Культ насилия в кинематографе
"Криминальное чтиво", фильм обладатель "Золотой пальмовой ветви", можно трактовать по разному, опираясь на разные уровни восприятия. С одной стороны, это довольно чернушная картина о буднях бандитов, добротно снятая, с интересным сюжетом и провалом в "смысловом аспекте". Но давайте взглянем по глубже, в Винсента и Джулса стреляют впритык из револьвера и промахиваются, все шесть пуль попадают в стену, для Винсента это кажется обычным делом, но Джулс видит в этом откровение Господне и считает его предостережением - пора, мол, завязывать с такой жизнью. Если дальше двигаться в хронологическом порядке, а не в порядке изложения истории фильмом, то следующим идет попытка ограбления забегаловки Пампкином и Хани, в то время как Джулс и Винсент находятся в ней же, естественным поворотом событий было убийство молодых неудачников, но Джулс толкает речь и отпускает их, и, следуя логике фильма, завязывает с преступной жизнью, но не Винсент, который будет убит Бутчем, которого он, собственно, и поджидал в его квартире. Казалось бы, довольно очевидная "четвертая" история, но, судя по моему опыту, ее не замечают даже после многократного просмотра. Ее предназначение и суть проста и понятна - манифест против насилия.
"Леон" - без "пальмовых веточек" и "золотых истуканов", но от этого не менее великий. И опять же, с одной стороны, довольно чернушная картина, но на самом деле нет. Леон - киллер-одиночка, работающий на Тони, но не по собственному желанию, а по стечению обстоятельств(в расширенной версии, в обычной это не обозначено). Тому, что он убивает есть искупление - это приносит ему страдания и, как дополнительный фактор, образ жизни(одиночество и бла, бла, бла), а ведь Леон натура романтичная, это можно понять с его походов в кино, а потом уж и со всего остального. И, заметьте, только он, под конец фильма, говорит о том, что хочет жить полной жизнью - умирает - искупление. Умирает и Стэнсфилд - коп-наркоторговец и еще множество отрицательных персонажей - искупление. Матильда жива - она, напомню, на протяжении всего фильма никого не убила, пистолет с краской не считается.
Именно искупление, подобно карме, а может и сама карма преследует героев всех трех выше упомянутых картин, которые, по сути, высокохудожественные манифесты против насилия.
Свидетельство о публикации №215032201175