Времен связующая нить. Тамдра
Нам разрешили самим пройтись по остальным залам музея. Зал этнографии, и в нем коллекция устройств 19, 20 века для хранения информации – фонограф Эдисона, патефон, они стоят молча. «Молчание – золото», но вдруг так захотелось услышать их голос.
Беседую с научным сотрудником музея, объясняю, что мне интересны технические устройства, а она предлагает мне взять для изучения предметы, издающие и сохраняющие звук. В коллекции оказались музыкальные инструменты народов, проживающих на Кавказе. Мне пояснили, что особенных описаний к предметам нет. Основная информация об экспонатах в музее тоже из Интернета. Ну вот, зачем тогда музей, то ли разочарование, то ли досада на какой-то миг, что все зря, напрасно.
Какие-то скучные балалайки, скрипки, а я же физик, я хочу изучать технические устройства и принципы записи информации.
Как примерная ученица начинаю поиск с первой фотографии, сделанной в музее, на этикетке надпись: «Тамдра – туркменский национальный музыкальный инструмент». И сразу сюрприз! нет такого слова в поиске Яндекс, Гугла, вот если «Тамара», то, пожалуйста, сколько хочешь, а «тамдра» – нет такого и всё, не бывает.
Первое, с чем пришлось столкнуться при изучении музейного предмета – название, словообразование, откуда произошло, почему?
Долгие поиски в Интернет помогли понять следующее, что название "тамдра" было дано туркменскому музыкальному инструменту "дутар" поселенцами из Туркмении в Ставропольском крае.
Существуют различные названия инструмента и версии происхождения названий. Считают, что самое распространенное название "дутар" или персидское "дотар", происходит от "до" — два и "тар" — струна.
Еще одно древнее название инструмента - туттар. Его связывают с тем, что корпус и гриф первоначально изготавливали из тутового дерева.
Самое близкое к названию "тамдра" название инструмента в йомудском (это западные и северные области Туркмении) диалекте - "тамдыра". Играющего на инструменте музыканта называют "тамдырчы". Слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра (глиняной печи)". В процессе изготовления деку дутара сначала сушат в тени, а затем закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело звонкость.
Если сложить вместе все названия инструмента, то оказывается, что о нем можно узнать очень многое: как он выглядит, из чего и как его делают.
А если послушать звучание дутара, то можно предположить, что его название близко к звукам, которые он издает: например, казахи и кыргызы считают, что инструмент издает звуки: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр", а отдельные туркменские племена воспринимают звучание как "таммыр-таммыр". Вот вам и еще одна гипотеза происхождения слов "тамдыра" и "домбра".
Фото авторское (2013г.) из экспозиции "Зал этнографии, кочевые народы, туркмены" Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
Свидетельство о публикации №215032302410
Такие вопросы задаёт себе человек не равнодушный. И мне тоже интепесно?
С любопытством.
Твой
В.
Вахтанг Рошаль 23.02.2016 05:22 Заявить о нарушении
практически те же.
Но многое в этом мире изменилось.
И об этом рассказывает-
http://vk.com/doc179864260_401960703 - Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней.
Желаю всего хорошего,
Елена
Нефея 25.02.2016 21:45 Заявить о нарушении