Интервью с Федором Конюховым в марте 2000 г

Это интервью было опубликовано в газете «Камчатская правда» весной 2000 г, но поскольку газету эту, кроме как на Камчатке, практически не читают, а Федора Конюхова, известного путешественника, знают многие, то я делаю повторение этого своего интервью, в расчете на более широкий круг читателей. Да не обидится на меня за это замечательный Главный редактор «Камчатской правды» господин Гусев.

С известным российским путешественником Федором Конюховым я познакомился в Анкоридже в начале марта 2000 года за час до старта традиционных международных гонок на собачьих упряжках, в которых он принимал участие. Сам я с февраля по май работал на Аляске по приглашению Аляскинской Вулканологической Обсерватории. Уже после окончания гонок, перед вылетом в Москву Федор остановился у меня на квартире и все время, пока мы были вместе, я расспрашивал Федора о его путешествиях, о взглядах на жизнь. Многие ответы Федора показались мне интересными, и мне хотелось бы вас с ними познакомить.
ФЕДОР КОНЮХОВ

Философы древности говорили,
что люди бывают трех видов:
те, кто живы, те, кто мертвы
и те, кто плавают в море.
Я выбрал последнее.
(Федор Конюхов)
На сегодняшний день по общему признанию, Федор Конюхов является самым титулованным в мире активным путешественником. Никто в мире, кроме него, не смог в одном лице в одиночку трижды на яхте обогнуть земной шар, пешком достичь обоих полюсов планеты и подняться на самые высокие вершины всех шести континентов (включая самую высокую точку планеты – г. Эверест, 8848 м). А еще были авто- и велопробеги через всю нашу страну и множество других экспедиций.
Биографическая справка:
Конюхов Федор Филиппович родился в 1951 году в г. Находка Приморского края. Закончил мореходное и художественное училища и факультет судовождения Ленинградского Арктического Училища, Московский Современный Гуманитарный университет. Работал матросом на судах спасательного флота на Балтике, на рыболовных траулерах в Тихом океане. В настоящее время работает заведующим лабораторией дистанционного обучения в Современном Гуманитарном университете. Участник художественных выставок в разных странах, более 20 лет участвует в экспедициях как испытатель предельных возможностей человека. Имеет юридическое образование, член Союза Художников. В МГУ на Географическом факультете, подготовлена к защите диссертация, посвященная изучению творчества (как художника и как ученого), известного этнографа Миклухо-Маклая. Живет в г. Москве.
Главные экспедиции:
1980 г – Парусная регата “Балтика-80”.
1981 г - Пробег на собаках по Чукотке и переход на яхте по маршруту г. Петропавловск-Камчатский - Командорские о-ва – пос. Усть-Камчатск-Владивосток.
1983 г. – Лыжная экспедиция по морю Лаптевых.
1984 г. – Сплав на плоту по реке Лена. Участие в парусной регате “Балтика-84.”
1985 г – Экспедиция по Уссурийской тайге: повторение маршрута Арсеньева и Дерсу Узала.
1986 г. – Лыжная экспедиция к Северному полюсу в составе группы Д.Шпаро.
1987 г. – Лыжный переход по Баффиновой Земле (Канада) в составе Канадской экспедиции.
1988 г. Трансарктический лыжный переход по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной экспедиции.
1989 г. (весна) – Переход на Северный полюс в составе лыжной экспедиции “Арктика”.
1989 г. (лето-осень) Первый совместный Советско-Американский велопробег по маршруту Владивосток- Ленинград.
1990 г. (весна) – Первый из россиян (и третий человек в мире), достигший в одиночку на лыжах Северного полюса.
1990 г. (осень) - 1991 г (весна) – Первый из россиян совершивший одиночное кругосветное плавание на яхте (224 дня).
1991г.– участник Российско-Австралийского авторалли “Митсубиси” по маршруту Владивосток – Москва.
1992 г. – Покорил высочайшую вершину мира - Эверест (8842 м) и самую высокую гору Европы – Эльбрус.
1992 - 1994 гг. – второе кругосветное одиночное плавание на яхте (508 дней)
1995 - 1996 гг. – Первый из россиян в одиночку на лыжах достиг Южного полюса и покорил самую высокую вершину Антарктиды - горный массив Винстон (5140 м).
1996 г. В одиночку покорил высочайший пик Южной Америки – Аконкагуа (6950 м).
1997 г. – Покорил высочайшую гору Северной Америки – Мак- Кинли (6198 м), самую высокую гору Африки – Килиманжаро и самую высокую гору Австралии – Пик Костюшко.
1998 -1999 гг. – Участник международной парусной регаты “Один вокруг Земного шара”.
2000 г. - Участник гонок на собачьих упряжках на Аляске по маршруту г. Анкоридж – пос. Ном, протяженностью свыше 1600 км.
Ниже предлагается интервью с Федором Конюховым, записанное 25 марта 2000 года в г. Анкоридж (Аляска, США).
- Федор, прежде всего хочу поздравить тебя с благополучным завершением многодневной гонки на собачьих упряжках. Рад, что ты дошел до финиша, хоть и последним, ведь из 82 участников, 13 вообще сошли с маршрута. Да и твой результат – 15 суток, 28 лет назад, когда эта гонка проводилась впервые был бы рекордным, тогда победитель прошел эту же трассу за 20 дней, а не за 9 как сейчас. Здесь ставки были 10 к 1, что ты вообще не дойдешь до финиша, потому что за всю историю гонок, никто не тренировался такой короткий срок - всего 3,5 месяца.
Федор Конюхов (Ф.К.) - Для меня главное было участвовать в этой гонке, я мечтал о ней 7 лет. Ну и дойти до конца, пройти все 1600 км и финишировать. Собаки мне достались старые (7-10 лет) они даже теряли сознание на трассе, мне пришлось покупать собак здесь, и выбора большого уже не было. Да и времени на тренировку было мало, а люди здесь годами тренируются только для этой гонки, специально собак выращивают для нее. Ну и опыт у меня небольшой, хотя по Чукотке бегал на упряжках, но ни разу не соревновался. Сутки потерял из-за поломки нарт, обещали другие нарты, но так и не дали. Пришлось заниматься ремонтом. Я бы мог финишировать предпоследним, но выпросил право быть последним у американского гонщика, с которым шли бок о бок в последние дни.
- ????
Ф.К.- Последнему участнику вручают специальный приз, так называемый “красный фонарь” (стилизованную керосиновую лампу) и я очень хотел его получить, да и внимания к последнему участнику больше, чем к промежуточным, а это важно для моих спонсоров. На финише меня встречало около 150 человек, а мой соперник финишировал на 14 минут раньше, так его все прогоняли на финише, мол, проходи-проходи не мешай, сейчас последний будет финишировать. Мне даже за него обидно стало. Но зато у меня из 16 собак к финишу пришли 13, а у многих участников, в том числе и у него, только по 6 собак осталось. Я очень подружился со своими четвероногими друзьями и одну из лаек увожу с собой в Москву. Поселок Ном, где финишировала гонка, маленький, население всего 6 тысяч человек. А на время гонки туда приезжает еще 20 тысяч туристов, персонал по обслуживанию гонки, летчики и волонтеры (добровольные помощники). И все ведь тратят там деньги. И гостиницы битком. Жители Нома за счет этой гонки зарабатывают столько, что потом весь год безбедно живут. А, помню, в одном Чукотском поселке туристы иностранные в магазине отоварились, так на них местные обиделись, вы мол нас продуктов лишаете. Те ничего понять не могут, отвечают - же мол платим за все это...
- Ну так это был обычный северный завоз, как завезли раз на всю зиму продукты и топливо, так и все до весны больше и не жди. А здесь на туристах деньги зарабатывают. А кто были твоими спонсорами? И вообще, если не секрет, дорого обошлась тебе эта гонка и сама поездка?
Ф.К. Гонка обошлась в 50 тысяч долларов. Эту сумму пополам заплатили Современный гуманитарный университет и Международный Яхт - клуб, которые и являлись моими главными спонсорами.
(из записной книжки Федора Конюхова, 18 января 2000 г.: “... я вижу следы, оставленные моими санями на белом снегу Аляски и меня охватывыает великая радость: я встретился с миром Джека Лондона и сам стал одним из его героев”
- Пожалуйста два слова об Университете? Я про него и не слышал к своему стыду.
Ф.К.- Современный Гуманитарный Университет был основан в Москве в 1992 году. На 160 кафедрах обучается почти сто тысяч человек. Он имеет филиалы в 15 городах и 35 отделений за пределами России. Студенты изучают менеджмент, информатику и вычислительную технику, лингвистику, экономику, юриспруденцию, психологию и многие другие науки. Практикуется заочное и дистанционное обучение. Кафедру дистанционного обучения я как раз там и возглавляю.
(Из дневника Федора Конюхова, Атлантика, 27 октября 1998г: “Яхта “Современный Гуманитарный Университет” оборудована под учебный класс. Компьютер забит программами для дистанционного обучения, а на всех гоночных яхтах – погодой”
- Россииские средства массовой информации освещали эту гонку?
Ф.К. – Были телевизионщики от канала НТВ и спортивный корреспондент из “Коммерсантъ”. 28 марта состоится запись передачи об этих гонках у Юрия Сенкевича в “Клубе кинопутешествий”.
- Когда у тебя впервые возникло желание путешествовать?
Ф.К. – Первый раз я увязался за цыганским табором в 6 лет, это было мое первое самостоятельное путешествие. Мой дед, русский офицер, был знаком с известным полярным путешественником Георгием Седовым и много рассказывал мне о нем. Эти рассказы деда о Седове тоже сыграли для меня важную роль. Мне захотелось достичь Северного полюса, чего не удалось Седову. Кстати, дневники Седова хранятся в архиве, и по каким то причинам до сих пор не опубликованы. В 15 лет я переплыл на шлюпке, на веслах Азовское море, причем задумал, что, если смогу переплыть – пойду в мореходное училище, а если нет, то в художественное, это более легкая профессия. И лишь с годами я понял, как нелегок труд художника. А всего я принимал участие более чем в 40 экспедициях.
- Тебе приходилось бывать на Камчатке?
Да, я был на Камчатке, правда, давно. Очень красивый край. Мне посчастливилось подняться на Ключевскую сопку и Авачинский вулкан. В Елизово у меня живут сестра и племянница.
- У японцев есть такая поговорка: “Кто не был на вершине Фудзиямы ни разу в жизни, тот дурак, но кто был на ней дважды – дважды дурак”. Почему ты несколько раз побывал на полюсе, а сейчас в очередной раз собираешься идти в одиночку на яхте в кругосветное путешествие? Одного раза было недостаточно?
Ф.К.- Все путешествия отличаются друг от друга. На полюсе я бывал и в одиночку и в группе. Путешествовать на яхте мне очень нравится, я ведь моряк по натуре и специальности. Мне говорят, что океан надо пересечь как можно быстрее, тогда уменьшится степень опасности от нахождения в нем, а я думаю наоборот, я столько готовился, ждал этого и теперь мчаться без оглядки? Нет, я хочу успеть оглядеться по сторонам и увидеть красоту океана. Ну а следующее плавание, а оно состоится уже этой осенью, будет необычно тем, что стартовав от побережья Франции, участники финишируют там же, при этом ни разу не заходя ни в один порт и не получая никакой поддержки продуктами, водой, снаряжением. Это будет очень экстремальное плавание.
(Из дневников Федора Конюхова: “12 августа 1998 г., Атлантика: “...в Океане я становлюсь крепче и духом и телом. Здесь, в одиночестве, я живу в согласии с ритмом Океана. Я ставлю и убираю паруса, ловлю рыбу и любуюсь восходами, а на закате читаю молитву “Отче наш. У меня на яхте нет радио и телевизора, я не слушаю бред наших политиков. Я занят привычным делом – управляю яхтой, и поглощен тем, что делаю. Там, на берегу, я лишний, у меня нет дела, я не знаю, чем заняться, и это больше всего меня угнетает.”)
- А как насчет воды? Сколько ее нужно взять и не испортится ли она в дороге?
Ф.К. В день человеку в океане, по моим наблюдениям, нужно 2 литра воды. Я брал в последний раз полторы тонны воды. Ведь еще и дождевая вода есть. А насчет того, портится ли она – перед отплытием от побережья Австралии, мне местный православный священник дал 10 литров святой воды, я вылил ее в имеющийся 230 литровый запас, и вода у меня не портилась все плавание.
- Перед самым стартом собачьих упряжек ты перекрестился. Ты верующий человек?
Ф.К.- Да, я верю в Бога и обращаюсь к нему, и благодарю его. Я учился в духовной семинарии 9 месяцев. Религиозное чувство родилось в моей душе очень рано, но почувствовать Господа Бога я смог только в одиночных экспедициях.
(Из дневников Федора Конюхова, 10 октября 1998 г., Атлантика “..Меня не покидает мысль о будущем. Я все таки хочу стать священником. Если это будет угодно Богу, то я им стану.....Что я смогу сказать своим прихожанам? Чему наставить? Как убирать или ставить паруса? Или как проходить отвесную стену в горах? Да? Как жить и молиться нашему Спасителю, этого я им не смогу подсказать, этому я буду учиться у них, они ближе к Господу и чище перед ним.”
- Что было труднее, достичь в одиночку Северного или Южного полюса?
Ф.К.- Сравнивать трудно. К Южному полюсу было тяжелее физически, я шел от уровня моря с грузом 135 кг на высоту почти 3000 м. Температура достигала минус 53 градуса, французские лыжи “Россиньол” сломались от мороза, шел дальше на украинских “Мукачево”. Кроме того, там была неофициальная гонка одиночек. С разницей в три-четыре дня к полюсу стартовало еще пять человек из разных точек Антарктиды, но с одинакового расстояния до полюса (представители Норвегии, Англии, Польши, Канады и Чили). У меня была самая невыгодная позиция, сразу с максимальным грузом подниматься в гору, а остальные стартовали с 200 м отметки и им было значительно легче, но чтобы мне добраться до места их старта, пришлось бы заплатить за заброску еще 70 тысяч долларов. А этого мои спонсоры уже не могли себе позволить. Поэтому я стартовал с Чилийского сектора Антарктиды, с самого неудобного места для для старта. Но все равно обгонял последнего участника, мы же сближались на подходе к полюсу, а видимость в Антарктиде километров 15, там же нет испарений в воздухе, и я его увидел, точнее черную точку. Так вот англичанин попросил меня по рации отстать, чтобы он финишировал чуть раньше. А то он не смог достичь Северного полюса за год до этого старта и у него, если бы он пришел последним здесь, были бы проблемы со спонсорами, а так мол обогнал знаменитого путешественника Конюхова... Ну и я позволил ему финишировать раньше меня. А что касается Северного полюса – там ведь торосы, полыньи, дрейф льда, поэтому идти сложнее. К Южному полюсу я прошел 1350 км за 60 дней, а к Северному примерно 800 км за 75 дней.
(Находка, 25 декабря 1996 года. Корр. ИТАР- ТАСС Л. Виноградов: “У Федора Конюхова, совершающего поход к Южному полюсу, сегодня должны кончиться продукты и топливо, а впереди у отважного россиянина не менее двух недель пути.”)
- К Северному полюсу ты стартовал с архипелага Северная Земля. Я там работал в 1976 году и, кстати, был свидетелем перехода лыжной женской команды “Метелица”. Так вот у нас там были проблемы с белыми медведями. Они очень агрессивны. А как было у тебя?
Ф.К.- У меня был с собой карабин, но я им не пользовался, поскольку убить медведя непросто, а раненый зверь вдвойне опасен, будет идти по твоим следам, пока не загрызет. У меня были с собой фальшфейеры, они здорово отпугивают зверя. За весь переход встречался с медведями восемь раз. Один раз пришлось отпугивать из карабина, причем, после выстрела, медведь побежал не прямо от меня, а огибая недавно затянутую льдом полынью, тем самым подсказав мне, что прямо на этот лед идти нельзя, можно провалиться. А один раз я отошел от нарт и увидел, что к ним приближается медведь. Я побежал к нартам, у меня там лежал карабин и к счастью добежал чуть раньше его.....
- А кто тебя снимал с Южного полюса?
Меня сняли с полюса маленьким самолетом. Вся организация этого путешествия лежала на английской фирме. Мне посоветовал к ней обратиться мой приятель, тоже путешественник, Виктор Боярский. В свое время их группа пересекла Антарктиду на собачьих упряжках и эта же английская фирма обслуживала его, и он остался доволен их работой.
- С Виктором Боярским я знаком, он мне даже книгу свою подарил об этом переходе, очень интересная книга. Он же еще и Гренландию на упряжках собачьих пересек. А твоих книг мне что-то немного попадалось. Хотя тебе можно, по моему, уже многотомное издание выпускать?
Ф.К.- У меня вышло три книги, правда, маленькими тиражами, от 1 до 3 тысяч экземпляров. Были опубликованы мои дневники, в 1999 году вышло исследование об открытии Антарктиды (“Как открывалась Антарктида”). Готовятся к выходу еще четыре, среди них самая долгожданная – “Евангелие Океана” с цветными иллюстрациями и моими рисунками. В ней я уделяю больше внимания культу природы и одиночества. Как человек, находясь подолгу в одиночестве, все больше отдаляется от людей, постепенно порывая связи с ними.
-Кто из художников тебе нравится?
Мне вспоминается мой учитель Виталий Натанович Петров-Камчатский. Он был сильный художник. Он очень сильно и точно раскрыл жизнь и быт наших эскимосов. Я считаю, после Рокуэла Кента стоит Петров-Камчатский. Я люблю также живопись Рериха, хотя его философствования не принимаю.
-Вопрос, который вертится у меня на языке с самого начала нашей беседы: Были ли случаи, когда ты думал: “Ну все, из этой ситуации мне живым не выбраться”?
Ф.К.- Были. Например в августе 1998 года моя яхта попала в ураган “Даниель”. Скорость ветра достигала 130 миль в час. Яхту опрокинуло набок, меня смыло за борт, к счастью я смог опять вскарабкаться на нее. Спасательный плот, который я открыл, подняло над яхтой на веревке, как воздушный змей, а затем оторвало от яхты, и он исчез. Пресная вода осталась в полузатопленной каюте, и когда я туда за ней полез, мне очень хотелось пить, яхта накренилась еще больше и из каюты я выбраться уже не смог. Вылившаяся солярка (120 литров) смешалась в каюте в морской водой. Я задыхался, стоя по колено в воде. Все это время яхта была на боку. Я кричал: “Господи забери меня, но только не дай умереть такой смертью”
Так я провел трое суток. Помочь себе я уже не мог. Все это время я прижимал к себе икону Николая Чудотворца, молился и ждал исхода. После урагана яхта выпрямилась вновь, и я смог выбраться на палубу, а чуть позднее ко мне подошел корабль береговой охраны США. Они искали свой, пропавший во время этого шторма, траулер (к несчастью не нашли, все погибли) и наткнулись на мой плот, а затем и нашли меня.
(Из дневников Федора Конюхова, 22 августа 1998 г. Атлантика: “Что я испытал в жизни и чего только не было в мои 47 лет. Я испытал холод, ужасный холод на Северном и Южном полюсах. Я испытал нехватку кислорода. А это страшно, когда ты хватаешь воздух всей грудью, а его нет. Грудь расширяется, а там нет воздуха. Это было у меня на Эвересте. Я испытал голод на пути к Северному полюсу в 1989 году, когда товарищи умирали с голода, когда я ел снег и вмерзшие водоросли отковыривал лыжной палкой со льда. Это было страшно.”
1 сентября 1998 г. Атлантика: “После урагана, слава Богу, я живой. Этот ураган дал мне выбор изменить свою жизнь. Я 47 лет прожил как путешественник, а остальные хочу прожить другой жизнью: или священником или художником”).
- Во время последней кругосветной парусной регаты ты надолго пропал где-то на подходе к Кейптауну. В прессе и по телевидению даже высказывалсиь самые страшные предположения. Почему ты не выходил на связь? И еще, когда ты спишь, как удерживается постоянный курс яхты?
Ф.К. – На яхте сели все батарейки и аккумуляторы, четырех солнечных батарей и трех ветрогенераторов едва хватало на то, чтобы включать электромоторы, чтобы обеспечивать работу (управление парусами) автопилота, когда я спал. А солнца в южных широтах очень мало, солнечные батареи малоэффективны. Спать же обычно приходится короткими отрезками по 20-30 минут в течении всех суток.
(Из дневника Федора Конюхова, 1 ноября 1998 г, Атлантика: “Я чертовски устал. Отупляющий труд, непрерывное стояние у штурвала и откачивание воды из трюма – истощили мышцы и душу. Непрестанное напряжение в борьбе с непогодой, ограниченность в движениях на борту яхты, однообразная повседневная рутина – все это складывается в своего рода духовную смирительную рубашку, которая с каждым днем стягивает все туже”
- Что-то мы все о грустном. Какой нибудь забавный эпизод можешь вспомнить?
Ф.К.- На Адмиралтейском заводе, в Петербурге, строили мне яхту. Мы, говорят, ледоколы строим, чего нам стоит яхту сделать. Две половинки корпуса делали в разных цехах, и когда стали совмещать, одна оказалась шире другой на целую ладонь. Ничего говорят, пришлифуем, как яичко будет. “Ухнули” три тонны грунтовки и действительно пришлифовали. Но яхта, вместо положенных по проекту 60 тонн (с такелажем), стала весить 72 тонны (один корпус). А позднее, при ее перегоне, она на Волге села на мель, вдобавок в нее врезался и утонул буксир, который ее тянул. Как сказал матрос с буксира, лежу в каюте, вдруг удар - и я вижу небо... Эта яхта там на мели до сих пор и сидит.
- В свое время я вычитал у Льва Кассиля фразу, которая во многом определила мою дальнейшую жизнь: “Нужно больше ездить, как можно больше ездить, иначе теряется ощущение кривизны пространства и жизнь становится плоской”. А у тебя есть любимые фразы, девизы, изречения?
Ф.К.- Ну, например, правило трех НЕ и одного ПЕРЕ: “чтобы добится чего-то в жизни надо НЕдосыпать, НЕдоедать, НЕдолюбливать, но ПЕРЕрабатывать. Или вот еще, древние греки говорили: “Плавать по морям необходимо, жить не так уж необходимо”.
В 1991 году ты в составе австралийской команды совершил автопробег на автомобилях фирмы “Митсубиси” по маршруту Находка – Брест. Как то он остался незаметным для всех. А вы снимали какой нибудь фильм об этом пробеге?
Ф.К. - Сняли замечательный фильм о российской глубинке, много снимали в сибирских деревнях, через которые проезжали. Получился добрый, хороший фильм. Стали его предлагать на разные телестудии, чтобы показали, так они нам: платите, тогда покажем. Так в России и не показали, а в Австралии показывали.
Во время велопробега Владивосток- Ленинград приходилось часто менять велосипеды? Где вы ночевали, чем питалисьв дороге?
Ф.К.- Велосипеды вообще не меняли, только колеса на пол-пути заменили и звездочку. Это были американские горные велосипеды, 15000 км гарантия, так вот после 15000 км они сразу и развалились, гарантия вышла и все, а до этого проблем с ними не было, 21 скорость, удобные. Это сейчас их полно в России появилось, а тогда они были у нас в диковинку. Ночевали - где придется: в лесу, у обочины дороги. У нас на четверых участников было 2 небольшие палатки. Часть продуктов везли с собой. Молоко, хлеб покупали в магазинах по дороге.
Как твой английский язык? После финиша гонок на собаках ты ведь общался с прессой через переводчика.
Ф.К.- Как то в Австралии мне дали на яхту кассеты с уроками английского языка. Через несколько месяцев одиночного плавания спрашивают по рации, ну как выучил Английский? А я им – да я за это время и русский то почти забыл......
-Твои планы на ближайшее время и твои долгосрочные планы и проекты?
Ф.К.- В апреле я буду во Франции ремонтировать яхту и готовиться к кругосветной гонке, которая начнется осенью и, по моим расчетам, займет месяцев семь. В планах на ближайшие годы - опуститься в батискафе в самую глубокую точку океана – Марианскую впадину, облететь в одиночку на воздушном шаре земной шар и пересечь пустыню Сахара с запада на восток на верблюдах.
-Удачи тебе Федор и большое спасибо за беседу, а также, что ты нашел время встретиться с русской общиной г. Анкориджа.
Ф.К.- Сегодня в Анкоридже я случайно встретил русскую девушку Ольгу, уроженку Омска, теперь постоянно живущую в США, и, оказалось, что мы с ней познакомились еще в 1997 году, когда летели в одном самолете в Найроби (Кения). Она летела на Мадагаскар, а я совершать восхождение на самую высокую вершину Африки – Килиманжаро. Так что, как видишь, мир тесен, дай Бог еще встретимся.

Записал Владимир Кирьянов, г. Анкоридж (Аляска, США) март 2000 г
 


Рецензии
Довелось мне в начале 90-х несколько раз пообщаться с Федором.
Как оказалось, мы с ним оба-декабрьские Стрельцы.Тоько он - на год старше.
Интересный собеседник и человек.
С уважением,

Сергей Васильевич Королёв   24.06.2021 11:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.