Год литературы. Присосавшиеся
Ну да ладно. Спасибо, что государство снизошло хотя бы до того, чтобы обратить внимание на литературу хотя бы год.
Вернее, не столько на литературу, сколько на её носителей и хранителей - писателей, журналистов,учителей, библиотекарей, чиновников от культуры...
В-о-о-т.
А теперь пройдёмся по этому списку. Ведь для каждой из названных групп носителей языка мы вправе в заявленный Год требовать особого отношения.
Начнем с писателей.
Так сложилось, что писатели у нас разъединены непроницаемой стенкой. Первые из них питают литературу, вторые - питаются литературой.
Поясню. Если мы выстроим общеизвестный классический ряд - Пушкин,Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Булгаков, Солженицин... - то сразу обратим внимание , что именно они стали законодателями языка и языкознания, именено их книги есть мерила нравственности, образованности.
Эти писатели питали русский язык. Им никогда ничего не давали, у них только брали - советы, темы для диссертаций, рекомендации, рецензии, им плакались в жилетку. Их литература двигала камни,говорила только правду и тем улучшала жизнь на планете.
А чем им ответила Россия? Пуля, петля, изгнание.
И представить себе даже невозможно, чтобы, скажем, Лермонтову вручили за литературные труды премию или медаль,на худой конец. Или чтобы Михаилу Булгакову обломилась, извините, Сталинская премия по литературе. Увы,писатели, питающие русский язык всегда гонимы, уничтожаемы любой властью.Они сами - власть, и тем уже обречены.
А теперь другой список. В одно и тоже время с бессеребренниками, с классиками, работали и сочинительствовали Катков, Боборыкин, Овсянико-Куликовский, Шелгунов, Якубович, братья Тур, Конелюк, Павленко, Бабаевский, Софронов... Эти - сплошь "ваши превосходительства", секретари Союза писателей, лауреаты всех мыслимых и немыслимых премий, орденоносцы. Они жили в отдельных особняках, с лакеями, к их услугам были лучшие архивы и библиотеки, они по первой прихоти отправлялись за границу и приравнивались к государственным сановникам самого высокого ранга.Таким не поплачешься:читателей от жилетки сих бонз разделяет государственная охрана.Они бесплодны, ибо их книги лживы от доски до доски.
И что они дали русской литературе?
Ни че го.
Эти только брали и берут . Льготы, гонорары, места в президиумах, ордена, премии. Причем, всею мощью государственной пропаганды имени сии, вторые, преподносились и преподносятся как живые классики, как совесть нации и настоящие носители русского языка.
К несчастью, и журналистика теперь представлена целиком пожирателями языка. Они научились превращать русское слово в доллар . А разве платые библиотеки, такие же уроки словесности не есть его пожирание? Без того, что взамен не дается ничего.
И нынче, в год литературы, со всей очевидностью опять проявляется линия государства на поощрение именно тех писателей, кто питаются языком. Послушных, покладистых и бестолковых сочинителей, кто за золотой значок продаст и предаст и себя,и врага, и друга. Уже по первым месяцам года видно, что такие награжения начались. И я просто пофамильно знаю, кто и в этом году станет лауреатом и дипломантом.
Как, впрочем, точно знаю, кто ничего не получит. Да более того - Год литературы - это время, когда руки литературных генералов и генералов от литературы полностью развязаны. Самое время свести счеты с теми, кто питает язык. Например,даю голову на отсечение, что никто из генералов и не вспомнит о замечательном детском поэте Виталии Щиголеве.А ведь одни его "Птицы России" составят честь любой премии, и "Прохоровскому полю" прежде всего.
Жив ли он еще, Виталий Щиголев..?
Никакая сила не заставит наших властителей включить в наградные списки белгородского писателя Емельянова. Вот приостановить за иномыслие его членство в Союзе писателей - тут желающих вполне хватило на кворум.
А наградить...
Награждают себя. У них же кворум!
Кто-нибудь помнит, кому и за что в 1971 году, когда погиб Николай Рубцов, вручили Государственную премию СССР по литературе? А я напомню. Она была вручена Вадиму Кожевникову за повесть "Пётр Рябинкин".
Кто нынче помнит того Кожевникова и того Рябинкина? А значение и слава гонимого Николая Рубцова с годами только растет. А ведь вручение тех премиий превращали в общенародный праздник. Как же - торжество самого прогрессивного в искусстве метода соцреализма! Водку вёдрами пили.
А теперь представьте, что в 1980 году Государственную премию по литературе дали Владимиру Высоцкому. Его ведь уже знала и любила вся страна!
Вот за то его и свели в могилу. А Премию в том году получили Хамид Гулям (Гулямов Хамид Убайдуллаевич) — за роман «Бессмертие» и Загребельный, Павел Архипович — за роман «Разгон» .
О - корифеи.
Но зато гордиться на международной арене государство предпочитает именами именно гонимых. Тех, питающих язык. Вспомните хотя бы портреты героев нации на Олимпиаде в Сочи.Цветаева, Пастернак, Гумилёв, Бунин... Кто-нибудь там Кожевникова видел?
А поскольку Российская Федерация есть правопреемница СССР, то и чиновники от культуры остались теми же, что и при Николае Палкине, и при Генералиссимусе.Они именно таковы, как писал о них Антон Чехов:" Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником". Именно они, эти присосавшиеся, не умеющие не то, чтобы писать, но даже и читать, и будут главными героями Года литературы.Они его придумали для себя и под себя. И потому для человека, пишущего честно, без оглядки на Год литературы, именно в этом году придётся особенно туго. У него отнимут все, что еще можно. И по голове будут бить больнее. Особенно мере того, как птенец, вылупившийся из яйца Года литературы, начнёт оперяться. И к декабрю все увидят, что из на свет Божий вылетел не пеликан, а грифон.
Свидетельство о публикации №215032301219