23 марта, Макеевка, ДНР. Здравствуйте граждане!

«Здравствуйте граждане! Кто последний в очереди за «гуманитаркой»? Примерно такой вопрос задавали вновь подходящие люди у собравшейся около входа в ДК им.Кирсанова толпы. Здесь выдают гуманитарную помощь фонда Рината Ахметова  «Поможем» для жителей Горняцкого района Макеевки.  Я тоже здесь, у меня с собой есть специальный талон, и по паспорту жены я буду получать так называемый «детский набор». У меня в голове вертится чем- то похожая фраза милиционера из фильма Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика»: «Здравствуйте граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?».

Около входа давка, гвалт и споры. Время от времени из дверей показывается охранник-волонтер Фонда и криком старается установить какой-то порядок. Он оттесняет людей на два-три шага от входа и сортирует всех на три очереди: на «первичных» (тех, кто пришел за получением продуктового набора в первый раз), на «вторичных» (тех, кто пришел по уже выписанному талону), и на «детских» (кто пришел за «детским» набором).  На небольшой промежуток времени крыльцо расчищается. Инициативные люди из ожидающих у входа пишут в тетради списки из фамилий очередников, присваивая каждому свой номер. У «первичных» и «вторичных» в списках по двести с лишним человек.  Мне повезло: в «детской» очереди всего несколько человек. Но вот проходит совсем немного времени, вновь подходящие пробираются поближе ко входу, чтобы «простоспросить» и вскоре все три очереди вместе с желающими «спросить» смыкаются у дверей в один общий клубок из человеческих тел.
 
Что-то похожее происходило в ноябре прошлого года, когда население буквально штурмовало дорабатывающие свои последние дни отделения банков «Ощадбанк» и «Проминвест». А потом в декабре, когда через бывшие отделения «Приватбанка» правительство ДНР выдавало 1000 грн «материальной помощи» пенсионерам. Тогда толпы собирались  до 600-700 человек. Прошедшие испытания не прошли для народа даром. Люди стали лучше самоорганизовываться и необходимость терпеть неудобства теперь не вызывает у них такого раздражения, как бывало вначале. Мечты сбываются.  Совершенно точно, что часть населения, особенно пенсионеры, голосуя на референдуме 11 мая 2014 года, хотела не отделения Донбасса или вступления в Россию по примеру Крыма. Они желали возврата в свое советское прошлое. Но подсознательно желая возврата в счастливые 60-е годы прошлого века, когда они были молоды и здоровы, они неожиданно для себя попали в аналог стыка 80-х и 90-х, с их дефицитом, очередями  и бандитами…

Очередь не двигается, так как в это время волонтеры вместе с добровольными помощниками из народа разгружают машину, которая привезла пакеты с помощью со склада в Донецке. Но не все осведомлены о причине задержки. «Эти ничуть не лучше тех!», - громко возмущается голос из толпы. «Это точно!» - подтверждает кто-то в ответ. «Что за беспредел, вон там сбоку пакеты выносят!» - еще один возмущенный.  Кто-то ему отвечает, что это те люди, кто пошел помогать с выгрузкой – им обещали выдать наборы без очереди. «Пожалуйста, успокойтесь!» - усмиряет людей охранник, - «все всё получат, мы разгружаем машину, не надо на меня орать, я волонтер и вообще работаю бесплатно!»

Наконец, охранник у входа вновь начинает запускать людей внутрь, требуя предъявить талон вместе с оригиналами документов о личности и отсчитывая входящих. Сначала пять человек – с «первичной» очереди, потом пять - с «вторичной», и наконец, двое из «детской» очереди…  Потом пауза, минуты три, и снова впускает партию людей. Внутри все происходит быстро: сначала делают отметку в электронной базе данных, потом выписывают талон на следующее получение и отправляют на выдачу, где выдают готовый пакет и забирают погашенный талон.

Гуманитарные наборы от фонда Ахметова могут получать только определенные группы граждан. Это пенсионеры, не младше 60 лет (сначала было 65), инвалиды 1 и 2 групп, матери-одиночки, многодетные семьи  – т.е социально-незащищенные слои населения. Они получают «продуктовый набор». Родители детей, которые младше трех лет, могут получить «детский набор». Выдаются эти наборы один раз в месяц. Содержимое продуктового набора – мука, растительное масло, сахар, макароны, перловая и пшеничная крупы, овсянка, сгущеное молоко, банка консервированной кукурузы, банка тушенки и две банки кильки. Вес набора около 10 кг. Набор составлен таким образом, что один месяц, впроголодь, на нем можно протянуть. Раньше (осенью) в эти наборы включали еще спички и свечки, но сейчас с энергоснабжением более-менее порядок, поэтому их в набор не включают. Детские наборы состоят из подгузников (но только для детей младше года), 20 порционных баночек с фруктовым и овощным пюре, овсянки, манки, 2-х упаковок детской молочной смеси и двух коробок каши. Месяц на этом ребенка конечно не прокормить, но это очень хороший бонус для молодых родителей. Тем более, что детские пюре из набора (а раньше были также еще и соки), в магазинах молодой республики не найти.

Из-за массовых нареканий населения, что продукты из «гуманитарки» появились в свободной продаже, с января на продуктах из набора стали клеить стикеры с эмблемой фонда, а на некоторых товарах этикетку «не для продажи». Тем не менее, торговля и обмен этими продуктами идет. Мы например, покупали яблочные пюре из «Ахметовской гуманитарки» через объявления в Интернете, так как все еще ограничены по продуктам из-за аллергии, а в магазинах нужных товаров  как не было, так и нет.

«Ахметовская» помощь поступает с Украины, и это пожалуй единственный вид помощи, который сюда попадает с «той» стороны. Что же касается российских гуманитарных конвоев, сюжеты с доставкой которых массово раскручиваются на российском и новороссийском ТВ, то их содержимое по большей части попадает не к населению. Я слышал, что за помощью можно обратиться в исполкомы или мэрию, и если повезет, то кому-то когда-то могут выдать пару килограмм риса, пару банок сгущенки и тушенки. Но никакой системы и массовости нет. У российских конвоев несколько иные задачи. Есть у нас один бывший покупатель, который работает волонтером по доставке этой самой «гуманитарки».  Назовем его Анатолием. Он из маленького городка в окрестностях Шахтерска. Волонтером он работает не по доброй воле, а скорее по принуждению. Осенью, во время второго перемирия, Анатолий решил заняться частным извозом:  возил за плату «на ту сторону» пенсионеров, которые регистрировались переселенцами и переоформляли получение украинских пенсий в подконтрольных Украине городах. История умалчивает подробности, но его извоз закончился наездом местной комендатуры. Стороны пришли к взаимовыгодному компромиссу: чтобы не сесть «на подвал», он начал заниматься «волонтерством». На своем микроавтобусе Толик заезжает на «базу гуманитарки», откуда развозит продукты, вещи, и другую «гуманитарку» по местам дислокации ополченцев. Причем делает это абсолютно добровольно и бесплатно. Иногда ему компенсируют бензин, да и то не полностью. Может, когда что из продуктов перепадет. Остальное додумывайте сами.

Кстати, одна из таких баз, где останавливаются грузовики российского гумконвоя, находится совсем рядом, буквально в километре от нашего дома: это складские помещения завода МЗША (Макеевский завод шахтной автоматики).  В январе-феврале там разгружались белые грузовики с эмблемами российского МЧС. Не весь конвой конечно, а где-то до 10-15 машин за раз. В дни разгрузки, и в последующие дни, на базу съезжалось много автомобилей – ополченских, легковых и грузовых – которые разбирали этот груз. А однажды (это было 31 января в 9 вечера), эту базу обстреляли из системы залпового огня «Ураган» якобы со стороны украинской Авдеевки. Ракеты пролетели буквально у нас над головой, впечатление скажу вам, незабываемое. Часть ракет упала в жилой сектор, но по счастливой случайности никто из мирных не пострадал. Украинская пропагандистская машина тогда отрапортовала, что уничтожила чуть ли не целый артиллерийский дивизион врага.

Однажды российскую гуманитарку довелось получить и моему отцу, как работнику шахты «им. Засядько». Не было бы счастья, да несчастье помогло. Российский МЧС после аварии на шахте 4 марта, когда погибли 34 шахтера, пригнал в Донецк «внеплановый гумконвой», и всем работникам предприятия  выделили по 5 кг российских муки и сахара и один литр растительного масла. Все продукты выдавали «на вес», вряд ли там были искомые количества, но и на том спасибо.

Из-за несоответствия размеров российской помощи и многочасовыми живописаниями ее роли для местного населения по ТВ, ходят множество слухов и историй (в том числе  с видеоподтверждениями) о ее воровстве и приторговывании. Возможно, через некоторое время в республике появятся новоявленные «подпольные  миллионеры» (как персонаж «Золотого теленка» Ильфа  и Петрова гражданин Корейко, который сделал свое состояние на торговле эшелонами продовольствия во времена голода), сколотившими капитал на торговле гуманитаркой.

Еще один канал, по которым продукты попадают к населению – церковный. Пару раз такая помощь попадала к одним моим знакомым, по линии украинской православной церкви московского патриархата. Продукты, правда, там были преимущественно украинского производства. Священники развозят продукты по своим приходам по своему усмотрению. По составу такая помощь несколько скромнее Ахметовской, но дареному коню ведь в зубы не смотрят?

Есть еще и гражданские волонтеры, которые на свой страх и риск возят передачи через границу.  Кто по зову души и совести, кто для того чтобы заработать. Наши друзья из Ставрополья трижды пользовались таким каналом, чтобы отправить нам продукты и вещи. Две первые посылки пришли успешно, а третья уже как три недели пропала где-то в Луганске, вместе с человеком, который взял ее на хранение и дальнейшую переправку.

Есть волонтеры, которые занимаются этим и с украинской стороны. В том числе делая на этом бизнес. Знаю человека, который занимается доставкой грузов на «Новую почту» (курьерская служба) в Селидово (Донецкая область, территория подконтрольная Украине) из Донецка и обратно. Он оформил себе пропуск в зону АТО, позволяющий проезжать блокпосты официально, и колесит туда и обратно.

Грозит ли Донбассу голод? В текущей ситуации – вряд ли возможен тотальный, массовый голод. Единичные случаи конечно есть и будут. Сейчас установилось некое равновесие, когда Ахметов кормит население, Россия  - ополченцев, кто-то умудрился еще сохранить гражданскую работу и какой-то доход. Ручейками продукты провозят гражданские и волонтеры. Несмотря на необъявленную блокаду, существует очень много способов доставить продукты и из Украины – минуя блокпосты по полям и лесопосадкам, либо платя взятки украинским пограничникам. Предприниматели начали понемногу привозить товар из России, но с той стороны границы также все не так просто. Российские аналоги стоят намного дороже украинских, а тут еще и покупательские возможности населения Донбасса упали многократно. Если возобновятся военные действия, и подвоз продуктов уменьшится или станет невозможным, то это станет катастрофой для местного населения, так как внутреннее производство продуктов питания в Донбассе гораздо меньшее его потребностей. Это бывший индустриальный регион, в котором приоритет был у промышленности, а не у сельского хозяйства.

Сейчас Россия анонсировала очередной великий и спасительный гуманитарный конвой: на этот раз с семенами для посевной. Надеюсь, что это правда, а не очередной пропагандистский ход. Поля стоят незасеянные, а кое-где еще и не разминированные.

Напоследок цитата из книги «1984» Джорджа Оруэлла:

 «Голос в телекране прервался. Душную комнату наполнил звонкий, красивый звук фанфар. Скрипучий голос продолжал:
«Внимание! Внимание! Только что поступила сводка-молния с Малабарского фронта. Наши войска в Южной Индии одержали решающую победу. Мне поручено заявить, что в результате этой битвы конец войны может стать делом обозримого будущего. Слушайте сводку».
Жди неприятности, подумал Уинстон. И точно: вслед за кровавым описанием разгрома евразийской армии с умопомрачительными цифрами убитых и взятых в плен последовало объявление о том, что с будущей недели норма отпуска шоколада сокращается с тридцати граммов до двадцати».

(продолжение на http://www.proza.ru/2015/03/29/163)

P.S. Часть из посылки, которая затерялась где-то в Луганске, все-таки пришла к нам позже. Где-то спустя месяц после отправления из Ставрополя. Как оказалось, на какой-то стадии пересылки, она лишилась более чем половины своего первоначального содержания – из нее изъяли большую коробку памперсов и еще одну коробку с детскими соками. Из трех коробок к нам попала только одна. Да и ту, как выяснилось, вскрывали, и заменили ряд вещей, нам положили вместо изъятого (наверно для веса или объема) хозяйственное мыло, дешевые одноразовые станки для бритья, порошок для чистки раковин, поваренную соль, и самое удивительное – пачку женских прокладок.


Рецензии
Правдивая информация. Всё это есть в соцсетях. Полная информация. Но это конечно труднее, чем смотреть в телевизор.

Владимир Прозоров   26.04.2018 20:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.