Первый директор

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР.
(Из книги «О людях и для людей»)

ПРОЛОГ
Возможно,мера таланта отмерена каждому из нас свыше ещё при рождении,а вот распоряжаемся мы им в течение своей жизни сами,то есть, по своему разумению.Но как тогда можно понять и осознать своё предназначение и как не погубить свой талант,распылив его нечаянно в суете сует,как не разменять его словно рубли на пятаки?!
И здесь,как видно,есть только два пути:или,испугавшись трудностей,искать лёгкую дорогу,а это значит,и погубить свой талант,или идти прямо к цели,наперекор всему?!Однако как же понять и не ошибиться:есть ли в тебе талант или нет, истинный ли он или нет,как понять своё предназначение? И здесь тогда не сомневайтесь,истинный талант всегда проявит себя,пробьёт дорогу,какие бы зигзаги ни выделывала судьба,насколько бы она ни была сложна.И в этом случае  показателен жизненный путь музыканта и композитора,первого директора нашего Дома культуры,Сергея Дмитриевича Соловьёва.
               
 ИСТОКИ

…Наш посёлок в 1925 году был типичным для того времени рабочим посёлком,хотя и не носил ещё этого статуса.Только что отгремели бои гражданской войны,и страна только-только поднималась из руин.Поднимался из разрухи и с трудом оживал и   Косогорский(тогда Судаковский)металлургический завод.В тот год на Косой Горе в семье кузнеца Дмитрия Соловьёва родился сын Серёжа.Белокурый,с вьющимися волосами,смышленый мальчик.В семье его очень полюбили.
Мать его была домохозяйкой,крестьянская дочь из деревни Судаково. А отец,Дмитрий Соловьёв,приехал в посёлок из деревеньки Садки.И как большинство в посёлке бывших крестьянских парней того времени он очень любил играть на гармошке.Придя с работы,он умывался,ужинал и часто,сидя на завалинке перед домом,по вечерам играл на гармонике.И потому Серёже с детства запала в душу эта его музыка.«...Сколько себя помню,– вспоминает он,– я не мог быть равнодушен к музыке с малых лет,к любому музыкальному инструменту.Стоило мне,бывало, услышать какую-то новую мелодию,необычное звучание или необычное исполнение какого-либо музыкального произведения,то ли услышать какую новую песню,как я весь во внимании…».
Заметив сильную тягу сына к музыке уже в пятилетнем возрасте,отец сразу же купил ему балалайку.Этот русский народный инструмент тогда пользовался среди косогорцев большим вниманием и уважением.Звучание её разносилось по всему посёлку.Балалайки звучали не менее голосисто и повсеместно, чем гармошки.Ведь посёлок был тогда небольшим и состоял всего из трёх улиц:Дзержинского,(в просторечии – Слободка,где жила семья Соловьёвых),Октябрьская,да Шмидта.Вот и весь почти посёлок! А в центре его – клуб имени Ленина,бывший Народный Дом.  Здесь-то и получил первое своё музыкальное образование Сергей Дмитриевич Соловьёв.
«…Когда я пришёл в этот клуб,– говорит он сегодня,– мне было лет шесть.На балалайке я уже играл здорово.Как говорили тогда,виртуоз был!Соседи с удовольствием слушали.В клубе меня тогда встретил Евгений Васильевич Хлебников. Замечательный человек и музыкант!Он тогда в клубе руководил струнным оркестром. Это был человек довольно образованный,из царских офицеров.Строгий и дисциплинированный!Под его руководством я и освоил игру уже на мандолине,ноты здесь познал.Многое сделал Хлебников в посёлке,не только мне дал понятие о музыки,но и для развития музыкальной культуры…». Это были для Сергея Соловьёва годы не только ощущенья радости детства,но и стремительного познания и понимания всей глубины и величия музыкального искусства.
В Соловьёве именно Хлебников открыл не только способности,но и разбудил в нём талант музыканта.Сергей вскоре становится лучшим в самодеятельном творчестве в посёлке,он участвует в различных конкурсах и смотрах,концертах,не только на Косой Горе,но и в городе Туле!И директор завода,вместе с завкомом профсоюза, после одного из таких конкурсов,награждает его путёвкой в Мариуполь,где должен был проходить конкурс молодых самодеятельных музыкантов.«…Так впервые я побывал в санатории!– улыбается мой собеседник,– кажется,тогда он назывался именем Ильича!Ведь тот наш конкурс так спланирован был,что он одновременно был и нашим отдыхом!».

 СЫН ПОЛКА
Думаю,что особой ошибки не будет,если мы так назовём Сергея Дмитриевича Соловьёва.Когда началась Великая Отечественная война,ему не было ещё и шестнадцати лет.К тому времени,к сожалению,ему так и не удалось закончить в Туле,где он учился,музыкальный техникум,где он с удовольствием играл на скрипке, которую ему купил завод,где у него неплохо получалось освоении этого музыкального инструмента.К сожалению,и в его жизнь вмешалась война и осенью,в октябре,в наш посёлок вошли немцы.И лишь в середине декабря наши войска их выбили отсюда.
В результате этого,на Косой Горе расположилась одна из наших воинских частей. Бойцам этой воинской части очень понравился смышленый,симпатичный,белокурый и худой паренёк,который очень уж здорово играл им на любом инструменте,в том числе и на баяне,что был у них в воинской части.Они постоянно приманивали его к себе, он с ними сдружился,и вот однажды,они ему так и сказали:«Пошли с нами на фронт!..».И Серёжа с ними сбежал из дома.
«…Особенно привязался ко мне капитан,– вспоминает тот случай Сергей Дмитриевич. – Фамилию его я уже сейчас,к сожалению,не помню.Но у него тогда,то ли отец, то ли ещё кто,был крупной фигурой в этой армии.Видел я его, как он к нему(в петлицах с ромбы!)приезжал,проведать сына.Так он,этот капитан,ничего и никого в армии не боялся,вот он и забрал меня мальчишку с собой на фронт!..».
Так оказался Серёжа Соловьёв, в шестнадцать своих мальчишеских лет,минуя военкомат,таким вот добровольцем на фронте.Его стрелковая часть(как он позже узнал – целая дивизия!)вскоре из посёлка перебазировалась на север от Тулы,но вот в каком районе тогда находилась,а может и в какой области,теперь он и не помнит.«…Помню только в Тулу иногда пешком ходили.Но долго идти приходилось!..».
Здесь-то,в этой воинской части,он и прошёл свою первичную военную подготовку. И тут сменился его командир-капитан!Вместо него стал майор Белов.Эту фамилию Сергей Дмитриевич помнит!Оказался для него он более требовательным,чем его хранитель капитан.Начались занятия со всей строгостью: строевая подготовка, стрельба из всех видов стрелкового оружия,изучение оружия.Даже с волосами своими,белокурыми и курчавыми,пришлось ему расстаться.И это ему было обиднее всего – до самых слёз!

 ПУТЬ ДОМОЙ
Путь домой у Сергея Дмитриевича,как и у многих фронтовиков,оказался долгим. Калуга,Юхнов,Кенигсберг.И вот,– Германия!Многое пришлось испытать на том пути! Дорогой наградой для него,мальчишки,стала Благодарственная грамота за подписью Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.До сих пор он бережно её хранит,как память о военных годах.Он помнит бои под Оршей.Жестокие были бои!За участие в них он был награждён медалью «За боевые заслуги!». Для мальчишки эта награда тогда была очень большой радостью.И о ней он с восторгом написал домой!.. 
«…Медали тогда давали не часто!– И сегодня говорит Сергей Дмитриевич с гордостью об этом,– заслужить надо её было!Это ведь боевая,а не какая-то там  юбилейная медаль!Настоящая!Фронтовая!Тем более для семнадцатилетнего мальчишки!..».
…Тогда стрелковая часть,в составе которой он воевал,стояла в обороне.Как мы уже упомянули,под городом Орша.Была осень,шли дожди.Около полутора месяцев, закопавшись в полный рост,были в обороне наши войска,готовясь к наступлению.«… Немцам было тоже несладко,– вспоминает о том Сергей Дмитриевич,–вода затапливала и их траншеи.А между нашими и их траншеями совсем небольшое расстояние – всего метров пятьдесят!Вот мы и приноровились одиночными выстрелами из автоматов «ловить» их в прицел! Черпанёт,например,немец каской или ещё чем,воду из траншеи, только голову поднимет над бруствером,чтобы её вылить,так он уже у кого-то на прицеле!То же самое делали и они.И они,и мы в этом деле очень наловчились.Вот так здесь и воевали!..»
И вот однажды,под утро,прозвучала для наших бойцов команда:«Вперёд!». Наконец-то дождались наступления!Уж лучше быть в бою,чем гнить в окопе!Яростный получился бой.Немцы были выбиты из их укреплений и солдаты погнали их дальше,не давая закрепиться.И Сергей Дмитриевич вновь показывает мне свои награды:«Это «За взятие Кенигсберга»,это – «За освобождение Праги»,это – «За победу над Германией»…». И о каждой из них вновь воспоминания о войне.
А закончил воевать Сергей Дмитриевич в одном из немецких городов – Ландсберге! Потом – путь домой!Победа!Радость встречи с родными людьми и родными местами трудно передать словами.Память об этом дорога каждому фронтовику.

И ВНОВЬ ВО ВЛАСТИ МУЗЫКИ

Уже в 1945 году,только что,вернувшись с фронта,Сергей Дмитриевич Соловьёв около двух месяцев руководит на Косой Горе в клубе имени В.И.Ленина струнным оркестром.Успел организовать и подготовить!Но молодому,горячему и энергичному бывшему солдату хотелось реализовать себя,как музыканта в полную силу.И эту силу он в себе чувствовал остро и полно.И потому при первой же возможности он уезжает в Ставрополь,где играет в джаз-оркестре при кинотеатре «Октябрь».(«И с тех пор в музыке меня будет тянуть к джазу!»). Но так об этом он скажет потом!А тогда с полной самоотдачей наслаждался любимым делом.И всё-таки,прекрасное время оказалось недолгим.Пришлось ему покинуть Ставрополь и вернуться вновь на Косую Гору,домой!
Ведь успел за два месяца пребывания на Косой Горе после фронта Сергей Дмитриевич жениться!И вот его жена заканчивает в Туле металлообрабатывающий техникум,а ехать никуда не собирается,в том числе и к нему в Ставрополь!И потому Сергей Дмитриевич несколько лет работает рядовым музыкантом в Тульской филармонии.Аккомпаниатором на собственном трофейном баяне-аккордеоне «Контулия»!«…До сих пор он у меня дома стоит,– с гордостью и любовью говорит о нём Сергей Дмитриевич,– он дорог мне,как память о моей юности.Его я на фронте не помню,у кого и за что-то выменял!..». Помог ему этот аккордеон и в мирной жизни.
Однако прошло немного времени,но пришлось ему уйти и из филармонии.Родился сын!Не стало у него времени для поездок в Тулу и частых гастрольных разъездов. Да и зарплата в филармонии была невелика.Пришлось оставить работу в филармонии. А тут ему предложили работать руководителем в клубе одной из шахт в посёлке  Скуратово.Попробовал – получилось!Дальше – больше!После этого его приглашают работать заведующим клубом в посёлок Южный.Опять он неплохо себя показал как руководитель.Вскоре Соловьёва стали считать одним из лучших директоров клубов в Щёкинтресте! И потому он был направлен учиться(очно!)в Ленинградскую Высшую Школу Профсоюзного Движения,дававшую её выпускникам высшее образование,в том числе и музыкальное.
 
УЧЁБА В ЛЕНИНГРАДЕ

В Ленинград Соловьёв прибыл на учёбу весной 1953 года.Это был год тяжёлый,год смерти И.В.Сталина.Вот как об этом вспоминает Сергей Дмитриевич:«…С женой сначала съездили в Москву на похороны Сталина.И сразу же в Ленинград – сдавать вступительные экзамены.Тут же начались учёба.По специальности: руководитель культурно-просветительской работы.Именно,тут,в Ленинграде,Соловьёв с полной самоотдачей занимается музыкальным творчеством.Он не только учится,но и пишет сам музыку.В результате становится членом Союза ленинградского отделения композиторов.Даже становится руководителем  собственного,созданного им,оркестра!И при этом оркестре есть даже неплохой квинтет исполнителей его песен!   
Но самым радостным для него стало событием,что вскоре он начинает записывать  свою музыку на грампластинках фирмы «Мелодия»,которые расходятся значительными тиражами по всей стране!И вот я держу те самые пластинки в своих руках.Старые пластинки,но в очень хорошем состоянии.Они на 78 оборотов в минуту,выпущены Красносельским заводом ещё в 1956 году.И я вновь и вновь задаю вопросы Сергею Дмитриевичу.
«…С чего началось моё творчество?– переспрашивает задумчиво он мой вопрос,– скажу так:с создания вальса «Белая ночь».Этот вальс посвящён прекрасному городу Ленинграду!И без ложной скромности скажу,что он,этот вальс,очень понравился ленинградцам.Слова этого вальса написаны поэтом Шишко.За вальсом последовала «Песенка влюблённых» на слова поэта Гоппе и песни «Мой Ленинград» и «Листки календаря». Слова того же автора.Спустя некоторое время я пишу песню на слова поэта Михайлова «Моя Россия». И затем создаётся песня на слова Лукиной «Русская метелица».Потом я пишу сюиту для оркестра и многое ещё другое.Так что в Ленинграде я не только учился,но и был в этой школе,почти что,на равных с преподавателями.Со мной они советовались,считались. Прислушивались ко мне и как к композитору,и как к музыканту.В моём оркестре были очень сильные музыканты.Записывались мы не только на пластинки,но и на радио,позже на телевидение.А песня «Белая ночь» была исполнена на четвёртом Всемирном фестивале молодёжи и студентов…».
 
СНОВА ДОМОЙ

…Жил Сергей Дмитриевич с семьёй в Ленинграде на частной квартире.Привыкли они здесь к жизни в северной столице.Но вот и приблизилось время сдачи Государственных экзаменов.Приходилось уже ждать перемен в своей судьбе:куда направят после окончания учёбы? Обеспокоенные этим приехали к ним в гости в Ленинград и их две матери.Его мама и его жены.И вместе стали уговаривать Сергея Дмитриевича и его супругу – Зинаиду,вернуться домой.«…Старые мы уже.Да и вам одним без нас нелегко,вместе же жить легче!И вы нам,когда поможете,и мы вам детей воспитывать поможем…»
Что делать?А направлений было много!..На выбор,как лучшему выпускнику!Можно и в Сибирь,можно и в Подмосковье и так прочее.Заколебался Сергей Дмитриевич. Жена тоже на сторону матерей стала.А тут ещё одна оказия вышла.Пришёл в эту ленинградскую школу запрос и с Косой Горы,а точнее не с Косой Горы,а от Тульского областного совета профсоюзов,куда с запросом на Соловьёва прислать специалиста,клубного работника,обратились с просьбой похлопотать косогорцы.
Это несколько смутило настрой Соловьёва и вконец перепутало все его планы и сомнения,все радужные мечты молодого музыканта,строившего грандиозные планы и готового положить все силы к их достижению.Жалко ему было,конечно,оставлять  одних мать свою и мать жены.Да и жена его потихоньку склоняла на их сторону.Тем более, как говорит сегодня Сергей Дмитриевич, в семье его всегда уважали и чтили старших, к чему и детей своих приучали.Одним словом,путь его был предрешён – на Косую Гору!Единственное условие,которое тогда Сергей Дмитриевич поставил перед руководством Косогорского металлургического завода – обеспечить его семью благоустроенной квартирой!Надоело же ему жить по чужим углам!
               


НА КОСОЙ ГОРЕ
 
Едва успел он заявить об этом,как быстренько ему в ответ пришла с завода бумага с подписями руководителей завода:«…квартой обеспечим!..». И вот вновь семья музыканта Соловьёва на Косой Горе.Квартиру,правда,как и обещали,дали.Но не сразу!«…Дадим,в новом доме,что будет построен рядом с Домом культуры!». Но и Дом культуры пока только строится.Да,к тому же, уже много лет!Вот и сказали тогда Сергею Дмитриевичу:«…И вот потому,пока будешь восемьдесят процентов своего рабочего времени уделять деятельности клуба имени Ленина,а двадцать процентов,как куратор,– строительству будущего Дома культуры.И лишь после его сдачи и строительства рядом с ним жилого дома ты и получишь обещанную тебе квартиру!..». Ну,что же,спасибо и на этом!
Вот таким образом стал Сергей Дмитриевич не только руководителем клуба,но и куратором затянувшейся стройки нового очага культуры в посёлке.«…Приехал я,– вспоминает он,– на Косую Гору в июне 1958 года,а к работе приступил только первого августа.Всё это время обустраивался.Налаживал семейный быт.Но первое, что я сделал,как только прибыл в посёлок,то попросил выписать мне пропуск на завод.Я же понимал,что работу в клубе,ставить культурно-просветительскую работу нужно начинать с цехов.Это ведь элементарно ясно – без материала какая может быть культурно-массовая работа?!А для работника культуры,в том числе и музыканта, материалом являются - люди!Без людей ничего один не сделаешь!..».
Сергей Дмитриевич уже до первого августа обошёл все цехи,познакомился с людьми, пригласил нужных ему людей к занятиям художественной самодеятельностью.В том,что клубная работа сильна самодеятельностью и развитием творческих начал у людей он убедил и руководителей цехов.«…До меня,– говорит он,– клубом в посёлке руководил Л.Г.Судаков.Самодеятельность в клубе,конечно,была.Но,по моим меркам,очень «жиденькая». Собирались люди в клубе и песни пели.А я же хотел иного – настоящей,творческой работы!Потому и начал подбирать талантливых,квалифицированных руководителей!Как,например,руководители танцевального коллектива М.Г.Потоцкая,хорового коллектива А.А.Крепких и других…». 
Косогорцы старшего поколения,конечно,же помнят летнюю эстраду в летнем саду при клубе имени В.И.Ленина.По сути это был небольшой парк культуры и отдыха в посёлке. Какими же многолюдными здесь были массовые гулянья!А мы,тогда малолетние мальчишки,если нам,конечно,удавалось проникнуть сквозь металлические прутья входных ворот внутрь сада,с трудом могли найти друг друга среди гуляющей по его аллеям празднично одетой публики.
Летний сад во времена руководства клубом Соловьёвым был настоящим очагом культуры.Сколько различных мероприятий здесь тогда проводилось!Здесь даже был летний драматический театр!С крытой сценой,с открытым зрительным залом,с вкопанными в землю  деревянными крашеными лавками.Огорожен он был высоким дощатым забором.Спектакли здесь проводились платные.И этот зал был всегда переполнен.
А рядом с театром,ближе к клубу,находилась танцплощадка.Танцы тогда на открытом воздухе были в большой моде.Пол на танцплощадке был деревянным,была здесь и небольшая эстрада – небольшое возвышение для оркестра.А эстрадный оркестр вскоре стал хорошо известен по всей Туле.Во всей области!Он постоянно участвовал во всех проводимых в области и в областном центре конкурсах,и всегда в них выходил победителем.Впрочем,как и вся заводская самодеятельность.Среди музыкальных кружков был и струнный,и духовой.А хор соперничал с областным профсоюзным хором по исполнительскому мастерству.И часто жюри не могло определить:чей хор лучше?!Крепких или Федякина?!А танцевальный коллектив,где бы он ни выступал в Туле или в области,всегда пользовался любовью зрителей.
Был в клубе имени В.И.Ленина очень сильный кружок изобразительного искусства.Им  руководил талантливый художник и педагог, по призванию и рождению, Сергей Иванович Романов.Многие из его учеников стали известными профессиональными художниками.Тогда в стенах клуба часто проводились выставки самодеятельных художников.И они,эти выставки,были обязательными.А авторы лучших работ отмечались наградами,почётными грамотами.
«…Я был очень настойчив,– вспоминает о тех днях Соловьёв,– я не мог допустить того,чтобы самодеятельность наша не была лучшей в области.Я жил музыкой,я жил творчеством.Мне всё было интересным!Этим и увлекал людей! Научился все трудности преодолевать.Не было,например,инструмента,так добивался от завода,чтобы купили! Однажды сам даже в Москву поехал и в джазе Утёсова скрипичный контрабас для нашего оркестра купил!Привёз в посёлок!Позже его у нас даже Анатолий Кролл,из тульской филармонии,выпрашивал для своих гастролей".
               
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР ДК

Когда построили Дом культуры,то,как и предполагалось,его первым директором стал курирующий строительство музыкант и композитор,выпускник Ленинградской Высшей Школы Профсоюзного Движения,талантливый косогорец Сергей Дмитриевич Соловьёв.
Вся культурно-массовая работа,вся самодеятельность переместилась во Дворец(как тогда он справедливо назывался)культуры.Для Косой Горы это был поистине Дворец!
Такой роскоши убранства и простора помещений жители посёлка до сих пор не видели.Здесь жизнь самодеятельности ещё более ожила. Старшее поколение косогорцев помнит сколько было людей в Доме культуры в дни и месяцы проведения смотров цеховой художественной самодеятельности! Не протолкнуться ни в фойе, ни в зале, ни на всех его этажах! А сколько было молодёжи в эстрадны,  духовых инструментов, танцев, драмы и в других его кружках?
Сколько было чтецов,артистов,певцов-солистов?Если бы можно было их собрать ох всех вместе сегодня,то какой замечательный концерт-праздник мог бы получиться! Многие из них в профессиональные артисты ушли!Как,например,Женя Слукин (саксофон),Иван Разумный(саксофон,кларнет). Хотелось бы Сергею Дмитриевичу им передать привет и большое спасибо,как и многим другим,за совместную с ними работу. 
               
В РОДНОЙ ШКОЛЕ

В 1970 году,когда Сергею Дмитриевичу исполнилось сорок пять лет,он переходит трудиться учителем музыки в родную,бывшую сорок седьмую,потом первую,а ныне школу номер шестьдесят пять,что на Косой Горе.Она тоже расположена рядом с Домом культуры,рядом с его домом,так что хода до неё не более пяти минут.Однако, работая в этой школе,он ещё года два не порывал связи с родным ему Домом культуры.
Одновременно он ещё оставался его руководителем.Просто так расстаться ему было тяжело.«…Много сил  я отдал заводской и цеховой самодеятельности,– вздыхает он и сегодня, –  сколько раз привозил на Косую Гору известных всей стране киноартистов,замечательных спортсменов,эстрадных звёзд!Я привозил их на Косую Гору для того,чтобы люди здесь познали,что есть такое настоящее искусство!Так, что думаю,мои труды напрасными не были!И вот так, в раз,отойти от этой бурной жизни было непросто.
Однако,я понимал,что чувство прекрасного в людях лучше всего воспитывать с раннего детства.И в школе это делать лучше всего!».
Таким образом,творческая жизнь Сергея Дмитриевича приобрела новый рисунок,но стала ещё более целенаправленной.Он стал учить ребятишек понимать музыку, чувствовать красоту звука,уметь не только исполнить песню,но и почувствовать её душой.Вскоре он организует в школе хор девочек,затем хор мальчиков,вокально-инструментальные группы.А когда заметил тягу ребят к электронной музыке,то создаёт и школьный вокально-инструментальный ансамбль «Рифы».
Мне,автору этих строк о Соловьёве,приходилось слышать этот ВИА не только на различных праздниках и мероприятиях в школе,но и во Дворце культуры,в косогорском парке,на танцплощадке,а также с эстрады Центрального парка культуры и отдыха в Туле.И впечатление от этих выступлений всегда было прекрасным. Запомнился первый состав «Рифов» – Виктор Бочаров,Сергей Бусов,Юрий Веселов, Валерий Кувшинчиков,Александр Чикин,Александр Стрепков,Ирина Шахнович.И в то же время приятно удивляло,что в посёлке,в этой школе существует не только детская самодеятельность,но и взрослая!Сергей Дмитриевич организует небольшой хор учителей!
Но более всего вызывало уважение то,что вся эта работа была поставлена на самом серьёзном уровне!Профессионально!С полной отдачей сил и способностей от каждого участника самодеятельности,всего их таланта!А Сергей Дмитриевич всегда умел не только искать таланты,но и развивать их!И они раскрывались под его присмотром максимально.

СЧАСТЬЯ И ЗДОРОВЬЯ
 
Готовя этот материал к публикации, я побывал дома у Сергея Дмитриевича.Ни что, как говориться,не рассказывает так полно о человеке,о его характере и привычках, как окружающие его вещи.И я окинул взглядом его жилище.Ту самую квартиру, которую ему предоставили ещё в пятидесятых годах.Центральное место в его доме занимает,конечно,пианино.Над ним две картины.Это работы какого-то самодеятельного художника,первых лет работы Сергея Дмитриевича директором Дома культуры. И вот, по моей просьбе, Сергей Дмитриевич садиться за пианино и он исполняет попурри на темы своих произведений.Смотрю,как легко бегают пальцы его рук по клавишам и комната наполняется то радостными,то грустными звуками.А сам Сергей Дмитриевич весь преобразился,помолодел,воспрянул духом и ожил.И я подумал,что вот таким он был,наверное,одухотворённым во времена своей молодости, когда легко и свободно рождалась его музыка.И я подумал:«Счастья вам,Сергей Дмитриевич, успеха в педагогической деятельности!Думаю,что вы еще принесёте большую пользу косогорцам!Одного лишь жаль – как так получилось,что не многие ныне в посёлке знают о том,что рядом с ними живёт такой замечательный человек, композитор,много сделавший для развития музыкальной культуры в нашем посёлке. Жаль,что до сих пор мы не слышали ваших песен и мелодий.В том числе о родном посёлке,о высоких человеческих чувствах,о любви,простых человеческих радостях…».
И ещё я подумал о том,что очень жаль,что вот эти ваши замечательные грампластинки хранятся лишь у него дома,а не заводском музее!Ведь это не только ваше достояние,а всего посёлка!Его гордость!И было бы просто замечательно,если бы в его честь организован творческий вечер!С участием той,«старой» самодеятельности и молодых исполнителей,с исполнением тех его произведений, которые прошли через его сердце!И к этому я приложу и свои силы,и я верю,что это исполнится!
А.Бочаров.
1995.


Рецензии