Глава 8

ГЛАВА 8.
Санкт-Петербург.
Зимний дворец.

Утром к завтраку порядочной даме предписывается одеваться в тёмные платья.При утреннем беспощадном свете на светлой одежде видны и пятна и пыль и грязь.Вычурные тяжёлые платья с оборками ,криналинами ,бесконечными складками,оборками и фестончиками очень трудно чистить и стирать после каждой носки.И ,чтобы не выглядеть по утрам неряшливой зтикет велит всем дамам щеголять в тёмных нарядах.Княгиня недовольно взглянула на толпу камеристок,которые услужливо продемонстрировали ей три варианта облачения из её гардероба.Княгиня только что пробудилась встала с постели и умылась.
-Ну что это такое?-досадовала княгиня-Я вам велела приготовить моё любимое из белой тафты.Пусть чёрное по утрам носям жёны мелких чиновников и лавочников.Прачечная во дворце работает бесперебойно и качественно.Мне не стыдно появиться за завтраком в белом.Это безобразие я на себя не напялю!
-Сейчас всё исправим!-защебетала главная камеристка.
-Уберите этот мрак!-настаивала княгиня.При дворе хватает прачек.
Княгиня давненько уже позабыла,что значит носить практичную одежду.
-Дети одеты и позавтракали?-поинтересовалась княгиня у Акулины.-Нам не подобает опаздывать.Император сильно разозлиться.
Уже в десять утра княгиня с детьми и другими домочадцами выстроилась в ряд в домашней церкви Романовых.Первой в ровной ширенге стояла Елизавета Алексеевна.,как официальная супруга царя.После следовали княгиня и Марина.Маленькая Софья держалась за подол матери.Широким шагом в церковь вошёл император.Началась служба.
-Ваше сиятельство!-прошептал на ухо княгини камердинер  царя Анисимов.-Вам просили вручить письмо лично в руки.
-От кого ?-изумилась княгиня.
-Не имею понятия.-камердинер обречённо поднял взор к росписному куполу церкви.-Незнакомец в маске передал.Оно секретное.Никому не показывайте.Сразу спрячте.
Княгиня украдкой приняла бумагу от Анисимова и тут же спрятала её в рукаве.
Соборная молитва о здравии  императорской семьи,о процветании России,о её защитниках завершилась.Отдельно отслужили молебень о даровании русской армии победы над захватчиками.Императрица поровнялась с Александром.
-Милый,-замурлыкала она-По моим сведениям твоя паночка только,что получила письмо от нашего врага Понятовского.Есть подозрения,что княгиня якшается с польскими предателями.В сговоре с ними и из под тишка вредит нашей империи ,шпионит в пользу французов.
-Это чушь,Лиза!Смешно!-ухмыльнулся Государь.-Какие только сплетни о ней не распускают.
-Убедись сам!-внушала ему императрица.-Письмецо у неё.
-Полно,душенька!
-Ну,что ж,убедись сам!
Княгиня,ничего не подозревая о доносе на неё царю,укрылась в своём будуаре ,сорвала сургучную печать со свитка,развернула бумагу и прочлаПисьмо было написано на польском языке.:"Обращаюсь к Вам,уважаемая пани Мария,как к польке по крови и духу.Во мне теплиться малая искра надежды ,что Вы не запямятовали о том.Польские патриоты ,которые чают видеть процветающую Польшу в составе Французской империи и под владычеством императора Наполеона в ждут от Вас помощи.Вы обязаны восстановить славное имя Четвертинских.В Вашей власти повлиять на ход войны между Россией и Францией и сделать так,чтобы Россия позорно проиграла её.Понятовский."
-Ваше сиятельство ,Александр Павлович идёт!-Акулина впорхнула в будуар и замахала руками ,как наседка крыльями.
-Что делать?-ахнула княгиня.
Но было уже поздно.Со скоростью молнии  княгины кинулась к столику,где тосковала хрустальная салатница с "оливье".Княгиня вилкой разгребла салат,сунула на дно посуды записку и зарыла бамагу накрошенными овощами,щедро сдобренными майонезом.Едва она скрыла следы преступления в будуар ворвались император и два суровой наружности молодца.
-Саша,шикарно!Ты соизволил всё утро провести со мной?-завопила радостно княгиня и бросилась к  любимому на шею.
-Погоди с сантиментами,Машенька!-грозно отчеканил царь.-Где письмо от Понятовского?
-Какое ещё письмо,милый?Ничего не понимаю.-прикинулась наивной дурочкой княгиня.
-Брось притворяться невинной овечкой!-царьначал выходить из себя.-Ты за моей спиной плетёшь интриги.Наладила связь с нашими врагами и содействуешь им.Где послание?
-Да,какое послание?-княгиня захлопала длинными ресницами и уставилась на императора невинными васильковыми глазами.
-Не хитри!
-Ты же хорошо знаешь,что я далека от политики,как Марс от Солнца.Меня она абсалютно не касается.И я не намерена общаться с теми ,кто вздёрнул на висилицу моего отца посреди площади.
-Ты хочешь убедить меня ,что императрица мне солгала?
-Мне жаль,но это так.Я не получала никаких писем.
-Прелестно!-взвился царь-Ребята,начинайте обыск.
Через полчаса будуар княгини был перевёрнут вверх дном.Но не обнаружив никаких бумаг сыщики пришли в недоумение.
-Ваше величество!Ничего нет!
-Ступайте,братцы!Спасибо!Вы свободны.-вздохнул с облегчением царь.-Милая,ты пьёшь кофе?Не соблаговолишь ли и мне чашечку кофе налить?
Княгиня покорно наполнила вторую чашку ароматным горячим напитком.Александр втиснулся в кресло и пригубил кофе.
-Восхитительно сварен!-нахваливал царь.-Салат на вид тоже должен быть вкусным.Подкреплюсь немного "оливье".
Царь уже хищно навис над салатницей как Кощей над златом и воткнул вилку в овощную смесь.
-Саша ,не мог бы ты подать мне персик ?-опомнилась княгиня.-А от куда у императрицы такие сведения ,что Понятовский потрудился отписать мне?
Царь отложил вилку и потянулся за фруктом.
-Не твоего ума дело!-рявкнул он,вручая княгине сочный плод.
Александр опять завладел вилкой.
-О,в "оливье" кусочки индейки?Обожаю индейку.-восхищался царь.
Он вновь собрался воткнуть вилку в наструганные мелкими кубиками овощи.
-Милый ,ндобавь мне ещё сахара в кофе.-перебила его княгиня.
Александр в третий раз расстался с вилкой и схватил сахарницу.Выполнив просьбу княгини ,он ,наконец,решил осуществить свою мечту попробовать вожделенное блюдо.
-Ну ,пора и вкусненького отведать!-предвкушал царь удовольствие.
-Знаешь,милый, салат сегодня вообще не свежий-очнулась княгиня.-Подали вчерашнюю еду.Безобразие,что на кухне вытворяют.
-Ничего я и вчерашним не побрезгую.
-Нет!Акулина!
В дверном проёме возникла толстощёкая горничная.
-Верни салатницу на кухню.Вопиющее безобразие подавать вчерашнее блюдо.
-Слушаюсь,Ваше сиятельство!-Акулина унесла посудину со злосчастным "оливье".
-Ну,время подпирает.-спохватился император.-Разреши откланяться.Счастлив,что донос оказался ложным.До вечера!
Александр Павлович покинул будуар .
-Фу-у!-княгиня утёрла тыльной стороной ладони взмокший от пота лоб.--Слава тебе, Господи!Пронесло!
-А какой погром тут устроили молодчики из тайного отделения.Ужас!-причитала вернувшаяся к хозяйке Акулина.Потом тихо промолвила.-Вот,держите!Салатик вкусненьким был.
Горничная украдкой сунула княгине клочок бумаги испачканный жирным майонезом.
-Я равнодушна ко всему ,кроме моей семьи и детей.-вздохнула княгиня.-Для меня лишь имеют значение моя семья и мои дети.
Она приблизилась к кандилябру,зажгла на нём витую свечу,каснулась уголком письма к пламени свечи.Пламя принялось пожирать бумагу.Постепенно от письма осталась лишь щепотка серого пепла.А на главной кухне дворца в этот момент кипели не только щи  со свининой на плите,но и нешуточные страсти и споры за столом.
-Это -клевета на Её сиятельство княгиню Раевскую.-негодовал шеф-повар Джузеппе красный как помидор.Ни в каких шпионских играх она не замешана.Поклёп это!
-Сущую правду говоришь-присоединилась к компании Акулина.-Мне добавочку ещё твоих спагетти положи.
Итальянец рьяно мешал в сотейнике соус "баланез" для пасты.
-Эта полька-ещё тот фрукт.Продажная шпионка.-доказывал настырный камердинер царя Анисимов.
-Мама миа!-взвился Джузеппе.-А,ну проваливай отсюда,прощелыга!Сам ты фрукт червивый!Я ручаюсь за княгиню нашу.
-И,что ты взбеленился то?-заканючил камердинер.-Ты мне макарончиков побольше положи.
-Проваливай!В преисподней тебя накормят макаронами черти!-взбесился Джузеппе.-Я в Италии с французами расправлялся.
-Половником он со спагетти расправлялся.Ишь  какое брюхо отъел.-заржал камергинер.
-А я убегу французав бить -встрял невесь откуда возникший поварёнок-подросток.
Джузеппе отвесил подростку подзатыльник.
-Я тебе убегу,шкет!Ану ,режь цукини!
Затем итальянец развернулся к камердинеру
-А ты катись подальше,пустомеля!-шеф-повар вытолкал Анисимова из кухни.
-Самое странное-заговорила ,вдруг,до сей поры молча поглощавшая итальянскую пасту Шереметьева.-Война закончится тем,чтог мы сядем с французами за стол переговоров.А через много лет будем ,как ни в чём не бывало улыбаться друг другу,ездить к друг другу в гости и наши внули станут вместе играть.Спрашивается,зачем же мы убиваем друг-друга?


Рецензии