной, дубовые двери, большие двойные окна. В самом центре города. Живи - не хочу!
Но грянула кампания расселения ветхого жилья. Квартирантам раздали новые отдельные дома в микрорайоне на окраине. Наверное, старым жильцам показалось, что жить отдельным продворьем лучше. Их дело.
Но зачем же сносить великолепный особняк, явное украшение и чуть не главную достопримсечательностьт города?
Нет ответа. Но, глядя на вороватые движения рабочих, разбирающих станы, начинаешь что-то понимать. Вполне могу ошибиться, но что-то мне подсказывает, что причина разгрома в том, что здесь явно сошлись государственная политика по уничтожению народной памяти и возможность безопасно поживиться на этом. Ведь особняк списан по бросовой остаточной муниципальной стоимости, как ветхое строение, а великолепный кирпич продается по рыночной цене, как превосходный стройматериал.
Вот это и убивает историческую застройку. Оно же окончательно сокрушит все здания из местного красного кирпича двухсотлетней выдержки. Это же не кирпич - керамика!Золотое дно! Он еще пятьсот лет будет служить надежным строительным материалом.
Кирпич стремительно вывозят из города. Думаю - через неделю на месте особняка останется новый пустырь. Бульдозером выравняют черный квадрат , и никаких следов не остенется на земле от изумительного творения рук бирюченских мастеров прошлого.
А на нет, как известно, и суда нет.


Рецензии