Каждая обезьяна на своей ветке, цикл Мечта

                1
  Я праздновала свой день рождения. Был приглашён и мой друг Лёша, мать которого следит за экспериментами в разных странах. Она тоже пришла ко мне.
- Кому кофе? – спросила я.
Она засияла. Видимо, эксперимент, которым она сейчас занимается, связан с кофе.
- Мне! – сказала она.
Я налила ей кофе, приготовленный по особому рецепту. Лёша тоже попросил налить. 
- Такой кофе должны готовить ученики четвёртого курса! – воскликнула его мать. – Ты могла бы очутиться на месте учительницы!
Я ничего не поняла. Какая учительница? О чём она говорит? Я с опаской дала ей другой сорт кофе.
- А это пятый курс! – закричала она.
Я в ужасе дала ей лучший сорт.
- Почему же ты сразу не сказала? – воскликнула она в истерике. – Взяла бы на работу тебя, у тебя учительский кофе и доброе сердце! А учительница, которую я взяла, иногда орёт без причины!
  Я включила радио, чтобы заглушить Лёшину маму – она во время экспериментов всегда сходит с ума, - и услышала вот что:
- Жительница Рио-де-Жанейро Джулия Энрике Кошта дос Сантос придумала новый сорт кофе, в котором было совсем немного кайпириньи. Наверное, сочетание оказалось неудачным, потому что Джулия с отсутствующим взглядом пошла куда-то и не вернулась. Полиция ведёт расследование случившегося.
  Лёшина мама заорала так, что было слышно на другом конце города:
- Кофе мне! – потребовала она. – Это же учительница! Учительница пропала!
- Что это за эксперимент? – в бешенстве спросила я.
- В Рио-де-Жанейро откроется кофейная школа. Идут туда в 11 лет, учатся 5 курсов. Джулия была учительницей, и я теперь не знаю, что делать! Другие бразильянки отказались. Пригласить бы какую-нибудь иностранку, но беда в том, что она не знает португальского!
- Я могу её научить, - сказала я.
- Тогда поговори с директором по-португальски, умоляю! – закричала Лёшина мама. В глазах её читалось сумасшествие.
  Я начала разговор. Мы с директором говорили на разные темы, а потом он стал обсуждать со мной тонкости приготовления кофе. Затем он попросил меня дать трубку Лёшиной маме. Она тоже поговорила с директором по-португальски и сказала:
- Пятилетняя рабочая виза в Бразилию.
  Мне вспомнилась написанная мною же повесть «Зеркало безумия», в которой сумасшедший, осознающий свою болезнь, но не собирающийся лечиться, встретил такого же сумасшедшего, который оказался ещё хуже. Я оказалась на месте героя.
- Да, а во время карнавала тоже работать?
- Эта школа во время карнавала не рабогтает, можешь спокойно праздновать.
  Тут до меня дошло: это мне дадут пятилетнюю рабочую визу в Бразилию! Это я буду учить детей кофейной изобретательности! После пяти курсов я вернусь или останусь. Как получится. У меня закружилась голова. Я никого не узнавала.
  Не помню, что было потом. Я очутилась в больнице. Ко мне подошёл врач и спросил:
- В чём дело, милая моя?
А я смогла произнести только следующее:
- Бразилия… Рио-де-Жанейро… Кофейная школа… Или Наталья Андреевна меня разыграла?
  Врач попросил меня объяснить всё по порядку. Я всё рассказала и дала врачу телефон Лёшиной мамы. Он позвонил ей, а потом сообщил мне:
- Это правда, ты едешь в Рио! Можешь идти.
Но я не шла. Я бежала. На меня нашёл приступ безумия. Я орала на всю улицу:
- Я буду работать в Рио-де-Жанейро!
Одни крутили пальцем у виска, другие радовались за меня, а третьи завидовали по-чёрному. Я дошла до дома. За столом сидела Наталья Андреевна. Она только что закончила оформлять документы. Вдруг она с казала:
- Не получится. Вот зачем я всё это сделала? Директор прислал мне сообщение: «Она живёт в городе Рио-де-Жанейро? Если нет, она живёт в штате Рио-де-Жанейро или в другом штате?» Понимаешь? Бразильянкой нужно быть!
- Как? – вскрикнула я. – Мы пятнадцать лет знакомы, а вы…вы… вы знали об этом?
-  Не знала. Но у меня есть бразильское гражданство. Я поеду в Рио.
Я очень разозлилась. Я была готова броситься на Наталью Андреевну и разорвать её на мелкие кусочки.
- Вон из моего дома! – закричала я, трясясь от гнева. – Я не люблю мошенников у себя в доме!
- А я теперь здесь буду жить! – сказала Наталья Андреевна с усмешкой.
- Почему это?
- Потому что я так хочу!
Но в мои планы не входило терпеть у себя дома эту противную Наталью Андреевну. Я решила поехать в Рио-де-Жанейро как туристка. Уеду в июле, вернусь в конце сентября. Решено! Билеты куплены! Остаётся только ждать!
  И вот я села на самолёт…   
                2
  Люди вокруг меня улыбались и оживлённо болтали по-португальски с кариокским(1) диалектом. На мне была кепка с надписью Brasil и флагом страны и жёлто-зелёная футболка с десятым номером и надписью Inneiro на спине. Конечно, невозможно не заметить человека в такой одежде. Со мной обменивались крепкими рукопожатиями, обнимались и кричали: Ola, Inneiro! Ola – это значит «привет».
  Неподалёку группа людей танцевала самбу. Я присоединилась к этой группе. Бразильцы увидели, что в этом деле я неопытна и показали мне несколько па. Потанцевав, я направилась в отель Sofitel Rio de Janeiro. Он расположен на первой линии Копакабаны.
  Я удобно разместилась и решила поспать часика полтора, так как перелёт был утомительным. Надо завести будильник на мобильном телефоне. Но какую бы мелодию выбрать? Я решила поставить бразильский гимн.
 «Ouviram Ipiranga as margens placidas(2)»,-  поёт будильник.  Я начинаю вспоминать, какой сегодня праздник, потому что в остальные дни он поёт другую песню. И почему я впервые за много лет спала без сновидений? Я открыла глаза и всё вспомнила. Конечно, сегодня праздник! До меня дошло: я в Рио-де-Жанейро!
  Сердце забилось быстрее обычного. По телу разлились лучи счастья. Я почувствовала, как тело, долго искавшее душу именно здесь, нашло её. Я ощутила невероятное могущество. Ну, что ж… Vamos na Copa!(3)
  Я вышла…нет, выбежала на набережную. Да, длина этого пляжа четыре километра, но нужно обязательно пройти всю Копу! Купаться сегодня не буду, потому что здесь сильное течение. Не хочется, чтобы меня спасали в первый день!
  Вот футбольная площадка. Она, как всегда, переполнена. Некоторые играют вне площадки, причём не мячом, а сланцами. Несмотря на это, они зовут меня в свою компанию.
- Я русская,-  отмахиваюсь я. – Русские не умеют играть в футбол!
- А мы научим!
И я пошла играть в футбол с кариоками. За сорок пять минут я узнала все секреты игры. Казалось, меня можно брать в женскую сборную Бразилии!
  Я шла по набережной, наслаждаясь красотами Рио. Нет, не могу поверить, что ещё вчера я чувствовала, что никому не нужна! Но я нужна! Всему Рио, нет, всей Бразилии, а, может быть, даже всей Латинской Америке! Даже когда я вернусь(тут моё сердце ощутило лёгкий укол), даже когда я вернусь, всё будет не так плохо, потому что Наталья Андреевна не сможет помешать мне нормально жить. Она будет здесь! Острая игла, вонзившись в моё сердце, на этот раз оставила свой след. Какая-то мошенница получит больше счастья!
  Но чья-то невидимая рука взяла тряпку и вытерла все чёрные пятна. Пока я здесь, нужно чувствовать себя кариокой! Нужна ли мне вообще работа в кофейной школе? Наверное, лучше работать экскурсоводом. Но на экскурсии разные люди приходят. Некоторые могут сказать какую-нибудь гадость прямо тебе в лицо. А в кофейной школе мало учеников, и все внимательно тебя слушают!
  Вдруг кто-то сказал приятным женским голосом: «Nao pence sobre isso!» После этого я и забыла, о чём думала! Я оглянулась и не увидела ни одной женщины. Что же это было? В подростковом возрасте я часто как бы общалась с Рио-де-Жанейро, стоя в его сторону у памятника башмакам неизвестного дачника в Зеленогорске и после этого освобождалась от неприятных мыслей. А сейчас мне стало хорошо как никогда, я почувствовала крылья за спиной и полетела! Куда? Это науке неизвестно. Только бы из Бразилии не улететь! Кстати, где я сейчас? Наверное, уже в другом районе. Я открыла глаза, и…
  Я по-прежнему на Копакабане. Летала моя душа, наконец дождавшаяся прибытия тела. Душа… Я вспомнила слова Льва Толстого: «Душа не может страдать. Живите меньше телом, больше душою.» Вот поэтому я и не страдаю, поэтому я летала, поэтому чувствую себя как в раю! Но почему как? Рио-де-Жанейро – это и есть настоящий рай! Только здесь находится так много счастья, что хватит на всю оставшуюся жизнь!
  Вдруг озорной мальчишка толкнул меня в воду. Я быстро скинула одежду и стала купаться. Не собиралась ведь, но мальчик заставил!  Удивительно, что мне не помешало сильное течение, о котором я слышала много раз. Я плавала с привычной лёгкостью и с непривычным ощущением счастья.
  На завтра я заказала экскурсию «Полный день в Рио-де-Жанейро с обедом». Мы с экскурсоводом направились к Статуе Христа Искупителя, стоящей на горе Корковаду.
  По дороге экскурсовод рассказывала историю города. Оказывается, официальной датой его основания считается 1 марта 1565 года, а не 1 января 1502 года! Но из-за января и происходит название города. В этот день португалец Андре Гонсалвес прибыл туда и, приняв залив Гуанабара за устье реки, воскликнул: «Rio!» - река. Janeiro – январь. Вот город и получил своё название Rio de Janeiro – январская река.
  Мы поднялись на 710-метровую гору с 38-метровой статуей, вес которой 1145 тонн, размах рук – 30 метров. Эту статую начали строить в 1922 году в честь столетия независимости Бразилии. Её строили 9 лет, и 12 октября 1931 года она была готова.
  Muito obrigada(5), Эйтор да Силва Кошта, за то, что я сейчас возле этой статуи смотрю на рай сверху! Много стран я объездила, на многие города смотрела сверху, но здесь есть что-то особенное, а что именно, не могу сказать!
                3
  Экскурсовод спросила, когда я поеду обратно. А я от увиденных красот потеряла дар речи, поэтому просто достала из сумки обратный билет. Вдруг один мужчина накинулся на меня, показывая приёмы капоэйры, с которыми я, к сожалению, не знакома. Экскурсовод испугалась и побежала вниз по лестнице. Чёрт, как же эти капоэйристы дерутся? Голова, ноги, никаких рук… Наконец он отстал от меня и побежал вниз быстрее Неймара. Я стала проверять, не стащил ли он что-нибудь. Деньги на месте… Билета нет!
  Что мне делать? Есть два варианта: первый -  оформить постоянную визу, второй – обратиться в консульство. Нужно искать выгоду, поэтому выбираю первое. Ура! Теперь я буду экскурсоводом!
  Я пошла в ресторан, чтобы оправиться от потрясения. Я застыла, только открыв дверь: за одним из столов сидела Наталья Андреевна и разговаривала с человеком, укравшим у меня билет. Как он здесь оказался? Он что, следил за мной? Почему же я не заметила? Неужели он хочет украсть ещё что-нибудь? Я захлопнула дверь и побежала, но преследователь побежал за мной, а Наталья Андреевна – за ним. Или она тоже бежит за мной, но пока не догнала сообщника? Эта мысль помогла мне ускориться, но тут в голову пришла другая мысль: «Это же Рио-де-Жанейро! Почему он меня отталкивает, заставляет бежать? Или я недостойна?» Но мужской голос сказал по-португальски: «Неблагодарная! Вспомни, что я тебе подарил вчера и сегодня на Корковаду!» Я решила, что это говорит вор, бегущий за мной. Оказывается, он и вчера мне что-то «подарил». Но так ли хорош вчерашний подарок, как сегодняшний? Интересно знать!
  Я остановилась. Вор почему-то дружески схватил меня за руку и хотел что-то сказать, но тут прибежала Наталья Андреевна. Она отцепила его руку от моей и стала его бить. Он почему-то звал меня на помощь. Но я решила, что в этом случае виноватой могу оказаться именно я, поэтому я побежала в отель, чтобы успокоиться.   
  Я стала размышлять о случившемся и поняла, что могла не увидеть страшную картину, если бы сразу догадалась, что мужским голосом говорил мой внутренний голос от лица Рио-де-Жанейро. Что же он говорил? «Неблагодарная! Вспомни, что я тебе подарил вчера и сегодня на Корковаду!»
  Что он хочет этим сказать? Неужели этого достаточно? Неужели и сюда приехала зебра с писательской окраской, не все белые полосы которой можно увидеть невооружённым глазом? Да, та самая зебра, которая даже не поменялась на бразильскую – более светлую.
  Да, преступления здесь – обычное дело. Не стоит беспокоиться из-за этого преследователя – он не мог вырваться из рук Натальи Андреевны и вновь погнаться за мной, значит, он не знает, где я живу. Но меня беспокоит Наталья Андреевна. Она может поймать преступника, и тогда она станет известной личностью в Бразилии и в кругу моих коллег по «бразиловедению». Нет, не бывать этому!
  Ладно, хватит о ней думать! Я в Рио или где? Ничего страшного не произошло. Нужно самостоятельно продолжить экскурсионную программу. И я поехала в следующую точку – на гору Пан-ди-Асукар.
                4
  День закончился хорошо. Я выполнила всю программу, и мне больше нигде не встретился этот бандит. Я легла спать, но всё время просыпалась, вспоминая о Наталье Андреевне. В четыре часа я уже не могла спать и решила погулять по набережной. Я вышла и не поверила своим глазам: прямо напротив моего отеля стояла остолбеневшая Наталья Андреевна. Вдруг она закричала:
-  Где школа? Знала бы, что директор – обманщик, не связывалась бы! Я приезжаю, а он говорит, что бразильское гражданство не нужно, он просто думал, что оно у неё есть, поэтому спросил, где она живёт! А нужно уметь удержаться, когда с тобой дерутся и много знать о Бразилии, потому что у них будут физкультминутки и научные часы! По этим параметрам я не подхожу, а эта мымра подходит! А ещё этот директор сказал, что школа здесь, напротив отеля, но я её что-то не вижу!
 - Натах, с кем разговариваешь? – спросила я и побежала в отель. 
  Моё настроение поднялось. Я забыла о бандите. Наталья Андреевна ошибочно посчитала, что нужно бразильское гражданство. Нужно совсем другое! Я много знаю о Бразилии и устояла, когда на меня напал тот человек. Жалко, директор об этом не знает! Да он вообще не знает, что я здесь, а только мечтает принять меня на работу! Надо заявить ему о себе. Только как? Я ведь даже его имени не знаю! И у Натальи Андреевны не спросить… Что же делать?
 И тут мне пришла в голову отличная идея: обращаться ко всем людям, с которыми она будет говорить. Что сделали бы вы, если бы вас спросили: «Это вы директор кофейной школы?» Первый вариант: покрутили бы пальцем у виска. Второй: холодно произнесли бы «вы обознались» и пошли бы в другое место. А кариока спросит, какой директор нужен, а если знает, обязательно поможет в его поисках.
  Да, бразильцы всегда приходят на помощь, но обязательно прямо сейчас. Если скажут «потом», не жди никакой помощи. Они специально так говорят, чтобы не говорить «нет». Также и со свиданиями. Бразилец может назначить дату, но свидание не состоится, если он не позвонил. Это нормально. Они удивляются, если какой-то иностранец говорит, что это проявление неуважения.
  Будильник третье утро подряд поёт гимн Федеративной Республики Бразилии. Ещё немного трудно поверить, что я в Рио, но я совсем не могу поверить, что он, как я уже поняла, не даёт мне резкого перехода из ада в рай, а говорит: «Потрудись, чтобы я дал тебе вечное блаженство!» И я буду искать директора, который мне это блаженство подарит. Рио-де-Жанейро, мы с тобой поняли друг друга! Я давно ловила сигналы из Рио, но иногда они не поступали или доходили слишком поздно. Наверное, город привык посылать мне сигналы на расстоянии, поэтому вчера он не мог объяснить, что «зебра» всего лишь поможет мне адаптироваться.
  Завтрак в отеле. Я беру шурраско(6) с рисом и фасолью. Бразильцы всегда едят рис и фасоль. Фейджоаду, бригадейру, бананаду и другие вкусности оставлю на вторую половину дня. Я села у окна, чтобы смотреть на Копакабану.
  Конечно, приятно вот так смотреть на Копу и очень медленно пить лучший кофе в мире. Но я ещё успею насладиться этим, а сегодня нужно торопиться! Вдруг ко мне подсела Наталья Андреевна и спросила:
- Ты знаешь какие-нибудь больницы Рио?
- Rocha Maia  знаю. А что?
- Просто я стояла на пляже и жаловалась на жизнь, а чей-то голос спросил: «Натах, с кем разговариваешь?» Там могут мне помочь? 
- Да, конечно. Эта больница находится…
- У тебя на сегодня есть какие-нибудь планы?
Я не успела ответить.
- Отвези меня туда!
- Она может обмануть. Я её проконтролирую, - сказал какой-то мужчина по-русски. Надо сказать, что внешне он похож на бразильца. «Как? – подумала я. – Разве директор знает русский?»
- Господин директор, вы ещё и русский знаете! – прокричала я в восторге.
- Чего? – спросил он с русской грубостью. Ясно, что я ошиблась.
- Отвезите туда нас обеих, - сказала Наталья Андреевна.
  Человек согласился, и вскоре мы обе стали считаться сумасшедшими. Если бы дело происходило не в Рио-де-Жанейро, я решила бы, что отдых испорчен. Но я знала: это ещё одна проверка моей готовности к работе в кофейной школе. Надо сказать врачу, какого директора я ищу! И я решилась на этот шаг.
- Кофейная школа всё-таки откроется? – изумился врач.  – Но Джулия…
- Я должна быть учительницей. Наталья Андреевна подтвердит. Она это контролирует.
- Ура! – закричал врач и выписал меня.
  Вскоре весь Рио узнал, что нашлась новая  учительница.
                5
  Кариоки всегда найдут повод для праздника. Они могут праздновать даже то, что две недели не было никаких праздников. А тут особый случай – кофейная школа всё-таки откроется! Праздновать решили в школе. А школы-то нету! Я пошла на Копакабану. Там уже было много народу. Все веселились, как будто школа на месте.
  Этот праздник напоминал февральский карнавал. Кариоки, одетые в красивые костюмы, танцевали и пускали фейерверки. Я присоединилась к ним. Вдруг кто-то закричал:
- Русская учительница танцует как мы!
Я оглянулась. Это был человек, укравший билет. 
- Праздновать будут долго, - сказал он. – Вот закончат, и мы с тобой всё обсудим.
Что этот человек хочет со мной обсудить? Пора убираться! Я пыталась просочиться сквозь толпу, но какая-то женщина закричала:
- Держите её!
И за мной стали наблюдать как в тюрьме. Опять тюрьма… Надо пересмотреть свои взгляды на жизнь. Там в моих мыслях была камера грустных лиц, а здесь – камера людей, любящих праздновать и не замечающих опасностей. Нет, не так! Там – Родина, семья, театр «Аквариум»(7), а здесь – город вечного веселья! 
  Бразильцы говорят: «Каждая обезьяна на своей ветке». Я всю жизнь думала, что моя ветка в Рио. Оказалось, это не так. Если я буду искать во всём хорошее, то моя ветка будет везде!
  Может быть, и в человеке, пристающем ко мне, есть что-то хорошее? Он очень общителен. Может, он опять украдёт у меня то, что отталкивает взгляд? Я подошла к нему, а он сказал совершенно неожиданные слова:
- Привет, Иннейро! Я забыл тебе сказать, что я директор. Меня зовут Луис Виейра де Маркош.
- Директор? А как же билет?
- Какой билет?
- Когда вы меня испытывали, у меня пропал обратный билет.
- Извини, случайно получилось. Он тебе теперь и не нужен, верно?
Мы оба засмеялись. Поговорив с директором, я узнала, что школа находится прямо на улице. Так вот почему Наталья Андреевна… Наталья Андреевна! Она же по моей вине находится в Rocha Maia! Надо поехать туда и… Нет, не надо ехать в больницу! Вот она, Наталья Андреевна! Видишь, как надулась? Ничего она теперь не сделает!
                6
  Прошло пять лет. Окончили кофейную школу мои ученики.
- Выбери лучшего, - сказал директор. – Он будет следующим учителем.
  Я выбрала Рикардо, а потом подумала: «А как же остальные?»
- Давайте чаще проводить набор, - предложила я. – У нас будет пять учителей! Рикардо будет вести уроки у пятого курса, Бетти – у четвёртого…
  Так как учеников, как и курсов, было пять, всем нашлось место, но получилось, что в первый год после школьной реформы будет работать только Жозе, которому достались первокурсники.
- Я знаю, как решить эту проблему, - сказала Бетти. – Свободные будут заниматься актёрским мастерством!
  Кроме научных часов и физкультминуток я успевала проводить уроки актёрского мастерства. В конце каждого года мои ученики показывали спектакль. Предложение Бетти всем понравилось.
  Конечно, после этой реформы школа утратила кофейную популярность. Большая часть была театральной. Это не нравилось Жозе и его ученикам. Они чувствовали себя оторванными от коллектива. Поэтому Жозе позвал всех и сказал:
- Предлагаю сделать эту школу не кофейной, а театральной. Иннейро будет режиссёром у нас, старших актёров, а мы будем обучать всех несовершеннолетних! Тот, кто отучился девять лет, может работать  у нас без театрального института. И если ученику не понравится наш театр, он может уйти!
  Всем понравилось предложение Жозе. А я подумала, что он предложил сделать почти как в «Аквариуме». Это же моя ветка! Моя театральная ветка! В Рио! Театр! И я режиссёр! Как же назвать наш театр?
- Aque sao sonhos tudos(8), - предложила я.
- Это у тебя здесь все мечты, а у других не все, - засмеялся директор. – А у других здесь…
- Ветка! – выпалила я.
Все в полном изумлении уставились на меня.
- Какая ветка?
- Ну, каждая обезьяна на своей ветке!
  Так театр и назвали: «Каждая обезьяна на своей ветке». Мы даже придумали девиз: «Если твоя ветка в театре, приходи к нам!» - «Se seu galho esta no teatro, venha para nos!” 
1. Кариока – житель штата Рио-де-Жанейро.
2. Начало гимна Федеративной Республики Бразилии.
3. Идём на Копу(Копакабану).
4. Не думай об этом. (порт.) 
5. Большое спасибо. (порт.)
6. Шурраско – бразильский шашлык.
7. Театр «Аквариум»-  второй дом автора. В нём работает мать Иннейро Тиварис да Силва.
8. Здесь все мечты. (порт.)
   


Рецензии