Всадница с копьем

В столице Кубани прошла презентация научно-популярной книги "Земли амазонок". Ее автор, президент Краснодарского краевого культурно-исторического Центра ЮНЕСКО, член Русского географического общества, Виталий Литвин объездил места, связанные с жизнью загадочных женщин-воительниц, и побывал на севере Африки, в малой Азии, берегах Северного Причерноморья.
Известно, что когда-то отважные женщины жили в Фемискире, располагавшейся на территории современной Турции. Но информация о них столь противоречива, что долгие годы многие ученые единодушно считали амазонок курьезным вымыслом, пока археологи не обнаружили на Дону целые женские некрополи с оружием и отдельные захоронения на Кубани.

Наездница без груди

Сильная, стройная, искусно владеющая копьем и луком - образ амазонки по-прежнему будоражит наше воображение. Воинственных дев можно увидеть в кино, на страницах приключенческих книг, да и современные художники частенько обращаются к данной теме. Однако совпадают ли эти отдельные представления с реальностью?

Кубанский исследователь более 12 лет изучал труды античных авторов и составил таблицу, в которой приводит основные черты женщин-воительниц по частоте упоминания древними учеными - среди них Геродот, Страбон, Лисий, Помпоний Мела и многие другие. Так, настоящая амазонка не вступала в брачный союз с мужчиной. Промышляя военным ремеслом и охотой, женщины якобы редуцировали (уменьшали) себе правую грудь для того, чтобы было удобно натягивать лук. Операцию, по описанию Гиппократа, проводили еще в раннем возрасте, для чего раскаляли специально приготовленный медный инструмент и прикладывали его к груди. Подобный обычай, как считают некоторые авторы, проливает свет на происхождение самого слова "амазонка": с древнегреческого оно переводится как "лишенная груди". И хотя традиция была на слуху, многочисленные изображения всадниц на амфорах, канфарах, вазах, а также барельефах иллюстрируют как раз обратную ситуацию - воительницы обычно предстают без всяких физических изъянов.

- Систематизировав сообщения древних авторов, можно утверждать, кто такие амазонки, - рассказывает Виталий Литвин. - По моему мнению, амазонки жили с XV века до н. э. до II века до н. э. Они были хорошо вооружены и прекрасно держались на лошади. Также эти женщины объединялись в отдельные боевые дружины для военных действий.

В скифских степях

До сегодняшнего дня никто не мог точно сказать, где же обитали амазонки. Самые ранние их очаги описаны Диодором Сицилийским в Северной Африке - странах Эфиопии и Ливии. Кстати, в пустыне Сахара, среди безжизненных песков и гор, по сей день живет кочующий народ - туареги, в котором особое положение принадлежит женщинам. Отголоски матриархата здесь сохранились причудливым образом - мужчина даже в домашнем кругу обязан закрывать лицо платком, а слабый пол владеет древним языком – тифинагом, тогда как все соплеменники говорят на общем берберском языке. Ближе к XII веку до н.э. амазонки появились в Малой Азии – на территории Каппадокии и Сирии. На южном берегу Черного моря в устье реки Термодонт со стороны современной Турции они основали поселение Фемискиру. Долгое время женское сообщество воевало с греками, пока около 615 года до н.э. греки, одержав над ними победу, возвели в этом месте город Амис.

- О невольном путешествии амазонок из этих мест пишет Геродот, - продолжает рассказ в беседе с корреспондентом "РГ" автор книги. - После битвы под Фемискирой эллины увезли оставшихся в живых амазонок на трех кораблях. Предполагаю, что это были биремы - двухрядные парусно-гребные судна. Навигацию греки обычно совершали в июне - июле, ведь уже в сентябре на Черном море разыгрываются сильные штормы. Во время плавания греки, похоже, потеряли бдительность, амазонки этим воспользовались, подняли бунт и перебили всех воинов. Но в связи с тем, как указывает Геродот, что они не знали мореходного дела, - корабли дрейфовали, относимые течением в сторону Боспора Киммерийского (современный Керченский пролив). И, в конце концов, войдя в бассейн Азовского моря, пристали к берегам у Торжища Кремны.

Таким образом, амазонки ступили на скифские земли. Первым делом они захватили пасущийся табун диких лошадей. Женщины-воины прекрасно владели навыками верховой езды, хотя конная упряжь была весьма примитивной. Вместо седла - небольшая подушка из конского волоса: стремени в то время еще не знали. Чтобы удержаться на коне, требовалась недюжинная сила, а если стрелять на скаку, то и подавно. Поэтому, вступая в схватки с неизвестными вооруженными всадницами, скифы поначалу принимали тех за мужчин.

- Контакты между скифами и племенем быстро наладились, - продолжает ученый, - возникли брачные союзы. Объединившиеся молодые скифы и амазонки ушли подальше на восток. Их потомки образовали, по мнению Геродота, новое племя савроматов или сарматов. Если анализировать древнегреческую керамику того времени, то, начиная с V в. до н. э., амазонки изображались на них уже в скифских одеждах - на головах носили фригийские колпаки, на ногах - высокие сапоги с отвернутыми мягкими голенищами. Такая традиция указывает на то, что греки, основав колонии на Понтийском побережье, могли уже познакомиться с обычаями местных племен. Здесь они воочию увидели вооруженных наездниц, знакомых по старым легендам.

Факты против мифов

Еще в конце прошлого века при раскопках на Тамани московские археологи обнаружили уникальный Боспорский рельеф со сценой амазономахии. Найден он был по частям в период с 1983 по 1990 год. Плита датируется IV в. до н. э. и вырублена из местного известняка. Судьба ее оказалась драматичной: созданное местным скульптором изделие предназначалось для украшения святилища, а в более поздние времена рельеф раскололи на фрагменты и пустили на строительство усадьбы. До конца не разгадан сюжет объемного изображения - яростной схватки конных и пеших воинов. По одной из версий в сцене запечатлены воюющие скифы и амазонки.

Три года спустя в ходе международной экспедиции в Поволжье ученые открыли в курганах несколько женских захоронений. Одно из них включало более ста наконечников стрел. А в 1995 году в Славянском районе Краснодарского края исследователи из археологической лаборатории Кубанского госуниверситета обнаружили два женских захоронения с вложенными колчанами со стрелами и мечом-акинаком. Характерно, что кости ног погребенных были искривлены, что свидетельствовало о постоянной с детства езде верхом на лошади.

Интересные открытия произвел и кубанский археолог Александр Сазонов. Еще в 1989 году он проводил работы на южном берегу Краснодарского водохранилища. Это требовалось делать быстро, так как зона периодически затапливалась. Каждый год, когда открывали плотину реки Кубань, вода уходила с этих мест, снося по несколько десятков сантиметров земли с древними погребениями.

- На моем участке наблюдалась очевидная локализация по богатству захоронения, - говорит Сазонов, - и среди 25 погребений было открыто три женских с оружием. Шеи женщин обвивали золотые гривны, рядом лежали китайские зеркала, но при них имелись и боевые кони, длинные кольчуги от шеи до пят, инкрустированные золотом шлемы. Оружия было меньше, чем в мужских могилах, но все же оно символизировало принадлежность к дворянско-воинскому роду. История показывает много примеров, когда женщина успешно выступает в роли воительницы. Мы не имеем прямых свидетельств существования отдельных сообществ амазонок, но как включение, социальный срез истории, жизни того или иного племени - это наблюдается.

Исследуя найденное в захоронениях оружие, можно сказать, что в боевом арсенале у женщин имелись короткие мечи-акинаки, завезенные из Персии. Стальной меч стоил дорого, поэтому его тщательно берегли, и даже после боя сломанные клинки не оставляли, подбирая на переделку. Также использовали стрелы и лук. Сила натяжения тетивы изготовленного из дерева скифского лука порой составляла 60 килограммов. За последний десяток лет список археологических открытий на юге России значительно пополнился. Многочисленные женские погребения с оружием заставили ученых если не признать рассказы древних авторов об амазонках за правду, то отнестись к ним более серьезно...

Времена и нравы...
Женщины-воительницы жили обособленно, сохраняя ведущую роль в племенах. Античные историки не раз указывали, что прежде чем выйти замуж, девушка из сообщества амазонок должна была убить своего врага. При этом девочек с детства обучали воинскому искусству, тогда как мальчиков отсылали отцам.

Кстати

Виталий Литвин - член Русского географического общества, руководитель Краснодарского культурно-исторического центра ЮНЕСКО, писатель, скульптор, академик международной Академии экологии, безопасности, человека и природы. Родился в 1948 году в Краснодаре. В 1975-м окончил Кубанский государственный технологический университет, а в 1997-м - Российскую академию госслужбы при президенте РФ. В 1998 году организовал краснодарский культурно-исторический центр ЮНЕСКО, который возглавляет уже 17 лет. Автор книг "Мы, или Как прожить 150 лет" (2003 год) и "Земли амазонок" (издана на русском и английском языках в конце прошлого года в Германии). Профессиональный скульптор. Автор мемориальной доски "белому генералу" Лавру Корнилову (установлена в Краснодаре на улице Красноармейской), бюстов современных российских общественных деятелей.

Фото Виталия Литвина


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.