Игрушка для гения. Сальвадор Дали
Верный слуга Дали, Артуро, предупредил:
- Он согласился принять вас, сеньора, но только на пять минут и только в абсолютной темноте. Ему будет неприятно, если вы увидите его, каким он стал худым и немощным.
Оробевшая Аманда нерешительно переступила порог спальни. Она с трудом различила силуэт сидящего в кресле Дали. Женщина села на краешек дивана. Оба молчали и это молчание было невыносимее самого пронзительного крика.
- Ты видишь меня? -тихо спросил Дали.
- Нет-нет, не волнуйся, здесь слишком темно.
- Ты всё ещё поёшь?
- Я не только пою, я ещё и рисую. Всё, чему ты меня научил когда - то...
- Кошмар, кошмар, зачем тебе петь, к чему тебе художество? Из женщины никогда... Впрочем, тебе всё это известно. Я хотел, чтобы моя девочка стала принцессой! А ты вместо этого превратилась в игрушку толпы.
- Но ведь мне всё это нравится, я счастлива.
- Счастлива, - тихим эхом отозвался старик. - Это очень скоро пройдёт. Ещё вспомнишь меня.
Комок застрял в горле Аманды:
- Дали, я так люблю тебя! Я всегда тебя любила!
Она хотела броситься в его объятья, но он с неожиданной ловкостью развернулся в кресле в другую сторону:
- Не вздумай дотрагиваться до меня! Твоего Дали больше нет, и моей малышки Аманды тоже больше нет. Конец. Протяни мне руку.
Дали бережно вложил ей в ладонь что - то твёрдое и нежно поцеловал её пальцы.
- Тебе пора. Я хочу остаться один. Моё время пришло уже... Ну уходи же! - почти крикнул он.
Только на улице Аманда разжала ладонь, чтобы посмотреть на последний подарок Дали. Слёзы брызнули у неё из глаз: это был маленький деревянный талисман, который Гала подарила ему в день венчания. Дали дорожил им больше, чем всеми своими картинами, всегда носил при себе, уверенный, что он хранит его от всех бед и несчастий. И то, что он отдал его Аманде, было с его стороны высшим признанием в любви. Аманда поняла, что теряет единственного человека, который любил ее по - - настоящему. Но Дали был слишком стар, а она молода и загипнотизирована славой, лестью и поклонниками.
...В сущности отношения Дали и Аманды были очень странными и непостижимыми. Познакомились они в 1965 году, когда Аманде было 19 лет. Студентка одного из самых престижных колледжей Лондона и модель крупного агентства, девушка причисляла себя к "детям цветов". Она презирала деньги, курила марихуану, носила на шее цветные бусы, браслет - на щиколотке и увлекалась восточной философией.
Длинноногая, светловолосая, небрежно одетая, с полутораметровым жёлтым шарфом, намотанным на шею, Аманда небрежно протянула руку Дали. Неожиданно Дали надолго припал к ней губами. Лысоватый, толстоватый и фатоватый, великий Дали не очень понравился девушке. Уверенная в том, что видит художника в первый и последний раз, Аманда не старалась произвести на него впечатление. Но Дали стал звонить ей, приглашать на чай, на обед, на выставки и говорил, говорил...
Он был остроумен, очарователен. Через пару недель он сказал:
- Отныне мы всегда будем вместе.
Девушке льстила любовь великого Дали. В течение восьми лет она бежала к нему по первому зову, ездила с ним по всей Европе, подолгу гостила в его замке в Испании, сопровождала на великосветских приёмах...
Жена Дали, Гала, старше него на десять лет, не мешала их встречам. Она в старости хотела покоя и одиночества. Гала не ревновала мужа, она прекрасно знала, что он никому, кроме неё, принадлежать не будет.
В самом начале знакомства с Амандой Дали серьёзно сказал Аманде:
- Если бы Гала не одобрила тебя, мы не могли бы встречаться.
В газетах писали, что художник устал от старой жены и обзавёлся молодой любовницей.
- Какая пошлая дичь! - возмущался он. - Неужели они до сих пор не знают, что я импотент?
Кстати, об этом обстоятельстве он поставил в известность девушку в первые же дни знакомства. Аманда не знала - верить ему или нет, но мысль лечь с ним в постель никогда не приходила ей в голову. Не занимаясь любовью в традиционном смысле, они были связаны эротическими узами гораздо крепче, чем обычные любовники. Развалившись в кресле, Дали подолгу смотрел, как в прозрачной небесно - голубой воде плавала обнажённая Аманда... Это был его способ эротического наслаждения. Его страшил телесный контакт, он считал его грубым и приземлённым. Аманда привыкла к такой форме их отношений.
Со временем девушка стала отдаляться от Дали. Все признавали у неё уникальные способности к языкам, она пела, рисовала и считала, что, возможно, не менее гениальна, чем Дали. Художник не мог не понимать, что его малышку уносит всё дальше и дальше от него. Теперь она реже звонила, и голос её звучал всё более отстранёно. Аманда жила своей жизнью: писала песни, выпустила альбом своих песен. Сколько она ни приглашала Дали на свои концерты, он упорно игнорировал её приглашения.
После долгого перерыва они встретились на Рождество 1978 года в парижском "Максиме". Аманда подлетела к столику, хотела поцеловать Дали, но он отстранил её. За весь вечер художник (он пришёл с Галой) не произнёс ни одного слова, предоставив жене право вести застольную беседу. Гала проговорила весь вечер. Перед выходом на улицу Дали галантно помог Аманде одеть её роскошное манто из голубой норки. Она ждала комплимента, так как Дали всегда считал себя большим знатоком и ценителем мехов. Смерив девушку с ног до головы рассеянным взглядом, он брезгливо пощупал норку и промямлил:
- Ненастоящая. Выбрось эту гадость на помойку.
На следующий день Гала позвонила Аманде и попросила навестить её в отеле. Гала сидела перед Библией, тут же рядом стояла икона Казанской Божьей Матери, которую она вывезла из России, и с которой никогда не расставалась.
- Аманда, Дали очень страдает от того, что ты так отстранилась от нас. И чтобы утешить его, я обещала взять с тебя слово. Поклянись мне на Библии, что, когда меня не станет, ты выйдешь за Дали замуж. Я не могу умереть, оставив его без присмотра, - торжественным тоном сказала 84 - хлетняя Гала. Аманда сказала "да".
Ровно через год Аманда вышла замуж за ... маркиза Аллена Филиппа Маланьяка. Аманда хотела навестить Дали и Галу, но они отказались принять её, а Гала не разговаривала с Амандой до самой своей смерти.
...После смерти Дали у Аманды - словно по колдовству - исчезла способность любить. Иногда она думала, что Гала наслала на неё проклятье бесчувственности. И самое грустное, что и Аманду никто не любил, а только так, пользовались. Похоже, что за всю жизнь только один Дали испытывал к ней настоящее чувство.
Свидетельство о публикации №215032200971
Машкевич Эдуард 23.03.2015 12:22 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 23.03.2015 14:49 Заявить о нарушении