ЛЮСЯ И ЛЮДА

            "Соседским теплом не угреешься" (русск. пог.)
         
            Когда я жила в частном секторе, за парком, в нашем доме на двух хозяев за стенкой жила большая семья, где всем парадом заправляла старшая дочь хозяев, Люда.  За забором же, в соседней усадьбе, тоже жила большая семья, где главной была дочь хозяев, Люся. А у нас только я, муж, и дочь. Наша половина дома была на солнце, и это вызывало зависть соседей за стенкой. Огород, разделённый поровну, казался соседям за стеной больше, наша малина обильнее плодоносила, помидоры были крупнее и слаще, сарай капитальнее, и вообще всё вызывало раздражение и обиду!
          -Эх, если бы упереться в стену, которой перегорожен дом, и подвинуть её - зачем вам, троим,  столько места? – мечтала Люда. Была она злющей старой девкой, и мать её, старуха, была ехидной чрезвычайно! Не раз они доводили меня до слёз. Над общей дорожкой свесится моя верёвка с постиранным бельём - Люда не нагнётся, чтобы пройти! Нет, она вернётся в дом, возьмёт ножницы, и торжественно перережет верёвку, обрушив стираные тряпки в грязь! То объявят с мамашей, что у них малина «плясом» идёт - тут есть, а там нет. Не мы ли собрали?..
       Когда я написала на открытке поздравление с 23-м февраля, Днём Советской Армии, их отцу-ветерану – скандал! Оказывается, мы люди, недостойные даже и соседей поздравить. А из чего это следовало? А из того, что их отец воевал на Западном фронте, где было горячо, а мой – на Восточном, где было потише.
              Люда могла банально зимой заплевать нашу дверь множеством плевков! Представьте 30-летнюю женщину, которая в сильный мороз тужится, стимулируя в себе способность сорок раз плюнуть на соседскую дверь! Наверное, это было непросто, зато какое удовольствие смотреть на замёрзшие, стекающие плевки… Мне казалось, что их составляющая – не слюна, а яд!
           Каждый самоутверждается по-своему...
           Между тем,  наши соседки через стенку, как хозяйки,   были идеальные, и дома у них была аптека – невероятная чистота! Увы, я совсем не могла этим похвастать, что греха таить – грязновато жили. Кроме работы у меня  были общественные нагрузки, я всегда  училась на каких-нибудь курсах, а то и ездила в командировки. Экстраверт – мои интересы  лежали за пределами дома.
            Тем не менее, почему-то, на нашей половине дома и в подвале никогда не водились ни  мыши, ни тараканы. Однажды я, точно, из вагона с вещами перенесла  таракана домой. Он выпрыгнул на моих глазах, и… убежал к соседям! Злые же  соседи не могли отбиться от этих тварей, не раз устраивали нам ревизии на предмет наличия, однако, не обнаружив, всё равно грызли нас, как могли.   
          Горя от них мы повидали немало, страдали от Люды и её  родные,  и другие соседи, и все  мы мечтали, чтобы она вышла замуж! В конце концов, она, уже за тридцать, вышла замуж за водителя по имени Саша. Пьячужка оказался порядочный. Родила сына, но мягче не стала.
                Мы с мужем и дочерью старались что-то не заметить, что-то сгладить – не скандальные мы люди. Защититься толком не умели.      Так страдали от злых соседей, что вылезли из кожи, пошли на всё, и… двадцать пять лет назад  приобрели новую благоустроенную квартиру! Да,  если бы не Люда, мы бы и до сих пор жили в старом, с просевшей крышей, доме, где она и посейчас обитает – иначе не скажешь.
             Свою половину  дома мы продали,  новые хозяева стали почему-то быстро меняться, а последние и вообще забросили свою часть. Подозреваю – неспроста. Старики-родители Люды получили квартиру, и жили ещё долго. Остальные дети разлетелись, только Люда  остаётся старожилом. Сын вырос, шоферит. Считавшая себя умнее всех, Люда не смогла ему дать образования, и хобби у него то же, что  у отца…
             Какой ни неказистый муж Саша у Люды, она им очень дорожит и сильно ревнует. В таких случаях говорят – даже к столбу. Мы за ним ничего такого не замечали, кроме его пагубной страсти к водке и к командировкам. Тоже, видно, экстраверт!
              А за забором, не забывайте, живёт Люся с мужем Колей. Однажды Коля поехал по своим делам в соседнее большое село – Бишкуль. Встретился с другом, «отмечают» встречу  во дворе. Вдруг Коля видит Сашу во дворе соседнего дома.
               - А что ЭТОТ здесь делает? – Удивился он. – Это муж моей соседки Люды. У них сын растёт.
              - Ошибаешься! – Отвечает подвыпивший сосед. – Это муж МОЕЙ соседки Веры, у них дочь!
               Так открылось двоежёнство, и Люда даже выгоняла мужа недели на две…

                Теперь про Люсю, соседку за забором. Была она моложе меня, весёлой, заводной, смешливой, добродушной. Работала бухгалтером. Муж Колька сильно попивал, и побивал. Подрастали два сыночка – Сашка и Витька. Иногда я уговаривала Кольку взяться за ум, не пить, не материться – сыновья растут!
                - Спросят, что такое «ёб твою мать», что скажешь? - Спрашивала я его. Он только смеялся, и тыкал мальчишкам сигарету, чтобы обо всём узнали пораньше. Застолья у них бывали часто, и Колькины мать с отцом,  и Люся гостей жаловали.  А гости бывали – у Люси были свои родители и ещё три сестры, дружились.
                - Сами же спаиваете мужей!- уговаривала я Люсю, но та только смеялась. – Ты же беременная, тебе пить нельзя! – Но там, за забором, веселье шло каждый выходной. Потом у них родилась  Алла. Симпатичная, здоровая  девочка.
                Летом ничего, а вот зимой и с ними у нас бывали конфликты. Помойная яма у них прямо за забором, около нашего дровяного сарая. Намёрзнет у них над  ямой бугор, и все помои сливаются прямо к нам во двор. У них  старуха вредная была. Я чуть не плачу, через невысокий забор уговариваю лить в другое место – каждое утро приходится ломом дверь нашего сарая освобождать от намёрзших соседских помоев, значительную часть которых составляла моча и не только…
               Представьте: зимняя ночь ещё не кончилась, пять часов. Просыпаюсь я – скоро дочь встанет, в доме холодина,  муж ещё с гулянок не вернулся. Надо топить печь. Одеваюсь, сонная иду в сарай за дровами – дверь не отворяется, примёрзла. Хорошо, если  лом  снаружи, а не в сарае. Хоть плачь! Уголь в другом сарае, а ещё золу надо выгрести из печи…
             Тут слышу, и соседи за забором проснулись. Бабка выносит в ведре продукты ночной жизнедеятельности семьи, и льёт их с размаху на свою яму. Они немедленно стекают к нам, и вот я с ломом стою в луже, разбиваю лёд, летят брызги вокруг, и в лицо тоже. Явственно пахнет мочой…
               - Что же вы делаете, Вера Васильевна?
               - А я лью в свою яму! – Говорит Колькина мать, и  идёт в свой сарай, за дровами.
              - Так уже лейте прямо к нам через забор, не стесняйтесь – всё равно здесь будет! – Вопию я, как в пустыне. 
                А больше мы ничего не могли сделать – только попенять.

                Всё это было в восьмидесятые…

               Теперь я живу одна в трёхкомнатной квартире в новом микрорайоне города – с мужем расстались, дочь уехала. Захотела узнать, как поживает Люся – давно не виделись. Знала, что у неё две квартиры в городе – одну получила сама, другая досталась от стариков – их отец также получил квартиру, как ветеран войны. Свекровь, свекор, муж Николай и один из сыновей умерли. Два года назад  видела Люсю  на пляже, отдыхающих с семьёй. Генка, сын, оказался точной копией отца, только тот не сидел в тюрьме, а этот, видно, побывал! Об этом говорили наколки и общий вид. Я не решилась подойти – там шло веселье! И как им пьётся в жаркий день?
                С трудом узнала её адрес. Сегодня поехала. Странно… Она же всю жизнь жила в центре города! Почему вдруг Рабочий Посёлок? Та-а-к, улица  Лазутина, а вот и её номер. Что за дом? Скворечник! Пытаюсь зайти – ворота не открыть – они примёрзли, как когда-то наш сарай. Кричу хозяев – нет ответа. Но ясно – собаки нет. Кое-как пролажу правдами-неправдами,  стучу в дверь.
               -   Кто?
               -  Соседка!
                Открыли.  Захожу. Беднота, убогость, трое маленьких ребятишек… Или четверо?     Люся шокирована. Не ожидала.
               - Люба? Ты как адрес узнала?
               - От твоей сестры Марины. Встретила недавно. Почему по интернету не отвечаешь? Я тебе написала.
               - За интернет нечем заплатить. Я же теперь на пенсии, минималка…
              Ставит чай. Постепенно разговорились. Спрашиваю – отчего муж умер, молодым – пятидесяти не было? Сердце… А сын двадцати трёх лет почему? Так он же больной был. Сначала Люся, мать, его в коляске перевернула – ударился головой. Потом сам два раза откуда-то свалился – тем же местом. Опухоль. Успел жениться, произвести на свет дочь, сейчас она в Чириковке, с матерью.
                - Я видела вас на пляже. Похоже, второй сын у тебя сидел?
                - Да, два раза, за ерунду. Вот его дочери. Сейчас он на заработках, в России. Курс рубля упал, и они там ничего не зарабатывают. С первой женой разошёлся, связался с другой, которая его на 16 лет старше. Сосёт из него деньги… А его первая жена связалась с цыганом, он её приобщил к продаже наркотиков, и она теперь сидит в тюрьме…
               - Говорят, Алла у тебя сильно гуляет?
               - Что делать, женщина-то она молодая, а муж в тюрьме сидит. Так, за ерунду!.. Вот их детки...
               - А куда квартиры-то твои делись?
               - Так я же их разделила детям, они всё промотали, прогуляли, и ко мне же пришли. У меня к тому времени был хороший дом на улице Степной. Жили все вместе. А тут сестре Наде, штукатуру-маляру, пришло на ум бизнесом заняться. Она заложила свою квартиру, уговорила меня  и ещё пару-тройку людей, близких родственников, войти в долю. Приобрела магазин в селе Чириковка. Пролетели все, все лишились собственности, пострадали и посторонние люди, выступавшие гарантами.
                Люсин хороший дом на улице Степной продали с аукциона за бесценок – один миллион двести тысяч тенге. Теперь новый хозяин поставил его на продажу за восемнадцать миллионов! А этот скворечник они… снимают за двадцать тысяч тенге в месяц. Сама Люся могла бы пойти работать, да детей не на кого оставить… Даже телевизора своего нет – хозяйский.
                - Ой, какая беда! – Сочувствую я. – А какие ошибки ты видишь, что сделала по жизни, отчего так всё неудачно получилось?
               - Ошибки? Никаких! Ни одной! Впрочем, сестре не надо было денег давать. И сестры лишилась, и денег. Такая аферистка оказалась! Теперь не общаемся. Она-то в своей квартире живёт!..
                Я предложила Люсе забрать у меня ненужные мне  телевизор и компьютер старых марок, она записала мои телефон и адрес, и мы расстались…
             
              Вот что бывает на свете… Я это не к тому, что отлились кошкам мышкины слёзки, а к тому, что наши дела к нам возвращаются!


Рецензии