Песнь Заратустры

(интермедия)

«О, Братья мои! Я с теми, кто знает и хочет познавать».
Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»)

Прошло время, и один из тех, кто был тогда у Белой горы, — звали его Хасим, и был он мытарем* — видел, что делал Заратустра, видел, но остался слеп, ибо не узрел соединения. И был сон ему: пришёл Иблис**  к нему и сказал:
— Ты тот, кто не поверил, ибо не поклонился Архумазде (Богу).
Увидев его, Хасим испугался и спросил:
— Зачем, ты пришёл?
— Я пришёл тебе сказать, чтобы ты разрушил Храм. За это я избавлю тебя от податей.
— Что я должен сделать? — спросил Хасим.
— Разрушить Храм со всем, что внутри Него, ибо он не из камня, а из плоти.ч Вот тебе оружие. Ты найдёшь его перед собой когда проснёшься. Помни, ты всё должен сделать сам, — сказав это, Иблис удалился тёмным туманом.
Заратустра уже предвидел, что будет с ним. Он подошёл к чистому ручью, чтобы принять это. Он долго смотрел в чистые воды ручья и видел, что станется с ним. И пришёл туда же Хасим, спрятав то, что дал ему Иблис.
И сказал Хасим мудрецу:
— Это ты учил у священной горы, чтобы солдат бросил копьё своё и меч свой?
— Да, я так говорил.
— Это ты сделал так, что слепой прозрел, ибо соединился с той, которую любит?
— Да, я сделал это, — ответил мудрец.
— Так научи меня, чтобы я поверил в это.
— Хорошо, я научу тебя. И спою тебе свою последнюю песню. А потом ты сделаешь то, ради чего пришёл сюда.
— Да, я сделаю так, как ты сказал.
— Слушай же! Первое — сокруши Болвана***, что сидит внутри тебя и говорит со мной. Второе. Видишь дирхем, — Он достал монету из мошны. — На что он похож, если поднести его к огню? Он похож на огонь, но свет его хладен. Возьми и брось его в воду. Возьми камень, подойди и стукни его о кремень.
Когда Хасим выполнил это, посыпались искры.
— Запомни. В каждой искре — Он, кто говорит с тобой от моего имени. Зажги огонь внутри себя, и его не задует ветер.
— Я не могу сделать этого, ибо я подобен дирхему, — произнёс Хасим.
— Хасим, ты можешь это сделать, потому что пришёл упокоить то, что сидит во мне. Я много ходил по земле. Не было уголка, куда бы ни ступал я, и везде я искал то, что сидело во мне. Когда я понял это, я пришёл сюда, в Персеполь. В это время в столице умер царь. И склонившись над его ложем, я произнёс:
— Смотри, Куруш, и увидишь свет, что снизойдёт на тебя.
Он открыл свои глаза и произнёс:
— Это ты?
Тогда я промолчал, ибо нашёл то, что искал.
Прослушав всё, Хасим сказал:
— Он воскрес, но лишь на миг, что означает то, что ты говорил мне.
— Я говорил тебе, что каждый что-то знает, но не каждый хочет познавать. Редко кто видит в себе огонь, что зажёг Он. А теперь, всё ли ты понял, что я сказал тебе?
Хасим кивнул.
— Тогда делай то, зачем пришёл сюда, ибо время моей песни прошло, — промолвил мудрец.
Когда всё было сделано, Хасим совершил обряд предков и развеял прах Заратустры. Сам же долго разглядывал свое отражение в чистом ручье, пока, наконец, не утопился.
Так говорит Авеста о последних днях жизни Заратустры.

  * Мытарь — сборщик налогов.
 ** Иблис — дьявол.
*** Болван — здесь идол.


Рецензии