Последний долг

Все события вымышлены и
совпадения с реальными абсолютно случайны

  В пассажирском сиденье салона самолета сидит старик  в возрасте 79 лет: взволнован, печален, рассеян,   держит в руках вертикально две деревянные палки, на которые опирается при ходьбе, смотрит в иллюминатор.

Через специальные устройства слышно: « Доброе утро, Уважаемые пассажиры, говорит командир экипажа. Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолета, рейса № 2435 по маршруту Чита – Белгород.  Общее время в пути составляет 9 часов … "

В это время стюардесса подошла  к старику:

-- Разрешите ваши вещи убрать на багажную полку?

Старик молча передал ей две палки, которые она положила на багажную полку, а он снова отвернулся в иллюминатор, на лбу и лысоватой голове появились испарины пота. Старик трясущимися руками достал из кармана рубашки носовой платок и вытер пот на лбу и голове, после чего аккуратно так же трясущимися руками сложил его, убрал обратно, глубоко и тяжело вздохнул, отвернув голову к иллюминатору. Где то далеко услышал окончание речи командира экипажа: «Наш самолет готов к взлету. Просим пристегнуть ремни безопасности. Благодарю за внимание.» Не сразу поняв, что от него требуется, старик пристегнул ремень. Вновь носовым платком вытер лоб и голову. В это время его «придавило» к спинке сиденья, поскольку самолет взлетал. Старик опустил руку себе на колено, так и не убрав носовой платок,  закрыл глаза.

Неожиданно он увидел августовское утро в деревне. Белый, густой туман, словно комки ваты сбившиеся в кучи,  расположился вокруг. Деревья, плотным кольцом окружавшие деревню, изредка пробивались сквозь него, показывая то верхушку, то ветку.  По улице уверенной походкой шагает деревенский мужик в кепке, сюртуке, брюках, кирзовых сапогах, держа в зубах папиросу. Через плечо перекинут рюкзак, который он одной рукой поддерживает.  Следом  бежит босоногий мальчишка лет семи в коротковатых брючках и рубашке, кричит:

--Папка, папка!!

Мужик остановился, чуть помедлил, повернулся, увидел мальчишку, который тоже остановился метрах в десяти от мужика, вытащил папиросу изо рта и крикнул:

-- Никола, беги домой!

После чего резко развернулся и зашагал еще быстрее. Мальчишка остался стоять посередине дороги, и смотреть в спину уходящему мужику, до тех пор, пока тот не скрылся за первым поворотом...

- Что для Вас: сок,вода? - услышал старик приветливый голос стюардессы, и тут же почувствовал ужасную сухость во рту.

- Стакан воды - кое как выдавил старик, опустошив его одним залпом, когда стюардесса учтиво подала, а после вновь закрыл глаза.

В памяти всплыла деревенская изба, в которой он с родителями жил, увидел на печи себя восьмилетним мальчишкой. Вдруг он просыпается от непонятного тихого разговора, спускает голову с печи, видит:  за столом сидит мать, на столе стоит  зажженная керосинка, рядом с ней - сестра Анна, которой было около 12 лет, с тетрадным листком, наклонившись   к керосинке читает. Он вслушался:

-…..здесь очень страшно, люди умирают каждый день, кто от пули, кто от ран, а кто и от голода. Медикаментов нет. Я боюсь, что меня в любой момент могут убить….

Мать испуганно выхватила листок из рук девочки, сказав:

-- Господи, как же это пропустили то…- и добавив обращаясь к ней – иди спать – выбросила листок в печь, смахнув слезу.

Вдруг память быстро нарисовала другую деревенскую избу. За столом сидят двое мужчин. Один молодой лет 25, одет не дорого, но опрятно и чисто. В нем старик узнал себя. Второй лет 50, хозяин дома. На столе картошка, капуста, самогон.  Выпив по рюмки, молодой спрашивает:

-- Ведь вы же с ним вместе уходили, неужели ничего не знаешь?

-- Мы, Никола, не долго вместе были.  После призыва нас привезли в Иркутск, там пробыли всего три дня, затем распределили по военным частям. Меня в пехоту. У отца твоего два класса образования было, а грамотных тогда отдельно собирали. В столовой иногда встречались, парой слов перекинемся и все. Меня первого оттуда увозили… Как сейчас помню: стоит и кепкой мне машет... Не видал я его больше.

-- Похоронка на него пришла в 42-ом, а где, когда и как погиб до сих пор ничего не знаю.  Где захоронен тоже не знаю.

Вот уже видит старик, сидит он на кухне за столом два месяца назад и читает письмо: " … убит 18 февраля 1942 года и захоронен в братской могиле в с. Шляхово Корочанского района Белгородской области".

--Вот и нашел – сказал он сам себе, вытирая слезы.

Старика сейчас же затрясло, да так сильно, что он невольно открыл глаза. Самолет шасси коснулся полосы, приземлившись в аэропорту г. Белгорода.
Жаркий июльский день. К братской могиле подъезжает автомобиль с шашечкой «Такси». Дверца открывается. Сначала из автомобиля появляется палка, затем нога старика, после вторая палка, затем кое-как вылезает старик. Опираясь на обе палки, превозмогая боль в коленях, медленно переставляя ноги, старик идет в калитку к братской могиле. Зайдя в калитку старик, опираясь на палки кланяется в пояс и той же походкой подходит к могильной плите. Слезы катятся из глаз старика, он опускается на колени, палки падают рядом. Старик, стоя на коленях рыдает громко и долго. Затем садится на землю вытаскивает из кармана горсть пшена и разбрасывает вокруг. Из другого кармана достает небольшой мешочек, вытаскивает из него горсть земли разбрасывает вокруг, приговаривая:
-- Земелька родная, Забайкальская.

Через молчание вновь говорит:

-- Вот и встретились с тобой через 70 лет. Всю жизнь тебя искал, а на старости лет нашел. Думал уже не придется навестить…

Долго сидел старик до самого заката, то плакал, то говорил, то молчал. Понимал старик, что всю жизнь жил ради этого дня!


Рецензии