Письма с фронта

Как-то раз, работая в архиве,
Разбирала старые листы.
Мне попала в руки стопка писем -
Пожелтевших весточек с войны.
Предо мною ветхие страницы
Почерком исписаны чужим.
Строчки кое-где слезой размыты,
Временем обтрепаны углы.

Письма друг за другом я читала
Так, что оторваться не могла.
Между мною вдруг и тем солдатом
Ниточка сквозь годы пролегла:
"Здравствуй, Дуся! Тома, Вова, Нина,
Шлю отцовский фронтовой привет.
Редко пишите, мои родные,
Времени у вас, наверно, нет.

Нина, у тебя ведь выпал зубик,
Ты не бойся: вырастет другой.
Вова, ты подрос уже, наверно,
И "воюешь" с старшею сестрой.
Евдокия, если будет худо,
То продай уж мой велосипед.
Если нет нужды, храни покуда.
Я вернусь, придет такой момент.

Зная, Евдокия, твой характер,
Я прошу: плохое не скрывай,
Я могу помочь хотя б словами.
Помни это и не забывай.
Ты пиши мне обо всем подробно:
Как паёк, как дети, огород,
Отелилась ли у вас корова?
Посевная как в селе идет?"

Пишет он: "Спасибо за платочки,
Любовался. Показал друзьям.
Очень уж красивые цветочки
Вышила ты, Дуся, по краям"
Женщины войны! Когда ж вам было
Вышивать цветочки на платке?
Где вы чЕрпали любовь и силу?
Тыл на вас, заботы о семье.

И еще: "Пришли мне, Дуся, книги.
Очень мне они сейчас нужны.
Не забудь словарь по философии.
(Пишет так, как будто нет войны!)
Скоро стану младшим лейтенантом.
Бить фашистов буду, что есть сил.
Остаюсь всегда ваш муж и папка,
Ваш на веки, Фурсов Михаил".

43-й год. Слов нет с ошибкой.
Почерк - позавидует любой.
"Надо же, и это сельский житель", -
С удивлением качаю головой.
Кто он, неизвестный Миша Фурсов,
Что так ровно, грамотно писал?
Тракторист, учитель, культработник?
Может пост какой-то занимал?

Вновь перебираю почту эту,
Мыслями забита голова.
Здесь же среди писем есть газета,
Я её вниманьем обошла.
Лист потертый - "Трудовая слава" -
И заметка в ней обведена.
Фотография: в военном парень.
Я ответ на свой вопрос нашла:

Был редактором у нас в газете,
В первом же своём погиб бою,
Но его слова к жене и детям
Душу растревожили мою.
Странные я испытала чувства,
Жизни новый смысл открылся  мне:
"Боже мой, - подумала я  грустно, -
Как я мало знала о войне".


(Содержание писем М.Фурсова, погибшего в 1943г. на Украине, сохранено)


Рецензии
И мы храним письма папы с фронта. Письма со стихами и рисунками. Нам повезло: папа - артиллерист, дошёл до Берлина и вернулся домой. Сын издал книгу о дедушке и, поработав в архиве, расширил её, рассказав о каждом воине, упомянутом дедушкой. Книгу можно найти в интернете. "От Ленинграда до Берлина. Воспоминания артиллериста о войне и однополчанах". Андрей Марчуков.
Спасибо за трогательный стих.

Галина Марчукова   07.04.2024 14:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за отзыв. Прошу прощения, что запоздала с ответом.
С теплом,

Алёна Сергиенко   14.04.2024 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.