Свадебная тема. Федотов Сватовство майора

А.П.Федотов,Сватовство майора,1848г ,Третьяковская галерея.

"Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся."
Специально к этой картине П.Федотов сочинил поэму"Майор". Использовала отдельные отрывки поэмы.

         Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.
     Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное.
              Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.

НЕВЕСТА

          Обратим внимание на взволнованную невесту.Она засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.
         Комизм ситуации, говорит  искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»

                Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку,скорее всего от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой!

СВАХА

         На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.

 ЖЕНИХ

   Скорее всего женитьбой он решил поправить свое материальное положение.Видимо герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.
 
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»

МАМЕНЬКА

               Маменька на картине вовремя успевает схватить невесту за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха.         Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она

По-старинному, в сизом платочке,
Остальной же наряд
 У француженки взят
Лишь вечор для нее и для дочки...

КУПЕЦ

      Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться, нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались  на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.
Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он знаком больше с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять — неучтиво!»

КУХАРКА

    Она вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.

СТАРУХА-ПРИЖИВАЛКА

     Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.
   Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.
     Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених.

ОБСТАНОВКА

    Она типична для купеческого дома . Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...
     Подробнее рассмотрим стол.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и слабосоленую икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.
   На картине можно увидеть люстру и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.

КАРТИНЫ НА СТЕНАХ

            Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.
 
КОШКА
        По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей. Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.

О  ВОСПРИЯТИИ КАРТИНЫ

     Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».
          Знакомый П. Федотову офицер сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

       С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

             Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус. Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность. Все это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.

         Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.

        Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением.
 
     Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...

       «Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

    Про картины Федотова говорили, что они на вид веселые, но в них "глубокая горечь, негодование и сдерживаемые рыдания". "Моего труда в мастерской только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах",- объяснял Федотов.

Текст с иллюстрациями.
http://maxpark.com/community/6782/content/1450862


Рецензии
Вы знаете, показалось вот ещё что - служанка с кулебякой лицом очень похожа на мать невесты, возможно, дальняя родственница из обедневших...но взгляд её направлен то ли на мать, то ли на девушку - наполнен такой откровенной недоброжелательной насмешливой зависти...причём, научившейся быть в маске, незаметной для других...Но автор - показал это весьма ярко, лицо - анфас, ярким пятном на картине...никто так откровенно и чётко не изображён!...Кроме того, руки этой служанки, держащие блюдо с пирогом - левая нежна и осторожна, а вот правая, скрытая от глаз хозяев - скрючена в злобном спазме...может, это случайно?..Но у Федотова - всё со смыслом, и, думается, этот яркий образ самоуверенной красавицы-служанки тоже вырисован неспроста...
Простите, вот такие мысли высказались...
Прекрасная у Вас страница - чувствуешь себя, словно рыба в воде - обилие информации и чудесных репродукций, и Ваш деликатный, высокохудожественный подход к творчеству великих художников и поэтов - бесподобен! Огромное благодарное Вам спасибо! Дорогая Алина, новых Вам творческих находок и успехов! С искренним уважением и признательностью - Лариса.

Оситян Лариса   21.11.2016 13:14     Заявить о нарушении
Только сейчас обратила более пристальное внимание на служанку.Давно писала эту статью.Наверное вы правы. Большое спасибо за добрые слова. Приглашаю вас в Фейсбук .Там я веду группу История одной картины. Собрались люди,которые любят искусство.http://www.facebook.com/groups/1646062642308074/

Алина Алексеева-Маркезин   21.11.2016 18:13   Заявить о нарушении
Алина, спасибо Вам огромное. С уважением - Лариса.

Оситян Лариса   21.11.2016 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.