ЧП

Происшествие на борту самолета.


Боинг, как сытый кот, рокотом навевал дрему. Уставшие пассажиры сидели, пристегнутые в креслах, и ожидали окончания полета. Бортпроводница Таня ходила по салону и предлагала прохладительные напитки. Двухчасовой перелет подходил к концу. В кабине пилотов царила сосредоточенная атмосфера. Командир корабля Валерий Луков, посматривая на панельные приборы, думал о том, что его ожидает в ближайшие дни. Прежде необходимо пройти плановую медкомиссию. Здоровье у него в порядке, бояться нечего. Еще написать характеристику на Нуркаева Амантая - хватит ему сидеть в кресле второго пилота.
- Командир, мы в зоне диспетчерской службы аэропорта.
- Понял. Переключись на дальний привод.
- Переключаю.

Радиокомпас отметил появление приводного маяка. Бортовой компьютер получил новые данные, внес изменения и повел самолет по уточненному маршруту.
«Еще немного и мы дома. Завтра всей семьей едем на речку. Купаться, загорать, рыбачить. Потом - медкомиссия».
Луков нахмурился . Сколько комиссий прошел - не сосчитать. Закономерным итогом всегда было заключение: «К лётной работе готов». В последнее время стал побаиваться, а причина - возраст. Медики беспощадно отсеивают пилотов с малейшим подозрением на отклонение от нормы. С возрастом вероятность увеличивается. Таких пилотов отстраняют от летной работы и отправляют в санатории. Там прописывают различные лечебные процедуры и наблюдают. Одним это помогает, другим – нет. Законы лётной работы неумолимы, это все понимают. Трудно приходится пилоту начинать все с нуля. Тяжело отвыкать от самолета, штурвала, неба. Со всем тем, что составляет смысл его жизни.

- Амантай, переходим на ручное управление.
- Понял. На ручном.
Второй пилот, Нуркаев Амантай, скоро пересядет в кресло командира. Управление Боингом он изучил до мельчайших подробностей, готов к любым неожиданностям. Занятия на тренажере даром не проходили. Помимо взлета и посадки там создавались различные вводные – пожар двигателя, разгерметизация судна, отказ выпуска шасси, нападение террористов. Все изучено и отработано до автоматизма. Юная жена Амантая, Алия, гордилась мужем и не упускала случая сказать подругам: «А мой опять в Ганновер улетел». Ключевое слово – «улетел». Очень ей нравилось, что муж – летчик. Молодые девушки завидовали, а замужние женщины признали  её женой пилота. Марина, жена Лукова, старше Алии поэтому взяла над ней шефство. Совместная работа мужей и соседство сроднили их.

-Командир, выходим на четвертый разворот.
Луков не ответил.
- Командир?
Валерий Луков сидел неподвижно. Уснул, что ли?
- Командир!?
Тот не шелохнулся. Может быть решил проверить, как будет действовать второй пилот самостоятельно? Самолет на ручном управлении, до приземления около пяти минут, размышлять некогда. Амантай с неодобрением посмотрел на командира и принялся действовать самостоятельно. Нажал клавишу выпуска шасси, подождал, когда сигнализация подтвердит, связался с диспетчером:
- Вышка, я 25323. Шасси выпущены, борт на прямой, разрешите посадку. Прошу наземный контроль, на борту ЧП.
Ну, погоди, командир. Если ты решил меня проверить, то не взыщи, я буду действовать так, как учили.
- Борт 25323, дополнительный контроль включен. Вы на курсе, глиссада под вами.
Амантай слегка шевельнул штурвалом.
- Борт 25323, вы на курсе и глиссаде, полоса перед вами, посадку разрешаю.
- Понял, разрешили.

Амантай представил, как спасатели занимают места вдоль взлетной полосы. они терялись в догадках: «Что случилось с самолетом?» и готовились к любому варианту событий.
Аккуратно, как примерный ученик, ведет Амантай самолет. Он стал его частью, руки выполняют операции, готовя Боинг к посадке.
Самолет летит над дальним приводом, проскакивает ближний, фиксирует сигналы маркеров. Шасси аккуратно касаются бетона. Машина мчится точно по середине полосы. Боковым зрением Амантай фиксирует мелькнувшие по обочинам пожарные и другие механизмы. Переводит в реверс двигатели.
Боинг теряет скорость.  Пробежав немного, останавливается.
- Борт 25323, освободите полосу и выключите двигатели.
- Вышка  25323  вас понял.
Стоящие у полосы спасатели придирчиво рассматривали самолет. Они  пытались понять, чем вызвана тревога? С опозданием Амантай осознаёт, в каком положении находился совсем недавно. Переводит взгляд на командира. Тот по-прежнему не шевелится.
- Командир, что с тобой?
Не отвечает командир. Заострившиеся черты лица стали чужими, в глазах застыло безразличие. Амантай не хочет верить в непоправимое.

В кабину вошла встревоженная Таня.
- Командир, что случилось, почему не катим на перрон? – спрашивая, смотрит на Лукова, ошарашено переводит взгляд на Амантая, видит его состояние и снова на Лукова.
- Что с ним?
- Таня, иди к пассажирам. Видишь, подгоняют трап, скоро будет много гостей.
По трапу поднимаются люди. В кабину заходят полицейский и врач. Амантай молчит, давая им возможность осмотреться.
Одного взгляда хватило, чтобы понять ситуацию.
Врач осматривает Лукова.
- Как это произошло? – спрашивает полицейский.
- Незаметно, - отвечает Амантай, - просто замолчал.

Увозят пассажиров. Они в твердой уверенности, что присутствуют на учениях пожарников. Во всяком случае, так сказала Таня. Все автомобили от взлетной полосы уезжают, у самолета остаются только санчасти и полицейских. Тело Лукова грузят в «скорую». Подъезжает тягач. Пломбируют люки и двери самолета, механики цепляют его к тягачу и утаскивают. Таня и Амантай уезжают с полицейскими. Последним неторопливо покатил трап.

Происшествие всколыхнуло аэропорт. С летного отряда забрали личные дела пилотов и Тани. Пленка с записью переговоров диспетчера и борта опломбирована и помещена в сейф.
Пилоты летного отряда обсуждают происшествие и строят догадки. Сколько существует аэропорт, никогда ничего подобного не происходило. Летчики обсуждают действия Амантая – в такой неожиданной ситуации не растерялся, аккуратно посадил самолет. Ждут его появления, чтобы услышать подробности.

Появляется Амантай. Летчики накинулись на него с вопросами, но командир летного отряда забирает его в кабинет и велит писать рапорт. Слова к делу не подошьешь, Летчик опять пишет о том, что произошло во время полета.
- На первое время, - говорит командир, - ты отстраняешься от полетов. Иди, отдыхай, утро вечера мудренее. Завтра узнаем подробности.

Результат медицинской экспертизы: внезапная остановка сердца.

* * *

На двери кабинета висит табличка: «Инспектор по безопасности полетов». В кабинете за столом сидит Нуркаев Амантай и изучает документы. Больше года минуло с того времени как произошла трагедия. Его сразу послали на медицинскую комиссию, где выявили у него психологический стресс. Руководство аэропорта решило временно трудоустроить Амантая на работу не связанную с полетами. Его  отправили на учебу. Теперь он инспектор по безопасности полетов. Окна его кабинета выходят на летное поле. Рокот двигателей взлетающих самолетов постоянно отвлекает. Когда на взлет идет Боинг, он представляет, что сидит в кабине самолета за штурвалом. Обороты двигателей выходят на взлетный режим, Боинг катит по полосе, наращивая скорость. В нужный момент, повинуясь штурвалу, взлетает. Пробивает облачность и уходит в синеву неба. Урча моторами, ложится на заданный курс. Амантай вздыхает и снова возвращается к бумагам на столе.
Нельзя войти в одну и ту же реку дважды.


Рецензии