Птицевод

Птицевод


Андрюша сидел рядом с дедом на крыльце. Дед, как обычно, скрутил себе небольшую самокрутку - он называл их козьими ножками. В кусок газеты Александр Захарович набивал табака-самосада вперемешку с покупной махоркой.
Андрюша уже пробовал тоже покурить эти самые козьи ножки. Но единственный раз выдался неудачным. И мальчик понял на собственном опыте, что не стоит их курить. Но зато запах дедушкиного курева ему никто не запрещал нюхать. Он был слегка сладковатый, но притом терпкий. И отчего-то нравился мальчику.
Он только-только проснулся. Хотя уже солнце было высоко над землёй. Дедушка с бабушкой, наверняка, давно всё переделали по хозяйству с их умением и привычкой просыпаться рано. Но в деревне у них Андрюша умудрялся так набегаться и наиграться, что спал без ног до самого обеда.
Вот и сейчас мальчик озирался пока ещё сонными глазами.
- Надежда Сергеевна, - вдруг послышался из-за калитки женский голос, - где вы таких цыплят раздобыли?
- Цыплята?! - То ли подумал, а то ли еле слышно сказал Андрюша и завертелся, как на иголках, высматривая, что же там такое достала бабушка.
- Цыплята! - еле слышно повторил дедушка. Он как будто услышал или прочитал мысли внука. Хотя сам при этом как сидел спиной к нему, так и продолжал сидеть. - Цыплята - это маленькие курочки. Ты же, Андрюша, любишь яички?
- Угу! - кивнул мальчик.
- Вот они вырастут и будут яички давать! - улыбнулся дедушка и, развернувшись, погладил внука по голове.
- А это бройлеры? - между тем опять послышался за забором голос.
- Нет! - ответила бабушка, открывая калитку. - Не бройлер! Несушки! Русские хохлатые!
- А кто такие несушки? - стал бегать от крыльца до бабушки Андрюша, ожидая ответ или от неё, или от деда.
- Те, кто несут яички! - опять затянулся дед.
- А как они будут носить яички? Откуда?
- Они сначала вырасти должны! - улыбнулась бабушка. Она тоже погладила внука по голове. - А их для этого кормить нужно!
Бабушка пошла по тропинке в дом. При этом даже забыла про калитку. Благо та была, пусть и на слабой, пружине. И сама медленно закрылась. Хотя оставила большую щель наружу.
Бабушка в одной руке держала подвешенной на локте немаленькую катонную коробку на ладони. В коробке и были эти самые цыплята. Андрюша несколько раз подпрыгнул, чуть ли не падал и бегал кругами вокруг медленно шедшей бабушки. Емму всё интереснее и интереснее было увидеть хоть одним глазком этих самых цыплят. Которые маленькие... Которых приходится доставать... Которые не бройлеры, а почему-то несушки и русские хохлатые... И которых нужно кормить...
- А сколько их? - спросил Андрюша.
Бабушка уже начала подниматься по крыльцу. Она слегка пнула сидевшего деда:
- Вставай! Бросай свою махорку! - заворчала немного она. - Пошли сделаешь в углу для цыплят!
- А что сделать? - задавал один за другим вопросы мальчик.
- Чтобы цыплята не убежали и не разбежались! - сказал дедушка, вставая медленно со своего насиженного места. - И чтобы никто к ним не смог зайти. - Покряхтывал он.
- А чем их кормят? - спросил мальчик, лишь стоило ему получить ответ на предыдущий вопрос.
- Напротив печки на кухне! - распорядилась бабушка, уже снимая обувь в прихожей.
Она только поставила большую картонную коробку на табурет. И Андрюша наконец смог разглядеть этих самых цыплят. Они были маленькие - чуть больше ладошки мальчика. Из этих комочков торчали небольшие веточки, с помощью которых цыплята и ходили. На небольшой голове комочков были маленькие чёрные точки-глаза. Они были хорошо видны на общем жёлтом... ярко-жёлтом оперении цыплят.
Мальчик умел сам считать до трёх. Поэтому он сразу и не смог сосчитать, сколько всего цыплят принесла бабушка. Но Андрюша точно мог сказать, что в дальнем левом углу сидели, уткнувшись друг в друга, три цыплёнка и ещё два. Ещё в одном углу было двое... Ещё три... нет - два... нет - три... бегали у одной стены. А между ещё двое... ещё трое...
- Как много! - подвёл итого всех своих подсчётов Андрюша.
Дедушка в это время уже хозяйничал на кухне. Он быстро отодвинул из угла стоявшие там какие-то баки и пододвинул табуреты почти со всей кухни. После он поставил на бок один из двух кухонных столов столешницей вовнутрь будущего цыплятника. После были по углам другой стены поставлены табуреты. На них почти сразу опёрлась большая доска.
Пока дед, покряхтывая, пошёл на улицу в сарай ещё за одной доской, бабушка нашла пару грязных неглубоких тарелочек. В них она налила воды и поставила рядом со столешницей стола. Которая была уже почти монументальной стеной будущего цыплятника. С учётом того, что поставленная дедом доска уже полностью огородила всё пространство, бабушка стала туда уже сажать цыплят. Она аккуратно брала руками одного и так же бережно ставила на деревянный пол.
Через минуту-другую все цыплята уже были в своём жилище. Тогда бабушка оторвала от принесённой коробки одну из стенок. Туда на дно была постелена тряпка. После чего эта коробка была поставлена внутрь цыплятника.
Андрюша заворожено наблюдал за всем этим:
- А они здесь спать будут?
- Да! - сказала бабушка.
Она взяла из шкафа над столом большую банку красного цвета и подошёл к цыплятам. После она стала брать из неё что-то сыпучее. И по чуть-чуть рассыпала над цыплятами:
- Гули-гули-гули! - мурлыкала бабушка.
- А они будут это кушать? - Спросил Андрюша.
- Конечно! - сказала бабушка. - Вот смотри сам.
И цыплята действительно сгрудились вокруг сыпавшегося сверху корма. Все вместе они почти в один момент съедали всё, что сыпала бабушка. При этом они то ли чирикали, то ли попискивали - мальчик не мог разобрать. Но общий шум всех цыплят был достаточно громкий.
- Цыпа-цыпа-цыпа! - высыпала бабушка ещё одну горсть и поставила банку обратно в шкаф. - Я пойду посмотрю, что там со скотиной. Покормлю!
- А можно я посмотрю за цыплятами?
- Конечно! - улыбнулась бабушка. - Только не бери их. Они ещё маленькие.
Бабушка ушла. А Андрюша присел рядом с цыплятами на поставленную на бок табуретку. Цыплята с шумом клевали корм, что высыпала бабушка. А мальчик с горящими глазами смотрел за ними. Вначале цыплята клевали то, что было почти слоем насыпано на полу. Но вскоре они стали в поиске очередной крупинки подолгу ходить из угла в угол, жалобно попискивая.
- Голодные!- прошептал Андрюша. - Всё съели и голодные!
Мальчик подошёл к столу, с помощью табуретки забрался на него и открыл шкаф. Но там стояло несколько банок. И все одинакового цвета. Какую именно брала бабушка - Андрюша не помнил.
Поэтому он открыл первую попавшуюся. Там было что-то белое. Мальчик помнил, что бабушка кормила цыплят чем-то белым.
- Гули-гули-гули! - стал сыпать щедрыми горстями Андрюша соль цыплятам. - Цыпа-цыпа-цыпа!
Цыплята жадно накинулись на новое угощение. Они время от времени громко попискивали и даже, казалось, чихали, но продолжали жадно клевать угощение.
- Нравится! - прошептал Андрюша.

Уже через час мальчик стоял весь в слеза рядом со столом, где лежали полуживые цыплята. Мама и бабушка бережно отпаивали их одного за другим с помощью пипетки. Некоторые же сами жадно пили воду из блюдец.
- Ох, и накормил же ты цыплят солью! - покачала бабушка головой.
- Птицевод! - улыбнулась мама.
- Пятый сдох! - резюмировал дед, окуривая остальных небольшими облачками табачного дыма. - Естественный отбор! Хреволюция!...
- Зато остальные будут сразу солёные яйца нести! - улыбнулась мама. - Правда, сын?
- Угу! - кивнул мальчик и нежно погладил одного цыплёнка.

2013.04.23


Рецензии