Глава 7

ГЛАВА 7

Август 1812 года
 Ставка Александра 1 Смоленск.
Александ Павлович восседал за письменным столом в своём кабинете и удручённо взирал на лист бумаги
-Что случилось,дорогой?Ты мрачнее тучи!Неудачи на фронте?Но мы не допустим французов в Москву.-успокаивала императора Ольга.-Что тебя так гложет?И что за бумагу ты подписал?
-Я колебался три дня и принял важное решение.-решительно объявил император
-Я ни одной секунды не сомневаюсь,что ты принял мудрое и верное решение.
-Я оказался не шибко талантливым полководцем.Наша армия отступает и несёт огромные потери.Неполеоновские отряды уже в Литве хозяйничают.Я слагаю с себя звание фельдмаршала и передаю командование русской армии Кутузову,на чём настаивал Чрезвычайный комитет.
-А точнее троица твоих друзей.Сергей ,Коля и Петя.Я давно вас раскусила и в курсе о вашем тайном совете,который управляет огромной Россией.Они руководят тобой,как мальчишкой.Они в России -власть,а не ты.
-Ты ошибаешься.Они правы,к моему прискорбию.Я не блестящий военнокомандующий.А Наполеон гениальный полководец.Кутузов завтра уже прибудут сюда и примет командование.
-Храни тебя Господь.
-Ты куда-то собралась?
-На конюшню.
-Ты желаешь прокатиться на лошади?
-С Вашего позволения.Дочки  с гувернанткой занимаются,а я должна держать себя в форме.
-Что ж,ступай.А тебе очень идёт эта амазонка.Далеко не заезжай.-напутствовал её царь наслаждаясь её детской радостью.
-Я буду благоразумна.Мне ещё в свой будуар зайти нужно.Я там хлыст забыла.
Княгиня поспешила в свои аппартаменты.Она привыкла к кочевой жизни с Александром.Куда бы он не соизволил ехать она следовала за ним.
-Акулина,подай мне перчатки и хлыст!-распорядилась она.
Акулина подала требуемое хозяйке.
-Сходи за моими дочками.Они в классной комнате с гувернантками занимаются.Приведи их ко мне.-приказала Ольга.
Горничная помчалась исполнять приказание негласной некоронованной императрицы.Княгиня села в кресло,открыла свой любимый роман и предалась чтению.Вдруг позади неё мелькнула какая-то тень.Ольга обернулась.Над ней сверкнуло лезвие ножа.Ольга зажмурилась от испуга.В тот же момент кто-то схватил покушавшегося за запястие,ладонь его разжалась,нож полетел вниз и вонзился в дубовый паркет.Затем спаситель сбил с ног покушавшегося и заломил ему руки за спину.
-Княгиня,тебе ничего не угрожает.-заверил её Сергей Раевский.
-Сергей,от куда ты?-поразилась Ольга.
-Из шкафа.Я прятался в твоём гардеробе.Следует допросить этого негодяя.И если он не развяжет свой поганный язык ,пристрелить его,как шелудивого пса.
-Не надо.Пощадите-завыл покушавшийся.-Мария Антоновна,помилуйте меня!Вельможная пани ,я всё расскажу,только заступитесь за меня.
-Мария Антоновна?-опешил князь
-Она перед тобой-призналась княгиня-Я,Мария Святополк-Четвертинская!Да,я полячка.Но я не та французская шпионка ,которую вы ищите.
-Выкладывай все подробности своей яркой биографии.А этого пока для надёжности я отправлю куда следует.-потребовал князь-Ребята выходите!Заберите этого лазутчика.
Из шкафа вылезли Петя и Коля.
-Добрый вечер,Ольга Дмитриевна!Пардон,мы тут наследили.-поздороватся Петя.
-Здравствуйте ,Ольга Дмитриевна!Разрешите войти?-поклонился Коля
 Княгиня закатила глаза.
-Она у нас пани Четвертинская!Напомнил Сергей.
-Здравия желаем ,пани!-исправился Петя.
Когда покушавшегося увели Сергей и Ольга остались наедине.И княгиня начала повествовать о себе.
-Я родилась в Варшаве.Мой отец Антоний Четвертинский.Отец способствовал сближению Речи Посполитой с Россией.Мать моя умерла,когда мне исполнилось пять лет.Отец женился на мачехе.Мачеха занималась моим образованием и воспитанием.Но вспыхнуло восстание ,которым предводил Костюшко.Восставшие требовали новой конституции от короля Станислава.Они надеялись на помощь Франции.Императрица Екатерина 2 ввела русские войска на подмогу королю и для защиты законного правительства.Сочувствующего России и стоявшего за короля Станислава моего отца разъярённая толпа линчивала на площади прямо на моих глазах.Мачеха стала вдовой,а я круглой сиротой.Екатерина Алексеевна взяла под покровительство нашу семью и тайно вывезна меня с мачехой и моей старшей сестрой в Питер,где окружила своим вниманием и заботой.
-У тебя имеется старшая сестра?-встрял в признательный монолог княгини Сергей.
-Её зовут Жанетта.
В будуар княгини впорхнула девочка тринадцати лет в белом воздушном платье перевязанное на талии широким малиновым поясом.В пепельных волосах девочки были приколоты живые цветы.За ней робко пряталась её четырёхлетняя сестра.
-Мамочка,я выучила играть пьесу на рояле.-радовалась отроковица.
-Мама не верь ей!Она врёт всё.Дубасит по клавишам,как курица лапой.-наябедничала малышка.
-Марина,что за манеры?Вы с Софией можете пройти в людскую ,полюбоваться на новорождённых котят и выбрать себе самого лучшего.-прервала их княгиня.
-Но ты же не разрешала раньше нам зевести котёнка,так как у тебя аллергия на кошачью шерсть.-недоверчиво покосилась на мать Марина.
-Нынче разрешаю,если вы обе сей момент испаритесь от сюда.-кипела княгиня.
-Ты так и не дозволишь мне свидание с дочерью?Вмешался князь-Не вспомнишь,что официально обе эти очаровательные девочки носят мою фамилию и я являюсь их отцом?Хотя родной дочерью я считаю только Марину.Вот она -моя плоть и кровь.
Князь приблизился к Марине и положил ей на плечо свою тёплую широкую ладонь.
-Не смей каверкать их неокрепшие нежные души своими нелепыми признаниями!-обозлилась на него княгиня.-Дочка не слушай бред этого господина.
-Мама,-оборвала её Марина-Для всех давно уже не тайна мадридского двора,что он мой батька.
-Кто тебе уже такое насплетничал?-ошалела княгиня.
-Мама,да наплюй на это и разотри!-зачирикала Марина.-Ну не дочь я Александра Павловича!А ,что толку Сонька родная дочура императора?Всё равно ей престол не видать,как собственных ушей.Мы с ней в одном положении.На равных.
-Марина,ты выходишь за рамки приличия.-княгиня опешила от откровенности и подросткового максимализма девочки.
-Папа,хочешь я тебе пьесу сыграю на рояле.-Марину распирало от счастья.
-Непременно хочу!-утвердительно кивнул князь.-А ты учти,княгиня,я забираю детей на каникулы.Они погостят у моей матери в имении.
Отец и дочь направились в музыкальный салон.Марина села к роялю,открыла крышку и бойко заиграла полонез Огинского.Её пальчики проворно забегали по клавишам.
-Пап,а тебя могли убить?Я молилась за тебя.Вы же не сдадите проклятым французам Смоленск?-тараторила Марина.
-Боюсь,дорогая,через несколько дней враг будет у ворот Смоленска.Александр Павлович и вы с мамой уедете в Петербург.Я же остаюсь организовывать оборону и защищать город.Если мы удержим Смоленск,спасём всю Россию.
Позже Раевский опять заглянул в будуар княгини.
Я зашёл попрощаться перед твоим возращением в Питер.-промолвил тихо князь.
-Береги себя ,Сергей!-вырвалось у княгини.
-Тебе действительно моя участь хоть капельку не безразлична,моя любимая паночка?-в словах князя проскользнула ирония.-Что же произошло?Мы с тобой жили счастливо и безбедно в особняке на Фантанке.Ты купалась в роскоши,одевалась в дорогие до безобразия наряды,увешанная бриллиантами.Вела расточительный образ жизни и я потокал твоим прихотям.Что тебе понадобилось ещё?Титул некоронованной российской императрицы?Исключительность?
-Обличай меня,как вздумается!-обречённо вздохнула княгиня.-Думаешь меня саму не тяготит уже моя исключительность,как ты изволил выразиться?
-Так брось всё и я отвезу тебя и детей к своей матери в имение.Заживём скромнее.Не предаваясь бесконечным балам пирам и увеселением.Это не наша стезя.
-Александр-моя судьба!Так ,видимо написано у меня на роду.
-Моя паночка,не печалься!-Сергей обнял княгиню.
-Где ты пропадал раньше?Изчез и ни слуху,ни духу!Бросил меня беременную на произвол судьбы!
-Я же признался тебе,что попал в плен.Потом ,у тебя были средства к существованию и кров.
-А то,что меня преследовали люди Понятовского,которые растерзали моего отца только за то,что он благоволил братьям -славянам русским и связывал будущее Польши Россией?Ко мне подсылали наёмных убийц.Весь мой род Четвертинских нынешняя пронаполеоновская польская власть намерена истребить под самый корень.Я подвергалась чудовищному риску быть убитой.Моё теперешнее положение -гарантия сохранности моей жизни и жизни моих детей.
-Я был последним дураком.Я один виноват во всём и несу наказание.Мне пора,моя паночка.
-Храни тебя Господь!Пусть рука твоя не дрогнет,разя врага.-княгиня поцеловала Сергея.-Благославляю!
-Ольга!
Нет!Нет!Маша!-возразила княгиня.-Скажи тяжело любить полячку?
-Да ещё которая восседает на российском троне?Тяжело не любить тебя.
Всю ночь грохотали разрывы пушечных ядер и кананады.Грохот их врывался даже в спальню императора.Княгиня ворочалась на кровати и не могла заснуть.Она прижалась к Александру и уткнулась в его грудь.
-Господи,там же гибнут людти.-прошептала княгиня.
-Аля гер ком аля гер.-филосовски заметил царь.
-Сколько ещё эта война продлится?
-Ну вот намочила слезами подушку.Теперь спать сыро.-пошутил Александр.-Мы совершим с тобой поломничество по монастырям и святым местам.Помолимся,чтобы Господь даровал нам победу.Любого,кто тронет тебя я сотру с лица земли.Даже Бонапарта.Спи ,дорогая!
Но уснуть ей не довелось.В двери спальни постучали.Княгина накинула на себя шёлковый красный халат и встала открыть двери.В дверной проём протиснулась Акулина.
-Ваша светлость,София мечется в бреду по постели.Ей очевидно кошмар приснился.
-Я мигом.!Бегу!-встрепенулась княгиня.
Влетев горлицей в детскую,княгиня принялась ворковать над дочерью.
-Что моё солнышко приключилось?
-Мне опять кошмарный сон приснился-захныкала малышка-Что я лежу в гробу в белом подвенечнем платье и фате,как невеста посреди цветов.Я умру,мама!Мне предстоит умереть!
-Ну,что ты Сонечка ?Это всего лишь сновидение и оно развеялось.Это всё ерунда.Засыпай,доченька.
-У меня предчувствие-плакала девочка.
-Надо её врачу показать.-запричитала Акулина.-Не ладное что-то с ребёнком твориться.
-Неприменно вызови доктора.-распорядилась княгиня.-Пусть определит,что у неё с нервной системой.
Княгиня взяла дочку на руки и стала её качать ,напевая колыбальную
"Вьюн над водой.Ой,вьюн над водой.
Ой,вьюн над водой расстелается.
Жених у ворот.Жених у ворот.
Жених у ворот дожидается."
Малышка утихомирилась,закрыла глазёнки ясные,как две звёздочки и заснула.
Фактически вторая семья императора завтракала в столовой за столом в спешке.В столовую бесцеремонно ворвался Раевский.
-Ваше императорское величество,более нельзя оттягивать ваш отъезд в Петербург.Наши войска еле еле сдерживают натиск французов.
-Спасибо жтим месье,что дозволили нам позавтракать в относительно спокойной обстановке.-засмеялся Александр.-Как мило с их стороны.
-Экипажи уже готовы.-торопил их князь.
-Да,мы уже одеты и спускаемся вниз.-Александр допил остатки кофе.От него исходило изумительное благоухание одеколоном.
-Папа Саша,-скривила рожицу Марина.-Фу,как непатриотично нынче пользоваться французской парфюмерией.Говорят,Наполеон очень любит выливать на себя половину флакона "Тройного одеколона",
-Вы правы мадмуазель !-отшучивался царь.-Как это подрывает престиж Российской империи.
Эвакуировать пришлось не только вторую семью императора,но и всю ораву придворных,которые за императором следом и больше мешали делу,чем содействовали.Садясь в экипаж,княгиня обернулась вдруг и заметила в окне пкчальную фигуру Раевского,наблюдавшего за ней.Она ,сложив вместе три перста перекрестила то окно и влезла в экипаж.
-Раевский блестящий боевой храбрый офицер.Я ценю его профессиональные качества.У меня о нём скопились лишь хвалебные мнения.-произнёс Александр.-Не страшны ему ни пуля,ни штык.У него велилилепная военная карьера.Я не стану этому препятствовать.Он может просить у меня любые сокровища,всё что пожелает.Единственное,что я не смогу ему отдать,оторвать от себя-это тебя.
Внезапно их оглушили оружейные залпы и над древним Смоленском раздалось громогласное "Ура!"
-Что происходит,Саша?-запаниковала княгиня.
-В армию прибыл Кутузов и солдаты от переизбытка счастья всвязи с его приездом салютут ему.Встреча Кутузова устроена пышнее,чем отъезд императора.Солдаты уповают на него,как на спасителя.
Как не старалась императорская чета избежать встречи с фельдмаршалом,но тот, как нарочно,выехал им на встречу на дороге.Александр поджал губы и процедил сквозь зубы
-Вот и наш спаситель Руси.
Кутузов покинул пролётку и направился в сторону императорской кареты.Александр и княгиня тоже вышли.
-Здравие желаю!-почтительно склонился Кутузов.
-Наконец,Вы,Михаил Илларионович удостоили нас своим визитом-ухмыльнулся Александр.-Солдаты на каждом углу вопят:"Приехал Кутузов бить французов!"Настолько непоколебима их вера в Ваш талант.
Я не особо разделяю их радужное настроение.Возможна перспектива оставить Москву!-насупился Кутузов
-Оставить Москву?Первопристольную?-ахнула княгиня.
-Да,позвольте познакомить Вас,фельдмаршал,с моей супругой княгиней Раевской.А это наши две дочери Марина и Софья!-скороговоркой зачастил император.
Один здоровый глаз Кутузова заискрился лукаво.До старого полководца уже давно дошли вести о сожительстве Царя с полькой.Второй глаз полководца был перевязан чёрной повязкой.
-Весьма рад!-галантно расшаркивался Кутузов.-Значит так!Времени ,что-то предпринять ,чтобы не пустьть в Москву неприятеля у меня,увы,нет!Будем организовывать ему "тёплый" приём в ней!
-Что за пораженческие у Вас речи!-возмутился Царь.
-Бог не выдаст,свинья не съест!-пробурчал Кутузов.-Вам с женой повезло,Ваше Величество!
Вечером фельдмаршал отдыхал в своей ставке,развалившись в вольтеровском кресле.Перед ним вытянулся по стойке "смирно" Сергей.
-А,князь Раевский?-усмехнулся Кутузов.-Главный рогоносец Всея Руси явился?
-Вот,даже Вы,Михаил Илларионович,так меня уже величаете.-огорчился и понуро опустил глаза Сергей.
-Почему не проверил караулы,спал как сурок?
-Прошу прощения,задремал маленько!-гаркнул князь.
А если бы я не перестраховался,сам бы не проверил?
-Простите!
-Будешь нюни из-за бабы распускать,под требунал отдам!
-Я нечаянно.
-Полно оправдываться!Женщин стоит любить,если среди них встречаются такие экземпляры,как княгиня Раевская!


Рецензии