На книжных полях развлекательная стопка 15-го
Артуро Перес-Реверте
Мост убийц (Капитан Алатристе – 7)
Когда сомневаешься в выборе, читай надежных авторов. Цикл о капитане Алатристе не разочарует. Хотя и не шедевр, но читабельно. На сей раз речь идет о приключениях испанцев в Венеции, с которой она в 17 столетии смертельно враждовали.
Как обычно у Перес-Реверте, описания приключений сопровождаются о судьбе и былом величии несчастной Испании, вынужденной воевать чуть ли не со всей Европой.
Миллиардер-3.Конец игры.
Кирилл Бенедиктов.
Иногда стоит зондировать трэшевую литературу, из того же разросшегося глупого книжного сериала «Этногенез».
Безбашенность полная! Наши дни (накануне выборов 2011-2012 гг в РФ). Сын Льва Гумилева (миллиардер), четвертый рейх, Чилингаров, Бен Ладен, Арктика, тайные общества, мировые заговоры, прорывы российской науки, изобретение Теслы на службе американского империализма, заговор «правых». Ну, в общем-то, скормить публике такой коктейль можно, и Бенедиктов это делает. Какие претензии к фантастической развлекухе, окромя рыночного спроса? Но глупости желательно поменьше даже и в бульварном романе. К тому же не стоило бы дезориентировать читателей своим охранительством и воспеванием гениальных спецслужб. Чувствуется и некоторый запах толерастии, хотя в романе КеБе и неплохо проходится по своим анти-героям: Овальному, Кальмарову, Гусеву и прочей шайке агентов госдепа. Нет хороших идей для интересного фантастического романа – вот беда. И официозный патриотизм здесь не помогает.
И в «аналитике» эти «терра-америки», межуевы-бенедиктовы ушли от «этногенезов» недалеко. Нигде нет понимания и стремления разобраться по-настоящему, только «понты» и желание пролезть-устроиться.
Что касается «Этногенеза», то, на фоне остальных «писателей» Бенедиктов выглядит литературным гигантом. Докончил бы «Блокаду» с «Миллиардером», а то ведь их провисание есть неуважение к читателям.
Неужели это не литература, а заказ на «пи-ар» в рамках «выборов», ради сохранения нынешней власти?
Абсолютная альтернатива
И.Тё
Автор с Дальнего Востока фантазирует о том, как Николай Второй сохранил власть в 17 году. Делается это не только для спасения России, но и всего мира. Якобы единую планетную власть надо установить до появления ОМП, иначе в космос не выйдешь и человечество погибнет.
Если не считать киберпанковского начала с неким космическим археологом Каиным, то «попаданка» даже интересная. Сознание персонажа из будущего вселяется в царя Николая в феврале 17 года. Он проходит через ужасы предательства и заговора генералов, думцев и остальных. Все предают! Этот момент показан очень хорошо. Надо было застрелить тех, кто предлагал отречение…
А дальше сюжет развивается по обычной для альтернативок схеме.
Для не читающих серьезные книги по истории, хоть так показано КАК развивалась «революция»
Континентальный союз
А.Ю.Рюриков
Опять игра в исторический «конструктор». Альтернативные исторические хроники второй половины 1930-х годов. В СССР военно-партийный переворот, во Франции леваков не допускают к власти. Война с Германией неизбежна, но при других обстоятельствах. Союз же с немцами, по мнению автора, нежелателен и ведет к проигрышу.
«Последний парад наступает» Наша победа при Цусиме
Сергей Годына
Название говорит само за себя. Это уже стало регулярной забавой. На форуме «Вихри времени» обсуждаются сценарии переигрывания сражений, а потом они выходят в ви де книг. Забавно и психотерапевтично. Правда, в этой книжке попаданец в Рожественского гибнет и его сознание отбрасывается обратно. Он просто ненавидит нашу текущую реальность. Ну, ничего в прошлом 1905 году действует целая группа прогрессоров. Но если они добились успеха, то медвепутии так и не возникло бы. А так, все остается как после трагедии, описанной в «Цусиме» А.Новикова-Прибоя.
Русская политическая эмиграция. От Курбского до Березовского.
А.Ю.Щербаков
Примитивная историческая популяризация. Типа «журналистское расследование». Написано с охранительных позиций, вроде как власть всегда права. Иногда можно согласиться, иногда нет. Но в целом – «стариковщина». Берёзу автор приплел больше для обложки, так как основная часть книжки посвящена зарубежным революционерам и советской диссиде. В общем, и Герцен плохой, и Солженицын бяка.
Игорь Саввович
Виль Липатов
«Игоря Саввовича» читал, помню, в «Роман-газете».
Герой в первой главе в гостях у любовницы. Она указывает ему, каким полотенцем можно воспользоваться, а он отмечает, что она, как и жена, не носит лифчика. Нет, врали, что в СССР ЭТОго не было…
Ну, а если серьезно, то мало кто помнит сейчас писателя Липатова с коммуноидным именем «ВИЛь». Ну, разве что по сериалу « И это все о нем» и запоминающейся песни оттуда. А между тем, даже сейчас мне кажется, что автор-то был очень неплохой. И очень многое предвидел.
Конечно, этот роман написан в духе «социалистического реализма», и налицо «лакировка действительности». Но почему же такая тревога? Почему у благополучного по всем статьям героя такое чувство неблагополучия? Что-то давило тогда, в 70-е. До разорения страны мародерами оставалось немного, совсем немного…
И кем будут «игори саввовичи»: бизнесменами или нищими пенсионерами. А, может, в бомжей превратятся? Все, что угодно может произойти, когда потеряешь (или продашь) себя.
Свободное падение
А.Афанасьев
Роман 2015 года, фантастика ближнего прицела с утверждением, что через лет пять в Тюменской области будет полярный Песец. Страна развалилась, нефть добывают амеры, хаджи подчинили себе все и поднимают мятеж. Русские на масштабное сопротивление не способны, только локальный героизм. Все хуже и хуже.
Ну, может быть со сроками автор и торопится, но тенденции правдоподобны. Власти нет, правоохранителей нет, одни уголовники. Нажива – единственный интерес. Естественно, что организовыват сопротивление врагам некому, наоборот усиленно завозят.
Афанасьев – автор очень неровный. Здесь, например, он рисует подробно характер героев, чтобы уничтожить его в ближайшей стычке. Много вставной публицистики. Но нет шапкозакидательства, как в серии «Враг на пороге», де этот самый враг побеждается десантным ножиком. Наоборот, все пессимистично и надежда на какого-нибудь честного амера только.
Когда начнется? Ну, откинет копыта узбекский Карим, например, и Средняя Азия загорится. Потом орды кинутся на север…
Киммерийское лето
Юрий Слепухин
Кто бы мне сказал, что я буду зачитываться повестью о юношеской любви, написанной на рубеже 1960-70-х годов. А ведь зачитывался поначалу. Такая ностальгия и так интересно написано.
Конечно, сегодня это кажется сказкой. Не всегда приятной, надо отметить. На страницах «Киммерийского лета» постоянно упоминаются дефицит, хамящие продавщицы, блат, другие приметы времени. Поностальгировать можно, но вряд ли захочется в такое снова окунуться. Люди милые, хорошие, этакие наивные человеки советские. Ужас коммуналок ленинградских передан как само собой разумеющееся. Обитатель коммуналки к тридцати годам развит весьма однобоко. Многое кажется невероятным. Например, зачем родственникам брать с собой в поездку коллегу армяна, сажать кавказского сластолюбца рядом с младшей сестрой.
Ранняя любовь археолога и школьницы – ну, бывает (хотя здесь как-тонедостоверно). Ну, в общем, дальше-больше, повествование превращается в какой-то «мексиканский сериал», как сказали бы сегодня, но тогда такое еще впечатляло (впрочем, недаром «Есения» собрала в ССССР самую большую кассу – структура сознания развивающейся страны; наивные люди со значительными ограничениями доступа к информации). Все эти страсти-мордасти, брошенные дети, любовные метание начинают изрядно утомлять. Но все же повесть вышла скорее хорошей, чем плохой и даже сегодня может читаться не только по причинам ностальгическим.
Разумеется, при всей ностальгии, надо помнить, что уровень и стиль жизни главных героев книги был доступен в советские времена далеко не всем. Это, конечно, не совсем хруст французской булки» времен Империи, но все же жизненные драмы большинства советских людей разворачивались еще в более скромном и/или убогом антураже. Копящееся массовое недовольство, тем же страшным дефицитом и пр., в конце концов "совок" и опрокинуло. Ну, а теперь можно ностальгировать по временам детства-юности-молодости.
На острове
Гарвис-Грейвс Трейси
Напоминает фильм «Изгой» с Т.Хэнксом.
Правда, оказаться на тропическом необитаемом острове лучше не одному; а в кампании с представителем противоположного пола. Потенциал в сюжете был заложен немалый, но исполнение плоское. (Написано какой-то скучной офисной мечтательницей).
Читателям приходится ждать половину книги, а героям более 2-х (двух!) лет, пока ЭТО случилось. Как поверить в это, имея в виду возраст героев, тропики, укрывание одним одеялом, страх неизвестности и гибели, который надо чем-то компенсировать, скуку, наконец. Авторша перепутала годы пребывания неизвестно где с трехчасовым походом на пляж.
Зато все заканчивается счастливым браком. «Женский» роман.
Вовка-центровой
Александр Санфиров
Как будто новый тренд в попаданческом трэше. Вместо того, чтобы быть красноармейцами в Сорок первом или царями-модернизаторами, сознание современников вселяется в тела советских мальчишек. Здесь тренер сборной оказывается пацаном в послевоенных сороковых, и он намерен (то есть уже начинает) приумножать славу советского футбола-хоккея. Среди персонажей Василий Сталин.
Не скажешь, что это воспевание «тоталитаризма», страшная нужда и лишения описываются. Ностальгия по детству, рыбалки всякие и т.д. (От описаний завода передернуло: сам это помню!) Но тренд может быть и не хорош. Совковое прошлое свивается в кольцо, и из этой блокады не вырваться.
Год две тысячи четыреста сороковой
Л.Мерсье
Довольно скучная «просветительская» утопия. Выходила в «Литераутрных памятниках». Неудивительно, что попытка строить по этим «чертежам» привело к такому распространению скуки.
Оказывается, в 2440 году еще будут помнить полемику Вольтера с Руссо, а у Вольтера из собрания сочинений оставят один томик (отцензурировав недостойное), чтобы не «позорить» автора перед потомками.
Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым
Вражеская провокация и использование несчастного человека. Насколько виновен в своих несчастьях напуганный террором композитор. Не можем мы об этом достоверно судить, затравлен был лауреат, и ему хотелось выговориться. Но автор (записывающий) – врагом является однозначною.
К огромному сожалению, чтобы выяснить интересные вещи и важные факты приходится читать пасквили откровенных русофобов (к вопросу об оккупации отечественной культуры). Я давно слышал об этой книжке, рукопись которой была вывезена контрабандой, и об авторе, который при ее помощи сделал себе имя на Западе и хорошо устроился в Америке. Еще один камень, брошенный в нас в годы «холодной войны». Не надо считать его мелким, ведь Шостакович считался в СССР великим композитором и всячески пропагандировался. И тут – такие откровения. Когда Соломон раскручивал композитора на его воспоминания, он действовал очень расчетливо и готовил точный и подлый удар.
Много, много скандально интересного. Вот Мейерхольд мечтает поставить «Гамлета», задействовав в главной роли жирную бабу (Райх). Ну. гений же! Вот Шостакович сожалеет, что очень мало сотрудничал с «формалистом», но в своих собственных левацких опытах и не думает раскаиваться. Но продолжим о том же «Гамлете» : антропософ Михаил Чехов переносит действие пьесы на тот свет, комик Акимов (театр в Елисеевском магазине в его честь?) делает всех персонажей Шекспира пьяными. Исполнитель роли «вождя», Щукин пародирует Станиславского. Выживший из ума и отделенный от реальной жизни Станиславский удивляется, что советские люди живут в коммуналках. Ну, и так далее. Такое, как говорится, нарочно не придумаешь. Надо, надо с этим знакомиться, хотя бы даже эти факты и прошли через подлые соломоноволковские руки.
А что с Шостаковичем? Не знаю. Его музыка мне откровенно не нравится. Чужда. Но оснований сомневаться в его большой музыкальной одаренности, конечно, нет; да и специалистам виднее. Я много рассуждал об этом, когда бродил перед концертом и в антрактах по фойе Большого зала Ленинградской филармонии. Там была устроена такая фотовыставка, где Мравинский на снимках рядом с композитором и цитаты о том, что ДШ величайший, любимейший и его музыку больше всего любил исполнять уже умерший знаменитый дирижер. Не знаю, да и какая кому разница, это только мое мнение, никому больше не интересное. Но прислушиваясь к своим впечатлениям, заключал: «не наш». Хотя для понимания той страшной эпохи феномен Шостаковича невозможно не учитывать.
Потомок поляков, ненавидящих «тюрьму народов» и постоянно против нее бунтовавших, ДШ, скорее всего, во-многом подспудно воспроизводил такое отношение к России. Но тут случились революционные потрясения, голод, таперство, увлеченность модернистскими экспериментами, левачество «болтов» и «золотых веков» и т.д.
Со властью у композитора роман долго не складывался, хотя был бурным и противоречивым, в конце концов, именно этого музыканта в Совке награждали и возвышали как никого больше. Но и в дерьмо макали тоже часто, заставляли самого себя высечь, а как же. Это старый прием диктаторской власти: возвысить-опустить. С С.Прокофьвым тоже так «шутили», хотя и поменьше.
Страдания русского народа, жертвы революции, гражданской войны, коллективизации и т.п. композитора не особенно волновали музыкального гения. «Левой идее» он, наоборот, симпатизировал. Но вот когда стали грести и увозить «черными марусями» людей из его страты, тут наш гений запаниковал. А тут еще «сумбур вместо музыки», а тут еще уничтожили его покровителя, «красного бонопарта», прославившегося жестоким подавлением восстания тамбовского крестьянства. Тузачевского Шостакович восхваляет: «безусловный военный авторитет» (ага, получил по морде в Польше, потерял армию, предлагал сумасшедшие меры по укреплению обороноспособности). Играл на скрипке, а его «цап-царап и бах-бах». Патронов не пожалели и патрона нема. Плохо Шостаковичу, плохо. Надо привязывать свою музыку к какой-нибудь кампании по посадке лесов, решению съезда-пленума, ведь Партия ждет. Но типичное двоемыслие: сочинить страшную Пятую и т.д., где «все сказать». А душа то страдает как ой-ой-ой.
А мужики русские не страдали, когда у них изымали хлеб, когда тухачевские травили их газами, а шостаковичи восторженно восхвалили зарю нового мира?
Но, в конце концов, нельзя же быть слишком суровым к нашим музыкантам. Ведь они всего лишь слуги власти, а не палачи. Ну, некоторым подачки кремля так очень нравились, а Д.Шостакович страдал и «это характеризует его с положительной стороны». Человек с совестью, а не только с музталантом.
Самого Шостаковича чуть было не уничтожили после войны. Вождь возревновал к его славе на Западе. Но пронесло. Отпечаток в душе остался неизгладимый. Композитор хорошо рассказывает о различных советских гнусностях, О Хренникове, Мурадели-Чиуарели и прочих «талантах». Веселого в этом мало. Вспоминает композитор и о порочной советской практике «создания национальных культур», когда поэты и композиторы из Москвы и Лениграда «ПЕРЕВОДИЛИ» творчество местных «национальных гениев». Насоздавали на свою голову. А русская культура в СССР безжалостно подавлялась и уничтожалась. Полностью это не удалось, но во многом преуспели. ДШ что-то наговаривает про Чехова и Мусоргского. Но это какие-то жалкие остатки. И «гуманисты», «представители свободного мира» нам нисколько не сочувствовали: Мальро, Роллан, Фейтвангер, Шоу вовсю славили Сталина. Наивность? Да, нет – циничный расчет, и не отдельно взятых личностей, конечно. Большевистская диктатура сама была западным инструментом уничтожения России, что в СССР, конечно, наивно не понимали.
Воспоминания Шостаковича, конечно, довольно сумбурны, перескакивает с одного на другое. Вот юродивая Юдина, которой море по колено, а вот Ахматова с Зощенко. Все корчатся под железной пятой диктатуры. И жизнь самого композитора – несчастная, изломанная – жуть!
Соломон Волков
История русской культуры ХХ века. От Льва Толстого до Алекксандра Солженицына
С характерной наглостью музкритик называет свою книжонку «Историей русской культуры ХХ века». Ни по содержанию, ни по объему, текст соответствовать такой заявке никак не может. Дореволюционные годы изложены крайне неполно и тенденциозно. Потом революционный угар, который автор типа осуждает. Постсталинский период описан иногда интересно, конечно, все больше «про своих». А так - «антисоветские» сплетни.
Возможно, в эпоху «гласности» для неискушенного человека советского это могло бы быть откровением. Ведь от «строителей коммунизма» утаивали информацию: важную и неважную. Но вообще-то книжка является элементом идеологической борьбы, психологической войны. Значит ли это, что брежневский режим и советская культура были хороши? Нет, конечно (глупость какая!)
Но соломоны писали не для нашего «просвещения» или «освобождения» (хотя «под видом»). Но – для того, чтобы разрушить страну, а потом вволю ее пограбить.
И сейчас это снова готовиться.
А.В.Барченко
Доктор Чёрный
Признаться, я хотел только просмотреть, познакомиться с текстом Барченко, после того, как прочел о его жизни, взглядах, знаменитой экспедиции на Кольский полуостров и трагической гибели у О.Шишкина («Битва за Гималаи»).
Но открыл – и зачитался. Так хорошо написано. Роман о докторе Черном – образец приключенческой литературы с чудесами. Вот к чему у Барченко был талант! Жаль его роман мало у нас знают; для сравнения: «Лезвие бритвы» написано значительно слабее.
Для советских «идиотов» все это звучало откровением, но все эти фокусы с йогами, Индией и необычными способностями Черного-Гирина было и раньше. Только вот почистили» чекисты все очень сильно, чудом что-то вылезло и сохранилось. Энтузиасты, типа доктора «философских наук» В.Дёмина потом пытались «продолжать», даже ходили походами по следам экспедиции Барченко.
Но жаль того, что сам Барченко не остался в литературе, а стал экспериментировать, полез в науку», не эмигрировал, сблизился с чекистами, и в конце концов, надиктовал свой последний роман – протокол допроса на Лубянке (АВБ был расстрелян 30 апреля 38 года после ликвидации его покровителя тоже-фантазера Г.Бокия).
Ну, чего им так не хватало, спрашивается. Ведь в романе Барченко описана свободная, интересная, довольно обеспеченная жизнь, где перед грамотными спецами открывалась хорошая дорога. Так нет же: «долой самодержавие!». Вместо плохой жизни при старом режиме пришло увлекательное счастье голода, нищеты, расстрелов и страха. Положим, прежняя элита была во много м нехороша, но те, кто пришли ей на смену были просто нелюдями.
Быть может, страшный брамин из романа был все же прав и восстание чандала привело к столь страшному эффекту. Верил сам Барченко в Законы Ману?
Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать
Роман Арбитман
Шустрый и плодовитый критик предложил, по идее, неплохой проект. Арбитман (или как его там? Однажды он выступил под кликухой «Кац», описывая несуществующую историю советской фантастики о Луне), так вот, Кац-Арбитман пишет анти-рецензии на книжки модно-тиражных авторов, так сказать, предупреждая, что читать этого не стоит. Себя он мнит, наверно, неким «санитаром леса» отечественной беллетристики. Спасибо за расставленные вешки, конечно.
Но есть и другой способ избегнуть неприятностей – просто не заходить в эти места. Да и есть ли лес? Там где некогда шумел «Русский лес», теперь непонятно что, какое-то вонючее болото. Мелкое и противное. Не утонешь, наверно, но пять чувств довольны не будут, обоняние, в том числе. С громко квакающими уродливыми лягушками, раздувающимися до размеров вола и почитающими себя великими писателями современности.
Ну, полистал. Акунины-быковы-улицкие-донцовы-липскеровы и проч. – это русская литература что ли?
Но ворон ворону глаз не выклюет. Наивно было бы считать, что критик-арбитр вообще против этого болота. Нет, он просто недоволен качеством, ссылаясь на «классику» в виде кёслеров-гроссманов. Зато, как только очередной глупый автор тиражной макулатуры позволяет себе намек на «расизм, фашизм или антиамериканизм», наш Арбитман тут же делает стойку, как хорошо выдрессированный охотничий кобель. Писать плохо о «пиндосах» нельзя, даже в развлекательной литературе; что за дело до того, что у них наши выводятся в виде «ватников» и пр. Автор прикрывается эстетическими критериями, (например, наш критик вдоволь оттоптался на неумехе Д.Володихине). Но два отличных и мастерски написанных романа Пелевина тоже подверглись разгрому. Понятно, что по идеологическим соображениям. Сам Арбитман превращается в карикатурную фигуру идейного либерализоида, демшизоидного литератора, стоящего на страже интересов «своих», под видом литературной критики. С кем его сравнить? Пожалуй. с катастроечными критикессами вроде Н.Ивановой и М.Чудиновой. Практически, «чистые типы».
Но ведь действительно, ряд заметок РА выглядят довольно меткими, действительно графомания цветет махровым цветом. Ну, кто бы спорил. Уродливый, спекулятивно-коррупционынй рынок» он же не только в ТЭКе, но и беллетристике тоже. Не выгодно хорошо работать, лучше халтурить, нужно халтурить, ну, и еще иметь «выгодную позицию». К примеру, тот же «Лука» начинал неплохо и мог бы быть автором 2-3 качественных сборников фантастики. Но его «раскрутили» (в том числе, и с помощью дурацких экранизаций) и вынуждают гнать «вал». Количество решительно победило качество. Но осуждать это и спорить с этим в условиях чужой монополии на «дискурс» и предельно нечестной конкуренции на всех «полях» - бесполезно. Ну, их всех!
Сбрось муму с поезда.
Джеймс Хайнс
Рассказ лектора
Неплохой романчик. Пародия на нравы американского университета с элементами черного юмора и «черной» фантастики.
Наша бывшая «партийность литературы» со свирепым идеологическим диктатом «соцреализма» выглядит детским садом по сравнению с тоталитаризмом постмодернистского «дискурса» и потиткорректным террором феминисток-лесбиянок и расово-гендерной толерантностью. Великая английская литература написана расистами-колонизаторами и любить ее нельзя, можно только «деконстуировать», выискивая те или иные сексуальные извращения у авторов и персонажей. Ну, и над персоналом измываются. Наверху пробивные подонки, а остальные вкалывают как «афроамериканцы», жизненный уровень поддерживается с большим трудом, угроза безработицы толкает к дикому конформизму, «крыша едет» у всех от бесплодных поисков своей «идентичности» и не только половой... Сейчас подобные нравы у нас пытается насадить колониальная «вышка» и прочие агенты-грантососы.
Главного героя Нельсона увольняют как не попавшего в «мейстрим» извращенцев, но у него появляется волшебный палец… Дальше все довольно забавно. Но если в условиях идеологического террора остаются только волшебство и черный юмор, но плохи дела у культурной традиции. Она горит, как университетское книгохранилище; гуманитарные науки, призванные эту традицию сохранять, сейчас разрушаются постмодернизмом, феминизмом и превращаются черти во что. Конечно, автор остается америкосом и сам поддается пропаганде о «сербских зверствах» (хорошо , что русских в романе нет). Но Хайнс эрудит и хороший стилизатор, повествование получилось «прикольным». Да и содержание не совсем «постмодернистское». Кое-какая шанс на лучшее в «первой главе» (она же последняя) все-таки остается.
Эрнст Юнгер
Эвмесвиль
Как-то не пошлО. Слишком погорячились составители аннотации, назвав «Э» лучшим романом ЭЮ. Да и «романом» это назвать трудно. Как-то совсем «по-марсиански».
Э.Юнгер. Излучения
Дневники 1941-45 гг.
Кажется, что Юнгер смотрит на мир вокруг взглядом инопланетянина. Он кажется не совсем человеком, его душа как будто лишена «органа», отвечающего за «этику», зато с гипертрофированным «эстетическим» отделом.
Бомбежки и смерть описываются как будто это жара или дождь. Кругом война и страшные преступления творятся, а эстет Эрнст рассуждает о литературе и искусстве.
И – не надо забывать, что эта книга написана врагом, воевавшим тогда против нас.
Д.Володихин
Зубры
Очень слабо и тенденциозно. Почитал, привлеченный названием, из-за общего интереса к теме. Ну, конечно, столь не интеллектуальный автор не может написать ничего стоящего по обозначенной теме. Но вообще, ДВ – это своего рода феномен. За что бы он ни брался, получается ходячая карикатура: «литератора», «критика», «биографа», «фантаста», «православного патриота», «публициста-державника», «историка» и т.д. Зато – «шустрый как электровеник».
В.Г.Гитин
Феномен порнографии. Опыт неформального исследования
Старательная компиляция, вернее набор и обзор нескольких. Автору «тема» явно интересна, но раскрыть хорошо он ее не может. Все-таки о подобных «низких» предметах должны писать специалисты высокой квалификации, а не энтузиасты, заведовавшие домами культуры.
Подобные книжки – это последствия совкового пуризма совка и преодоления детских запретов взрослыми по виду людьми. Ну, плюс еще невежество вкупе с подростковым любопытством. Гитину даже не приходит в голову, что в давние эпохи НЕ было проституции и порнографии в их теперешнем понимании.
В.Брюсов. Том 5. (СС в семи тт.)
Алтарь победы. Юпитер поверженный
Когда старшеклассником нашел в библиотеке этот сиреневый том, сильно радовался. Все-таки Брюсов занимает свое место в литературе, и не средненькой поэзией, а вот такой псевдо исторической беллетристикой. Закат Рима: атмосферно и занимательно.
Все-таки писатель чувствовал закат своей эпохи, хотя потом и попытался примкнуть к победителям.
Е.Чудинова
Держатель знака
Ну, да: справа маузер, слева эфес…».
Все правильно, но как-то излишне пафосно-сентиментально. Неистовая писательница меры не понимает.
И потом, «Знак» нам не помог. Дьвольское отродье одолело историческую Россию. Продолжать ему молиться?
В.Райх
Сексуальная революция
Е.Головин правильно написал: «Маркс и Фрейд много сделали для победы материалистической гинекократии».
Фрейдомарксист Райх замутил «сексуальную революцию», которая спустя пару десятилетий окончательно репрессировала некогда свободных «белых мужчин» и предопределила демографический спад по всему западу.
Словоблуд и жулик (что там за установки-излучения он рекламировал, «эргонные» или как их там?)
Харуки Мураками
Игрунка в ночи
Сборник коротеньких рассказом, точнее даже, сказочек. Написаны для какой-то рекламы, так, безделица. Но ХМ стараются перевести и издать как можно больше, памятуя о феноменальном успехе его книг. Конечно, эти миниатюры это так, жалкие крохи прежнего муракамистического пиршества. Но все равно интересно, поклонников у японца осталось немало.
Морскую черепаху отпугивает проигрывание пластинки Хулио Иглесиаса.
Харуки Мураками
Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий
Нашел на классике-онлайн «Годы странствий» Ференца Листа и под этот саундтрек (играет Л.Берман) стал дочитывать последний роман Х.Мураками, хотя, скорее, он похож, на повесть. Нужно было привыкнуть, но «вселенная» писателя быстро восстановила читательские навыки и привычки восприятия ХМ-текстов. Многие ходы и приемы были уже знакомы и ранее использованы писателем: по ходу чтения вспоминалась и «Охота на овец» и «Призраки Лексингтона», и «К югу от границы» и другие вещи. Быт, банальные описания жизни заурядного человека и вдруг вторжение неведомых и страшных сил… И – смертельное испытание для «среднего человека». Харуки в своем репертуаре. Сил у него явно меньше, но умудренности прибавилось.
Да, чувствуется некоторая писательская усталость. Иногда он «тянет вола». Неопределенность, открытость финала оправдана, но слишком уж она неоднозначна. Сожаления об упущенных возможностях – да! Кого утешает автор – читателя или себя? Или вот: Цкуру специально летал аж в Финляндию для встречи с Эри, а она ему даже кружку на память не подарила. Или японцы такие отчужденные корпускулы, или это авторская недоработка, забыл использовать свои же декорации. Но в целом, приятное, интересное чтение. Вспомнил былые читательские увлеченности. М.б., еще «Страну чудес без тормозов» перечитаю…
Искушение богини
Паулина Гейдж
П.Гейдж специалиируется на любовных романах в декорациях Древнего Египта.
Помню, лет десять назад листал в «Библиоглобусе» и вот собрался почитать. Удивительно, но открыл и не бросил этот явно «женский» роман (Из мифологизированной фараонки Хатшепсут современные феминистки сделали одну из своих икон). Действительно, очень неплохо написано, живенько так, «любовь и судьба». «Достоверности» быть не может, но это не главное ведь.
Кудесник
Рут Оуэн
Если хочешь сильнее отвлечься в отпуске – читай то, что обычно не читаешь. Например, сказки, т.е. женские любовные романы. «Кудесник» именно таков. Изготовлен по известным лекалам, но изюминка в том, что герои попадают в виртуальную реальность, и разрешают себе понять про чувства именно находясь в капсулах-симуляторах. Потом обычная любовь-морковь: ссоры-сближения, достижение близости, а затем решение конфликта со свадьбой. Герой, конечно супер-ученый, а еще красавец, богач и барон, у героини осиная талия и полные груди. Штамп на штампе: «стальное сердце», «серебристый лунный свет» (когда девушка раздевается) и так всю дорогу. Счастье компьютерным специалистам помогают устроить два суперкомпьютера, у которых тоже взаимные чувства.
Александр Зорич
Завтра – война
Долгое время считал, что «зоричи» - это хуже «максафрая», но оказалось – читабельно, хотя и в очень ограниченных дозах. Все же нельзя назвать эту разнополую парочку из Харькова совершенно графоманами, как «олдей». Написано задорно: безбашенно, инфантильно, ужасно эклектично. Какая-то игра «зарница» на электронном симуляторе. Ну, зарубежные космооперы выглядят не умнее. Но есть и положительные моменты: читать не скучно и авторы патриоты России. Непонятно, правда, какое отношение имеет зороастризм к тоталитаризму типа корейского ( Крылов-Харитонов, московский зороастриец, и тоже-фантаст, поди, был недоволен). А так – ничего. Впечатление примерно как от фильма, где в войнах ХХ века показали бы строй солдат, вооруженных мушкетами и обряженных в римские доспехи.
Нулевой номер
У.Эко
Очередной «бецелер» от итальянского левака-эрудита. Сатира на прессу и конспиралогические изыски. Надо признать, что этот роман, в отличие от предыдущих более читабелен, то есть написан поживее и не столь тягомотен. Эко – автор, конечно неглупый и знающий. Но на что этот тип употребляет свои таланты: как и в «Маятнике Фуко» беспощадно гвоздит «конспирологов», едко высмеивает несчастных неудачников из газеты, которая никогда не будет выходить. Эти лузеры, особенно так, как из изображает сверхпопулярный профессор, конечно, достойны осмеяния; и вообще, неприятные типы. А лучше то – Кто? Успешные и богатые демагоги: политики и журналисты, монополизирующие «дискурс»? Стоит ли вообще высмеивать не отдельных сумасшедших, а саму попытку пробиться, «докопаться до правды»? Этим усилиям, по крайней мере, можно посочувствовать. Или легче чохом все эти попытки высмеять, защищая статус кво и оболочку сверхнесправедливого мира, как это делает от текста к тексту подловатый всезнайка.
Время разбрасывать камни
Елена Чудинова
Поздновато открыл. Проза ЕЧ мне не очень близка. За исключением «Мечети» (вот уж актуальнейшая антиутопия и прогноз-предостережение!). Но публицистика и литературная критика весьма неплохи. Так, к примеру, акунинское гнилье Чудинова распознала довольно рано.
Не стоит писать писательницу в мизантропии. Она борется против враждебной «тусовки», стеми, кто оскверняет святое и глумится над тем, что ей дорого. Как воспринимать – дело личного выбора и, конечно, ответа на вопрос: «кто ты сам?»
Жаль, что раньше ее статей не читал, но лучше поздно…
В.Пелевин
Смотритель. Орден желтого флага
Прикольно, после посещения Михайловского замка прочитать, что там расположен «Идиллиум». Но вообще, карандаш Пелевина исписался и заточить его, похоже, нечем. Роман почти не трогает – а чем тронуть при тотальном «буддизме»? Только образ Юки из «зеленых рукавов» писателю немного удался, но ведь это уже поскрести по донышку.
Мятежные ангелы
Дэвис Робертсон
«Канадский прорыв», угу. Ну, вряд ли это «литература», скорее просто развлекательная беллетристика. Чтобы читатель не заскучал надо сварганить смесь из экзотики, эротики, тайн прошлого, каких-то расследований и сделать историю с чудаковатыми персонажами. Ну, автор и старается. Сначала все это кажется довольно милым, потом надоедает.
Но все же «университетский роман» с элементами «раблезианства» можно признать «условно читабельным».
И почему я еще читаю беллетристику?
Сентябрьские розы
Андре Моруа
Пожилому писателю поднадоела опекающая его жена, потянуло на приключения… Незамысловатая старомодная история весьма «буржуазна», приправлена изрядной долей ханжества, но чем-то притягивает.
Я бы не ставил рядом «Андре Моруа» и «классик», хотя автор неплохой и в романчике действительно «что-то» есть. Довольно любопытно читать о путешествии по Южной Америке и внезапной страсти. Хорошо быть обеспеченным и знаменитым…
Но, кажется. что «Розы» привлекают не столько сюжетом и языком (не бог весть какими), но вызываемой ими ностальгией по старым добрым временам, которых уже не будет, и которые отделены от нас некой стеклянной стеной, что все более мутнеет…
Татуировка наложницы
Лора Джо Роулэнд
Иногда для отдыха можно позволить себе псевдоисторический детективчик Роулэнд. Написано занятно, приключения необычные, экзотика-эротика присутствуют в умеренных дозах. Здесь, к тому же, проводится идея эмансипации восточной женщины (молодая жена сыщика рвется к участию в расследовании наряду с ним). Впрочем, в больших дозах истории про Исиро не «пойдут» и в чтении серии стоит делать перерыв, отложив очередной рассказ о подвигах сыскаря сёгуна из Эдо до следующих серых выходных, когда на улицу не то, что выходить – смотреть не хочется.
Чёрная звезда
Ф.Разумовский, М.Семенова
Разбираться в соавторстве не хотелось. Если говорить о М.Семеновой, то ей так и не удалось написать ничего сопоставивого с первым «Волкодавом» двадцатилетней давности. Однако пишет довольно профессионально. Правда, повествование постоянно сворачивает на сказку, на детско-юношескую литературу, хотя фэнтези (сегодня оно смотрится уже довольно странно) читают больше великовозрастные дети.
Роман довольно рваный: общий замысел рыхл, «наземные» главы неплохи, а «подземные» нехороши. Но развлечь сможет, да и объясняет, в принципе, все правильно: и про избранный народ, и про монотеизм. Однако как-то это все уже не ко времени. Разве что ожидание катастрофы резонирует с нынешнеми настроениями.
Другой Чехов.
М.Золотоносов
Мне и ТОТ не особенно нравится, а уж ДРУГОЙ производит довольно отталкивающее впечатление. Хотя учитывая смертельную болезнь писателя и общую озабоченность того общества «половым вопросом» морализаторство не очень уместно.
Ю Корчевский – романы о попаданцах
Люблю такое – просто химически чистый образец. Читаешь - все отдыхает. Образцовое (пост)совковое графоманство. Много и старательно. И с правильными намерениями: враги плохи, наши сражаются за правое дело. Структура советского сознания воспроизводится практически идеально.
Особенно удаются ЮК попаданцы в ВОВ, а вот с более отделанными эпохами как-то все неудачно расплывается.
А вот про войну описаны уже почти все рода войск и образцы вооружений, попаданцы Корческого успели уже повоевать и на истребилях, бомбардировщиках, штурмовиках, бронепоездах, танках, подводных лодках; были разведчиками, снайперами, диверсантами и т.д.
Все упрощено до предела, как раз по «разуму» стремительно надвинувшейся эпохи.
Флоузы или Кровь предков
Том Шарп
Есть комичные моменты, но не покидает ощущение, что герои-англичане – это какие-то не совсем люди. Наши ненавистники «Острова» могут только порадоваться описанию подобной антропологии.
Фан-клуб
Ирвин Уоллес
«Большинство мужчин ведут жизнь, наполненную тихим отчаянием» (Торо)
Безымянное
Джошуа Феррис
Депрессивное чтиво о странном недуге мужа, полноте дочери и онкологии жены. Жизнь в умирании. Можно интерпретировать в манихейском духе – как упрек больному телу, которое мучает дух, ну, или иллюстрацию античеловечности именно американского образа жизни, которым заражается весь мир.
Наслаждение
Ф.Зеллер
Сожительство – это политика, а секс – дипломатия и война в одной постели. Недаром история незадачливых любовников в книге постоянно перебивается экскурсами то в историю, то в сегдняшний день Евросоюза. Полин с Николя как франко-немецкое ядро ЕС, но к ним в кровать (или в воображение) пролезает польский водопроводчик (Софи).
Ну, и Бетховен, музыку которого испольовали в качестве гимна нынешние евро-дегенераты, никакой радости больше испытывать не способные.
В общем, можно ли сохранить псевдобрачный союз, если у мужчины аллергия на кота Платона и пр? А главное – если современная Европа против нормальной семьи и детей.
Алиф-невидимка
Дж. Уиллоу Уилсон
Неожиданно этот роман оказался весьма увлекательным: хакеры, романтическая любовь, борьба за свободу в арабском мире, плюс мистическая составляющая с джиннами и пр. Чувствуется напряжение и полнота жизни, утерянное европейцами и описано еамериканкой.
Свидетельство о публикации №215032201210