Дикая земляника

     Это было время, когда плодопитомник начал раскорчёвку виноградников, а у нас на улице появились новосёлы.

         Купленная у Резников хата развалена до основания, а на её месте был залит новый фундамент и начали возводить стены.

           Уже с год по соседству с Семёновыми стояла времянка.

         С Колькой я был знаком с первого класса, когда они всей семьёй проживали на второй улице рядом со школой.

        Но сблизились теснее уже на нашей улице.

           В своих родственных отношениях я был настолько запутан, что до сих пор не могу понять, для чего называли дядями и тётями, своих братьев и сестёр,  а племянников братьями и всё было так запутано, что если покопаться и разобраться, то Колька тоже мне приходился каким - то родственником.

        К тому же Колька был большим выдумщиком на всякие хитрости и глупости, придумывал различные развлечения, мимо которых мы проходили не один раз и не замечали.

        В один из дней отправились мы на разведку – экскурсию в сторону  «Большевика».

        По рассказам отца в этих местах, ещё в своё детство ходили собирать дикую землянику.

           Как я слышал от своего  отца, земляника росла по склону горы.

         Вот и решили мы проверить, а сохранилась ли она до наших дней.

         Вот на той стороне в давно осыпавшемся и заросшем овраге находили полянку цветущей земляники, но полянка небольшая, а хотелось найти что - то посерьёзней.

            Вот и решили мы сходить и проверить, а вдруг повезёт.

          Вышли с ним от огородов по дороге, потом по тропинке, протоптанной в далёкие времена, когда внизу были огороды.

           А затем на заброшенных огородах, на чистейшем чернозёме, выросла плотной стеной джунглей пятиметровая конопля, пятикопеечной толщины у основания.

         Коноплю рубили топором и относили домой, я ещё помню те времена, когда из под горы тащили на себе огромный сноп конопли наши хуторяне.

          А запах свежесрубленной конопли разносился по округе.

        Из таких стеблей строили плетни, натянув в три или четыре ряда проволоки закреплённой на столбах.

       Строили стены сараев, а затем обмазывали глиной.

        У нас стоял такой плетень на хоздворе, стебли конопли высыхали на солнце и приобретали такую прочность, что выдерживали удар топором.

           Коноплю извели и дали простор для зарастания пыреем, бузиной и различными колючими растениями.

                Мы шли на запад.

        Пересекли поле по балке, подошли к Куре, справа осталось несколько деревьев от сада, когда то стоявшего на горе хутора, затем по обрывистому берегу вышли на  простор поля.

             Справа вдали у горы виднелось полумесяцем болотце, меня всегда интересовало, это природное или искусственно созданное.

           Ведь сколько я обращал внимание, у каждого хутора внизу имелись такие водоёмы, особенно отчётливо выделяется целое русло под горой у нашего хутора.

         Русло Куры тоже металось по балке от одного берега к другом в тех местах, где когда - то были хутора.

          Вот из здесь Кура от нашего склона горы  поворачивала к противоположному склону горы, в сторону «Большевика».

      Примерно на середине от склонов в Куре была переправа, в воду и глинистый берег высыпали гравий, в котором имелись большие камни.

         По этим камням мы перешли на другой берег, вдоль  берега речки подошли к склону, как рассчитывали мы, здесь должна произрастает дикая земляника.

         Русло речки, делая полукруг, вплотную подходила к горе.

         У полукруга речки был курган, явно насыпной  ещё с крутим скатом. Земля на кургане поросшая полынью, была мягкой. 

         Возможно  из последних захоронений сарматов. Может это и не так.

           Отсюда мы поднялись на склон, за кустами барбариса увидели сплошной ковёр из листьев земляники.

       Пришли мы слишком рано или поздно, но самих ягод в завязи, зелёных, а тем более спелых не обнаружили.

         Вывелось или  перевелось цветение земляника или ещё что, но мы были полны надежд и продвигались по склону, который резко уходил полукругом на юг.

               Вокруг разросшихся кустов барбариса зелёные листья земляники, мы решили исследовать, насколько далеко этот земляничный ковёр.

       Вот мы достигли южной точки  и склон поворачивал на северо – запад, здесь был большой овраг, который постоянно подмывался ливневыми дождями.

      Когда мы заглянули в него, то внизу  котлована увидели гору костей.

   Это явно были свежие кости, они привлекали глаза своей белизной.

   Я сразу помчался вниз, вбежал в овраг  и схватил огромный череп с рогами.

          Был ли это бычий или коровий меня не интересовало, главное, что он будет мой, других в овраге не было.

        А вот выбор костей был богатый.

       Колька  словно дрова сложил в руку штуки четыре огромных костомахи.

              Я придачу к черепу взял две кости.

     Да о такой находке мы и не мечтали, я тащил в одной руке две кости и другой за рог череп.

        Чтобы сократить путь пошли напрямую через вспаханное поле внизу балки в сторону речки, ориентируясь на курган, к тому месту, где речка вплотную подходит к горе. 

         Земля была мягкая, смесь чернозема с иловыми отложения многовековой давности.

          Ноги просто утопали по щиколотку, метров через триста поняли, что взяли перегруз,  лишаться такой добычи не хотелось.

   Колька сбросил одну кость, я пронёс ещё метров пятьдесят свой груз и понял, что дальше мне не донести, последовал Колькиному примеру и оставил обе кости.

         Нести череп стало легче, я шёл чуть впереди, когда повернулся, у Кольки в руках было по кости.

             Мы прошли половину поля, Колька сказал:
                - А зачем нам эти кости?
           А действительно для чего?

         Наверно для престижа, у него просто две кости и бросить не жалко, а у меня череп.

           А может он задумал хитрость, я брошу череп, а он потом придёт и унесёт домой.

      Туманные мысли недоверия появились у меня в голове, Колька поставил кости домиком и с облегчением выдохнул.

         Нет, меня не купишь на дешёвый трюк, я донесу свою находку до дома.

       Но метров через пятьдесят, посмотрел на беззаботного друга, решил, а на что мне действительно этот череп, жил без него весело и дальше проживу.

          Я бросаю с плеча череп в пашню, Колька покатился со смеху, чего в этом смешного не понял.

      Немного постояли, тупо смотря на лежащий в пашне череп.

      Потом посмотрели на свои следы, две цепочки петляли по полю, а не так далеко, виднелись брошенные кости.

           Мой друг предложил собрать из костей на поле чудище.

        А чего интересное занятие, сходили и принесли кости.

          Собрали чудище головой к горе, если кто выглянет с горы, посмотрит вниз и испугается.

         Из четырёх костей сделали ноги, пятая заменяла хребет, а шестую подставили, чтобы поддерживала череп.

         Чудище готово, решили свой шедевр оценить с горы, на краю поля цвели какие - то тёмно красные цветки, Колька сорвал два цветка побежал обратно, откуда у него столько сил, вот только бросил кости, говорил, устал тащить.

           Я не понял, что он ещё придумал, а он цветы вставил в глазницы.

              Поднялись на гору и когда посмотрели вниз, Колька произнёс:

                - Страшное получилось чудище!
 -  Да действительно страшное!  Согласился я.

                Внизу стояло чудище с красными глазищами.

19 март 2015г.


Рецензии