Железная леди

   Её отец завершил своё образование в 13 лет; он завёл крошечную бакалейную лавку вдали от главной улицы провинциального торгового города Грэнтем в графстве Линкольшир. Его дочь, Маргарет, добилась успеха благодаря собственным заслугам, не имея в поддержке ни семейных связей, ни богатства.

   Избрание Маргарет Тэтчер, первой женщины, на пост главы партии и премьер - министра показало, что быть женщиной - не помеха для того, чтобы занять самый высокий и важный государственный пост.
 
   Первые слова Тэтчер после избрания на пост премьер - министра:
 - Для меня это похоже на сон, что следующее имя, стоящее в одном ряду с именами Макмиллана, лорда Хьюма и Эдварда Хита - моё имя, Маргарет Тэтчер.

   Будучи школьницей, Маргарет в свободное от занятий время стояла за прилавком, а по воскресеньям посещала церковь. Родители девочки в строгости доходили до пуританства. В доме никогда не было спиртного, строго соблюдались правила субботы. Но отношения между ними и детьми были тёплые и в детях поощряли любовь к книге, знаниям, музыке, стремление к самоутверждению.

   Получив начальное образование, Маргарет, успешно выдержав экзамены, переходит в женскую среднюю школу. Ни женская, ни мужские школы не выпускали больше одного - двух кандидатов в год, рекомендованных на поступление в Оксфорд или Кембридж. Матгарет Робертс (такова её девичья фамилия) получила такое право в 1943 году, в возрасте 17 лет.

   Девушка выбрала своей специальностью химию, но всё сложилось иначе. Окончив учёбу, она поступила на работу химиком на завод недалеко от Лондона. Ещё в Оксфорде девушка приобщилась к политике и под конец войны вошла в руководство Ассоциации консерваторов университета и стала задумываться о политической карьере. В 1950 и 1951 годах она участвовала в борьбе за победу консервативной партии в Дартфорде.

   Все биографические сведения о жизни Тэтчер говорят о том, что только благодаря своей силе воли она направила собственную жизнь по определённому руслу, исключив игру слепого случая.

   Во время предвыборной кампании ей нужен был шофёр - доброволец. Им стал Денис Тэтчер, за которого она потом вышла замуж. Маргарэт хотела иметь детей - она родила близнецов, Марка и Кэрол, и вернулась в политику только тогда, когда можно было оставлять детей на попечении других. К тому времени она вступила в коллегию адвокатов, специализируясь первоначально на патентном праве, затем - на законах о налогах. Готовясь стать адвокатом, Тэтчер занималась у нескольких юристов, которые заняли посты в правительстве консерваторов.

   В 1959 году Тэтчер сала членом парламента от про-консервативного лондонского района Финчли. Она выглядела и выступала как типичный избиратель - женщина, и сперва не делала ничего, чтобы изменить  подобное впечатление. Но проходит несколько лет, и Маргарет уже предстаёт женщиной полной решимости, чью смелость и силу убеждения признавали даже её политические противники.

   Став в 1979 году премьер - министром, ей пришлось заниматься задачами, которые не стояли ни перед кем из её предшественников - мужчин: отводить время для парикмахера, следить за гардеробом.

   Причёски её были просты, но разнообразны. Носила она  преимущественно синие платья и костюмы. Драгоценных украшений позволяла себе очень мало. Дому, своему внешнему виду Тэтчер уделяла внимания не меньше, чем своим помощникам и консультантам.

   Обычно, премьер - министры до того, как занять этот пост, получали министерские портфели - канцлера казначейства, министра иностранных дел или внутренних дел. Для женщин такие посты были закрыты. Это, конечно, отразилось на опыте политической деятельности Тэтчер, и ей пришлось немало поработать, чтобы восполнить этот пробел.

   Было ещё одно обстоятельство, которое предстояло преодолеть Маргарет. Палата общин - территория деятельности мужчин, поддерживающих порядок и обычаи мужского клуба, где дружеские связи и доверие устанавливаются за бокалом в курительной комнате.

   Но как женщина, она своим более тонким женским чутьём, лучше улавливала положение в партии, её настроение. Более того, положение Тэтчер отличалось тем, что она возглавляла сугубо мужской кабинет, и это помогало избежать соблазна создать некую группировку, внутренний кружок доверенных, особо влиятельных лиц.

   Женщина, бывшая когда - то помощницей в лавке, стала её главой. Она понимала, что качество обслуживания, эффективность труда и прибыль неотделимы друг от друга. Только теперь она глава не лавки, а Великобритании и, подобно своим родителям, жившим над лавкой, она председательствует над страной в доме № 10 на Даунинг Стрит.

   


Рецензии