Нью-египет или расскажи сыну своему-2

Наше поколение имеет уникальную особенность по отношению к другим поколениям жившим в прошлом.
Когда мы читаем в Торе историю выхода из Египта, то в тексте Торы дается специальная заповедь еврею «Расскажи сыну своему» о рабстве в Египте и выходе из него.
У этой заповеди есть несколько вариантов исполнения.
Когда Моше обращался к поколению Исхода, которые сами пережили и жизнь в Египте и выход и него, то понятно, что речь идет о личном опыте, который пережили эти евреи в двух «измерениях» - рабском и свободном и о том, что эти евреи-очевидцы могут передать свой ЛИЧНЫЙ опыт своим детям как говорится «от первого лица».
В дальнейшем, эта заповедь продолжала выполняться, но уже в исторической перспективе. Более поздние поколения евреев узнавали о рабстве в Египте не из личного опыта, а из книг и рассказов своих родителей и повеление «расскажи сыну своему» выполнялось как исторический сюжет.
И вот прошло более трех тысяч лет и евреи оказались снова в неком подобии Египта, который назывался Советский Союз.
И наше поколение на личном опыте пережило новый исход из «нового Египта» и именно в нашем поколении возобновилась возможность «рассказать сыну своему» от «первого лица», то есть о нашем личном опыте жизни в современном «Египте» и выходе из него.
Конечно тут нет стопроцентного равенства между древним Египтом и Советским Союзом. У нас в Союзе были свои радости и свои достоинства, которые мы не должны игнорировать и обесценивать.
Но тем не менее – именно наше поколение имеет наиболее ценный по значимости опыт пребывания в «мета-Египте» и именно мы можем поделиться со своими детьми, выросшими вне «Совка» нашей историей несвободы и свободы.
Большие мудрецы современности делают из этого факта важные выводы, говоря, что наше поколение бывшесоветских евреев имеет какую-то особую роль и миссию в истории.
И в том числе сидя на Пасхальном Седере мы можем ощутить и выразить это личное переживание прошлого и настоящего, которое нам очень важно также передать нашим детям.
Кстати, наши дети – это уже совсем другие евреи чем мы, со своими плюсами и минусами. Но они также являются особым поколением, так как они являются теми детьми, которые могут услышать о личном опыте «рабства» от своих родителей (то есть от нас), а не только из книжек по истории и традиции.
Есть такое выражение «почувствуйте разницу». В данном случае на нас лежит заповедь научиться чувствовать ГЛУБИННУЮ разницу между несвободой и свободой.
И для этого нам особенно важно понять глубинные аспекты несвободы в которой мы находились.
Во-многом совковый галут имел идеологическую природу.
То есть нас удерживали в «стенах» не только «железный занавес», но и специально сформулированная идеологическая система, которая работала как «мягкое» и «незаметное» рабство.
Это называется система установок и убеждений. Они как бы «мягко» встраиваются в нашу картину мира и создают ментальные и психологические «стенки», удерживающие нас внутри ограниченного мира.
Так нам выстроили психологический «железный занавес» перед входом в синагогу, чтобы мы «даже не подумали» ступить в нее.
Ментальным «железным занавесом» от нас отгородили идею Вс-вышнего, заменив Его на «политику партии».
Нам внушали, что мы «самые лучшие», избавив от критичности мышления.
СВОБОДА ДЛЯ ВСЕХ
Отметим, что если евреи выезжали из Совка-Египта, то во время так называемой перестройки – уже все жители Совка получили возможность пройти опыт от несвободы к свободе, не выезжая из дома....
НОВЕЙШИЙ ОПЫТ
Мощным инструментом «загоняния в рабство» была система медиа, так как нас приучили доверять газетам и телевизору, которые работали на программу создания ментально-психологического «замкнутого» мира.
За последний год – Вс-вышний продемонстрировал нашему поколению мощный урок того, как легко можно восстановить «виртуальные» стенки подобного рабства. Российская система на наших глазах отстроила многие механизмы ментального порабощения.
У нас есть две задачи. Во-первых, не заразиться российскими происками и не попасться в «сети» рабства (не попасть «назад в СССР»).
И, во-вторых, научиться понимать – насколько наше сознание и подсознание обладает не только возможностями пути к свободе, но и опасностями «отката» назад в рабство.
То есть мы как поколение вышедшее из «совковой несвободы» имеем для себя уже два урока, испытанных на своем опыте – урок выхода из совка и урок наблюдения со стороны за «реставрацией» ментального нью-совка.
И пусть это выведет нас на еще большую и более осознанную свободу.


Рецензии