Генератор

Посвящается моему другу Лизе Седуновой (https://vk.com/nasha_liza)

Общага смотрела на меня десятками своих окон. Заходи, Светка, заходи, «витамин С» (это моё прозвище – так меня называют из-за таблеток, которые мне приходится есть горстями). Это не дом, но чего уж там – крыша над головой есть, грех жаловаться. Лучший вариант для таких выкидышей маленьких городков, как я. Мы не выбираем, где и с кем жить. Мы просто где-то перекантовываемся в поисках лучшей доли (привет Канту – жаль, что этот умный дядька не написал сносной инструкции для невезучих порядочных вроде меня!). Пока живу тут на птичьих правах, потом – посмотрим. Выкручусь – мне некуда и не к кому возвращаться.

Ноги, разумеется, промокли (март). Зарплаты в этом месяце, разумеется, не будет – начальство отговаривается кризисом. Вся надежда на шабашки-рефераты. Конечно, если соседки дадут их делать, а не попросят в очередной раз объяснять им всю философию Просветителей в десяти предложениях. В общем, я сама себе витамин, как всегда. Кстати… Чёрт, как же это? Таблетки кончились… На телефоне тоже ни копейки… Кто-нибудь… Кто-нибудь…

* * *
Это всегда начинается одинаково – стук молотков, крики, журчание воды, треск поленьев, пожираемых огнём… Сколько я себя помню, это всегда начиналась именно так.

* * *
Всё та же чёрная высь с россыпью звёзд. Всё та же серебристая трава в вечном инее. Всё те же золотистые кустарники и ровные, точно колонны, деревья с сизыми кронами. Озёра розового и сиреневого цвета (я уверена, что в них не вода). Безмолвный и величественный пейзаж, уже не раз виденный мной прежде. И моё обычное для этой реальности платье-градиент.

- Здравствуй, Спектральная Синяя. Мы тебя ждали. Мы всегда ждём тебя.

Я обернулась. Мои знакомые высились по обе стороны дорожки, вымощенной перламутровыми плитами, на которой стояла и я. Старые знакомые ничуть не постарели… Лорд в Серебряном и Лорд в Золотом. Я не знаю, почему я их так называю – надо же как-то к ним обращаться. На самом деле их зовут по-другому, но они никогда не говорят со мной о себе и не называют имён.

- Сколько тебе было земных лет, когда ты попала к нам в первый раз? – спросил Золотой.

- Кажется, шесть. Но я точно не помню… - хотя я помнила. Даже то, что тогда тоже была граница зимы и весны. Даже книгу, прочитанную перед этим, - одну из своих первых книг вообще.

- Помнишь, - улыбнулся Серебряный, - но твоё нежелание говорить об этом нам понятно. Эта запись маркирована как «личное», и ты испытываешь чувство, называемое «смущением».

Я поймала себя на том, что иду за ними, отставая на полшага. Мы остановились перед отполированным горизонтальным камнем. «Стол Проекций», - почему-то подумала я. (Здесь мне всегда было стыдно за свой убогий словарь, но надо же как-то называть существ и вещи. Я использую то, что первым приходит в голову.)

Золотой и Серебряный встали по разные стороны стола-камня и коснулись только им известных клавиш и рычагов управления. Над столом появилось множество графиков – часть из них была неприятна мне настолько, что хотелось пустить себе пулю в лоб от стыда. Но здесь нет оружия, и даже это слово способно вызвать недоумение.

- Это диаграмма твоих ошибок за последние 23 года. Мы используем цветовое кодирование, понятное тебе. Ошибки красные, нейтральные события – жёлтые, верные действия – зелёные. Но сумма в твою пользу, иначе тебя бы здесь не было, - тут Золотой тоже улыбнулся.

Я вздохнула. Красного всё равно было гораздо больше, чем мне хотелось бы. Неприятнее всего сознавать, что действия в прошлом необратимы. Я могла только признать, что поступила так, как поступила. И двигаться дальше.

Серебряный тем временем изменил какие-то настройки. Красно-жёлто-зелёные графики сменились серебристо-коричневыми. (Похоже, у ребят есть чувство юмора – те ещё цвета…)

- А здесь твой прогноз на ближайшее время, - Серебряный стал предельно серьёзен, - учтён максимум факторов. Вероятность ошибки высокая – 80% к 20%, нетипичное для тебя соотношение.

- Это единственный прогноз? – спросила я, белея от ужаса. 80%. Для меня – с моим перфекционизмом – это было позорно. Чего бы это ни касалось, 80% - это очень плохо.

Серебряный смягчился – вопрос ему явно понравился.

- Нет, не единственный. С поправкой на твои дополнительные усилия после этого предупреждения – 60% на 40% – по-прежнему в пользу ошибки. 50/50 при серьёзных форс-мажорных обстоятельствах, изменяющих стартовые условия, - заключил он и бросил на меня долгий взгляд. Я поняла, что это и было причиной нынешнего вызова.
 
- Выключаю диаграмму? – весело спросил Золотой. Серебряный кивнул. И тоже улыбнулся.

Мы направились к Крайней Точке (вы же помните, как у меня с названиями?). Это место, где кончается пейзаж и начинается… ничто. Хотя не совсем так – ничто, наполненное звёздами, не может называться ничем.
 
Крайняя Точка имеет опасное свойство – в ней желание раствориться достигает максимума. Потому что сразу за ней – Генератор. Я вижу его как бесконечный вертикальный столб синих и серебряных нитей, часть из которых движется вверх, а часть – вниз. Это не единственное его представление, но мой несовершенный мозг не может вместить ничего больше – только цвета и высокую плотность информационного потока в Крайней Точке.
 
Какое-то время я стою и борюсь со своим всегдашним желанием сделать последний шаг и превратиться в Сообщение. Лорд в Золотом и Лорд в Серебряном не предпринимают никаких действий – мой выбор, каким бы он ни был, должен оставаться моим.

Наконец, я поворачиваюсь спиной к Генератору, продолжая ощущать его пульсацию. Я жду...

- Вспомнила всё, что было нужно? – спросил Золотой.

- Даже больше, чем хотела, - ответил вместо меня Серебряный – и был совершенно прав.

- Что нужно делать дальше? Есть какие-то инструкции? – я надеялась, что они сузят мою область поиска решений.

- В том и штука, что делать не нужно НИЧЕГО. «Не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль» - кажется, так у вас говорят? – безошибочно считал мою последнюю мысль Золотой.

- Нужно поддерживать определённый уровень КАЧЕСТВА. Не ниже того, на который ты способна. Если ты видела Генератор, это требование становится обязательным, - уточнил Серебряный.

- Ты получила данные высокой сензитивности. Ты являешься Носителем, который может и должен быть уничтожен в случае их неавторизованного использования, - посерьёзнел Золотой.

- Подтверждаю согласие. Уничтожение повреждённого Носителя является единственно верным решением, - я знала, что могу ответить только так. В противном случае буду уничтожена немедленно. Впрочем, меня пугало не это. Было бы жаль не увидеть продолжения...

- Ты не являешься особенной, Спектральная Синяя. Просто с тобой удобно работать – ты рано попросила доступы, обычно это происходит гораздо позже, когда Носитель приближается к своей Точке Списания, - Серебряный улыбнулся, прекрасно осознавая, как я это перевела.

- Доступ к Генератору может запросить кто угодно и когда угодно. Но до 12 ваших земных лет получить их можно, как вы говорите, «играючи», - Золотой произнёс непривычное слово и удовлетворённо посмотрел на Серебряного.

- Но для ваших 12 лет Генератор, конечно, выглядит иначе. Интерфейсы вообще наша гордость – ты видишь настроенный под тебя графический, учитывающий твоё художественное образование и склонность к использованию метафор, - пояснил Серебряный.

- Есть более логичные и схематические интерфейсы для Системных разных классов. Тебе они показались бы скучными, и ты бы там ничего не поняла. Я уже не говорю про версии для представителей негуманоидных рас и нелинейных пространств, - Золотой расхохотался.

Генератор продолжал свою работу. Сообщения по-прежнему путешествовали вверх и вниз по нему, искушая каждого смотрящего присоединиться. Когда-нибудь я тоже буду подхвачена его нитью – синей или серебряной. Меня это ничуть не пугает.

- Тебе может показаться, что такое количество Носителей избыточно, но это иллюзия. Носители слишком несовершенны. Мы предпочитаем иметь резервные. Как видишь, вероятность ошибки 80% реализовалась в твоём случае, - если бы Серебряный умел беспокоиться, он бы, наверное, поддался этому чувству. Но это было не в его природе – он снова улыбнулся.

- Тебе предстоит увидеть много Носителей. Это нормально – Носители совместимы друг с другом. Есть определённое притяжение. Но твоя задача в другом. Будь не только с теми, кто запросил доступы (они и так знают, насколько важно поддерживать КАЧЕСТВО). Будь с теми, кто может не запросить их до самой Точки Списания. Ты умеешь объяснять вещи метафорически. То есть адаптировать их к другим уровням понимания, - Золотой был достаточно снисходителен, чтобы не упомянуть о том, что для меня и так всё предельно упрощено.

- Имеется в виду Очередь. Это не Системные и не Спектральные. Не Носители. Те, кому доступы не нужны. Те, кто так или иначе от них отказывается. Мы уважаем этот выбор. Он означает сохранение жизни в ущерб качеству. Это тоже эксперимент, и он должен продолжаться, – Серебряный улыбнулся с интонацией «что тут поделаешь».

- Твоя задача – оставаться в Очереди. Твои исходные параметры намеренно ухудшены для этой задачи. И, как у вас говорят, в «воспитательных целях», - Золотой явно наслаждался доступом к моим мыслям и эффектом, который оказывали его слова. Хотя нет – я просто приписываю ему это.

- Максимальные параметры на входе невозможны – Носитель с такими параметрами будет немедленно уничтожен Очередью. Но постепенное изменение качества может изменить качество Очереди. Честно говоря, Очередь – старый проект. Мы бы хотели быстрее разбить её на Носителей, но это слишком масштабная задача. Пока ищем способы, - Серебряный казался виноватым. Впрочем, это уже помеха моего восприятия – чувство вины у них отсутствует.

- Мы объяснили всё, что может понадобиться в ближайшее время. Ты ещё здесь будешь – при том условии, что уровень качества останется прежним или улучшится, - отметил Золотой.

- Желаем тебе 50/50, Спектральная Синяя. Это максимально возможная вероятность не-ошибки, - попрощался Серебряный.

Я повернулась лицом к Генератору и стала вглядываться в него. Вскоре послышались стук молотка и журчание воды…

* * *

- Светка, ау? В курсе, который час? Кто вчера говорил, что сёдня рано на работу? Давай поднимайся, я уж ухожу. Не встанешь - твои проблемы! Предъявы мне потом не кидай!

Анька, моя соседка, вошла в свою любимую роль - кассира гипермаркета (которым, кстати, и подрабатывала). Доля правды в её словах была – на работу надо идти, потому что надо. Я присела на кровати и передвинула красный квадратик на синем корпоративном календаре так, чтобы он обрамлял новое число. И застыла на месте: число, которое должно было быть новым, было вчерашним. Я включила мобильный. Там стояло то же самое число. Я начинала своё новое вчера.

На столе лежала полная пачка моих таблеток. Тех самых, которые кончились завтра. 

Я расхохоталась – не нервно, а с облегчением. (Надеюсь, вы знаете, как это бывает!)

«Кто-нибудь…» Вероятность 80/20 превращалась в 50/50. И кто знает, предел ли это?

Я ухожу, чтобы встать в Очередь и быть её частью. Я – витамин С. Светка-таблетка.

Спектральная Синяя. Просто ещё один резервный Носитель.

До скорого, Генератор. Когда бы мы ни увиделись, для тебя это означает «до скорого».

14-15 марта 2015 г.


Рецензии
Это очень хорошо, Анастасия.
И исполнено хорошо, и картинка-метафора офигенски четкая, если и можно говорить о таком словами - то эти слова очень высокого разрешения

Лара Галль   18.03.2019 13:46     Заявить о нарушении