Свидание с Буддой

                Мы с подругой Ольгой празднуем свои дни рождения в первых числах зимнего месяца февраля. Разрыв между датами - всего неделя. Февраль, на мой взгляд, самый ледащий месяц в году. Похоже, что составители календаря разделяли мою точку зрения, если сделали этот месяц самым коротким. День, когда родилась я, то есть 6 февраля, и вовсе в народном календаре называется убогим полу-именем «Аксинья-Полухлебница».  Согласитесь, что  оставаться в это время, почти в Сибири, где зима длится девять месяцев из двенадцати,  когда  есть на земле страны с  круглогодичным летом - неразумно и  расточительно для жизни в целом.

- Олюшка, велика вероятность, что нам не удастся  увидеть остатки Земли, ведь грядущие пенсионерки уже. Полетели в Индию! Там лето, солнышко, океан, развлечения.  Право  в конце зимы нам - северянкам, жизненно необходимы витамины. А в Индии  фрукты, зелено, весело, ярко, там вечный праздник, наркотики. Тебе за прожитое время удалось попробовать кокаин? Нет? И мне - нет. А там по слухам, на каждом шагу продают это лекарство «от серости». Вот выйдем на пенсию, то денег не хватит на  недополученное удовольствие. Нам не о чем будет вспоминать в глубокой старости! Поверь, страшиться нечего!  На днях читала заметки путешественника Мухаммед ибн БатТута.  Он писал, что в этой стране на жителей достигнувших пятидесятилетия не распространяются законы о наказаниях за различные правонарушения. Представляешь? Там мы ничем не рискуем, даже если пустимся во все тяжкие. Знаешь, мне иногда кажется, что время незаметно уходит назад все дальше и дальше, и по мере того как оно уходит, в физическом плане  я претерпеваю  отрицательные изменения, а в метафизическом - чем старше  становлюсь, тем бесшабашнее себя ощущаю. А ты?

               Так, или примерно так, я уговаривала подругу отправиться в путешествие на ГОА в феврале 2015 -го года. Оля раздумывала, соглашалась и не соглашалась. А мне так не хотелось отмечать свой день рождения, и дату выхода на пенсию дома - среди обыденности, где пространство вокруг словно покрылось пеленой беспросветности и безысходности и все настолько надоело, что, кажется, потерян смысл жизни.  Если честно, мне уже давно надоело жить, как-то ощупью, в постоянном  беспокойстве за благополучие близких, работы,  здоровья.  Да и  в  сам день рожденья  не хотелось устраивать застолий, выслушивать избитых поздравлений и привычных пожеланий. Впрочем, что можно пожелать человеку, у которого всё, или почти всё - состоялось?  И, дело вовсе не в пенсионном событии. Мне нравится мой возраст, когда уже можно, ещё можно и всё можно! Просто наскучила зима, и надоел холод. Хотя, если взглянуть глубже, с научной точки зрения, то подобная хандра объясняется довольно незамысловато – маленький световой день. Нехватка солнца, вот главная причина усталости, и ощущения, будто мне уже бесконечно много лет.
               
 - Полетели, Оля! Только подумай, что полмесяца мы будем без плохих и хороших новостей. Полмесяца  без домашних, политики, гражданских позиций и вопросов защиты животных…
 
- Ладно, ладно убедила, ответила Оля. Только не хочу я в Индию. Там нищета, грязь, микробы, насекомые. У нас иммунитет заточен под  тридцатиградусный мороз, в котором вирусы не выживают. Мы не были в Шри-Ланке,  может, туда слетаем?
               
            Шри-Ланка, так Шри-Ланка!   Очень быстро, чтобы она не успела передумать, согласилась я.   Чуть дольше, мысленно я отказывалась от мечты побывать в индуистских храмах: Брахмы - созидателя, Шивы - разрушителя, Вишну - восстановителя разрушенного, ну да, Бог с ними.

            Шри-Ланка считается центром буддизма, к которому я давно чувствую тяготение, как к очень соблазнительной религии.  По сути дела буддизм - скрытый атеизм. Часто задаю себе вопрос:   «Почему, в силу исторической случайности мы, христиане, не оказались  буддистами? Ведь мы, русские-  столько лет мы жили в состоянии отрицания  Бога, как  буддисты, не признающие существование души и Бога. Вот и мои взаимоотношения с религией - непонятны. А может это издержки образования? Хорошо помню предмет «научный атеизм», из учебников которого и получила общие знания о религиях мира. В буддизме мне особенно нравится то, что он для всех, а  не только для браминов и прочих избранных.   Всегда  хотела побывать в буддистских храмах на Тибете или в Непале, где родился Будда, но Шри-Ланка тоже подойдет. К тому же, ссылая Адама и Еву на землю, Бог был милостив: он выбрал для них уголок, не слишком отличавшийся от Рая.  Это был остров.  По преданию именно здесь, то есть в Шри-Ланке, оказались наши опальные прародители после ссылки. Почему бы и нам не побывать там?
          
             Оля приобрела для нас туры, с проживанием в пятизвёздочном пляжном отеле «Роял Бич» в городе Калутара, что находится в восьмидесяти километрах от Коломбо, деловой столица государства Шри-Ланка. В назначенный день, то есть пятого февраля 2015 года, мы отправились в путешествие на сей, ещё неизведанный нами, райский остров. 
             До вылета из всемирной паутины кое-что я узнала об этой стране: «Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка; - государство в Южной Азии, которое  длительное время было колонией Великобритании и получило независимость лишь 4 февраля 1948 года. Первые поселения существовали здесь  2 000 лет назад.  В 8-ом веке земли захватили арабы, а в 16-ом португальцы, затем голландцы. Последним «владельцем» выступала Великобритания, назвав колонию Цейлоном. Только в 1972 году страна была переименована в Шри-Ланку и перестала быть доминионом Великобритании.  26 лет на острове шла гражданская война между правительством и партизанской организацией «Тигры освобождения Тамил-Илама». В 2009 году правительственным силам удалось установить контроль над очагом сопротивления. Глава государства — президент. Шри-Джаяварденепура-Котте – официальная  столица государства.  Остров омывается водами Индийского океана и Бенгальского залива.  Древнейшие жители острова —  веды.  Сейчас на острове проживают сингалы, тамилы, ланкийские мавры и бюргеры.  В декабре 2004 страна сильно пострадала от цунами, вызванного землетрясением у берегов Суматры. Главный праздник на Шри-Ланке — 4 февраля «День независимости».  Выходными днями, кроме субботы и воскресенья, являются дни полнолуния, Poya Day, предназначенные для медитаций. Национальный цветок Шри-Ланки — Звёздный лотос. А ещё на острове богатейшая флора и фауна субтропического климата               
 
         Летели мы день и ночь, и только к утру 6 февраля оказались в Коломбо. Встречающий гид посадил нас в автобус, и по дороге в Калутару,  что-то невнятно рассказывал о стране. Его русский язык был настолько плох, что нам едва удавалось разбирать некоторые слова из всего повествования. В отеле пришлось заплатить за дополнительные сутки, чтобы сразу отправиться в номер, а не ждать часа "икс" для стандартного заселения, хотя по договору, это мы потеряли целые сутки обслуживания. Найти крайних по горячим следам нам не удалось, впрочем, особо мы  не старались, потому что смертельно устали от перелёта и мечтали скорее оказаться в постели. Номер на первом этаже, трёхэтажного отеля, оказался уютным, по-домашнему милым. Две односпальные кровати под декоративными балдахинами, балкон, с которого открывается вид на внутренний двор и бассейн с баром на воде, а вдали сначала слышен, а потом уже виден Индийский океан. Поспав несколько часов, мы отправились на влекущий неведомый берег Индийского океана. Зрелище было завораживающим.  Трудно по памяти передать ощущения от первой встречи с  океаном, но я постараюсь. «Неспокойный океан, как дикий зверь рычал, и кидался на нас, взмывая волну выше человеческого роста. Глядя на воду, я постепенно перестала чувствовать бедную ограниченность моих созерцательных способностей. Целый мир распахнулся передо мной, в трёх, четырёх, десяти мерном изображении.  Казалось, что я больше не стиснута со всех сторон - несовершенством моих чувств, временем, обстоятельствами, личными и незначительными подробностями моей жизни, моими физическими особенностями. Всё, от меня самой, до неопределимого множества самых разнородных вещей-предметов и мыслей, самолётов, дорог, городов, невнятной речи гида, воспоминаний, поворотов, узеньких улиц и ожидания, зрительных впечатлений и унылости, в которой последнее время проходило мое существование, исчезло в воздушном и водном пространстве, открывшемся взору. Невероятная даль, бездна океана, ждала, звала, манила меня к себе и в себя». 

        Флаг на берегу, между тем был жёлто-красным, что означало - плавать разрешается. Оглушённые мощью океана и, как бы выпавшие на некоторое время из существующей реальности, мы наконец-то очнулись и огляделись по сторонам. Берег чистый, не обустроенный лежаками и зонтами на европейский манер, был практически пуст. Только местные жители, желающие заработать на туристах,  сначала прятавшиеся в тени прибрежных пальм,  скоренько окружили нас. Многие из них, зная некоторые русские слова,  пытались общаться с нами при помощи этих слов и жестов.  Лениво отмахнувшись от облепивших нас бич-боев, предлагавших различные поездки, массаж и прочие услуги, торговцев продающих ненужные  нам товары, фрукты, сувениры мы решили войти в воды океана.  Плавающих людей было немного. Всего несколько голов торчало на поверхности, и те время от времени скрывали под собой налетающие волны. Недолго думая, не оценивая степень опасности  коварного, но такого влекущего  океана, мы разделись и смело шагнули в воду. Сначала волны водой и песком попытались выкинуть нас назад на сушу. Затем, накрыв как одеялом с головой, потерявших ощущение собственного тела, крутя и переворачивая,как брёвна топляки, волны потащили нас за собой в глубину.  Сплошной девятый вал почти полностью снял с меня плавки от раздельного купальника, а Ольгу ударил по ноге так, что она все последующие дни ощущала боль. Думаю, что людям, стоявшим на берегу, наше кувырканье доставило несколько минут здорового смеха. Кое - как мы выбрались на берег, сели на песок, и грустно осознали, что поплавать и понырять, кроме как в бассейне, здесь нам вряд ли удастся. Мы не ошиблись. Океан всё время нашего отпуска был таким же неприступным. Позднее мы научились справляться с волнами, и даже качались на них, как на качелях, а тогда решили, что время пребывания в этой стране нужно заполнять чем-то другим, а не морскими купаниями. Ещё до вылета в Шри-Ланку на туристических сайтах я читала отзывы туристов о правильной организации  отдыха, где  несколько раз натыкалась на имя местного парня Хаси. Многие  писали о том, что именно он организовал  настоящие, насыщенные и познавательные поездки вглубь страны.

- Оля, идём искать Хаси – сообщила я подруге.
- Какую ещё Хаси, объясни, пожалуйста. Зачем нам эта Хаси?
- Не возражай, сегодня мой день.

               Валяющийся под пальмой парень, с живописными дрэдами до пояса, как потом оказалось  «ростоман» по убеждению, к которому я обратилась, как ни странно понял, кого я ищу. Как мантру  приговаривая, слово «Хаси» он повёл нас по закоулкам убогого прибрежного поселения. Через несколько минут мы оказались в кафе с русским названием «Матрёшка». К нам вышел высокий, смуглокожий, кудрявый, молоденький сингал, ослепительно улыбнулся и заговорил на чистейшем русском языке. 

            С момента знакомства с Хаси наша стандартная поездка в Шри-Ланку превратилась в волшебное незабываемое путешествие.  Как оказалось, юноша несколько лет жил в Киеве и вернулся оттуда с около года назад, потому что  там начались известные политические события на майдане.  Хаси самостоятельно,  конечно, в силу обстоятельств и неуёмной тяги к знаниям,  за весьма короткий срок выучил и русский и украинский  языки.
 
- Как ты попал в Киев, Хаси?  – спросили мы.
- О, это трагическая история, которая сделала меня сильным и определила  дальнейший путь в жизни.

- Расскажи, Хаси! Это так интересно.
- Обязательно расскажу, вот поедем в далёкое путешествие, по дороге расскажу.
               
          Мы составили программу пребывания на острове, заказали праздничный ужин, и Хаси пошёл провожать нас в отель. Улочка, по которой  мы шли, была настолько узкой, что на ней не смогли бы разъехаться две машины. Впрочем, все улицы в Шри-Ланке очень узкие, поэтому автомобили передвигаются со скоростью не выше 60 км/в час. Движение здесь левостороннее, правил никто не соблюдает, а светофоры имеются только в крупных городах, но как ни странно аварии крайне редки.   Рядом с дорожным асфальтовым полотном, по которому мы шли,  проходит, проложенная ещё англичанами железная дорога,  рельсы которой связывают различные города со столицей Коломбо.  Время от времени  мимо нас мчались поезда похожие на наши древние электрички.  Окна и двери, заполненных  вагонов, были открыты,  а в часы пик пассажиры, в основном мужчины,  висели на подножках составов.  Мы шли вдоль  обветшалого каменного забора, некогда, скорее всего первый и единственный  раз покрашенного в белый цвет. За ограждением оказалось кладбище.

-  Я полагала, что тела умерших буддистов принято кремировать - немало удивившись, сказала я, краснея от собственного невежества.
- Не всегда - сказал Хаси.  В отверстие в стене мы вместе с юношей проникли за ограждение.  Кладбище с заросшими сорняками могильными холмами было захламлено, и выглядело, как помойка. Прямо на могилах паслось небольшое стадо коров.
-Почему погост в таком заброшенном состоянии? У Вас не оплакивают умерших и  не ухаживают за могилами?

- Оплакивают, конечно, но зачем ухаживать за могилой, если знаешь, что души человека там уже нет? Духовный наставник  подскажет родным, где найти душу, каким будет ее новый путь. Буддисты не считают похороны прощанием, для них это  путь к новой жизни.  По канонам буддизма, возможно новое рождение души, если прожить жизнь в гармонии, совершая добрые поступки и не причиняя никому зла. С момента появления на свет человек начинает свой путь не к смерти, а к перерождению. Погребальные обряды призваны помочь душе осуществить этот переход.

- Тогда каковы у Вас обряды погребения? Как хоронят? - не унималась я
- В предсмертные часы, по буддистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен монах для совершения обряда напутствия, во время которого он подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом.
- Очень похоже на наш церковный обряд – соборование. Он тоже  проводится у постели умирающего – заметила я – а потом?

 - После  смерти родственники узнают у монахов, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час, в какую сторону выносить тело, в общем, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам —   придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки. Тело заворачивают в ткань белого цвета, и хоронят на кладбищах или в уединенных, заброшенных местах. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти „стихий" — земле, воде, огню, воздуху или дереву. Раньше труп просто оставлялся в лесу или горах, где его пожирали звери. Сейчас чаще  хоронят на подобных кладбищах.  Иногда, но теперь редко, сооружают погребальный костер, а после сожжения развеивают прах покойного. Буддисты верят, что каждый человек несет ответственность за все свои действия не только  при этой жизни. Это основной закон, отменить который не дано никому, ведь последствия поступков,  могут повлиять на то, какой будет жизнь следующая. После похорон проводятся „очистительные" обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы „обеспечить" умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, что душа имеет обратное тяготение к семье" и ее надо снова „отгонять" молитвами, обрядами и пожертвованиями.

- А чьи коровы  пасутся здесь?
- Эти коровы никому не принадлежат. Они бродячие. У нас много бродячих коров. Их никто не ловит, не убивает, не доит. Постепенно они становятся дикими, но людей почти не боятся.
- Как  наши бродячие собаки?
- Да именно так. Я знаю, что недавно умер человек, который держал около двадцати дойных коров. Родственников не осталось и коров просто выпустили на волю. Может это они и есть.
 «Какой ужас» – подумала я,  и  мы ушли с кладбища, которое оказалось практически напротив нашего отеля.  Однако, после слов Хаси, что в могилах никого нет, мы как-то успокоились и вопросы о жизни и смерти больше не поднимались в наших мыслях и разговорах. Скажу больше, нам не было страшно, когда приходилось возвращаться  мимо этого кладбища в отель поздним вечером в кромешной тьме, потому что уличного освещения на второстепенных улицах Калутары не существует априори.
 
       Вечером в кафе «Матрёшка» праздновали мой день рождения.  Небольшое заведение, на отрытом воздухе, собственность семьи Хаси, состоящее из нескольких столиков под навесом было украшено  шарами, цветами и сияло от иллюминации. Это было неожиданно и  очень приятно, так как ничего из праздничной атрибутики мы не заказывали. К началу торжества подошли две наших попутчицы и землячки, девушки из города Степногорска. Отец Хаси, ещё  не старый мужчина, преподнёс мне роскошный букет из необычных красно-розовых цветов. Мама Хаси подарила картину ручной работы на хлопковой ткани. На полотне изображена сцена одного из буддистских праздников. Меня поздравляла двоюродная сестра Хаси, правда ни слова из её спитча я не поняла.  Ужин был восхитительным. Хаси специально съездил на местный рынок и привёз экзотические фрукты, некоторые я ещё никогда не ела. Это были - рамбутаны, красные бананы, папайя, местные  ананасы и маракуя. Поскольку все оказались непьющими, я выпила  рюмку ирландского ликёра Шеридан-с и с иронией процитировала про себя: «А вот и рюмка для ликера. Одна беда - пустеет скоро.  И мне давно понять  пора, пить лучше прямо из ведра».  Веселее не стало, хоть в течение  дня мне  звонили близкие и друзья, чем израсходовали все средства   биллинга в режиме роуминга.  Олюшка произнесла приветственную, поздравительную речь. Несмотря на необычность  места празднования, и состава гостей мне было всё же немножко грустно. Веселье казалось неполным, оттого, что я одна из семьи наслаждаюсь летним теплом в начале февраля, что нет со мной рядом  Сергея, Дениса с Наташей и Юлии, что мёрзнут они сейчас в северных широтах Земли. Оказывается, полного счастья я не могу ощущать без родных рядом. Вот так закончился наш первый день пребывания, и мой день рождения в дивной стране Шри-Ланка.
 
       Весь следующий  день рьяно, с переменным успехом мы штурмовали неприступный океан. Он иногда баловал  и награждал нас тем, что после отлива каждой волны можно было взять, вернее, выкопать руками из мокрого песка маленького крабика и затем понаблюдать, как смешно он удирает в спасительную стихию воды,  когда отпускаешь его из плена. Около бассейна нас посетила нахальная игуана, средних размеров. Она неспешно прогуливалась между лежаками, пугая загорающих  устрашающим видом всамделишной драконихи, и даже позировала перед объективами фотоаппаратов. Бурундуки похожие на маленьких бельчат,  громко и мерзко перекрикиваясь между собой,  брали из рук угощение. За этими  зверьками охотились крупные, чёрные вороны, а может просто прогоняли  конкурентов со своей территории.  И почти экваториальное солнце нещадно жарило наши размякшие в океанской воде телеса, брошенные на лежаки для загара. После обеда Хаси повёл нас, к  профессиональному массажисту, использующему по его словам аюрведические  навыки и  знания, полученные по наследству. Первой на массаж пошла я.
    
       В небольшой комнате  с  вентилятором,  стояла  процедурная кушетка и   столик и какими-то  пузырьками и бутылками  на нем.   Массажист, небольшого роста сингал, лёгким движением руки снял с меня верхнюю часть купальника и жестом предложил лечь лицом вниз на массажный стол, застеленный полосатым, замасленным  покрывалом, которое вряд ли менялось после предыдущего пациента.    « Н-да, санитарные условия в этом салоне далеки от идеальных» - подумала я, но всё же улеглась на кушетку. Мастер  облил меня ароматным маслом   и процесс массажа очень приятный, не вызывающий болезненных ощущений начался.  Смею надеяться, что массажист не был шарлатаном, а аюрведический массаж такой и есть на самом деле,  поскольку всё действо  было только  относительно целомудренным. По ходу дела мне пришлось почти полностью обнажиться, и лишь валик, скрученный из трусиков купальника, скрывал интимные места. В силу неимения опыта не  могу  сравнивать этот «ойл» массаж с массажем эротическим, но всё же в большую часть времени руки и пальцы массажиста колдовали ниже пояса в области ягодиц, там, где ноги присоединяются к тазу, а оставшуюся  часть в области  груди.  Эти мелочи  и моё ханжество не позволили  полностью расслабиться и отдохнуть. А когда массажист стал делать  некие манипуляции на растяжку, раздвигая и складывая мои ноги по-лягушачьи, я и вовсе успокаивалась мыслями: «Ничего стыдного  нет в том, если что-то запретное видно.  Он - просто доктор. У них именно эта часть тела должна быть упругой, гибкой, и рабочей. У них вся жизнь сплошная Кама-сутра. Да и , растительные масла, увлажнят кожу и  напитают ее полезными веществами…» Массаж длился полтора часа. Следующей к доктору пошла Олюшка. Ей  пришлось обнажиться полностью сразу, поскольку  купальник был сплошным.  Вышла Оля от аюрведиста с ошарашенным лицом и  категорическим нежеланием обсуждать процедуру.   Только вечером сидя на балконе, после моего вопроса

- Завтра пойдёшь на массаж? – она  ответила
- Что ты, что ты, дорогая, никогда!  Не знаю, как ты, а я никакого удовольствия и наслаждения не получила, не знаю, была ли польза для здоровья. Ужас какой-то! Я со стыда сгорала, когда, когда он моими ногами делал шпагат, и мой цветочек раскрывался весь в своей красе. Зачем-то я зажмуривала глаза, и теперь думаю, а не было ли там видеокамер? Весь вечер мы смеялись, и строили предположения о том, что  к мужьям приедем не пенсионерками, а знаменитостями  с собственной фильмографией, если видео массажа будет выложено на ютюбе.  О процедуре, довольно откровенно мы рассказали нескольким девушкам из отеля, а они другим. Через несколько дней к нашему массажисту была очередь, и запись по времени. Более того мы слышали отзывы девушек, о работе этого массажиста в сравнении с другими, кто так же предлагал свои услуги, и к коим они ходили.  Наш - самый лучший!

            Через день на хорошем авто, восьмиместном миневэне с климат-контролем,  Хаси повёз нас и ещё двух женщин, наших землячек в священный город Канди. Я волновалась, как перед причастием, ведь попаду в  Священный Храм Зуба Будды, величайшую реликвию всех времён и буддистов. Выехали очень рано, еще только появились первые, едва заметные лучи солнца. Ехали медленно. Ничто не беспокоило  спящую природу. Один раз я слышала песнопения мантры в монастыре, мимо которого ехали.  Вскоре утренний рассвет огласился  криками петухов.  Постепенно звуков становилось все больше и больше. Лес наполнялся голосами птиц и живительными лучами утреннего света, которые, отражаясь в каплях росы, образовывали радугу.  Утро встречали на берегу живописной реки. Мы вышли из машины и несколько минут наблюдали, как над горизонтом стремительно встаёт солнце невероятно большое и красное.  Рассвет вместе с нами  встречал черный, где-то полутораметровый варан, грациозно выползший из зарослей. Мы полюбовались большими рыжими летучими собаками, висевшими вниз головой на засохшем дереве, и поехали дальше.

           Первая  остановка была на ананасовой плантации. Родиной ананаса является тропическая Америка, поэтому и название ему дали гуарани – индейцы Амазонии. В переводе с их языка  название этого фрукта обозначает «изысканный вкус».  Ананас я впервые пробовала  еще в советские времена, и теперь он является непременным атрибутом новогоднего стола. Но  мне, если честно, ананас никогда  не нравился, ведь то, что я ела, было кислым, и сок обжигал губы. Но, за время путешествия по Шри-Ланке я поистине разобралась во всех вкусовых качествах этого фрукта. Оказывается, те фрукты, что привозят и продают в наших магазинах  никак нельзя сравнивать с настоящими ананасами. Теперь точно на Новый год не буду покупать привозные ананасы. Конечно, сама ананасовая плантация  ничем не привлекла бы наше внимание, будь мы без гида Хаси. Обычное поле, с какими-то маленькими, травянистыми растениями с твёрдыми режущими, как сабля листьями, высотой не более метра. Хаси  рассказал, что плод ананаса состоит из скопления множества маленьких фруктов, где  каждый такой фруктик имеет свой отдельный цветок.  После самоопыления, все это срастается в единое целое и образуется вкусный сочный ананас. Существует множество сортов ананаса, один из них красный. В мякоти  именно красного ананаса  больше всего фермента бромелин из чего делается препарат для похудения «бромелайн», который,  судя по отзывам около - медицинских научных сообществ расщепляет белки и жиры. Мы погуляли по плантации, сфотографировались с пожилым хозяином, наряженным в белоснежный саронг. По краям ананасовой плантации росли пальмы и  бананы. Посмотрели,  как растёт чёрный перец и позабавились с травкой недотрога, трогая её листочки и наблюдая, как она будто живой организм мгновенно сворачивала их в  ниточку. А затем хозяйка, ловко орудуя ножом, похожим на мачете, почистила и порезала огромный  спелый ананас, который мы с удовольствием съели и поехали дальше.

       Следующая остановка практически на въезде в город Канди была на  фабрике по производству чая. Ею оказалась небольшая обшарпанная  2-х этажная  постройка, наверно ещё колониальных времён.  Русскоговорящая девушка гид повела нас на второй этаж,  куда свозятся чайные листья, и где они благополучно провеиваются и сушатся на длинных стеллажах. После чего, через специальный желоб листья вручную перекидываются на первый этаж.  Здесь сырьё попадает  в дробильную машину. Горячий воздух подаётся из печи 18 века английского производства.  Её топят обычными дровами. Затем  на несколько часов чай закладывают на ферментацию, после чего он и становится черным.  Высушенный чай  снова попадает на станок, где его несколько раз просеивают, сортируя чайные листья по размеру. Всего несколько работников следят за процессом и только успевают менять ящики, стоящие здесь же на полу. Вся санитария заключается в том, что доброжелательные, улыбчивые работницы одеты в чепчики. Готовый чай запаковывают в мешки по 50 кг,  и направляют на завод в Англию, где он  рассыпается по коробочкам. Самым дорогим считается серебряный и золотой чай. Его готовят только из одного, самого верхнего листочка-почки.  У этого чая  процесс ферментации немного другой. Зеленый чай делают из обычных чайных листьев, но без ферментации. Здесь на родине чая принято пить черный чай, а зелёный отправляется на экспорт, поэтому он стоит значительно дороже. Какой-то особенной культуры или церемонии питья чая, как, например, в Японии, в Шри-Ланке не существует. Еще нам сказали, что крупно - листовой чай предпочитают  жители постсоветского пространства, в то время как  европейцы любят средне-листовой, ведь именно он является эталонным.  Это утверждение слегка покоробило меня. Наши казахи, уж точно знают толк в хорошем чае. И сколько бы нам не рассказывали, что для чая собирают лишь первые три-четыре листика, мы видели, какие ветки сушились на транспортёрной ленте  первого зала. После экскурсии нас повели отведать местного чая.   Чай был ароматным и вместе с кусочком коричневого пальмового сахара - приятным на вкус.  Разумеется, тут же в магазинчике мы накупили  разных сортов чая для презентов друзьям и знакомым. Эта экскурсия мне не очень понравилась. Обычный, известный процесс. Вот, что я вынесла для себя, то это, как проверить чай, который покупаю в магазине. «Если  заварку залить холодной водой и через несколько минут жидкость пусть даже слегка окрасится, то это, друзья - обычная краска. Настоящий чай не окрашивает холодную воду» Заехали мы и на плантацию чая.  Работ на ней уже не было, потому что собирают чай только утром. Мы погуляли в зарослях чайных кустов и поняли, какой чай собирают. Листочки чая, конечно, никто не считает, а отрывают те, которые можно оторвать.  Верхняя часть веток   - зелёная, травянистая, не одеревеневшая, и она легко отрывается от веток  куста.

        Порядком уставшие, мы наконец-то прибыли в  город Канди, бывшую столицу последнего независимого сингальского государства. Для буддистов  Канди то же самое, что для христиан Иерусалим. У города есть другое название - Маха Нувара - что  на сингальском обозначает город Великих.  Мы проехали по узеньким улицам, по набережной реки Махевели Ганга. Сам город оказался небольшим, малоэтажным, с колониальной архитектурой,  но сколько в нём красоты, сколько величия. Над городом возвышается огромная белая статуя Будды, которую видно из  любого места, из любого уголка города. Кажется, сам Будда, держит бывшую столицу Шри-Ланки в своих божественных объятиях.  Храмы, музеи, отели, а также улицы и дома соседствуют  с зелёными джунглями, окутывающими своими ветвями и лианами этот чудесный город.  Хаси рассказал, что основание Канди относится к эпохе правления короля Викрамабаху III, которому принадлежит роль созидателя и строителя, ведь именно он  развивал город всю первую половину 15го столетия.   Причиной возникновения Канди как города, являлась колонизация португальцами острова Цейлон. Не в состоянии противостоять  войскам колонизаторов, обладавших  современным  оружием, король, собрав  королевские реликвии, исторические и религиозные ценности, направился вглубь острова.  Тогда, не было дорог и хоженых троп, тропическая растительность довольно быстро закрывала любые устроенные проходы. Поэтому, переселившись вглубь страны, где горы, реки и джунгли, были естественной преградой для наступавших агрессоров - началось строительство нового города.  Португальцы в течение 255 лет от момента высадки на остров, так и не смогли покорить сингальских королей, правивших в Канди, сменяя друг друга. Лишили независимости сингалов лишь  британцы, которые пришли на остров после португальцев. Британские войска, состоявшие в основном из наемников колонизированной  Индии,  за первые годы своего присутствия на острове, провели ряд военных операций направленных против сингальского царства. Династия, правившая непрерывно на Цейлоне в течение 2500 тысяч лет, была повергнута. Последний король, вынужден был подписать капитуляцию в обмен на жизнь, и был  выслан на проживание в Индию, без права на возвращение в страну. Независимость королевства была утеряна. Роль Канди  - как столицы была нивелирована. Во времена правления второго короля правившего в Канди, произошли наиболее значительные архитектурные изменения, определившие лик города по  сегодняшний день. В центре города было выкопано и обустроено искусственное озеро, которое до сих пор великолепно выглядит и радует своих жителей. Озеро  играло  стратегическую роль.  В нем накапливалась вода, и когда на город пытались напасть войска, со стороны долины, а город доступен только с одной стороны, открывались шлюзы, и огромный поток воды, устремлялся вниз, размывая почву, что очень сильно сбивало планы передвижения войск наступавших, лишая их мобильности.  В центре озера располагается здание, служившее некогда гаремом для последнего короля Канди. Кто знает, может он, по сей день не пустует. Мы, к сожалению, не смогли погулять по берегу озера, поскольку были ограничены во времени, а только проехали мимо. На берегу озера находится  буддийский храм в котором хранится одна из священнейших реликвий буддизма – зуб Будды. Мы подъехали к храму  на максимально близкое расстояние и, прикрыв плечи шарфами,  пошли внутрь. Сначала нашему взору открылось огромное старое дерево, ствол которого занимает  площадь нескольких квартир.   Это оказался  священный Фикус, какие есть в каждом буддистском  монастыре. Он не зря  назван священным: легенда гласит, что именно под таким деревом обрел просветление Сиддхартха Гаутама. Дерево обнесено загородкой, но каждый желающий может войти за  ограждение и полить дерево водой из кувшина. Затем мы  прошли через охрану, разулись, как все входящие, и всё остальное время - более трёх часов, ходили босыми, иногда по очень  горячим камням на территории. Храм Шри-Далада-Малигава, или Храм Зуба Будды, конечно, заслуживает и особенного внимания и отдельного описания. Полно рассказать о нём в формате этого повествования  вряд ли получится, настолько много реликвий и исторических ценностей  хранят  храмовые постройки, расположенные на большой территории.   Рядом с основным зданием храма расположен Королевский дворец и дворец Королевы. В небольшой пристройке храма, находится библиотека с древними манускриптами на пальмовых листьях. Здесь есть статуи золотого и изумрудного Будды,  а так же целая коллекция статуй и фигур, привезённых в дар из других стран и храмов. У каждой статуи свой неподражаемый образ, своя история. Внешний вид храма Канди прост и  безупречен. Художественная резьба, расписные потолки и двери из тикового дерева с серебряными вставками, всё это придаёт ему царственное величие. Мы походили по галерее с фигурами Будды и картинами с его жизнеописанием. На столах для подношений оставили цветы, которые Хаси купил перед входом в храм и любезно раздал нам.  Здесь  принято, идти в Храм с цветами лотоса, которые  исполняют роль свечей, в наших храмах. Посмотрели на бивни слонов у входа в комнату, где хранится саркофаг с зубом. По легенде, после кремации Будды (в 540г. до н.э.) из костра достали 4 зуба, которые развезли по всему миру, но сохранился только один. Так что это единственное, что вообще осталось от тела Будды. Зуб хранится в 7 шкатулках и обладает особыми, таинственными свойствами. При  уничтожении зуба - буддийская вера может сильно пострадать, именно поэтому на него не раз покушались. Для пущей защиты надежности храм обнесён рвом с водой.  Зуб Будды – самая охраняемая достопримечательность на острове. Существуют и другие взгляды на реликвию, которым не хочется верить, ни и не сказать об этом тоже нельзя.   В XVI веке реликвией завладели португальцы, методично уничтожавшие все "порождения дьявола" (например, величественные индуистские храмы Упулвану и Тринкомали) на острове. Они стерли Зуб в порошок, который затем развеяли над морем. Но, тогдашний ланкийский правитель объявил, что христианам-де подсунули ненастоящий Зуб, так что хранящемуся в Канди, как святыне буддисты истово поклоняются и по сей день. (Несмотря на то, что скептики, такие, как английский историк Теннент, и вовсе утверждают, что это - зуб крокодила.) Впрочем, не нам решать стоматологические проблемы далекого божества. К тому же нам  увидеть реликвию так и не удалось. По зелёным лужайкам храмовой территории в большом количестве прогуливаются петухи и курицы, которые совсем не боятся людей.

- Почему здесь так много  домашней птицы? – спросила я  Хаси.
- Это не простые петухи и куры. Буддисты придерживаются   благородного Восьмеричного Пути, который включает в себя этические нормы, а именно: Правильная Речь, Правильные Действия и Правильные Средства к существованию. Последователю Будды предлагается, пять правил (панчашила): Я буду воздерживаться от убийства и насилия... от взятия того, что не дано... от чувственного проступка... от неправдивой речи... от принятия опьяняющих и одурманивающих веществ.    Иногда буддист не выполняет эти правила, чем отягощает  свою карму.   Мы не можем считать виноватым кого-то другого за наши несчастья, ибо сами являемся творцами, создающими себе условия, как приятные, так и неприятные.  И если к буддисту  всё же приходят страдания, например болезнь, тогда он идёт на рынок, покупает птицу, которую должны убить   и приносит её в храм.  Этим поступком он спасает жизнь живому существу, чем очищает карму.  Птица будет жить при храме до конца своих дней. Её никто не трогает, все кормят, поэтому птицы, кошки, собаки и коровы никого не боятся. На выходе из храма, мы попросили благословения у монаха, сидящего в киоске и продающего буддийские знаки и амулеты. Хаси повязал  нам освящённую верёвочку на правую руку. Верёвочку, состоящую из четырёх разноцветных нитей,  не следует снимать, пока она не истлеет. Пока знак находится на руке, пространство над нами животворит благословенье Будды.  В храме  мы видели много медитирующих монахов и просто людей  застывших перед изваянием Будды.  Мы тоже посидели в позе лотоса, пытаясь хотя бы на миг остановить сознание и подумать о бренном, но видимо для этого нужна практика, практика и ещё раз практика. Хаси сказал, что  дети Шри-Ланки 12 лет вместе с общеобразовательными учреждениями посещают  школы при монастырях, где  учатся правилам медитации, учатся контролировать свой ум на благо себя и других, изучают путь Будды. То есть  с раннего возраста нужно учиться постигать  суть буддизма «воздержание, созерцание, озарение»  а не так, как хотели мы - сесть и сразу унестись в нирвану. Это невозможно!

      После посещения Храма Зуба Будды и обеда в ресторане мы отправились  на слоновью ферму, где с превеликим удовольствием покатались на слонихе Машке,  покормили её бананами на ходу и направились  в сад специй. 

      Шри-Ланка, всегда была  известна своими специями, особенно во времена существования шелкового пути, когда специи ценились на вес золота и вообще  играли большую роль в приготовлении пищи. До 15 века торговля пряностями находилась в руках арабских купцов, но когда европейские навигаторы открыли морские пути на восток, эта монополия была нарушена. В то время специи еще выращивались в лесах. Когда голландцы захватили Цейлон, они стали выращивать их на плантациях вблизи побережья. Одной из таких плантаций были сады корицы в  Канди. И хотя плантации больше не существует, название так и осталось. Сейчас корицу, гвоздику, перец, ваниль, кардамон и другие приправы выращивают в небольших частных хозяйствах. По всей стране разбросаны «сады специй». В один из них Хаси привёз нас.  Русскоговорящий гид в неторопливой  прогулке по саду показал и рассказал, как растут специи, где применяются.   Мы увидели, как растёт корица, кардамон, имбирь, перец, самое «дорогое»  в мире – сандаловое дерево с коричнево-серым стволом, большим количеством гладких и гибких ветвей и кожистыми листьями пурпурно-розового цвета.  Первый раз в жизни я видела, как растёт гвоздика. Раньше наивно полагала, что это высушенный цветок.  Оказывается это плоды в виде цветочной почки размером с ноготь, которые растут гроздьями по 3-10 ноготков. Гвоздичное дерево бывает высотой до 15-20 метров. Мы, трогали, рвали и нюхали ароматное растение - ваниль. Это бобовое растение с плодами в виде стручков размером 10-15 см., которые по мере созревания превращаются из зеленых в шоколадные. Куркума или как ее иногда еще называют сладкий картофель, так же является одной из важных специй Шри-Ланки. Есть, конечно же, в саду и кориандр, кумин, чеснок, фенхель, анис, горчица. Все из перечисленных специй представляют собой семена растений не более метра высотой, используемые в медицине и в качестве добавок к карри. Всё это мы посмотрели, потрогали, сфотографировали. Потом нас угостили восхитительным какао и  за небольшую плату  сделали расслабляющий массаж головы и лица с какими-то маслами.  Разумеется, при садике есть магазин, где продаются самые различные масла, маски, кремы и аюрведические препараты для лечения любых недугов, изготовленные из этих растений. Кое-что купили и мы, поддаваясь стадному чувству. Я, к примеру, приобрела крем из куркумы с сандаловым маслом, который, по словам аюрведического специалиста даёт эффект ботокса.  Оля купила чудодейственную кружку, которая окрашивает налитую в неё воду,  и эта вода в свою очередь снижает содержание сахара в крови.  Конечно же,  и то и другое оказалось бредом, фантазией и настоящим туристическим разводом. Но мы не огорчились, ведь иногда так хочется верить в чудеса, которые на поверку оказываются в решете.  В отель  вернулись глубокой ночью уставшие, и довольные.

       Несколько дней мы отходили от насыщенной поездки в Канди.  Днём загорали и плавали, а вечерами гуляли по Калутаре.  Название города Калутара происходит от старо-сингальских слов: Kalu - черная, tara - река. Город стоит на реке Калу Ганга, что уже на современном сингальском означает "черная река". История города насчитывает не один век: издавна Калутара являлась важным центром торговли специями. В 11 в. это место даже ненадолго стало столицей страны по приказанию принца из Южной Индии.  Территорию города украшают многочисленные кокосовые плантации, т.к. кокосовое сырье активно используется и для внутреннего потребления и на экспорт. Длина моста, перекинутого через реку Калу Ганга, составляет 38 м., его строительство существенно облегчило транспортную связь центра страны с югом. Мост мы посмотрели во время лодочной прогулки по реке, о чём напишу ниже, а вот кокосовые плантации не видели вовсе. Однако мы побывали в одном из наиболее почитаемых и древнейших буддистских храмов Шри-Ланки - Дагоба Калутара Вихара. По преданию принц Сиддхартха (Будда Шакьямуни), после того, как духовно просветился, посетил 32 места, на одном из которых позже построили Дагобу Калутара Вихара. Принц посадил священное дерево "Бо" неподалеку от храма, оно выросло из отростка дерева, что считается одним из доказательств пребывания Будды в этих краях.  Несомненно, это самая видная в россыпи исторических знаковых мест Шри-Ланки достопримечательность.  Ступа Гангатилака Вихара настолько колоссальных размеров, что видно ее еще до въезда в город. Удивительна ещё тем, что она полая, и это является архитектурной редкостью. Внутри храма мы оказались одни и несколько часов самостоятельно рассматривали  древние фрески, которые изображают картины из 550-ти предыдущих жизней Будды и его последней земной жизни.

          Больше сходить в этом городке особенно  некуда,  не считая  сувенирных лавок. Магазинчики расположились на одной торговой улице, впрочем, почти все населённые пункты состоят из одной двух улиц, которые тянутся вдоль основной дороги, идущей по берегу океана. В магазинах покупать решительно нечего, кроме сувениров сделанных местными мастерами: масок,  поделок из дерева, картин по ткани. Правда есть магазины, где продают драгоценные и полудрагоценные камни и ювелирные изделия из них. В Шри-Ланке добывают рубины, александриты, и сапфиры. Из полудрагоценных камней распространены - топаз,  лунный камень,  гранат,  аметист. Мы заходили в сувенирные бутики, где из чистого любопытства рассматривали и хвалили камни. Ни я, ни Оля не испытываем священного трепета перед  драгоценностями, и украшениями. Поэтому всё, что могу  сказать  о камнях   «Красиво, Блестяще!»

        Следующая поездка на колоритном тук-туке была на черепаховую ферму, которая находится  недалеко от Калутары в небольшом поселке Косгода. С нами поехала сестра Хаси со своим трёхлетнем сынишкой. Очень жаль, что из-за языкового барьера нам не удалось поболтать про наше, про девичье. Как рассказывал Хаси, черепах на океанском берегу можно наблюдать круглый год. Мы не видели, но каждую ночь огромные, в человеческий рост и больше, самки выползают на берег, чтобы отложить яйца, после чего сразу возвращаются в океан. Вообще морские черепахи абсолютно беззащитны на суше, они даже голову в панцирь спрятать, не могут. Хаси объяснил, как выглядит процесс кладки яиц, который он не раз наблюдал сам.  « Черепаха выбирается на берег, проползает несколько метров по пляжу, когда место ее устраивает – начинает разгребать  песок, подготавливая яму для кладки. Как только яма достигает глубины около полуметра – откладывает яйца. После того, как дело сделано, самка закапывает яму и возвращается в океан, ее миссия на этом завершена, далее о потомстве будет заботиться природа. Обычно одна морская черепаха откладывает 100-200 яиц за один раз. Процесс кладки может длиться 1-2 часа, в зависимости от условий. С наступлением ночи рыбаки и местные жители наблюдают за берегом и, когда появляется очередная черепаха, запоминают место, где отложены  яйца, после чего их собирают и относят на черепаховые фермы,  где их выкупают владельцы ферм. Так, всего 1$ может спасти 10 черепах! Согласно законам Шри-Ланки, торговля черепашьими яйцами (не важно – покупка или продажа), а также использование яиц - строго запрещены законом. После того, как яйца попали на ферму, их закапывают в песок черепашьего инкубатора на 48-52 дня, пока малыши не вылупятся.  Мы потрогали яйца, которые  выглядят как шарик для пинг-понга, но с мягкой оболочкой, это специальная мера, предусмотренная природой для защиты - ведь когда черепаха вырывает яму и начинает откладывать яйца, они падают с высоты до полуметра и будь скорлупа твердой - разбились бы. Инкубатор  на ферме представляет собой огороженную территорию, находящуюся в непосредственной близости от пляжа. Каждая кладка снабжена табличкой с данными – вид, дата закладки. Срок нахождения в песке, как и будущий пол черепашат, напрямую зависит от его температуры. Через положенный срок черепашка  пробивает скорлупу и выбирается наружу.  Далее включается черепашьи инстинкты. Новорожденные черепашки устремляются к океану, где проводят, непрерывно плавая, еще 2 дня. Именно этот момент, для черепах, вылупившихся в естественных условиях, является первым серьезным испытанием, ведь  хищники вокруг не дремлют, а только и ждут этих маленьких, вкусненьких, как чупа-чупсы черепашат. Чтобы повысить порог выживаемости, после вылупления, новорожденных помещают в специальные небольшие бассейны,  отдельные для каждого вида. После этого  у них есть всего 3 дня, чтобы подготовится к собственному путешествию, именно через  это время уже подросших детёнышей выпускают в океан. Это незабываемое зрелище можно наблюдать каждую ночь!   Поскольку мы были днём,  нам не удалось выпустить черепашат на свободу. Но мы потрогали их, маленьких зелёненьких с ещё не закрытым панцирем родничком на животике и невероятно быстрых в воде, в связи, с чем термин «Двигаться, как черепаха» утратил для меня актуальность. Вернуться черепахи сюда лишь через 30 лет, достигнув половой зрелости, уже затем, чтобы самим  отложить потомство. Черепаховый центр Косгоды известен своими питомцами-альбиносами, которые встречаются исключительно редко: на 40-50,000 яиц приходится только один альбинос. При этом продолжительность жизни черепах-альбиносов составляет всего 20-30 лет, в то время как у обычных – 150-200 лет. Жизнь белой черепахи крайне тяжела, ведь ее естественная окраска не способна ее замаскировать, тем самым защитив, а потому в дикой природе они практически не встречаются. А ещё на ферме содержатся черепахи, чье физическое состояние не позволит им выжить в дикой природе  (отсутствие конечностей, слепота) – те, кто стал жертвой хищников, моторных лодок или рыболовных сетей. Таких черепах здесь выхаживают и лечат. Существует центр исключительно на пожертвования и доходы от посещающих ее туристов и не имеет государственной поддержки. При центре работает небольшой сувенирный магазин, там продаются различные сувениры с символикой черепах, а деньги от продажи идут на поддержание и развитие фермы. Конечно, и мы вложили свою лепту на развитие и процветание этого прекрасного, богоугодного  дела.

         Оставив черепаховую ферму, мы направили на лодочную прогулку по реке Калу Ганга. Это оказалось, что-то вроде  речного сафари.  Подъехав к лодочной станции, мы арендовали лодку  и отправились вниз по течению. Река неглубокая, протекает через мангровые заросли, которые  удивили нас своей мрачностью и кишащими в них огромными, чёрными варанами.  Примерно через один километр  река стала очень широкой,  повсюду были видны многочисленные острова, на которых ютились небольшие почти камышовые домишки. Каждый остров интересен по-своему, но во время экскурсии мы не посещали ни один  из них. Хаси сказал, что на берегах реки водятся крокодилы, которые иногда выбираются на бережок погреться, но нам не довелось увидеть их.  Мы проплыли мимо моста, пристали около одной пристани. Тут же к нам в лодку прибежал мужчинка с маленьким крокодильчиком на руках, пришлось фотографироваться и платить за фото в собственном фотоаппарате. Прогулка длилась около полутора часов.

         После неё мы приехали в небольшую лагуну, образованную коралловым рифом. Мы с Ольгой, не мудрствуя лукаво, разделись и  направились хоть один раз поплавать без мучительной борьбы с океанскими волнами. Температура воды была явно выше, чем в океане. Мы выбрались на сам коралловый риф и погуляли по нему пешком. Только позднее узнали, что делать это было крайне опасно, и нам просто повезло, что мы не поранили конечности.  Хотя, когда садились в выемки коралловых зарослей мы чувствовали, что риф живой и шевелится под ногами и прочими мышцами, которыми мы прикасались к нему.  Ощущения непередаваемые!

        Отправляясь в Калутару, заехали на  неплохой местный рынок. Вот где мы увидели весь колорит Шри-Ланки. Здесь прямо на земле лежали горы самых необычных фруктов и овощей; огурцы похожие на ёжиков, фрукты в виде картофеля, редис больше человеческой головы, лонганы, странную морковь, целые горы сушёной рыбы, и другие  непонятные продукты. Вдоль главной дороги видели  много кафе для местных, в которых за сущие копейки можно отобедать, но мы не рискнули и поехали в Матрёшку, где мама Хаси приготовила нам отличных лобстеров, правда по цене хорошего ужина в дорогом европейском ресторане.

        Потом был день рождения Оленьки. 12 февраля в православном календаре называется –«Трехсвятие», что куда лучше чем половинка имени.  Ночью, когда Оля уснула, из подручных средств, то есть из полотенец я соорудила  сердце, внутри  него разложила цветы, которые каждое утро нам дарили служащие отеля. Бумажными полотенцами и салфетками,  больше было нечем, размоченными в воде вокруг сердца написала поздравление. Хотела нарвать цветов с близ растущих кустов, но побоялась одна лазить в зарослях. Неизвестно, кого можно встретить там.  Должна добавить, что цветущих деревьев и кустов в Шри-Ланке не так уж и много.  На территории отцветал жасмин и ещё какие-то суккуленты. Никаких олеандров, роз и прочих цветочков здесь нет. Зная, что Оля встаёт рано, и  пока я ещё сплю, гуляет по берегу океана, я надеялась, что не опоздаю с поздравлением. Так и случилось!  Кроме того на берегу, странный прохожий улыбаясь и глядя  Оле в  глаза, будто догадался о  празднике,  подарил  птицу сделанную из пальмового листа. Удивительный народ - буддисты! Нам часто дарили лотосы просто так, и хоть мы благодарили дарящего, чем-то материальным, надеюсь, что цветы вручали без  определенной цели, а для гармонии, согласно их учению. «Если личность ведома алчностью, ненавистью и заблуждением, то, естественно, данное действие вызовет страдание, в то время как отсутствие этих трёх Корней Страдания принесет счастье и гармонию».  Днём  к Оле приставали я, и ещё двое местных фотографов, предлагая нарядиться в сари, сделать соответствующий наряду мэйкап и запечатлеться на фоне океана или в другом колоритном пейзаже, но Оля отказалась. Вечером в кафе Матрёшка нас  ждал настоящий ланкийский ужин "рис - с кучей приправ и соусов", ещё  были фрукты, мой недопитый шеридан-с,  Олюшкино пиво, а так же поздравления родственников Хаси.  Олю поздравляли посетители кафе, молодые люди из Москвы, с которыми  успели познакомиться и подружиться. Мы обсудили экскурсионные поездки,  разные казусы и происшествия, которые успели случиться почти у всех отдыхающих, покупки и  межличностные взаимоотношения.  Оля,  с высоты жизненного опыта и в силу возраста нравоучительно вещала о том, что верить никому нельзя и полагаться стоит только на собственную интуицию.  Мы шутили, смеялись, одним словом, отдыхали и развлекались, используя здоровье-сберегающие технологии.

         На следующий день мы уже вполне сносно плавали и большую часть времени провели на берегу океана.  После ужина нарядившись в разноцветные сарафаны-разлетайки, купленные в местном магазинчике,  решили прогуляться по Калутаре.  Я шла и сетовала на то, что остался всего один день, а я не побывала в  каком-нибудь ещё храме, коих много в округе.  Оля уговаривала меня
- О, нет, только не в храм, всё что угодно, только не в храм.  Опустился вечерний сумрак, принеся с собой прохладу.   Вечер  здесь наступает стремительно и в семь часов уже темно.  Дойдя до перекрёстка неосвещённой улицы, я вдруг услышала звон колокольчиков и песнопение монахов. На минутку оставив Олю, я перебежала дорогу и увидела за забором светящийся оранжевым светом двор, ухоженные дорожки,  подстриженную травку газонов и сияющую круглую  веранду. Ворота из ажурных железных прутьев в этот сказочный двор были приветливо открыты.   Я  позвала Олю

- Олюшка, пошли, мы только на минуточку войдём,  посмотрим и послушаем.
Лишь только мы перешли дорогу, как к нам подъехал велосипедист и, коверкая русскую речь, очень настойчиво пригласил  войти внутрь  волшебного места

- Я потянула Олю за собой.   
- Пойдём неудобно отказываться! Мы разулись и пошли вслед за мужчиной.  На веранде под стеклом находилась статуя Будды.  Посетители, в основном дети смотрели на нас так же, как мы смотрим на обезьян в одежде.  Мужчина зажёг нам по ароматной лучине и показал, что нужно сделать три круга вокруг статуи, а потом воткнуть тлеющие лучины около Будды.  Мы выполнили  его рекомендации, и пошли на выход. Мужчина остановил нас, подведя к дереву, сорвал несколько листочков и растерев их в ладонях подал со словами
 
- Это кока.  Листочки имели  запах чеснока вперемешку с луком или черемши.
- Ну вот, подумала я, кажется, все планы сбылись. Нарвать, что-ли листочков?  Интересно, что с ними делать дальше? Есть или нюхать? Если нюхать, то запах не очень приятный.  Между тем мужчина, что-то бормотал,  уговаривал,  тянул нас за собой вперёд по тёмной улице.   Мы, как овечки Долли шли, не смея отказать ему.  Минут через десять  пришли ещё в одно религиозное заведение, разулись и поплелись вслед за мужиком. Здесь мы так же походили кругами вокруг Будды, затем дали кругов шесть вокруг священного дерева Бо, полили его корни из специальных кувшинчиков.  Мужик уже настойчиво усадил нас на прямо на мокрую землю перед деревом,   принес плошку с малом и обмазал нам руки, голову и ноги, задирая юбчонки до пупа.
 
- Галя это, что такое? Он наверно коки наелся, - шептала мне перепуганная Оля. Затем мужик, так же настойчиво, чуть не подгоняя хворостиной сзади, повёл нас к монаху, заставил встать перед ним на колени и поцеловать край его одежды.  Монах повязал нам ещё по одной верёвочке на руку.  Заблудившись в этих трущобах, мы побежали искать свою обувь. Но не тут-то было. Мужик завёл нас ещё в какую-то тёмную загородку, где стоял трон и по очереди заставил каждую усесться на него.  Расставляя ноги, как в гинекологическом кресле и поднимая руки, он сначала мне, а потом Оле перецеловал  конечности. Оле он поднял юбку практически на голову  целовал и нюхал не только ноги, но и живот.
 
- Олюшка, может так надо? У тебя печень болит, вот он твою печень и целует, говорила я. Но сдержать смех мы уже не могли и  маскируя его по под всхлипывания всё же выбрались их этого храма. Отдали мужику деньги. Я даже сняла бусы, только чтобы он отстал и умчались, что есть мочи подальше от этого верующего человека.  На перекрёстке  встретили Хаси, который шёл с туристами из магазина, и наперебой стали рассказывать ему про ритуалы, которые только что прошли.  Хаси был возмущён действиями велосипедиста, удивлён, как нас в таких легкомысленных платьях вообще впустили в храм, а потом над нами потешались все посетители кафе Матрёшка.

- Ольга Семёновна, не далее как вчера вы утверждали, что верить никому нельзя. А сами? Вы, наверно, прошли ритуал очищения престарелых блудниц, если на колени перед монахом падали? А поцелуи в печень - это изгнание дьявола не иначе.  Звучали и другие шутки относительно нашего приключения.  Одним словом,  и мы повеселись, и весь местный бомонд насмешили под завязку отдыха.  Вечером следующего дня мы улетали домой.  С собой увозили статуэтки Будды и чуточку его мудрости:

1. Мир полон страданий (дукха) .
2. Причина страданий есть результат плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая) .
3. Страдание можно прекратить (ниродха)
4. Существует путь для прекращения страданий (марга) – это путь Великого Будды.

В качестве послесловия история Хаси: « У нас совсем недавно закончилась война.  Папа был военным, а я, как все мальчишки, мечтал о небе, мечтал быть лётчиком.  В то время к нам поехали туристы. Мне довелось познакомиться с украинцем, который делал бизнес на нашем чае.  Он обещал все узнать про лётное училище в Киеве и в следующее посещение  Шри- Ланки, привёз бланки для поступающих иностранцев в это учебное заведение.  Мы заплатили ему огромную для нас сумму денег, для того, чтобы он помог нам поступить, снять квартиру, встретить в Киеве. Наступило время,  когда мы с другом воодушевлённые купили билеты в один конец и прилетели в Киев.  Разумеется, нас никто не встречал, а в училище никто не ждал.  Денег на обратный путь у нас просто не было. На последние гроши мы сняли квартиру и стали искать земляков. Питались мы хлебом,  а  начинку из шаурмы делили на неделю.  Нам повезло  найти одного ланкийца и мы обратились к нему за помощью.  Он предложил  заработать денег на билет. Дал нам первую партию чая и предложил реализовать её.  К тому времени мы уже обзавелись знакомыми среди местных жителей. Одна из них была бабушка Галя, которая служила консьержкой и дворником в нашем доме и знала английский, который для нас является вторым родным языком после сингальского.  Мы помогали ей мести двор, а она  помогала нам продавать у себя в закутке чай, устраивая  пробные чаепития жильцам.  Эту партию мы продали быстро. И только тогда я решился обратиться к отцу с просьбой, чтобы он отправил мне самолётом на все деньги, которые есть в семье, чай. Отец не отказал. Через два года у меня уже была машина.  Я бы и сейчас продолжал жить и работать  в Киеве, но  там начались известные события на майдане. Мне пришлось уехать, потому что это - не моя война.  На деньги, которые я привёз домой открыто это кафе.  А я скучаю по Киеву, вспоминаю украинский борщ, обучаю русскому языку своих двоюродных братьев  и только начинаю работать с туристами. Каждый день, я мысленно благодарю  мошенника, круто изменившего мою жизнь»


Рецензии