Культ насилия в кинематографе

Сегодня речь пойдет о "культе насилия" в кино, вернее, о том как невежество порождает ложные умозаключения, которые иногда приводят к плачевным последствиям. Одним из ярких примеров является "Заводной апельсин" с его ультранасилием, так как после выхода фильма на экраны появились молодежные группировки наследующие главных героев кинокартины. Естественно, Кубрик не ради этого занимался съемками, он проводил анализ причин преступности среди молодежи и, как более общее, разрабатывал проблему насилия, находясь в рядах ее ярых противников. Но, невежеству, как по мне, причине всех бед, было как-то наплевать, поэтому разберем пару фильмов с точки зрения их нравственности.

"Криминальное чтиво", фильм обладатель "Золотой пальмовой ветви", можно трактовать по разному, опираясь на разные уровни восприятия. С одной стороны, это довольно чернушная картина о буднях бандитов, добротно снятая, с интересным сюжетом и провалом в "смысловом аспекте". Но давайте взглянем по глубже, в Винсента и Джулса стреляют впритык из револьвера и промахиваются, все шесть пуль попадают в стену, для Винсента это кажется обычным делом, но Джулс видит в этом откровение Господне и считает его предостережением - пора, мол, завязывать с такой жизнью. Если дальше двигаться в хронологическом порядке, а не в порядке изложения истории фильмом, то следующим идет попытка ограбления забегаловки Пампкином и Хани, в то время как Джулс и Винсент находятся в ней же, естественным поворотом событий было убийство молодых неудачников, но Джулс толкает речь и отпускает их, и, следуя логике фильма, завязывает с преступной жизнью, но не Винсент, который будет убит Бутчем, которого он, собственно, и поджидал в его квартире. Казалось бы, довольно очевидная "четвертая" история, но, судя по моему опыту, ее не замечают даже после многократного просмотра. Ее предназначение и суть проста и понятна - манифест против насилия.

"Леон" - без "пальмовых веточек" и "золотых истуканов", но от этого не менее великий. И опять же, с одной стороны, довольно чернушная картина, но на самом деле нет. Леон - киллер-одиночка, работающий на Тони, но не по собственному желанию, а по стечению обстоятельств(в расширенной версии, в обычной это не обозначено). Тому, что он убивает есть искупление - это приносит ему страдания и, как дополнительный фактор, образ жизни(одиночество и бла, бла, бла), а ведь Леон натура романтичная, это можно понять с его походов в кино, а потом уж и со всего остального. И, заметьте, только он, под конец фильма, говорит о том, что хочет жить полной жизнью - умирает - искупление. Умирает и Стэнсфилд - коп-наркоторговец и еще множество отрицательных персонажей - искупление. Матильда жива - она, напомню, на протяжении всего фильма никого не убила, пистолет с краской не считается.

Именно искупление, подобно карме, а может и сама карма преследует героев всех трех выше упомянутых картин, которые, по сути, высокохудожественные манифесты против насилия.


Рецензии