Металл, блюз, джаз, рок и Бах!

В композиции группы «Элефантов и компания», с юмором названной «Сибирский слон по пути в Калифорнию» я вообще-то и не думал заимствовать что-то у Баха. Только со временем заметил, что - похоже. Почти что цитаты… Когда сочинял – блин, что-то уж до боли знакомое из классики, ведь слышал это все уже… Решил что просто расхожие ходы и не стал углубляться.
На самом деле возникло то, что можно назвать опосредованное влияние. «Средой» оказалась музыка Ингви Мальмстина, его легендарные разработки в стиле «неоклассик метал». Я в свое время достаточно активно штудировал нотный сборник электрогитарного маэстро "This is my way of playing guitar" - изучал его стиль, в основе которого стоит необычное до поры до времени для рок-музыки гармоническое сочетание гармонического и(ли) натурального минора с арпеджио по полууменьшенным аккордам. Импровизируя в духе заветов мастера я и сочинил эту композицию. Как-то слушая органную музыку Баха, я обнаружил, откуда "уши торчат"... «У Баха я узнал много чудесных красивых мелодических вещей» - как говорил сам Ингви.
С чем-то похожим я уже встречался. На заре моей музыкальной деятельности, лет в 14-15 я никак не мог понять, как играется тяжелый рок. Музыкантов знакомых у меня не было особо, а те, кого знал в лучшем случае закончили музыкальную школу и играли панк-рок, либо что-то другое. Песни, которые я придумывал, звучали как авторская песня, или, в лучшем случае, как русский рок. Конечно, были и панковские темы – те же простенькие аккорды плюс грязный звук на самодельной примочке «дисторшн». Пока не попалась под руки книга (точнее взял ее в нотной библиотеке) джазового музыканта Манилова «Учись аккомпанировать на шестиструнной гитаре». Всем начинающим рекомендую! Более дельного руководства по аккомпанементу на шестиструнке я не встречал. Написано толково, подробно и занимательно, в стиле бесед учителя с учеником. От трезвучий и септаккордов до пальцеломательного джазового аккомпанемента. Тяжелого рока там не было. Все-таки это было не пособие по электрогитаре… Но ближе к концу разбиралась «современная» по понятиям немолодого автора музыка – в том числе блюз и рок шестидесятых, по сути дела ритм-энд-блюз. И когда я сыграл блюзовые аккорды и узнал про блюзовую тональность, характерные пониженные ступени, я понял, откуда берется «тяжесть». Первая тяжелая музыка – это был блюз! Через несколько лет, уже перейдя к изучению соло-гитары, я узнал про блюзовую пентатонику и окончательно понял, как строится стандартное соло гитары в роке. Когда мне попали ноты «Металлики», я убедился в этом окончательно. Ведь если сыграть соло К. Хаммета (как и других, по большому счету, метал-гитаристов) скажем, в четыре раза медленнее – получится блюзовое соло! Остается только характерный для блюза аккомпанемент присобачить, ведь в радикальных направлениях «металла», на которые так повлияла «Металлика», гармония сведена почти к нулю.
Помню, когда мне было 17 лет, один мой приятель-музыкант, с которым пытались сыграть модный тогда «треш» заявил: «Я понял, как играется «металл» - нужно играть на одном аккорде, максимум на двух или трех». Вроде смешно звучит, но ведь правда! В техно-музыке вообще хватает одного аккорда. Так что у металлической музыки (я имею в виду в первую очередь «треш» и его производные типа «дета») в основе блюзовая гармония, только упрощенная до предела. Развитие музыкальной темы происходит в большей степени за счет вариаций ритма (темпа и рисунка), в какой-то степени динамики, а не мелодии на фоне гармонии, как в традиционной музыке. Опять-таки можно привести пример из техно-музыки – развитие темы там происходит за счет умопомрачительного разнообразия тембров, которые создала современная электроника (уже в девяностых годах насчитывали тысячи библиотек и миллионы звуков). А аккорд, как я говорил, один…
Так, о чем это я? Ах, да… Я о том - что все мы, рокеры, родом из блюза. Опосредованно, через «металл» я пришел к блюзу, и Би Би Кинг мне такая же родня как Хаммет, Мальмстин и вся эта запильная братва. Грустная музыка негров в подаче «белых» приобрела через форсированный ритм энергетику и даже агрессию. Так появился ритм-н-блюз, рок, и как дальнейшее развитие – тяжелый рок. Я стал понимать, почему музыканты «Лед Зеппелин» поправляли: «Мы играем не тяжелый рок, а тяжелый блюз!»
Таким образом, двадцатый век явил миру две крайности – предельно усложненную гармонию джазовой музыки (появилась возможность импровизации даже в аккомпанементе) и под занавес столетия мир узнал, что бесконечные импровизации можно лепить и под один аккорд, даже известно какой аккорд оптимален благодаря строю электрогитары – ми минор (если конечно музыканты не перестроили свои инструменты). Вспоминаются сразу и в самом деле «адские» атональные запилы основателей треша из «Слэйера» К. Кинга и Ханнемана… Помню, когда в первый раз услышал «Металлику» подумал, ух, тяжело… А через пару лет и «детом», и грайндкорчиком баловался.
Музыка в двадцатом веке прошла большой путь развития. Я думаю, что имеет смысл говорить о четырех Великих музыкальных революциях двадцатого века: 1)индустриальной; 2)джазово-блюзовой; 3) техно-революции и 4) рок-революции. А вот если бы в средневековье переместился на машине времени джазовый музыкант и сыграл бы хотя бы несколько аккордов, то его бы как пособника бесов спалили бы на костре… Надо преодолевать инерцию сознания и восприятия музыки.
Ведь в начале двадцатого века в приличное общество блюз, эта «грязная музыка грязных негров», не допускался. После стройной классической музыки блюзовые бенды (подтяжки нот пальцем на грифе гитары) выглядели наглой выходкой, а бенды на четверть тона и вообще нелепостью – для их записи даже нот не существовало! А мой учитель игры на гитаре так развивал мое музыкальное мышление: брал, к примеру, аккорд си-бемоль (пониженная седьмая ступень, характерная для блюзового лада) и заставлял меня играть импровизацию в до-минор-мажоре (что тоже родом из блюза). Я говорил – так нельзя играть, звучать не будет, там же общих нот почти нет! Играй! Вот услышишь…

Вообще, хочу призвать всех больше слушать классику, чтобы «не хавать из вторых рук». Чем в последнее время и занимаюсь. Надо отметить, что и раньше я слушал с удовольствием старинных немецких гениев: Бетховена, Вагнера, Моцарта и Баха. Именно эти композиторы из классиков мне всех милее. И вообще, неровно дышу к немецкой культуре… Несмотря на приличный прогресс, она весьма актуальна. Красота вообще будет всегда востребована. Даже цветы растут лучше под классическую музыку – проводились эксперименты. Поэтому для меня классика, кроме всего прочего имеет утилитарный смысл – я под нее пишу прозу. Под очень тихий фон, лучше всего идут фортепианные этюды, можно и симфонии, но не вокальная музыка. Никакая современная музыка не подходит почему-то. Видимо дело в том (опять-таки доказано экспериментально!), что именно классическая музыка благодаря своей гармоничности способствует умственной деятельности.
Продолжая тему опосредованных влияний, вспомним об Иоганне Себастьяне Бахе(1685-1750). Нередко его называют композитором 20 века. И в самом деле… В восемнадцатом веке он был известен а первую очередь как отец «тех Бахов» - четыре его сына стали знаменитыми композиторами своего времени. Гениальный папаша был почти забыт, но в 19 веке благодаря в первую очередь Ф.Мендельсону о нем снова заговорили. Но по-настоящему гений Баха был открыт лишь в 20 веке. Современники Баха, люди эпохи барокко были просто не готовы к его сложному для восприятия творчеству, затейливой полифоничности органных произведений. Напомню: не так давно закончилось эпоха Средневековья, в музыке царствовал консонанс. Да, за диссонанс можно было даже поплатиться! Нравы были строгие – не то слово. За несколько десятилетий до рождения Баха инквизиторы долго мучили, а потом сожгли на костре гениального Джордано Бруно. Например, средневековая церковь запрещала использовать сочетание тоники и пониженной пятой ступени (полууменьшенная квинта). Она считалась «дьявольским созвучием». И действительно, если сравнить с другими – это созвучие звучит наиболее резко, «неприятно». А представьте как блюз без нее звучал…как танцор без ноги… Куда уж там битком набитый хроматизмами и альтерированными ступенями треш-метал!.. Как я уже писал, достаточно было бы, чтобы джазовый музыкант появился тогда и взял несколько своих вполне обыденных в практике аккордов… Его могли бы спалить на костре за «бесовское наущение». И даже самому Баху немного попозже, уже в эпоху Ренессанса попадало – его обвиняли в том, что его музыка развращающее действует на молодежь(!)(?).
Открыть Баха нам помог… джаз. Не зря не раз и не два специалисты обращали внимание на общие черты у джаза и музыки барокко (уже после смерти Баха на смену ему пришел классицизм). Я хочу отметить главное. Именно усложненный аккомпанемент джаза, его «пальцеломательные» аккорды подготовили нас и развили, можно даже сказать, воспитали слушателей воспринимать прихотливый полифонизм органной музыки Баха!
Мы доросли, наконец, чтобы понимать музыку гения…
Для меня, человека 21 века, органная музыка Баха звучит не то что бы свежо, а даже… футуристично! Как музыка, пришедшая к нам из «прекрасного далека», величественного космического будущего! Недаром великий Тарковский использовал органную музыку Баха, обработанную Артемьевым в своем «Солярисе» для передачи атмосферы, царящей в огромной и пустой космической станции, летящей на орбите вокруг планеты, покрытой океаном разума.
Но вернемся к року. Хочу обратить внимание напоследок: плагиат и эпигонство стали второй натурой нашей рок-культуры… Не стоит уподобляться деятелям отечественно рока типа «Арии» (взято от «Айрон Мэйден», от «Джудас приста», от «Акцепта» и от прочих адептов «металла» 80-х) или «Аквариума» (о, тут много с кого вообще содрано, и в плане музыки, и в плане текстов! Шикарная компания: Боуи, «Ти Рекс», «Дорз», «Пинк Флойд», Боб Дилан, «Дип перпл», «Дайр стрэйтс», Лу Рид, Патти Смит и др.).
Сдирать так только если с классики! Шучу, хотя доля шутки есть в любой шутке… Лучше всего идти своим путем. Великий Блэкмор как-то в интервью сказал про свои музыкальные пристрастия: «Никакого рока, только классика!»


Рецензии