Героями не рождаются

Побег из плена на самолёте для русского человека факт не единичный. Ещё в 1945 году земляк  Владимира Шарпатова - Михаил Девятаев, будучи в фашистском плену, вместе с другими военнопленными захватил бомбардировщик «Хенкель-111» и перелетел на территорию, занимаемую советскими войсками. За этот подвиг Девятаева наградили  Звездой Героя Советского Союза. Правда, не сразу. Поначалу Родина  «наградила» его лагерным сроком «за преступления перед государством». Владимир знал историю побега своего земляка, держал в уме, надеясь в тайне, что только самолёт может спасти их из неволи. Он сразу предлагал бежать, но не все члены экипажа поначалу его поддержали. Лишь позже они объединились: стали учить английский язык  и готовиться к побегу.
В августе 1996 года экипаж самолета смог совершить побег из плена. Звание Героя России  В. И. Шарпатову (ныне – пенсионеру, майору запаса военно-транспортной авиации) присвоено Указом Президента России № 1225 от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России вручал  глава правительства  РФ В. Черномырдин.
Как попали в плен?
Кратко об обстоятельствах пленения россиян.  Шёл 1995 год. 3 августа российский экипаж борта 76842, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан», в составе семи человек (работали по контракту),  совершал перелёт из Албании в  афганский город Баграм. На борту находился официально оформленный груз – патроны к автоматам Калашникова для правительства Афганистана. Для командира экипажа Владимира Шарпатова такие рейсы давно уже стали привычными: к своим 55 годам он побывал  во многих  «горячих точках», среди них – Конго, Сьерра-Леоне. Не раз попадали под бомбежки и в ситуации, когда не могли своевременно дозаправиться.
- Мы летали - в Джидду и видели, как истребители и бомбардировщики взлетали на штурм Кувейта и Багдада, - рассказывает Владимир Ильич. - В район боевых действий из Франции перевозили самоходную артиллерийскую установку (САУ) - тот же танк, и всего за 840 долларов в месяц. Узнав это, французы сказали: «За такие деньги мы даже к самолету не подошли бы».
В России, потерявшей статус великой державы, тогда царил хаос, каждому ее жителю предложено выживать, кто как может. Вот и мы выживали. В Баграм был наш третий вылет, повторяю, с разрешённым грузом на борту. Поэтому страха не было.
…И вдруг в тот день на высоте 8200 метров командир получил команду посадить самолёт. Приказ подкреплялся соседством в воздухе «МиГа-21» с афганскими опознавательными знаками. А, как известно, «Миг» снабжён четырьмя ракетами. Иного выхода, как выполнить команду и приземлиться, у российских лётчиков не было. Так гражданский лётный экипаж из России был взят талибами в плен, который длился 380 дней  и ночей или один год и тринадцать дней. Наших лётчиков содержали в тюремной камере площадью 45 квадратных метров. Их неоднократно допрашивали талибские лидеры, в том числе и мулла Омар.
Кто такие талибы?
Талибы - это народное ополчение, идейной основой которого является произвольная и достаточно грубая интерпретация ислама, широко распространившаяся на большей части Афганистана с 1996 года.
Основным, организующим Талибан фактором, помимо религиозного, является его декларативное стремление "положить конец войнам на территории Афганистана". Этот девиз оказался особенно действенным во время "советской оккупации" и в последующие годы. Таким образом, Талибан расцвел, в том числе и благодаря СССР, присутствие которого в Афганистане воспринималось как оккупация. Как известно, наличие внешнего врага объединяет нацию.
Режим Талибан самым жестким образом организовал жизнь тех, кто оказался на территории его распространения. Среди "достижений" талибов - "освобождение женщин Востока": от работы, от возможности получать образование и т.д. Талибы нетерпимо относятся к представителям других исламских конфессий. В частности, неоднократно применялись репрессивные меры по отношению к мусульманам-шиитам.
Поиск «русского следа»
Талибы агитировали россиян принять ислам. Предлагали квартиры, работать на них, привезти туда своих жен... Наши пилоты смогли убедить талибов, что самолету требуется техническое обслуживание, иначе он заржавеет, масло «закоксуется», двигатели выйдут из строя. Под этим предлогом часть экипажа стала посещать самолет. Другая часть в это время находилась в заложниках.
Охрана бдительно следила  за российскими пилотами.
Нельзя сказать, что не было попыток спасти россиян. Попытки были, но, видимо, не  настолько активны, чтобы добиться желаемого результата.
К примеру, тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев обещал прилететь в Кандагар, но так и не выполнил своё обещание, сорвав тем самым переговоры по освобождению экипажа. На этот счёт Владимир Ильич заметил, что желание министра иностранных дел освободить соотечественников похвально. Но его полет в Кандагар означал бы признание установленного там военного режима. Даже не вникая в тонкости большой политики, можно было понять, что на борту искали «русский след».
- С другой стороны, если бы глава МИДа прибыл в Афганистан, - говорит Владимир Ильич, - не думаю, что ему бы удалось разрешить ситуацию. Ведь до него приезжали делегации США, ООН, исламских государств. Талибы каждый раз выдвигали все новые требования.
Предлагался даже выкуп за экипаж. Говорили, что привезли деньги в Абу-Даби, однако талибы не смогли их поделить. И Россия отклонила это предложение. В Кандагар приезжали представители российского Министерства иностранных дел и посольства в Пакистане, с пилотами встречались представители из МЧС, поддерживали и лечили российские медики. Была организована доставка писем от родных «с Большой земли». Но эта поддержка пришла не сразу.
Из письма жене Юлии Шарпатовой:
Строчки прыгали в письме
Волновалась!
Ты ждала меня в Шардже
Не дождалась…
Я пишу тебе опять
И не знаю,
Вновь смогу ль тебя обнять.
Но мечтаю!
Фильм называется «Кандагар»
- Остался за кадром тот факт, что на самом деле нас было не пятеро, а семеро: второй  пилот Газинур Хайруллин (в фильме его играет В. Машков), бортинженер Асхат Аббязов (Б. Бенюк), штурман Александр Здор (А. Панин), бортрадист Юрий Вшивцев (А. Голубев) и два наземных инженера Виктор Рязанов и Сергей Бутузов, - говорит Владимир Шарпатов. - Сцену побега режиссер сделал более лиричной, вызывающей определенные эмоции. И это правильно. Правда в жизни всегда страшнее самого страшного кино.
В фильме есть эпизод, где охранники разрывают семейный альбом главного героя. Это реальность или режиссерский ход?
Владимир Шарпатов: «В действительности - по-другому. У меня находился альбом с фотографиями семьи, организаторов полета. На допросе спросили: кто эти люди? Я не ответил, боялся, что за ними начнется охота. Талибам были известны наши домашние адреса. После допроса спрятал фотоальбом за теплоизоляцию самолета. К сожалению, потом он исчез. Может, провалился за обшивку...». 
На съёмках  фильма (фильм снимался в Марокко) В. И. Шарпатов выступал в качестве консультанта. При просмотре рабочих кадров высказал режиссёру ряд замечаний. Около 20 процентов показанного в фильме, по его мнению, – художественный вымысел. Остальное – реальные факты из пленной жизни. К актёру Александру Балуеву, сыгравшего главного героя, у него претензий не было.
Кандагарский дневник командира
- Три месяца, как мы из дома, и 40 дней, как здесь. С утра пришел старый проповедник, чтобы обучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал ходатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение...
- 17 сентября. У меня постоянная головная боль. Таблетки помогают на 2-3 часа, но ведь не будешь глотать постоянно. Терплю, не показываю вида. Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки.
- Экипаж пал духом. Клянут всех и за всё. Неужели наша великая Родина не в силах договориться с этим немытым и нечесаным воинством? Слушали радио. Говорят о выборах, разборках, олигархах, о нас - ни слова.
- Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра обила его темно-синим бархатом. Не заколочена только одна доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие - неодобрительно покачивают головой. Я прикинулся мертвым. Лежу и думаю: «Хорошо, что сделал гроб про запас ...» Проснулся. У нас все беспросветно.
Владимир Шарпатов  собирается издать мемуары. Ведь в дневнике, который он вел в плену, многое нельзя было написать...
Россия - ахнет!
И все-таки удалось угнать самолет, на борту которого были охранники, с небольшой стартовой площадки, размеры которой ограничивало минное поле.  Потому что убедили талибов в том, что самолет нуждается в постоянном техническом обслуживании.
В апреле сменился начальник тюрьмы, Алихан пошел на повышение, начальником стал мулла Сулейман. Молодой, свободно говорил по-английски, а главное, не такой бдительный, как его коллега. К счастью россиян, он не успел предупредить преемника о том, что экипаж в полном составе нельзя допускать к самолету.
 Замечу, что командиру хотелось бежать всем экипажем, а не частью его. Дело в том, что шанс был и раньше, но Шарпатов им не воспользовался, так как не хотел оставлять оставшихся товарищей в неволе. И только когда всем экипажем попали на борт, решили единогласно: «Будем взлетать».
Однако фортуна не сразу им улыбнулась. Сначала «закапризничал» маленький двигатель, он запускается первым, пришлось охлаждать. Тем временем талибы ушли на полуденную молитву. С пилотами оставались трое автоматчиков. Они сидели за спинами. Нельзя было терять время. Сначала была схватка пятерых безоружных лётчиков с тремя вооружёнными охранниками. Один из них успел загнать патрон в патронник, но выстрелить не дали. В результате короткой схватки охрану удалось разоружить и связать. Теперь бы запустить двигатели. После нескольких попыток двигатели запустились. Это было что-то! Запросили «вышку», чтобы усыпить бдительность, мол, дайте порулить, в ответ тишина, все ушли на молебен. С «промежуточной рулёжки» начали взлетать. Талибы спохватились, но поздно. Они послали под крыло самолета две машины: «Урал» и автобус, на котором привезли россиян. Но это не стало помехой для отважного экипажа. 
…Взлетная полоса кончается. Жара, двигатели полную мощность не выдают. От последней плиты самолет буквально успел оторваться, перескочил через колючую проволоку, убрал подкрылки и шасси... Курс - на Объединенные Арабские Эмираты.
Спрашивали про эйфорию. Какая эйфория! Автопилот отказал, бустера перегрелись, летели на резерве. Когда приземлились, тогда волнение наступило и дрожь...
Россия ахнет и примет пилотов в свои объятья, как героев. Они и были таковыми. Ведь удалось самостоятельно спасти свои жизни и самолет.
Тогда в СМИ сообщалось, что после побега русских было казнено четверо охранников, а потом арестовали еще шестерых.
Поэзия идет от неба
Любовь к небу зародилась в детстве, а поэзия - от неба.
Владимир Ильич признался, что полет, особенно первый, вызывает восторг. В небе душа поет, поэтому можно сказать, что поэзия идет от неба. И считает себя счастливым человеком. Его самолет находится в Екатеринбурге. Он навестил своего «крылатого» друга. Представители авиакомпании, которые содержат самолет, подарили его модель. Владимир Ильич не теряет надежды, что, когда будут его ремонтировать, отыщется пропавший фотоальбом. Он расскажет о многом. 
В. И. Шарпатов много ездит по стране, встречается с молодёжью, рассказывает об авиации, о побеге из неволи. Активно участвует в патриотической акции, посвящённой 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. А ещё он – депутат Тюменской областной думы, член комиссии по социальной политике. Задумал в Тюмени установить памятник авиаторам. В Златоуст приехал по приглашению своего друга, нашего земляка, Героя России Сергея Зяблова. Он познакомился с ним на одной из встреч Героев. Подружились. С тех пор и встречаются. Выступают  перед молодым поколением с рассказами на военно-патриотические темы. В этот раз В. И. Шарпатов побывал в учебных заведениях Челябинска, Троицка, Чебаркуля. И вот – наш город.
После потрясающего рассказа Владимир Ильич читал свои стихи, которые на слух казались вполне профессиональными. А главное - они  написаны там, в плену, пропущены через душу. Всего несколько строк:
Не покидала нас надежда
И вспоминали мы Казань.
Хотелось верить, что, как прежде,
Своих обнимем Юль и Тань.
Или:
Свобода – призрачная птица,
О ней так много говорят,
И лишь тогда начнёт цениться,
Когда хоть день у ней отнят.
8 августа 1995 г.
И, конечно, читает свое любимое стихотворение  «Отчий дом»:
…Крыльца прогнившие ступени
И вросший в землю старый хлев.
Крепки бревенчатые сени,
И дверь со скрипом нараспев.
Труба давно здесь не дымится,
Ослепли окна от дождей.
Но  через них мне часто снится
Улыбка матери моей.
Отец усталою походкой
Уже к калитке не придет.
Забор неровною решеткой,
Еще немного - упадет.
Смотрю с тоской на пристань детства,
И годы, словно тень-вода,
Нас разделяют шрамом сердца,
Уходят в детство навсегда.
Вместо заключения
По мнению многих исследователей, героизм свойствен тем людям, у кого в роду мужчины много воевали. Действительно, отца Владимира Шарпатова призвали на фронт 22 июня 1941 года. Закончил он войну 25 сентября 1945 года. Участвовал в освобождении Москвы, в боях Заполярья. Дед по линии матери - участник 1-й Мировой войны.
Часто В. И. Шарпатова спрашивают: почему решил стать летчиком?
На этот вопрос Герой России отвечает так:
 - В годы Великой Отечественной войны в нашем поселке находились госпиталь и, как сегодня сказали бы, Центр восстановления здоровья участников войны. Раненых доставляли по железной дороге, но однажды - самолетом. Это было событие не только для детворы, многие взрослые впервые увидели крылатую машину - зеленый самолет на борту со звездой. Мне посчастливилось: разрешили посидеть в командирском кресле, и даже рули потрогать. На прощание командир спросил: «Летчиком будешь?» Я без раздумья ответил: «Обязательно буду!» С тех пор буквально «заболел» летным делом.
На выбор профессии большое влияние оказали книги «Служу Родине» Ивана Кожедуба и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, а также  двоюродный брат, военный лётчик, который служил в дивизии Кожедуба и вместе с ним воевал на Востоке. Дважды поступал в военно-лётное училище, но не повезло: спецшколу и лётное училище расформировали. Тогда подал заявление в училище гражданской авиации, о чём не жалею.
А ещё при встречах Владимира Ильича спрашивают: «Готова ли современная молодёжь к подвигу?» И он отвечает: «Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня – везде молодёжь в первых рядах. Она геройски встаёт на защиту Родины, соотечественников  и веры. Вспомните молодого паренька, погибшего в Чечне, который не снял нательного креста. Разве это не подвиг нашего соотечественника?»

В центре - Герой России Владимир Шарпатов, справа от него - Герой России Сергей Зяблов.
Фото Александра Заева.


Рецензии